Часть I.

Саманвая адхьяя

1.

Исследование Брахмана и его предпосылки. Теперь, поэтому - исследование Брахмана.

Определение Брахмана. (Брахман есть то), из чего возникновение этого (мира).

Брахман постижим только через шастры. Поскольку шастры являются источником (или средством) правильного знания, но этот (Брахман должен быть познаваем только из шастр), поскольку это - главная цель (текстов Веданты).

Брахман постижим только через шастры.

Брахман (разумный принцип) есть первопричина. Вследствие видения (мышления, приписываемого в Упанишадах Первопричине) не (прадхана указывается в Упанишадах в качестве первопричины, поскольку допущение, что) она (является первопричиной) не согласуется с писаниями. Если скажут, что (слово "видение, мышление") используется в образном смысле, (ответим) - "нет", поскольку слово "Атма" относится к причине мира. (Прадхана не может обозначаться термином "Я"), поскольку спасение (мокша) обещано тому, кто предан этому. И (не может обозначаться словом "я") поскольку не утверждается, что Это (Сат) следует отбросить. Вследствие погружения в своё собственное Я (Я не может быть прадханой). Вследствие единообразия взглядов (текстов Веданты Брахман должен считаться причиной). И поскольку это прямо заявляется в Шрути.

Анандамайа есть Пара Брахман. "Анандамайа" (означает Парабрахман) вследствие повторения (слова "блаженство", указывающего на высочайшее Я). Если (возразят, что "анандамайа" - состоящий из блаженства" может) не (означать высшее Я), вследствие того, что это слово означает видоизменение, превращение или продукт, (возражение) не (верно), всделствие изобилия (на которое указывает "майа"). И поскольку он провозглашается причиной этого. Кроме того, о том самом (Брахмане), о котором говорилось в разделе мантры, поётся (т. е. в тексте брахмана о нём говорится, как об Анандамайе). (Брахман, а) не другой (не индивидуальная Душа, имеется в виду здесь), в следствие невозможности (такого предположения). И вследствие провозглашения различия (того, о чём говорится "Я, состоящее из блаженсива" и индивидуальной души). Вследствие желания (и волеизъявления, упомянутых в тексте, даже иносказательно) не можем утверждать, что "Анандамайа" означает Прадхану). Кроме того оно (писание) учит о соединении этого (индивидуального Я) с тем, состоящим из блаженства.

Существо, пребывающее в Солнце и в глазу, есть Брахман. Существо внутри есть Брахман, поскольку о Его атрибутах учат так. И существует другой (Господь, отличный от индивидуальных душ), вследствие провозглашения отличия.

"Акаша" следует понимать как Брахман. Слово "Акаша" означает здесь "Брахман", вследствие признаков (что имеется в виду именно Брахман). "Прана" следует понимать как Брахман. По этой же причине и слово "прана" (дыхание указывает на Брахман). Свет есть Брахман. Свет вследствие упоминания стоп (в месте, связанном с текстом о свете). Если скажут, что не о Брахмане говорится, вследствие указания "Гайатри" (размера), - (ответим) нет, потому что так (посредством размера) провозглашается наложение ума на Брахман, как это можно видеть (в других текстах). И также поскольку (только так) возможно утверждение, что существа и т. д. являются стопами. Если скажут, (что Брахман в части текста о Гайатри нельзя узнать в части текста о свете), вследствие различия обозначения, (ответим) - нет, поскольку в обоих (обозначениях) нет ничего противоречащего (узнаванию).

Свет есть Брахман.

Прана есть Брахман. Прана есть Брахман, поскольку это видно (из соответствующих соображения, относящихся к тексту о пране). Если скажут, что (не имеется в виду Брахман), вследствие того, что говорящий учит о себе, (скажем) - нет, поскольку имеется много ссылок на внутреннее Я в этой (упанишаде). Утверждение (как подтверждает Шрути, сделанное Индрой, что он един с Брахманом), возможно вследствие осознания, как в случае Вамадевы. Если же скажут, что не (Брахман это) вследствие признаков, характерных для индивидуальной души (дживы) и главного жизненного воздуха (праны, скажем) - нет, поскольку (тогда) была бы предписана тройственная медитация (упасана) поскольку слово "прана" (в Шрути) понималось (как "Брахман"), а также поскольку здесь (слова, указывающие на Брахман), используются по отношению к Пране.

2.

Маномайа (образованное из ума) есть Брахман. Поскольку (во всяком месте Веданты) учат, (что Брахман) хорошо известен (как причина мира) в Упанишадах. Кроме того, качества (гуны), которые хотят выразить, возможны (в Брахмане). С другой стороны, поскольку (качества) невозможны (в ней), не воплощённая (душа указывается посредством слов "маномайа" и т.д.) Вследствие утверждения о достигаемом и объекте достижения (карма, "тот, кто состоит из ума", Манамайа, указывает на Брахман, а не индивидуальную душу). Вследствие различия слов, и из Смрити также (знаем, что воплощённое Я отлично от того, о ком говорится). Если скажут, что не (говорится о Брахмане) вследствие малости обители (сердца), а также вследствие упоминания об этом (малости, ответим) - нет, поскольку (на Брахман) следует медитировать таким образом, и поскольку данный случай подобен случаю пространства. Если скажут, что (т.к. Брахман связывается с сердцами всех индивидуальных душ), Он должен ощущать (удовольствие и страдание, мы скажем) - это не так, вследствие отличия в природе (обоих).

Поедающий есть Брахман. Поедающий (есть Брахман), поскольку и подвижное и неподвижное поглощается (им как пища). И вследствие контекста.

Обитающие в скрытом пространстве сердца - это индивидуальная душа и Брахман. Двое вошедших в скрытое пространство - это воистину, индивидуальная душа и Высшая Душа, поскольку это видно. И вследствие различия качеств (обоих, упоминаемых в последующих текстах).

Существо, находящееся в глазу, есть Брахман. Существо внутри (есть Брахман), вследствие (того, что упоминаемые атрибуты) соответствует (только Брахману). И вследствие утверждения о месте и прочем. И вследствие утверждения о пути того, кто познал истину Упанишад. (Именно оно является высшим Я), а не кто-либо другой (индивидуальная душа и т.д.), поскольку они не существуют всегда; и вследствие невозможности (приписать колму-либо из них качества того существа).

Внутренний правитель есть Брахман. Внутренний властитель в богах и прочем (Брахман), поскольку упоминаются его атрибуты. И не есть то, о чём учат в Смрити санкхьев (т.е. не Прадхана), вследствие упоминания качеств, противоположных её природе. И воплощённый (не есть Внутренний Правитель), поскольку обе (редакции, т. е. Канва и Мадхйандина Шакхи Брихадараньяка Упанишады) также говорят о ней, как об отличной.

То, чего нельзя увидеть - Брахман. Обладающий качествами, такими как невидимость и т.д. (Брахман), вследствие сказанного о Его качествах. Двое других (индивидуальная душа и Прадхана) не есть (источник всех существ), поскольку говорится об иных атрибутах и отличиях. И вследствие упоминания (его) формы (текст говорит о Брахмане).

Вайшванара есть Брахман. Вайшванара - вследствие отличия, определяемого обычными терминами ("Вайшванара" и "Я"). Поскольку та (космическая форма Высшего Господа), что описывается в Смрити, есть характерный признак (из которого мы выводим значение текста Шрути). Если скажут, что (Вайшванара) не есть (Брахман) вследствие используемого термина (Вайшнавара - желудочный огонь) и вследствие его пребывания внутри, (скажем) - нет, поскольку есть наставление для постижения (Брахмана) как такового), а также поскольку они (ваджасанейны) описывают его как человека. По этим же причинам (Вайшванара) не может быть божеством или элементом (огня). Джаймини (утверждает) нет противоречия, даже (если как Вайшванара, Брахман) непосредственно (принимается в качестве объекта поклонения). Ради медитации (или чтобы постоянно помнить) - так говорит мудрец Бадари. Вследствие воображаемого тождества (т.к. Высшего господа можно назвать "Прадешаматра" - широко простирающимся) - так говорит Джаимини, поскольку это провозглашают (Шрути). Кроме того (джабали) учат, что (на Высшего Господа следует медитировать) в этом (пространстве между головой и подбородком).

(на Высшего Господа следует медитировать) в этом (пространстве между головой и подбородком).

3.

Обителью небес, земли и т.д. является Брахман. Обителью небес, земли и прочего является вследствие термина "собственное" (Я). Вследствие утверждения (в писаниях), что это должно быть достигнуто освобождёнными. (Обителью) не является то, что выводится путём умозаключения (Прадхана), поскольку нет термина, указывающего на неё. И также индивидуальная душа (джива). Вследствие упоминаемого различия (дживы и обители небес). Вследствие обсуждаемого предмета (и двух состояний) пребывания непривязанным и поедания (первое характеризует Высшее Я, а второе индивидуальную душу).

Бхума есть Брахман. Бхума, поскольку о нём учат после поучения о состоянии глубокого сна (т.е. поучения о Пране). И вследствие того, что атрибуты (присущие Бхуме) свойственны (только Пара Брахману).

Акшара есть Брахман. Непреходящее (есть Брахман), вследствие поддержания всего, вплоть до Акаши. Это (поддержание) вследствие владычества. И вследствии отделения от этого, природа отлична (от Брахмана).

Высшая личность, на которую следует медитировать, есть высший Брахман. Вследствие упоминания о Нём, как об объекте созерцания, Тот (есть Брахман).

Дахра, "малый акаша", есть Брахман. Малый (есть Брахман) вследствие приведённых далее доводов (утверждений). Вследствие акта вхождения (в Брахман) и вследствие слова ("Брахмалока"); так это видно (из прочих Шрути, вхождение душ в Брахман) есть знак (посредством которого можем истолковать слово "Брахмалока". Кроме того, и вследствие поддерживания, малый Акаша должен быть Брахманом, поскольку такое величие наблюдается только в этом. Также, вследствие хорошо известного значения ("Акаша" - Брахман). Если скажут, что имеется в виду другой (т.е. джива), вследствие упоминания о нём (в дополнительном тексте, скажем) - нет, вследствие невозможности. Если скажут, что по следующим текстам (имеется в виду индивидуальная душа, мы скажем, что), точнее, (индивидуальная душа), когда проявилась её истинная природа (неотличная от Брахмана). И упоминание - для иной цели. Если скажут, что вследствие провозглашения в Шрути малости (может иметься в виду не Брахман, скажем) - это уже объяснялось.

Всё сияет благодаря Брахману. Из-за действия вслед Его. Кроме того, и Смрити говорят (как о свете вселенной).

Существо размером с большой палец есть Брахман. Из-за самого слова ("Господь", прилагаемого к нему) измеряемое (размером пальца есть Брахман). Но по отношению к сердцу, поскольку лишь человеку дано право (на изучение Вед, практику медитации и достижение самоосознания).

Дэвы также имеют возможность (изучать Веды и медитировать на Брахман). Также и (существа) выше их (людей, имеют право) вследствие возможности, согласно Бадарайане. Если скажут что (телесность богов влечёт) противоречие жертвоприношениям, - нет, поскольку (в писаниях) мы обнаруживаем принятие множества (форм в одно и то же время). Если скажут, что (противоречие) в отношении слова, (скажем) - нет, поскольку мир возникает (из слова), как известно из непосредственного восприятия (Шрути) и заключения (Смрити). Из этого же следует вечность (Вед). Вследствие подобия имён и форм (нама и рупа, в каждом новом цикле), нет противоречия (вечности слов Вед), даже в образовании мировых циклов, как видно из Шрути и Смрити. Вследствие невозможности (для богов совершать) Мадху Видйу и т.д., Джаимини (считает, у них) нет возможности (практиковать упасану, Брахма Видйу, познавать собственное Я). И (не обладают возможностями), поскольку (слова "солнце", "луна" и т.д. обозначающие соответствующих богов) используются в смысле простых сфер света (Джйотиши). Бадарайана же (говорит о) существовании (вощможности); ведь есть (тексты, указывающие, что тела, желания и т.д., дающие способность к знанию Брахма Видьи существуют у богов).

О праве шудр изучать веды. (Царь Джанашрути) испытал скорбь, услышав презрительные слова (сказанные о нём мудрецом в образе лебедя), вследствие его погруженности в скорбь (Раиква) назвал его шудрой; на эту (скорбь) указывал Раиква. И поскольку принадлежность к кшатриям (Джанашрути) известна благодаря признаку, (состоящему в упоминании его) вместе с Чаитаратхой (который был кшатрием), поскольку очистительные церемонии упоминаются (в случае дваждырождённого) и об их отсутствии говорится (в случае шудры), и вследствие склонности (Гаутамы передавать знание) по установлении непринадлежности к шудрам, и вследствие запрещения в Смрити (шудрам) слушать, изучать, истолковывать.

Прана, в которой трепещет всё, есть Брахман. Вследствие вибрации (упоминаемой применительно ко всему миру).

"Свет" есть Брахман. Свет - вследствие того, что (слово "Брахман") виден (встречается в тексте писания).

Акаша есть Брахман. Акаша - поскольку утверждается, что он нечто отличное и т.д. (от имён и форм).

Я, состоящее из знания, есть Брахман. Поскольку о Высочайшем Я говорится как об отличном (от индивидуальной души) в утверждениях о глубоком сне и смерти. (Упоминаемое Существо есть Брахман), потому что к Нему отнесены слова (Господь и пр. -"Он есть правитель, властитель, господь всех" - Бр. Уп IV-4- -22).

4.

Термины "Махат" и "Авйакта" в Катхопанишад не относятся к "Таттвам" Санкхьи. Если скажут, что в некоторых (редакциях Вед) то, что выводится (Прадхана) также (упоминается, скажем) - нет, поскольку (слово "Авйакта") используется в сравнении, относящемся к телу (означает тело, а не Прадхану санкьев; Шрути это) также объясняет. Но (под словом Авйакта имеется в виду) тонкое (причинное тело, сукшмаупадхи) вследствие возможности (обозначать его так). Вследствие его зависимости разумно. И поскольку не упоминается, что (Авйакта) должна быть познана (она не может быть Прадханой). И если вы утверждаете, что текст говорит (о Прадхане как объекте познания), мы отвергаем это; ведь речь идёт о разумном (высшем) Я, вследствие общей темы. И вопрос и объяснение касаются только трёх вещей (не Прадханы). И (использование "Авйакта") подобно использованию термина "Махат".

Слово "Аджа" в Шветашватара Упанишад не означает Прадхану. Поскольку не приводится особая характеристика, как в случае чаши. Но (подразумеваются элементы), начиная с света, поскольку некоторые читают так в своих текстах. И вследствие утверждения о принятии (метафоры) нет ничего противоречащего рассуждению (в понимании Аджа, как причинной материи), как в случае мёда (указывающего на Солнце в Мадху Видья ради медитации) и в подобных случаях.

"Пятижды пять" (Панча-панчаджанах) не относится к двадцати пяти категориям Санкхьи. Даже из утверждения о числе (о двадцати пяти категориях в Шрути) не (следует заключать, что указывают на Прадхану), вследствие отличий (в категориях и превышения числа категорий Санкхьи). (Упомянутые Панчаджанах, пятеро людей есть) жизненная сила и т. д., (как видно) из дополнительного текста. В тексте некоторых (редакций), где не упоминается пища, ("пять" получено) благодаря "свету" (упоминаемому в предыдущем стихе).

Брахман есть первопричина.

Брахман есть первопричина. Хотя в текстах Веданты есть противоречие в отношении сотворённых вещей, таких как Акаша и прочее, такого противоречия нет в отношении Брахмана как первопричины, поскольку в одном тексте о нём говорится так же, как в прочих. Вследствие связи (с другими текстами о Брахмане, "несуществование" не означает абсолютного Несуществования).

Тот, кто является создателем Солнца, Луны и т. д. есть Брахман, а не Прана и не индивидуальная душа. Поскольку означает мир (джагат). Если скажут, что вследствие признаков Дживы и главной Праны (Брахман в тексте) не (указывается словом "материя, ответим, что это уже объяснялось. Но Джаимини полагает, что (указание на индивидуальную душу) имеет другую цель, вследствие вопроса и ответа; кроме того, так же и некоторые (ваджасанейины толкуют свои тексты).

Атман в Брихадараньяке Упанишад II.4.5, который можно увидеть посредством слушания и т.д. есть Брахман, а не Дживатма. Вследствие совместного значения изречений. (Что о Дживатме учат как об объекте осознания) характерный признак, являющийся доказательством утверждения; так считает Ашмаратхйа. (Первоначальное утверждение отождествляет индивидуальную душу с Брахманом) поскольку душа, когда оставит (тело), такова (едина с высшим Я), так считает Аудуломи. (Первоначальное утверждение сделано), поскольку (высшее Я) существует в состоянии (индивидуальной души); так полагает мудрец Кашакритсна.

Брахман - и действующая, и материальная причина (пракрити). И материальная причина, поскольку (это) не находится в противоречмм с утверждениями и примерами (в Шрути). Вследствие утверждения о воле (или размышлении - Абхидхья, при сотворении, Оно является материальной причиной). И поскольку Шрути говорит, что и то и другое имеют Брахман в качестве материальной причины. (Брахман - материальная причина), поскольку Он создал себя сам, подвергаясь изменению. И поскольку Брахман зовётся источником. Этим разъясняются все (учения о происхождении мира, противоречащие текстам Веданты).

Далее Часть II. Авиродха Адхьяя