В ритуальной практике индуизма используется громадное количество ритуальных текстов. Некоторые из них имеют общеиндуистское значение (например, Панча-сукты или Сахасранамы), некоторые используются в отдельных храмах или традициях. Некоторые гимны предназначены для строго определённой цели.
Гимны в основном написаны каким-либо одним литературным стилем — гаятри, ануштубх и другие; в некоторых случаях, для выделения важного фрагмента текста может использоваться другой литературный стиль. Размеры гимна могут варьироваться от одной шлоки до нескольких сотен шлок. Большинство гимнов приписываются определённым мудрецам-риши и имеют свою девату (божество), призываемое и восхваляемое в тексте гимна.
Всего существует более десяти типов гимнов, которые подразделяются на основные типы и вспомогательные типы.
Основные типы
Во всех четырёх основных традициях Санатана Дхармы, которые принимают Веды и опираются на них, пять ведических гимнов считаются самыми важными и именуются «Панча сукты» (pancha suuktam). Панча сукты никоим образом не представляют весь канон ведических текстов, которые используют школы – фактически, Панча сукты являют собою малую часть ведического канонического материала, который используют школы и указывают скорее на показатель принадлежности школы к ведической традиции. Панча Сукты читаются в индуистских храмах во время церемонии абхишеки в следующей последовательности:
Шиваитские: | Вайшнавские: | Смартистские: | Шактистские: |
Рудра сукта | Пуруша сукта | Пуруша сукта | Деви сукта |
Пуруша сукта | Нараяна сукта | Нараяна сукта | Дурга сукта |
Дурга сукта | Шри сукта | Рудра сукта | Шри сукта |
Шри сукта | Бху сукта | Шри сукта | Бху сукта |
Бху сукта | Нила сукта | Дурга сукта | Нила сукта |
Вспомогательные типы
Вспомогательные типы гимнов, в большинстве своём, являются частью (вступлением и завершением) основных гимнов и делятся на две категории — вступительные и завершающие. Вспомогательные типы в основном составлены обычно отличным от основного текста литературным стилем.
Дхьяна (санскр. — dhyana, «сосредоточение»). Дхьяна-шлока или дхьяна-стути — это вступление к основному тексту гимна для улучшения понимания текста и концентрации на нём. Может быть:
Краткое — одна-две шлоки, с кратким предварительным восхвалением божества, к которому обращаются в гимне;
Длинное — в длинную дхьяна-шлоку кроме краткого восхваления божества обычно включают автора гимна, размер, божество; может быть добавлена ньяса, мудры и многое другое.
Мангала (санскр. — mangala, «благословение») — обычно небольшой, в одну-две шлоки, предварительный гимн-благословение перед чтением основного гимна. Мангала-шлока может идти перед, после или вместо дхьяна-шлоки.
Доха (санскр. — doha, «вывод») — завершающий гимн фрагмент, состоящий из одной-трёх шлок, часто написанных иным, чем основной текст гимна, стилем (может быть написан и прозой). В некоторых гимнах за Доха может следовать Пхала-стути.
Пхала (санскр. — phala, «плод [результат]»). В Пхала-стути (Пхала-шлока) даются некоторые наставления по чтению гимна и описание результатов чтения гимна.