Любая периодически повторяющаяся последовательность действий человека, переходящая в привычку, формирует у него определенный стереотип поведения и одновременно вызывает к жизни определенную сущность в тонком мире, возникающую около человека всякий раз, когда включается соответствующая программа. Каждого из нас окружает два типа тонких сущностей, изрядно влияющих на наше поведение. Это фигуры, созданные лично нами, единственные и неповторимые, и сущности, навязанные социальным эгрегором по каналам, связывающим нас с обществом. Это так называемая "тонкая семерка", осуществляющая равнение общества под одну гребенку.
Все личные программы, характерные для общества в целом, формируют большие тонкие Фигуры (так называемая "Королевская семерка"), руководящие своими маленькими подобиями.
"Тонкая семерка" - это джентльменский набор демонов, приставленных к каждому человеку, живущему в социуме - "Черный" отвечает за агрессию, "Желтый" - за обман и самообман, "Серый" одаривает хозяина унынием и пессимизмом, заставляет опускать руки. Достойную компанию дополняют Свинья эгоизма, Дракон самоутверждения и самолюбования, Торопыжка, не дающий сосредоточиться на конкретной цели, и Змей, стремящийся, как поручик Ржевский из анекдота, "все опошлить". Если данные фигуры находятся в определенных рамках, они не очень опасны. Однако, "распустившись", тонкая фигура превращает человека в свое подобие, убивает его индивидуальность и делает его совершенно невыносимым. Люди, держащие свою "семерку" под контролем, обладают яркой индивидуальностью; люди, "съеденные" демонами, похожи на товарищей по несчастью, как зубья одной расчески.
Технология борьбы.
Пока человек не достиг Дивья-бхавы, полностью избавиться от тонкой семерки он не в состоянии. Более того, если он попробует это сделать, то рискует оказаться в положении изгоя. Королевская семерка всегда начеку и наистрожайшим образом карает тех, кто бросает ей вызов. Объявлять тонкой семерке "войну на уничтожение" не требует от нормальных людей (дети Абсолюта и дети Равеновесия в счет не идут - у них свои покровители и свои враги в тонком мире) и высокий эгрегор. Надо лишь добиться того, чтобы демоны повиновались человеку, а не человек - демонам. Тогда в тонком мире образуется как бы ансамбль из семи исполнителей, управляемых человеческой волей, который исправно служит для адаптации человека в окружающем его мире.
Чтобы выстроить правильные отношения с тонкой семеркой, необходимо научиться распознавать ее нашептывания и отделить их от откровений высоких эгрегоров и собственных мыслей. В качестве общей профилактики необходимо прислушиваться и к своим мыслям, чтобы вовремя одернуть поднимающего голову члена (или членов) семерки. Демоны, пытаясь поработить волю своего хозяина, навязывают ему соответствующую установку. Если это удается, человека полностью поглощает одна идея, которая кажется ему его собственной, и которая начинает все явственнее определять его образ мыслей, манеру поведения и поступки. Количество и качество доводов, которыми пользуются демоны, зависит от общего уровня хозяина, однако, если отбросить словесную шелуху, все сводится к семи весьма простым утверждениям, услышав которые из чьих-нибудь уст, вы сможете понять, что этот человек вот-вот попадет (или уже попал) под каблук к "семерке".
Разросшийся до опасных размеров Дракон внушает: "Ты велик.Ты должен понять, что, по правде говоря, на земле никто не сравнится с тобой по уму (силе, красоте, значимости и так далее) Ты - гений, никакая слава и никакая должность не могут быть достойны тебя, великого". Поддавшиеся искушению заболевают культом собственной личности, они очень неприятны в общении и фактически готовы иметь дело только с теми, кто согласен "кормить" их дракона своим искренним восхищением или показной угодливостью.
Разросшийся до опасных размеров Черный внушает: "Опасность близка. Враг не дремлет, он жесток и коварен. Мы окружены, силы не равны, но мы не сдадимся! Ребята, бей!!!" Одержимый Черным или страдает крайней подозрительностью вплоть до мании преследования, или становится фанатиком и агрессором, несущим угрозу как окружающим, так и себе.
Разросшийся до опасных размеров Серый внушает: "Все бренно, все проходит, ты ничего не изменишь, ты никому не нужен и тебе никто не нужен, мир - это склеп, каждый шаг приближает нас к могиле". Одержимый Серым - это пессимист, на которого жалко смотреть, но пообщавшись с которым, хочется или его удавить, или повеситься самому.
Разросшийся до опасных размеров Желтый внушает: "Плюнь на этот никчемный мир, в котором никто тебя не понимает. Пойдем вместе в уготованную нам реальность, где все хорошо, где нас любят и ждут. И вообще, пойдем выпьем!". Одержимых Желтым окружает облако двусмысленности, они часто опаздывают, не выполнят обещаний, долго оправдываются, однако умеют заставить окружающих с собой носиться, возбуждая у них чувство жалости. Не говоря уж о том, что они частенько становятся алкоголиками и наркоманами.
Разросшийся до опасных размеров Торопыжка внушает: "Ну что ты сидишь?! Неужели непонятно, что за тебя никто ничего не сделает, а стоит только замешкаться, как тебя сразу же обойдут, и останешься не солоно хлебавши у разбитого корыта. И это после стольких лет каторжного труда?! Скорее! А то все пойдет коту под хвост!!!" В худших случаях Торопыжка поднимает внутренний ритм человека настолько, что тот перестает адеквано воспринимать реальность и оказывается в психиатрической больнице с диагнозом типа маниакально-депрессивного психоза. На бытовом же уровне одержимый торопыжкой воспринимается как разгильдяй и баламут, который, если и выполнит обещанное (что маловероятно), то все равно дело кончится глупостями и неприятностями, которые будут долго расхлебывать окружающие.
Разросшаяся до опасных размеров Свинья утверждает, что "пора подумать о себе, какое тебе дело до чужих неприятностей и великих целей. Ты слишком много работаешь, и зачем? Лучше просто полежать, отдохнуть, скушать что-то вкусное. И вообще, жизнь нам дается один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно из-за того, что ты мог что-то съесть - и не съел". Поддавшись наветам Свиньи, человек становится рабом своих желаний и фантастическим эгоистом, способным отравить жзнь всем окружающим, от которых требует постоянного обслуживания и потакания ее прихотям.
Разросшийся до опасных размеров Змей внушает: "Ты и впрямь полагаешь, что занят чем-то важным, что эта картина - шедевр, а этот человек - само совершенство? Дурачок ты! Все, что ты делашь - ерунда, такое любой мазила нарисует, а у твоего кумира - большие уши, кривые ноги, и вообще, он похож на павиана! Ха-ха-ха!" Одержимый змеем - циник и профанатор, заставляющий других смеяться над тем, что для них когда-то было свято и, соответственно, предавать самих себя.
Демоны и любовь.
Следует отдельно выделить увертки, которые используют демоны в случае, если хозяин ищет любви другого человека. Разумеется, демоны все сводят к плотским утехам, но по-разному.
Дракон утверждает "Со всеми женщинами не переспишь, но к этому нужно стремиться" или "если ты не нравишься хоть одному мужчине, ты и не женщина вовсе".
Черный утверждает, что "женщина (мужчина) должен быть только твоим. Ее (его) надо сразу поставить на свое место, а всякое сопротивление пресечь в корне!", и вообще "Мужчинам (женщинам) нельзя верить!".
Серый утверждает, что "воздержание - основа секса, а семья - ячейка общества. Так что, если уж, то исключительно в медицинских целях и целях воспроизводства. И с презервативом!!!"
Желтый утверждает, что "лучшая из медитаций - это сексуальная. А если при этом еще и принять что и как следует, то вообще улетишь..."
Торопыжка утверждает, что "главное - разнообразие! Качество здесь - в количестве поз и партнеров!"
Свинья утверждает, что "главное удовольствие - это сексуальное переживвание, было бы глупо упустить случай и не испытать все грани и оттенки, когда радости в нашей жизни столь редки и кратковременны".
Змей утверждает, что "основа любви - секс, а в сексе главное - ощущение греховности и искушение. Чем тоньше, чем глубже - тем сексапильнее. И никакой ответственности, никаких сентиментов! И вообще, давайте споем "а бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк..."
Отделив голоса демонов от голоса высокого эгрегора и собственного "я", можно начинать вводить их в рамки, хотя это легче сказать, чем сделать. Казалось бы, это легче сделать людям религиозным, но, как это ни странно, среди них немало одержимых демонами и извращающих такие основополагающие понятия, как смирение, любовь к ближнему, жертвенность и так далее. Человек может искренне считать себя верующим и поэтому смотреть свысока на других, считая себя вправе их осуждать. На самом деле - это гордыня, один из величайших грехов, а такой верующий служит не Богу, а своему дракону. Религиозные фанатики, готовые растерзать каждого, одержимы Черным, а те, кто обращаются к Богу потому, что в этом мире нет ничего хорошего - Серым. Никакая религия, никакая идеология не является панацеей при борьбе с личными демонами. Только человек как личность может их обуздать.
Борьбу с тонкой семеркой нельзя вести прямо. Самое правильное - относится к ней, как к досадным помехам, несколько замедляющим основное движение человека. На нее надо смотреть внимательно, но боковым зрением, и бороться косвенными методами. При правильном поведении человека, искусно избегающего соблазнов, искушений, обманов, тонкие фигуры уменьшаются в размерах, принимают более удобоваримый вид. Соответственно меняется и их обращение с хозяином. Грубые искушения прекращаются, заменяются более тонкими, что тотчас сказывается на всей картине внутреннего и внешнего мира. Однако никогда не следует отвергать соблазн как таковой, да еще с гордым видом (это чаще всего означает, что отбившись от Свиньи, попадешь в пасть Дракону).
С "тонкой семеркой" легче договариваться, используя доводы и предлог, под которым отказаться, ни в коем случае не делая отказ грубым и принципиальным. Нужно как бы обвести тонкую фигуру вокруг пальцев и при этом ее еще пожалеть. Дескать, предлагаемые ей искушения недостаточо обольстительны, пусть она еще подумает, поработает, а уж следующий раз...
Дракон апеллирует к чувству личной значимости, поэтому ему следует внушить, что лучше всего можно проявить себя в высоком служении. А что может быть выше выполнения возложенной ЛИЧНО на тебя творцом задачи? Поэтому не стоит размениваться по мелочам, а ОТВЕТСТВЕННОСТЬ является продолжением чувства собственного достоинства. И вообще, "если не я, то кто?" Главное - выполнить свой долг до конца, а поставят или нет тебе памятник при жизни - не столь уж важно.
Пример. Сделано важное изобретение, но чтобы внедрить его в жизнь, автору нужно вписать в соавторы своего начальника. Можно удариться в амбицию, а можно внушить себе "Главное - дело! Когда оно будет сделано, можно будет позаботиться и о своем праве, тем более, что все, кто знает меня и Иван Иваныча, прекрасно понимают, кто что стоит. И вообще, любой специалист сразу же раскусит, кто свадебный генерал, а кто - боевой. Так что смирим на время внедрения свою гордыню, а там посмотрим..."
Со Свиньей никогда не стоит бороться в открытую, так как человек существует в материальном мире и состояние его духа связано с состоянием его тела - последнее не стоит изнурять и угнетать чрезмерно. Со Свиньей следует искать разумного компромисса, убеждая ее есть мало и почасту.
Пример. Хочется чего-нибудь вкусненького. По ночам снятся торты и пирожные, а в холодильнике лежит коробка щоколада. Можно ее съесть сразу же, нанеся удар по печени и прибавив в весе, а затем отправиться в магазин за новой. А можно убедить себя "если я сейчас съем этот шоколад, то я не смогу через месяц надеть новое платье, которе мне и так маловато. И вообще, наслаждаться вкусом надо помаленьку. Ведь самые приятные ощущения вызывает только первая порция шоколада. К тому же, если я все слопаю сейчас, мне назавтра ничего не останется, я ведь собирался не выходить в выходные из дому, тем более при такой скверной погоде. А вдруг кто-то придет, а у меня ничего нет? Придется одеваться, выползать из дома... В общем, съем пару конфеток с чаем. И хватит!"
Праведный гнев и страх перед будущим не всегда явдяются достаточной причиной для начала гонки вооружений. Основной метод борьбы с Черным - его игнорирование. Высокий эгрегор сам позаботится о защите своего подопечного, если тот не будет бестолково суетиться. Чрезмерная агрессивность и нервозность только повредят.
Пример. Дурак-начальник - весьма распространенная напасть. Когда на Вас орут, а Вы лишены возможности уйти и не можете защитить себя - не психуйте, не паникуйте, не плачьте, не пытайтесь объясниться (если не уверены в успехе). Скрестите руки на груди, прикрыв центральную чакру (хуже военным, которых распекают в положении "руки по швам"), и... молча рассматривайте богоданного начальничка. Как у того дергаются усы и нос, какие у него зубы, как блестит его лысина, сколько перхоти на воротнике пиджака, сколько сантиметров ему не хватает до нормального роста и сколько килограммов нужно секвестировать до нормального веса.
Можно несколько ослабить поводок вашего Змея. Орущий хам - редкий случай, когда змеиные штучки уместны и полезны. Рассмотрев интересующие Вас детали, постарайтесь нервного руководителя пожалеть. Ведь он эдак доорется до инсульта. К тому же, если кто на работе - тигр, дома, наверняка, овца. Его там пилят, колотят скалкой и отбирают деньги. Змей услужливо покажет вам эту картину в лицах, и Вы окончательно развеселитесь.
Александр Сергеевич Пушкин советовал "откупорить шампанского бутылку иль перечесть женитьбы Фигаро!" Этот совет не утратил актуальности и по сию пору, во всяком случае, когда внешних причин для уныния нет. Если же они имеются, то надо лечить одновременно и причину, и симптомы. Главное - помнить "Под лежачий камень вода не течет" и "Жизнь прекрасна и удивительна". Не стоит уподобляться ослику Иа из "Винни-Пуха", тем более что тому, чтобы развеселиться, понадобилось лишь внимание друзей. Именно внешнее одиночество и является средой, в которой растет Серый. Причина же одиночества часто коренится в самом человеке. Научитесь общаться с людьми - и вам полегчает.
Пример. Человек стесняется своей непривликательной наружности, не знает куда деть руки-ноги. Его друзья и ровесники обзавелись семьями, сделали карьеру, а он никому не нужен, и вообще неудачник. Прежде всего - встать с утра и открыть форточку (как ни странно, Серый боится свежего воздуха), затем позвольте себе маленькие радости (чашка кофе, апельсин, хорошие сигареты). Пересильте себя и сходите туда, где вам когда-то нравилось (в кино, в театр, на стадион, в лекторий), постарайтесь завязать "знакомство по интересам". По дороге разберите по косточкам себя, отсеките недостатки и сосредоточьтесь на достоинствах и на том, как их подчеркнуть. Красивые ноги нуждаются в хороших чулках и туфлях. Умение разгадывать кроссворды - в благодарной аудитории, кулинарный талант - в дегустаторах, и так далее. Чаще говорите себе - "я умею то, что не умеет ни директор Иван Иванович, ни красотка-секретарша Жанночка, честное слово, они милые люди и мне так их жаль. Я постараюсь им помочь". Почувствуйте себя нужным и талантливым, и все будет хорошо.
Это тема практичски не затронута в развитии человечества, а ведь культура самообмана у нас находится на отвратительно низком уровне. Пьяница, просыпающийся с больной головой и искренне дающий клятвенные обещания себе, жене и теще "завязать", - не пример для подражания. Для борьбы с Желтым надо провести анализ внешней жизни и сопоставить свою точку зрения на себя и окружающих с их мнением, хоть это и неприятно. После этого надо постараться запоминать сказанное как вами, так и другими людьми (иногда стоит перепроверять собственную память), не давать хотя бы внешних клятв и обещаний, уважать чужое мнение, побольше слушать и поменьше говорить.
Пример. Человек постоянно себя жалеет, потому что у него складывается все не так блестяще, как хотелось бы и как ему в детстве пророчила бабушка. По вечерам он напивается и начинает чувствовать себя увереннее и комфортнее, потом он клянется больше этого не делать, а с понедельника делать по утрам зарядку и записаться в кружок английского языка, но в воскресение он поздно ложится, утром болит голова и он идет за пивом.
Найдите ответственного человека (возможно, из тех, кто вас жалеет) и попросите его вас разбудить. По дороге попросите его повторить то, что вы наговорили ему вчера спьяну по телефону, и оцените это на трезвую голову. Посмотрите на себя в зеркало и спросите, что про вас говорят. Обдумайте это и найдите, какой из ваших недостатков легче всего исправить.
Борьбу с Желтым лучше начать с разовых и простеньких дел - подстричься, вернуть книги в библиотеку, выбросить пустые бутылки, и так далее. Причем каждый ваш подвиг должен быть свершен на глазах у других, чтобы все говорили "Иванов, какой молодец, никогда бы не подумал! У него есть сила воли!". Главная опасность в борьбе с Желтым - переусердствовать с самого начала, поставив себе нудную и невыполнимую цель, или удариться в самоуничижение.
Припомнить народные мудрости "Поспешишь - людей насмешишь", "Тише едешь - дальше будешь!", "За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь", "Семь раз отмерь - один отрежь", "Спешка нужна при ловле блох", "Скоро хорошо не бывает", и так далее. Здесь очень важно понять следующее: высокий эгрегор не рассчитывает на пронырливость и суетливость, ему нужно видеть через человека материальный мир и транслировать через него свою волю, которая выражается не в конкретных делах, а в формировании личности и выполнении ею возложенной на нее миссии длиною в жизнь. Обуздать торопыжку можно только волевым усилием.
Пример. Дано задание. Прежде чем бросаться его выполнять, надо убить в себе героя анекдота, заявившего "чего думать - трясти надо!". Золотое правило - сначала обдумать проблему в целом, наметив не менее четырех вариантов ее решения (даже нелепых). Затем наметить график, разбив на этапы. После завершения каждого этапа пообещать себе что-нибудь приятное. Затем договориться с людьми о совете и помощи, причем сделать это так, чтобы срыв какой-то встречи был для вас крайне неприятным. И следить за собой - не опаздывать (лучше поставить часы на 10 минут вперед), не говорить "гоп", пока не перепрыгнешь, и представить себе, как все удивятся, когда вы придете куда-нибудь вовремя и со сделанной работой. Ради того, чтобы посмотреть на вытянутые физиономии коллег, стоит постараться!
Борьба со Змеем сводится к утверждению верности своему высокому эгрегору через внутреннее отстаивание его системы ценностей. Змей никогда ничего не предлагает: его дело - опошлить под видом раскрытия глаз на истину. Не верьте! "У мерзавца в устах даже правда становится сплетней!" Против Змея очень хорошо помогает хорошая музыка. Конечно у всего есть смешная сторона, но она не является определяющей. Поработайте на контрастах. Можно послушать Высоцкого, чередуя его сатирические песни с песнями о войне и о любви, и станет ясно, что высмеивать можно не все, а насмешка может идти и от любви, и не быть ни злой, ни циничной.
Пример. Ваш ребенок дразнит всех в классе, рисует карикатуры, вредничает как может. Не ставьте его в угол, а постарайтесь, во-первых, по доброму рассмешить, во-вторых, растрогать, рассказав какой-то сентиментальный случай с ужасными несчастьями и счастливым концом (лучше всего из жизни животных или "когда я был маленьким"), внушите ему симпатию и уважение к кому-нибудь или к чему-нибудь, а потом устройте так, чтобы кто-то попробовал над этим поиздеваться (грубо и не очень умело), Надо, чтобы ребенок бросился на защиту своих высоких чувств. Если человек плачет над книгой и бросается в бой за свой идеал, Змею приходится уползать в нору. При этом следует помнить, что "смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно."
Эго есть отождествление с определенным организмом тело-ум (нама-рупа – имя и форма) как отдельной сущностью, способной на личное действие. Безличностное сознание является тем, что отождествляется с каждым человеческим существом и создает отдельную сущность. Из этого с достаточной очевидностью следует, что по сути своей каждое эго может быть только безличностным сознанием, Самостью, Источником. Другими словами, Та Самость стала этой отдельной сущностью, которая вынуждена проживать свою жизнь в тех обстоятельствах, в которые она была помещена.
Невозможно однако, игнорировать тот факт, что хотя по сути своей индивидуальное человеческое существо на самом деле является Самостью -- «это» по сути своей есть ТО – в действительности именно «этому» индивидууму приходится сталкиваться с тревогами и невзгодами повседневной жизни. И проблемы повседневной жизни «этого» не могут быть разрешены простым утверждением, что «это» по сути своей является ТОЙ Самостью. Этот момент четко не осознается теоретиками Адвайты.
Другими словами, адвайтист должен быть в состоянии решать проблемы «этого» индивидуального человеческого существа в его повседневной жизни. Бесполезно говорить этому индивидууму, чтобы он отказался от своего эго, чтобы убил эго. Ты и есть эго. Как можно просить тебя «убить эго»? Это Божественная шутка.
Так почему же Источник создал фиктивное «это-я», которое страдает от проблем повседневной жизни? Это обоснованный вопрос, который не может игнорироваться адвайтистом. Ответ довольно прост. Непроявленная единственность как потенциальная энергия была вынуждена активизировать себя в качестве проявления в двойственности: большой взрыв создал проявленную вселенную, основой которой является двойственность, начиная с мужского и женского – все мыслимые взаимозависимые противоположности. Функционирование этой проявленной вселенной есть «жизнь», какой мы ее знаем.
Основу повседневной жизни составляют межчеловеческие отношения между «мной» и «другим». Чтобы происходила жизнь, какой мы ее знаем, – игра или лила Бога – должны иметь место и межчеловеческие отношения; а чтобы межчеловеческие отношения имели место, должны были быть созданы многие эго, обладающие ощущением личного действия. Очевидно, что именно безличностная энергия функционирует через каждый индивидуальный механизм тело-ум, который производит то, что ему полагается производить в соответствие с Божьей Волей/Космическим Законом. Индивидуальному эго, однако, полагается думать, что оно является лицом, совершающим «действия», не понимая, что все просто случается.
Это в какой-то мере похоже на то, как электричество функционирует через каждый отдельный электроприбор, и при этом электроприбор, если бы мог поддаваться внушению, думал бы в терминах «меня», который производит жареные хлебцы или производит тепло или свет. В этом и состоит весь процесс духовного поиска: Божественный гипноз создает ощущение личного действия, и Божьей волей начинается процесс уничтожения этого ощущения личного действия, ведущий в некоторых особых случаях к осознанию (реализации) себя или просветлению.
Возникает вполне обоснованный вопрос: если индивидуальное эго не является субъектом какого-либо действия, тогда как же функционирует тело-ум? Ответ заключается в том, что через организм тело-ум всегда функционирует Источник, безличностная энергия, верит эго в то, что является лицом, выполняющим действие или нет. То что запускает механизм действия является «рабочим умом», функционирующим в настоящий момент. Индивидуальный «делатель» -- это «думающий ум», который хочет знать, что же случится со «мной», после того как действие будет совершено; что произойдет, если действие будет неудачным, или еще что-нибудь в том же духе, что относится к иллюзорному будущему. Единственным способом, которым «думающий ум», «обезьяний ум», концептуализирующий ум – создающий ненужные страхи и надежды в иллюзорном будущем – может быть успокоен, это случай, когда имеет место полное приятие того факта, что единственным субъектом действия является Бог, Самость, делающая все, что необходимо, в соответствии с Космическим Законом, и таким образом, просто не может быть никакого «я» или «другого» в качестве индивидуального лица, выполняющего действие.
Другой правомерный вопрос: Если я не являюсь лицом, выполняющим действие, почему с меня следует спрашивать за мои действия? Ответ таков: Бог делает возможным выполнение какого-то действия, которое индивидуум должен принять как свое собственное в том обществе, в котором живет, и Бог ожидает, что индивидуум примет вердикт общества, касательно последствий того действия, как часть его повседневной жизни, над которой ни у одного индивидуума никогда не было контроля. И важным фактом является то, что даже когда общество налагает на меня ответственность за «мое» действие, зная, что это действие не мое, я никогда не испытываю страха перед Божьей карой. Мне не приходится бояться Бога, и таким образом, ничто не препятствует моей любви к Богу. Действие и его последствия – на благо или во зло – никогда не были подконтрольны человеческому существу.
Ахамкара, будучи энергией, стоящей за эго, является базисом всех привязанностей. Именно ахамкара находится в пище, с помощью которой человек поддерживает свою жизнь. Единственный реальный способ решить эту проблему заключается в преобразовании ограничений ахамкары соединением с ее противоположностью: Шивой. Тогда ограничения будут преобразованы в сбалансированную космическую индивидуальность.
Влечение к богу/богине, к высшей силе, является единственным средством исцеления души.
Ртуть, как семя бога Шивы, является физическим воплощением огня преобразования (теджас). Она может давать организму невероятные количества теджаса, который способен «переваривать» почти все. Это означает вываривание физических веществ и «вываривание» объектов восприятия пяти чувств, а также «вываривание» опыта. Парада может также наделять человека неограниченным количеством праны. Вместе с праной и теджасом, огнем и водой, парада способна даровать и неограниченный оджас.