Дракон Гордыни


гордыня — серьезная преграда на пути Богоосознания. Пока человек гордится собой, он остается все той же крошечной дживой и не в силах достичь Божественности.

«Все грехи мерзостны пред Богом, но мерзостнее всех гордость сердца» (преп. Антоний Великий).

Первый эгрегор - Дракон Личного Самоутверждения (управляется Юпитером и Плутоном). Он трехголовый: первая голова гордо поднята вверх, вторая смотрит на первую, а третья вытянулась и ищет почитателей. Хорошо откормленный дракон у заслуженных артистов, больших начальников. Был просто инженер, тут повышение -он становится начальником цеха и вдруг, походка изменилась: живот вперед, голова гордо поднята, смотрит на всех «начальственным» взглядом - дракон натуральный! Уволили - стал опять обычным человеком. Дракон проявляется в каждом, когда вы красиво одеты, поступь становится гордой, взгляд уверенный, если во внешности что-то не так, и вы это знаете - голова втянута в плечи, шаги маленькие, неуверенные. Как и все остальные тонкие фигуры, дракон является социально наведенным, т.е. потребность в личном самоутверждении присуща человеку именно как социальному индивиду, но не как духовной сущности ("блаженны нищие духом"). Жажда социального признания, стремление к сбору максимального числа знаков любви, внимания и почитания, желание славы - из этих семян, посеянных социальным эгрегором, у человека вырастают программы подсознания, вызывающие к жизни дракона самоутверждения.

Тем не менее, социум, по крайней мере, в его нынешнем виде, нуждается в том, чтобы его члены обладали честолюбием и стремились к социальному раскрытию своей личности - это альтернативный палке способ заставить человека трудиться на благо общества.

В развитом виде этот дракон трехглавый: первая голова горделиво поднята вверх и величественно-снисходительно смотрит на весь нижележащий мир; вторая голова, наоборот, снизу с восхищением, любовью и преданностью смотрит на первую, а третья вытянута вперед и внимательно озирает окрестности в поисках очередного объекта, способного восхититься и оценить драконьи достоинства.

Однако количество голов, размер дракона и его взаимное расположение с человеком могут быть очень разными, символизируя особенности подсознания и мировоззрения человека. Приведенные ниже варианты и толкования отнюдь не исчерпывают всего богатства возможных ситуаций и должны рассматриваться читателем лишь как общие указания и иллюстративный материал.

Большой, хорошо откормленный дракон, на котором хозяин удобно располагается верхом, означает, что человек раскрыл социуму свою личность и получил полное одобрение - это вариант популярного артиста. Здесь опасность в том, что большой дракон очень прожорлив и требует ежедневной доли приношений; если хозяин ему их не обеспечивает, то дракон взбирается на него верхом, и это очень неудобно и тяжело, и человеку приходится полностью подчинить свое поведение желаниям дракона, даже ценой выхода за социальные рамки.Большой, хорошо откормленный дракон, на котором хозяин удобно располагается верхом, означает, что человек раскрыл социуму свою личность и получил полное одобрение - это вариант популярного артиста.

Агрессивный дракон (любых размеров) часто бывает огнедышащим; по крайней мере, в острые моменты из его ноздрей летят искры и начинает клубиться серый или синий дым, а при сильном возбуждении может показаться и пламя, что указывает на явное нарушение социальных норм и агрессию при самоутверждении.

Таких людей в обществе не любят, и терпят, только если они представляют для него существенный интерес. Тем не менее человеку очень трудно сменить форму поведения (агрессивное самоутверждение за чужой счет), поскольку недовольный недокормленный дракон кусает и обжигает его самого.

У человека скромного и особенно страдающего комплексом сильной социальной неполноценности дракон будет маленьким, по крайней мере, низким (ниже колен), неуклюжим, худым и на вид безобразно-несчастным; как правило, у него одна голова (поисковая), притом привыкшая к тому, что (немногочисленные) съедобные куски, попадающиеся на ее пути, в последний момент отбирают (например, человек не умеет принимать комплименты: моментально появляется черный, и оттеснив дракона, затаптывает их в землю). Однако не нужно думать, что маленький дракон это укрощенный дракон: весьма вероятно, что, лишившись комплекса неполноценности и попав в более благоприятную социальную ситуацию, человек очень быстро его откормит до устрашающих размеров и тут же попадет к нему в рабство.

Культурный вариант дракона выглядит так: он размером с собаку, возможно, трехголовый, но бегает на поводке; разумеется об искрах и дыме из ноздрей не может быть и речи, но, тем не менее, дракон сыт, в меру упитан, и хозяин не препятствует ему бегать в пределах поводка и питаться кусками, выпадающими ему извне; однако направление своего движения человек определяет сам, не обращая внимания на восторженные или, наоборот, кислые мины дракона.

Архетипической для индивидуального дракона фигурой является Большой Дракон самоутверждения, инвольтируемый Гистургом. Однако, надо сказать, что Большой Дракон внешне представляет собой довольно приличное зрелище, в нашей цивилизации он, так сказать, окультурен - общество одобряет личное самоутверждение в весьма жестких рамках, и извращенным вариантам вида и поведения личного дракона человек чаще всего обязан самому себе (это, конечно, относится и к остальным фигурам, описываемым в этой главе, но к дракону особенно).

Добившись каких-либо духовных переживаний или сиддхи, ученик часто раздувается от спеси и гордости. Он слишком много о себе думает, выделяет себя среди других, относится к окружающим с презрением. Он уже не может нормально общаться. Если некто наделен такими моральными добродетелями, как дух служения, готовность к самопожертвованию или брахмачарья, такой ученик заявляет: «Я уже двенадцать лет соблюдаю акханда-брахмачарью. Кто может быть чище меня? Четыре года я питался листьями и корешками, десять лет я бескорыстно работал в ашраме. Такого служения не демонстрировал никто, кроме меня». Миряне чванливо гордятся своими богатствами, а садху и ученики — моральными добродетелями. Эта гордыня — серьезная преграда на пути Богоосознания. От нее следует тщательно избавляться. Пока человек гордится собой, он остается все той же крошечной дживой и не в силах достичь Божественности.

Таких людей в обществе не любят, и терпят, только если они представляют для него существенный интерес.

Когда наш Спаситель сошел на землю, Он уничижился и стал покорным слугой всех. Его смирение выявлялось во всех Его действиях. Своим смирением и своей кротостью Он подал нам пример, каковыми мы должны быть и как должно поступать.

Однако очень часто в детях Божьих отсутствуют эти качества. Когда Господу Богу угодно наложить на них какую-либо обязанность, и они в ней переуспевают, то они способны дать Дракону, отцу гордости, наполнить душу их гордостью, и в своей спеси начинают свысока смотреть на своего ближнего.

За гордостью обычно следует по пятам слепота. Дракон ослепляет людей и заставляет их страдать из-за гордости, ибо гордецы всякое увещевание почитают за личное оскорбление. Дракон, вселяя дух гордости в сердце человеческом:

1. разрушает общение Бога с человеком (Пр. 8:13);

2. отнимает от людей их дарования;

3. обращает проповеди в пустые слова;

4. лишает силы молитвы людей, ибо гордецы могут свидетельствовать только о своем «я», а не о христианской любви;

5. сеет раздор между людьми (Пр. 13:10);

6. делает людей мелочными и обидчивыми;

7. заставляет пренебрегать советом ближнего.

Из этого перечня, который можно еще значительно увеличить, уже ясно, какое влияние получает Дракон над детьми Божьими, если ему удастся наполнить их гордостью.

Если случится вам сказать какому-либо гордецу, что он полон гордости, то он, наверное, будет уверять, что это не так, и в доказательство приведет ряд примеров, и, если вы не покажете вида, что вы вполне убеждены его словами, то он оскорбится, рассердится на вас или даже вовсе порвет с вами знакомство и затем, наверное, будет жаловаться на вас, говоря, что вот брат или сестра такие-то только и делают, что занимаются критикой.

Если кто не грешен в пороке гордости, тот будет рад всякому наставлению и будет сам просить у Бога указать ему черты его гордости, и возлюбит больше того, кто его наставлял, чем того, кто льстил ему.

Гордость есть наиболее успешное орудие сатаны, которым он борется с теми, которые Божьи.

Берегитесь гордыни!

Возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом Богом своим.
(2 Пар. 26, 16).

От гордости погибель и великое неустройство.
(Тов. 4, 13).

Придет гордость, придет и посрамление.
(Притч. 11, 2).

Погибели предшествует гордость, и падению — надменность.
(Притч. 16, 18).

Упорное сердце будет обременено скорбями.
(Сир. 3, 27).

Гордость ненавистна и Господу и людям, и преступна против обоих... Начало греха – гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость; и за это Господь посылает на него страшные наказания и вконец низлагает его.
(Сир. 10, 7, 15-16).

Лучше гнуться, чем переломиться.

Не закидывай головы: спотыкнешься.

Заносчивого коня построже зануздывают.

Сатана гордился, с неба свалился; фараон гордился, в море утопился; а мы гордимся – куда годимся?
Русские пословицы.

Гордый дерзок для нанесения обид, а к перенесению их малодушен.
Г. И. Шиманский, богослов

Разве есть благородная гордость? Ее нет, а есть одна только гордость бесовская.
Преподобный Моисей Оптинский

Гордость есть доказательство скудости ума.

Если гордящийся добрым делом всё тем губит, то какого наказания стоит гордящийся грешник?
Святитель Иоанн Златоуст

В одном я не могу согласиться с вами, будто нужно требовать себе уважения и чести, любить быть почитаемым и уважаемым: такая страсть устраняет нас от подражания Христу и пленяет душу в службу человекоугодия
Монах Георгий (Стратоник), затворник Задонский

Гордость – верный знак пустого человека, раба страстей, знак души, к которой учение Христово не нашло никакого доступа.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Стыдно гордиться рабам, когда Господь их смирен.

Гордым заключается небо, и вместо неба ад определяется.
Святитель Тихон Задонский

Нет никакой другой страсти, которая бы так все добродетели истребляла, лишала человека всякой праведности и святости и обнажала, как гордость, как главная какая и всегубительная болезнь.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия.

Начало гордости - конец тщеславия; средина - уничтожение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец - отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав.

Где нет света, там все мрачно; и где нет смиренномудрия, там все наши дела суетны.
Преподобный Иоанн Лествичник

Кто сам себя ставит высоко, тот сам себе готовит падение.
Святитель Филарет, митрополит Московский

Чтобы спастись, надо смириться, потому что гордого если и силою посадить в рай, он и там не найдет покоя и будет недоволен, и скажет: «Почему я не на первом месте?» А смиренная душа исполнена любви и не ищет первенства, но всем желает добра и всем бывает довольна.
Преподобный Силуан Афонский

---------------------------------------------
О СМИРЕНИИ

Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
(Пс. 50, 19).

Смиритесь пред Господом, и вознесет вас.
(Иак. 4, 10).

Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.
Преподобный Амвросий Оптинский

Смирение состоит в том, чтобы ни в каком случае не почитать себя за нечто, во всём отсекать свою волю, повиноваться всем и без смущения переносить то, что постигает нас отвне.
Преподобный Иоанн Пророк (VI век).

Когда и кто смиренномудр бывает? Когда языка не имеет - сказать кому-либо, что он нерадив, или отвечать обидевшему; очей не имеет - видеть прегрешения другого; слуха не имеет - слышать неполезное для души его; рук не имеет - одолеть кого; и ни на кого не возлагает вину чего-либо а все на грехи свои.
Преподобный Исаия. (IV век)

Быть смиренным - значит считать себя достойным за грехи всякого унижения, оскорбления, гонения, побоев; а быть кротким - значит в незлобии сердца переносить неправды относительно нас, ругательства и пр., и молиться за врагов своих.
Праведный Иоанн Кронштадтский

Смирение есть некая таинственная сила, которую по совершении всего Божественного бытия воспринимают совершенно святые. И не иначе, как только одним совершенным в добродетели сила эта дается силою благодати, поскольку они естеством могут принять ее по определению Божию: потому что добродетель эта заключает в себя всё. Как тень следует за телом, так и милость Божия за смирением.
Преподобный Исаак Сирин

Ты видишь, что все вокруг достойнее тебя, честнее, праведнее, смиреннее, чище. И радостно от того, что они не презирают тебя, последнего, убогого, не гнушаются общением с тобою, но разговаривают с тобою, как с равным, рядом с тобою сидят за столом, вместе с тобою ходят в храм и никогда ни делом, ни словом, ни взглядом не позволяют себе указать на твое недостоинство и нечистоту. Но терпят тебя рядом с собою, покрывают недостатки, ошибки, грехи, милосердствуют и даже иногда просят исполнить какое-либо послушание, тем самым оказывая особую честь, оказывая внимание и возводя в достоинство слуги и иногда даже друга.
Господи, они прощают мне скотство мое и обращаются ко мне с просьбой! Это ли не радость, это ли не рай?.. но все это только помыслы смиренномудрия, а само смирение не живет в окаянном сердце моем.
Иеромонах Василий Оптинский (Росляков)

После всех шла с поля на пожар старушка: была очень стара и не могла быстро идти. У села ей встретились люди.
- Добрые люди, - спросила она, - стоит ли ещё моя хата-то?
- Нет, бабушка, твоя хата сгорела дотла.
- Ничего и не вынесли?
- Ничего.
Старушка перекрестилась и молвила:
- Ну и ладно. Видно, так и надо.
Писатель Михаил Пришвин