Шива Пураны содержат много описаний того, как Шива с незапамятных времён сидит, погружённый в медитацию, на тибетской горе Кайлаш. Он почитается всеми йогами как Бог, а всеми богами – как Верховный Бог, История традиции сиддхаров насчитывает миллионы лет и начинается с рассказа о том, как в огромной пещере в Амарнате (кашмирские Гималаи) Шива посвящал свою супругу Шакти Парвати Дэви в крийя кундалини-пранаяму (искусство достижения контроля над дыханием). Позже на тибетской горе Кайлаш йог Шива дал посвящение и другим, в том числе Маха-Ситтарам Агастьяру, Нанди Девару и Тирумулару.
Южноиндийская традиция выделяет восемнадцать Сиддхаров, которые довели до совершенства свои духовные, интеллектуальные, ментальные, витальные и физические тела. В различных источниках встречаются разные имена этих восемнадцати Сиддхаров, но, по всей видимости, это вариации тех имён, которые перечислены ниже в таблице. Рядом с именем каждого указаны место, где он достиг соруба самадхи (состояния совершенства), имена его гуру, учеников и тот вклад, который он внес в духовную науку.
Кроме этих Сиддхаров, широко известных как «паттинетту» (восемнадцать), есть ещё и ряд других, упоминаемых в различных источниках. Это Конкеяр, Пуннакесар, Пуластияр, Пунайканнар, Пулипани, Каланги, Алуккани, Агапайер, Тхерайяр, Ромариши и Аввай.
В Индийской традиции Сиддхаров делят на Натха, Раса, Махешвара и Сангата. Раса Сиддхары – врачеватели, в то время как Сангата – буддистские Сиддхары. Принципиальных расхождений среди этих групп, в общем-то, нет, и обычно Сиддх был не против оказаться посвященным одновременно в несколько групп. Чтобы считаться Сиддхом не требуется приверженность к какому-то вероисповеданию.
Сиддхары, принадлежащие школе Адинатха, называются «Натха Сиддхами». Их еще называют «канпхата» из-за того, что они прокалывают мочки своих ушей и в каждое отверстие вдевают тяжелое кольцо – даршана. Гаутама Будда обычно изображается с длинными мочками ушей, подразумевая, что и он когда-то носил подобное кольцо. Натха Сиддхары берут свое начало из Северной Индии и в их литературе можно найти тексты по Хатха-йоге, из которых самые известные это «Хатха-Йога-Прадипика», «Гхеранда Самхита» и «Шива Самхита». Все члены данной группы к своим именам добавляют окончание «натх». Слово «натх» означает «господин» и в своем теологическом смысле сводится к наставнику Шиве. В этой связи будет интересно заметить, что слово «натх» происходит от слова, обозначающего веревку в носу животного, используемую для управления им. Возможно, Сиддхары позаимствовали это слово для обозначения человека, контролирующего ум с помощью йоги".
Сиддхары Южной Индии известны как Махешвара Сиддхары, провозгласившие «чистый путь» Тантры (шуддха-марга). В Индии Тантра развивалась по двум направлениям: вама (левая) и дакишна (правая). Вама - (левое течение) следует более ранним традициям Тантры, в которых больше используются мистические обряды и ритуалы, в особенности ритуалы пяти «М», включающие кровавые жертвоприношения, алкоголь и участие женщин. Дакщина-шрота (правое течение) в практике йоги придает основное значение видья (знанию) и, соответственно, называется «чистым путем». Сиддхары Южной Индии принадлежат именно к этому течению.
Тамильские Сиддхары классифицируются по-разному. Согласно одной традиции они делятся на Балаварга, Мулаварга и Кайласаварга. У Тирумулара, Богара и Камбаликкатара мы находим ссылки на то, что они принадлежат к традиции Кайласа, а последний даже приводит список Сиддхаров Кайласа-парампары (Великих мудрецов). Агастья является гуру Кайласаварга Сиддхаров. У Балаварга Сиддхаров первым Сиддхом и гуру считается бог Муруга. Муруга – сын Шивы и Парвати и младший брат Винайаки. В тамильской литературе Сиддхары ведут свое происхождение от Муруги. В описаниях он обладает природой пранавы (АУМ) и сидит верхом на петухе – убийце змей, символизирующих собой цикл воплощений. Муруга шестилик и имеет еще одно имя – Сканда, что является также названием техники удержания энергии семени. Сканда рождается лишь тогда, когда семя сублимируется и достигает центра сахасрары. В другой интерпретации Муруга, в качестве Сканды, пребывает на горных вершинах, которых, согласно традиции, всего шесть и одна из них – Палани.
Восхождение в гору для достижения Муруги символизирует эзотерический процесс возведения пробужденной Кундалини-шакти или силы змеи, к тысяче-лепестковому центру (сахасрара-чакре) на макушке головы. Шесть «опор» или адхар (чакр) – это шесть гор в литературных образах тамильских Сиддхаров, и шесть ликов Муруги являются также их символом. Тирумулар считается гуру Мулаварга-Сиддхаров. Тирумулам – другое название муладхара-чакры, психодуховного центра в основании позвоночного столба.
Согласно еще одной классификации, Сиддхары подразделяются на Иога-, Кайа- и Расавада-Сиддхаров. Йога-Сиддхары, самые старшие, используют йогический метод, то есть Кундалини-йогу, для достижения божественной обители в центре головы. Кайа-Сиддхары, появившиеся после Йога-Сиддхаров, больше заняты преобразованием тела, чем достижением освобождения. Расавада-Сиддхары – алхимики и лекари. Хотя такая трехступенчатая классификация далеко не всегда отвечает конкретному случаю: Богара, например, можно отнести ко всем трем категориям сразу.
Нет единого мнения и в отношении точного количества Сиддхаров. Карай Сиддхар говорит об одном миллиарде Сиддхаров, а в традиции Буддизма их насчитывается восемьдесят четыре. Натха Сиддхаров известно всего девять. В Южной Индии, однако, традиционно упоминаются восемнадцать Сиддхаров (pattinettu chittarkal). Все школы составляют разные поименные списки и редко сходятся в этих именах. Некоторые имена – особенно Горакшанатха и Матсьендранатха - встречаются почти во всех списках. Количество Сиддхаров и их различные списки воссоздают примерную хронологическую картину. Большинство тамильских источников сходятся на том, что Сиддхаров было восемнадцать, и называют их «Паадинен Сиддхаркал». Число «84», встречающееся на севере и «18», распространенное на юге, имеют более мистическое, нежели историческое значение. Число восемнадцать – наиболее употребляемое в «Махабхарате». С этим числом ассоциируется понятие жертвенности и восемнадцать, похоже, считается символом человеческого существа в этом качестве.
В качестве числительного, восемнадцать играет определенную роль в алхимии. Так, в «Васешвара-Даршана» обсуждаются 18 способов производства ртути или 18 способов обработки жидкой ртути. В «Рамаяне» война длилась восемнадцать месяцев, а в «Махабхарате» восемнадцать дней; существует восемнадцать учений (Адатав), восемнадцать согласных и т. д. В соответствии с другой точкой зрения, восемнадцать может относиться к 18-ти «мирам» обычных человеческих существ, а именно: шесть органов чувств, объекты шести органов чувств и шесть форм сознания – уха, носа, языка, глаза, тела и ума. Сиддхары – это те, которые вышли за пределы указанных 18-ти миров. Поэтому их и называют «восемнадцать Сиддхаров» – то есть «победившие восемнадцать миров».
Число восемнадцать занимает особое место и в медицине Сиддхаров. Маккхамуни называет 18 целебных трав. В Кундалини-йоге «18» тоже особое число – после достижения верхнего центра кундалини необходимо пройти еще 18 махавидий – восемнадцать великих премудростей или насыщенных энергией тончайших центров, окружающих область сахасрара-чакры. «Чаттаймуни Джнянам» ссылается на восемнадцать букв, являющихся частью Валаи или Кундалини-шакти.
После слияния с Богом, или конечной реальностью, на духовном плане, что подобно растворению соляной куклы в водах океана, тамильские йога-ситтары прошли через последовательную трансформацию своих интеллектуальных, ментальных, витальных и, наконец, физических тел.
Достигнув такой интегральной реализации, они осуществили божественную трансформацию всей своей человеческой природы. Хотя то, чего они достигли, непостижимо для обычного человеческого разума, изучение их жизнеописаний и текстов даёт нам бесценное осознание внутреннего потенциала человека.
Всё это Ситтары обрели благодаря милости Бога (которого ситтары именовали Шива, Муруган, Вишну или Шакти) и использованию специальных крий (техник) для подготовки своих низших тел к нисхождению божественного. Эти техники в своей совокупности известны как крийя йога сиддханта, то есть практические приёмы йоги, способствующие совершенной реализации Истины, или Бога.
История Сиддхаров будет изложена ниже. Она очень важна для современного человека, поскольку раскрывает способы самотрансформации, которые доступны каждому человеку через использование техник крийя йоги. Более того, она призывает нас не пренебрегать обыденной жизнью в наших поисках духовного просветления, как это делают представители многих религиозных сект и движений, связанных с традицией духовного отшельничества, в том числе некоторые из так называемых групп нью-эйдж, а, наоборот, полностью посвятить свою повседневную жизнь божественной трансформации. Каждый из сиддхаров внёс свой существенный вклад в науку, медицину, литературу, йогу или философию. Работая анонимно и оставаясь "за сценой", они вдохновляют и направляют ищущих в их разнообразных поисках. Этим они способствуют эволюции человечества, его продвижению к более высокому уровню – космическому сознанию.
Более пятидесяти лет назад Анни Безант в книге «Мастера» дала яркое описание их работы: «Бесчисленными путями они помогают прогрессу человечества. Из высшей сферы, где они обитают, они изливают на весь мир свой животворящий свет. Как физический мир существует благодаря жизни Бога, фокусируемой Солнцем, так и Мастера, связанные особым отношением с религиями, используют эти религии в качестве сосудов, в которые они вливают духовную энергию; она распределяется между адептами каждой религии определённым образом – происходит «наделение милостью». Далее идёт интеллектуальная работа, когда Мастера излучают мыслеформы высокой интеллектуальной мощности, которые улавливаются гениальными личностями, усваиваются и передаются миру. На этом же уровне они дают наставления ученикам, указывая задачи, к решению которых им надлежит обратиться. Затем следует работа в более низком ментальном мире: образование мыслеформ, воздействующих на конкретные умы и направляющих их к полезной деятельности в той или иной сфере; обучение обитателей «небесного мира». Большая работа ведётся также в промежуточном мире, где оказывается помощь так называемым «мёртвым». Проводится обучение и наблюдение за молодыми учениками, обеспечивается поддержка многочисленным нуждающимся. В физическом мире, насколько это позволяет закон, корректируются и нейтрализуются неблагоприятные течения, постоянно регулируется равновесие между силами, работающими на эволюцию и против неё, поддерживается добро и ослабляется зло. Мастера управляют духовными силами, действуя в сотрудничестве с Ангелами Наций, подобно тому как другие управляют материальными силами».
Имя | Место самадхи | Гуру | Ученики | Вклад |
Каши (Бенарес) | Шива | Тирумулар, Дакшинамурти, Патанджали, Ромариши, Саттьямуни | медицина, кайя-кальпа, 16 алхимия | |
Анантхасаяна | Шива | Боганатар, Бабаджи, Тируваллувар Мачьямуни, | медицина, кайя кальпа, тамильская грамматика, йога | |
Чидамбарам | Нанди |
| йога , философия | |
Палани | Агастьяр, Каланги Натар | Бабаджи Конканавар, Карувурар, Идай Кадар | йога, кайя кальпа, медицина, алхимия, естественные науки, философия | |
Конканавар |
Тирупати | Боганатар | 557 учеников | известно 25 работ по медицине, йоге, философии, религии |
Тирупарункундрам | Агастьяр, Пуннакесар, Пасундар | Горакнат | известно 10 работ по хатха-йоге и практике тантрической йоги | |
Пойяр(Гирнар)
| Даттатрея (Вишну), Мачьямуни, Аллама Прабу | Нагарджуна | «Авадхута Гита» и 13 других - работ: медицина, алхимия, «Хатха-йоги прадипика», основатель ордена аскетов | |
Саттьямуни | Шрирангам | Нанди, Дакшинамурти | Сундаранандар,.Паамбатти | известно 46 работ: медицина, алхимия |
Сундаранандар | Кудал (Мадурай) | Саттьямуни, Конканавар |
| известны 24 работы: медицина, философия |
Рама Девар (Джакоб)
| Алагар Малай | Пуластияр, Карувурар |
| известны 24 работы: мантра шастра, медицина |
Кудамбай | Майяварам | Алуккани, Сиддха (ученик Идай Кадара) |
| философия сиддхов |
Карувурар | Карувай ( Kapyp ) | Боганатар | Идай Кадар | постройка храма в Танджоре; медицина |
Идай Кадар | Тируванна-малай | Боганатар, Карувурар | Кудамбай, Алуккани | известны две работы по кайя кальпе |
Камаламунияр | Аарур (Тируварум) |
|
| известны две работы по медицине и философии |
Валмики | Эттикуди | Нарада |
| записал эпос «Рамаяна» |
Рамешварам | Нанди |
| «Йога-сутры» | |
Дханвантри | Вайдишваран Ковил |
|
| медицина, алхимия, кайя кальпа известны 22 работы |
Паамбатти | Харишанкаран Ковил | Саттьямуни |
| философия сиддхов |