Яджна, или Ягья, Хома, Агнихотра, Хаван.
Различные виды священных огненных жертвоприношений


Правильно выполненная групповая хома гармонизирует атмосферу в радиусе нескольких километров от того места, где она происходит
Существует очень много огненных жертвоприношений. Только в Ведах их описано 400 видов. В каждой традиции свои правила и особенности. Такое понятие как индуизм, строго говоря, вымышленное, потому что на территории Индии успешно сосуществует бок о бок огромное множество самых разных духовных традиций. Иногда между этими традициями весьма мало общего, они действительно очень разные. Хомы, огненные жертвоприношения, практикуются в очень многих традициях, и в каждой из них установлены свои правила проведения хомы. Помимо этого существуют и неведические традиции, в которых тоже практикуются хомы. Некоторые хомы совершаются систематически круглый год, другие по особым праздникам. Чтобы детально описать вообще все существующие в природе виды хомы, потребуется потратить немало лет; и об этом уже написано много книг.

В Ведах описываются 400 различных видов ягьи. Из которых, 21 теоретически является обязательной для дваждырождённых (двиджа), к которым относятся брахманы, кшатрии и вайшьи. Эти обязательные ягьи также называют «нитья-кармы» и они должны проводится в течение всей жизни. Остальные ягьи совершаются как камья-карма и не являются обязательными. Их целью выступает получения различных благ и удовлетворение определённых желаний. Нитья-кармы не относятся к типу ритуалов, проводимых ежедневно — их совершают в определённом порядке в течение года. Исключение составляет агнихотра, которая совершается дважды в день — на восходе и на закате солнца. Более сложные жертвоприношения проводятся реже, чем более простые. Самые большие ягьи совершаются только раз в жизни. Первые семь ягий называют пака-ягьи, следующие семь — хавир-ягьи, и последние семь — сома-ягьи.

В Ведах описываются 400 различных видов ягьи

Такие ягьи как путракамешти (проводится для зачатия детей), ашвамедха (владычество над землёй), раджасуя (коронация) и др. относятся к 400-м жертвоприношениям, которые не являются обязательными.

Аупасана

Это простое огненное жертвоприношение которое должно проводится на дому дважды в день. Огонь аупасана впервые зажигается во время свадьбы и затем разделяется на два в ходе жертвоприношения, называемого агньядхана. Один из этих огней становится грихья-агни, а другой — шраута-агни. Эти огни должны поддерживаться на протяжении всей жизни человека. Грихья-агни или аупасана-агни используются в пака-ягьях; подобные ритуалы описываются в «Грихья-сутрах», в частности в Экагни-канде «Апаштамбха-сутры».

Шраута-агни


Ритуалы, совершающиеся в трёх шраута-агни, описываются в «Шраута-сутрах». Процесс проведения этих жертвоприношений называется шраутин. Четырнадцать из 21 обязательного жертвоприношения совершаются в шраута-агни. Они делятся на


Гархапатья имеет круглую форму и располагается в западной части арены жертвоприношений. С помощью огня, взятого из гархапатьи, зажигаются остальные два жертвенных костра. Дакшина-агни имеет форму полукруга и располагается в южной части арены. Он используется в определённых ритуалах, в основном для жертвоприношений, совершаемых для умерших родственников и предков. Ахавания имеет квадратную форму и располагается на востоке, и используется как основной огонь в большинстве жертвоприношений шраута. Последние три хавир-ягьи и все семь сома-ягьи совершаются внутри специально построенной ягьяшалы.

Пака-ягьи — это простые жертвоприношения, которые совершаются на дому. Особенно их любят делать ИСККОНовские кришнаиты.


Три вида ягьи


К категории нитья-кармы относятся 21 ягья, которые являются частью сорока самскар и должны совершаться как минимум раз в жизни дваждырождённых. Они делятся на три группы по семь жертвоприношений в каждой:

Пака-ягьи


Пака-ягьи — это простые жертвоприношения, которые совершаются на дому. Особенно их любят делать ИСККОНовские кришнаиты. Вместо того чтобы петь дома, а ягьи проводить на свежем воздухе, они поют на улицах, а ягьи совершают дома. На каждую пратхаму (первый день лунного полумесяца), должны проводится пака-ягья и хавир-ягья — в грихья-агни и шраута-агни соответственно. Первая из них называется стхали-пака. «Стхали» это горшок, в котором приготавливается рис; его ставят на огонь аупасана и приготовленный таким образом рис называется «чару» — он должен быть предложен в тот же самый огонь.


Хавир-ягьи


Вместо того чтобы петь дома, а ягьи проводить на свежем воздухе, они поют на улицах, а ягьи совершают дома.

Хавир-ягьи — это более сложные жертвоприношения, хотя и не до такой степени как сома-ягьи. Хавир-ягья, совершаемая на каждый день пратхама, является «дарша-пурна-ишти» — «дарша» означает новолуние и «пурна» — полнолуние. Оба ритуала также часто называют просто «ишти». Дарша-пурна-маса-ишти является пракрити (архетипом) для хавир-ягьи. Первые четыре хавир-ягьи — адхана, агнихотра, дарша-пурна-маса и аграяна — совершаются на дому. Остальные три хавир-ягьи — чатурмасья, нирудха-пасубандха и саутрамани — проводятся в ягьяшале.


Сома-ягьи


Название сома-ягья происходит от напитка растения сома, которым удовлетворяют свою жажду девы, и который предлагается как подношение на жертвоприношении. Во время сома-ягьи воспеваются саманы — гимны из «Сама-веды», и все священники шраута — хотар, адхварью, удгатар и брахманы вмести с 12 или 13-ю помощниками принимают в ней участие: каждому священнику помогают три ассистента. Агнистома, первое из семи жертвоприношений сома, является пракрити (архетипом) для шести остальных, которые выступают как викрити. Остальные шесть это: атья-агнистома, уктья, содаси, ваджапея, атиратра и апторьяма. Ваджапея обычно рассматривается как наиболее важная. Когда по окончании жертвоприношения, совершивший его (яджамана) приходит после ритуального омовения (аварбхритха-снана), сам царь держит над ним белый зонтик. «Ваджапея» означает «напиток победы». Это жертвоприношение состоит в предложении напитка сома-расы, пашу-хомы (23-х различных животных), а также анна-хомы и ваджа-хомы. Совершающий жертвоприношение принимает «омовение» в остатках риса.


Панча-маха-ягьи


Сама жизнь — это джива яджня. В традиции индуизма существуют панча-маха-ягьи («Пять великих жертвоприношений», «Тайттирия-араньяка» 2.10), Упанишады предлагают совершать "внутренние яджни", предлагая частицы малого "я" огню садханы и тапаса, пока не воссияет великое "Я". Домохозяин выполняет яджню пять раз в день (паньча-махаяджня, описанная в Дхарма-шастрах), делая приношения риши, предкам, богам, тварям и людям, следующим образом:

Изучение Вед происходит утром. Остальные четыре яджни выполняются до полуденного приема пищи. Как говорят мистики, чтобы приношения были истинными и ценными, все они должны расплавляться в огне кундалини силой внутренней яджни.

Целью проведения Ягий может быть повышение как материального благосостояния и процветания, успех в бизнесе, так и духовное развитие, приобретение наивысшей мудрости, Просветления…


Джйотиштома


Эта ягья предназначена для возвышения совершающего её на небесные планеты — локи различных девов (такие как Индралока). Одни йоги с необыкновенным радением поклоняются девам, совершая различные жертвоприношения, а другие приносят жертвы на огонь Верховного Брахмана.

Питри-лока ягья


Эта ягья совершается для обретения мира предков и Ямы.

Панча-агни ягья


Это жертвоприношение описывается в «Чхандогья-упанишаде». Оно позволяет достичь Брахмалоки.

брахмарпанам брахма хавир брахмагнау брахмана хутам
брахмаива тена гантавйам брахма-карма-самадхина

брахма-духовное по природе /обладающее духовной природой/; арпанам пожертвование; брахма-Всевышний; хавих-масло; брахма-духовный; агнау-в жертвенном огне; брахмана-духовной душой; хутам-предложенное; брахмадуховного царства; эва-непременно; тена-он; гантавйам-достигнет; брахмадуховной; карма-деятельностью; самадхина-полностью поглощенный.

Человек, целиком погруженный в сознание Всевышнего Брахмана, непременно достигнет духовного царства, ибо всего себя он отдает духовной деятельности /он с полной самоотдачей занимается духовной деятельностью/, в которой потребление является абсолютным и предлагаемое обладает той же духовной природой.

Дравьямаяр-ягья


Она заключается в создании ашрамов для тех кто нуждается в них. Существует пять видов ашрамов:

В Индии богатые коммерсанты или члены царских семей открывают различные благотворительные /богоугодные/ заведения, такие как дхарма-шала, анна-кшетра, атитхи-шала, анатхалайа и видйа-питха. В других странах также много больниц, домов престарелых и других подобного рода заведений, занимающихся бесплатной раздачей пищи, обучением и медицинским обслуживанием неимущих. Все эти виды благотворительной деятельности называют дравйамайа-ягьей. Есть также люди, которые, стремясь занять более высокое положение в жизни или подняться на райские планеты вселенной, добровольно совершают различные аскезы, такие как чандрайана и чатурмасйа. Они дают суровые обеты, ограничивая себя рамками строгих правил и предписаний. Например, тот, кто дает обет чатурмасйа, не должен бриться в течение четырех месяцев в году (с июля по октябрь), есть определенные виды продуктов, не должен есть дважды в день или выходить за порог дома. Жертвуя жизненными удобствами, человек совершает тапомайа-ягью. Еще одна категория людей занимается различными видами мистической йоги, такими как йога Патанджали (цель которой-погрузиться в бытие Абсолюта), хатха-йога или аштанга-йога (позволяющая овладеть мистическими сиддхами). Есть также люди, регулярно отправляются в паломничество по святым местам. Подобные виды деятельности получили название йога-ягья, жертвоприношений целью которых является достижение определенных материальных совершенств /в материальном мире/. Определенная категория людей занимается изучением различных ведических писаний, в особенности "Упанишад" и "Веданта-сутры", или философию Санкхьи. Эти виды деятельности называют свадхйайа-ягьей, жертвоприношением в процессе овладения знанием. Все эти йоги совершают различные виды жертвоприношений, твердо веря в то, что им удастся достичь более высокого уровня бытия.


Тапомая-ягья


Чандраяна и чатурмасья


Это различные обеты, следование которым подразумевает жизнь в согласии со строгими правилами и предписаниями. Например, тот кто практикует подобную ягью не бреется четыре месяца в году (обычно в период с июля по октябрь), не принимает определённые виды пищи, ест только один раз в день или в течение какого-то периода не выходит из дома.

Одни [те, кто всю жизнь остаются брахмачариями] приносят в жертву процесс слушания и свои чувства на огонь обуздания ума, а другие [ведущие регулируемую семейную жизнь] приносят в жертву объекты чувств на огонь чувств. Другие, те, которые для того, чтобы войти в состояние транса, учатся управлять дыханием, задерживая выдох на переходе во вдох и вдох на переходе в выдох, в конце концов прекращают дышать вообще и погружаются в транс. Другие же, ограничивая себя в еде, приносят в жертву выдыхаемый воздух.


Свадхьяя-ягья


Это жертвоприношение состоит в изучении Вед. Те же, кто стремится достичь самоосознания посредством обуздания ума и чувств, приносят деятельность всех органов чувств и само дыхание жизни на огонь усмиренного ума. Налагая на себя строгие обеты, одни достигают самоосознания, принося в жертву свою собственность, а другие-совершая суровые аскезы, занимаясь восьмиступенчатой мистической йогой, или изучая Веды для того, чтобы обрести трансцендентное знание.

Прашасте-кармани ягья


Эта ягья состоит в выполнении своих обязанностей. Если человек в зависимости от своего характера и наклонностей, а также варны к которой он принадлежит, безукоризненно выполняет свои обязанности — он совершает данное жертвоприношение.

слова «Бхагавад-гиты» (4.23):

гата-сангасйа муктасйа
джнанавастхита-четасах
йаджнайачаратах карма
самаграм правилийате

«Действия человека, который избавился от привязанности к гунам материальной природы и утвердился в духовном знании, не оставляют после себя никакого следа, растворяясь в трансцендентном».

Преданный неподвластен материальной скверне. И поскольку он обладает совершенным знанием, все жертвоприношения, которые он совершает, направлены на удовлетворение Верховного Бога.


Виваха-ягья


Свадебная церемония. Ягья во время индусской свадьбы.


Харер-нама-киртан ягья (Санкиртана)


Это жертвоприношение заключается в слушании и воспевании славы и имён Господа Хари. Все материальные блага даются нам для того, чтобы у нас было достаточно сил и возможностей идти путем самоосознания и достичь высшей цели жизни — вырваться из плена материального мира, покончив с непрерывной борьбой за существование. Чтобы обрести духовное освобождение, нужно совершать ягьи . Если же мы забываем о цели человеческой жизни и используем дары Господа для собственных наслаждений, нас все больше и больше затягивает трясина материального бытия. Этот мир создан вовсе не для наших удовольствий, и мы, пытаясь использовать его для себя, поступаем как настоящие воры, за что нас и наказывают по суровым законам природы. В обществе воров не может быть счастья, ибо их жизнь бесцельна. Грубые материалисты живут как воры, у них нет возвышенной цели. Они просто ищут чувственных удовольствий и понятия не имеют о том, как совершать ягьи . Однако Господь чайтанья дал людям самую простую ягью — санкиртана- ягью. Cовременное общество состоит в основном из шудр, поэтому брахманская культура сейчас утрачена и по-настоящему восстановить ее чрезвычайно трудно.


Другие распространенные хомы


Церемония   Цель
Айюшья Ягья   Защитить от плохих влияний, которые появляются в жизни сразу после рождения; обеспечивает долголетие.
Мритьюнджая Ягья   Защитить, убрать негативную энергию, улучшение кармы, для обретения божественной защиты, поддержки.
Дханавантари Ягья   Для хорошего здоровья.
Дурга Ягья   Убрать негативную энергию, плохое влияние
Гаятри Ягья   Помощь с позитивным мышлением и впоследствии достижение хорошей кармы.
Критья Парихарана   Убрать эффекты черной магии.
Лакшми Кубера Ягья   Для здоровья и материального благополучия.
Мангала Санскарана Ягья   Отпраздновать хорошие события; достичь мокши.
Махадеви Ягья   Для ускорения свадьбы и для брачного благополучия среди уже поженившихся.
Наваграха Ягья   Умиротворить девять планет и ограничить злое влияние на чей-то гороскоп.
Пуньяхавачана Ягья   Для присвоения имени ребенку.
Сударшана Ягья   Для успеха в своем деле
Васту Ягья   Для улучшения домашней обстановки.
Видья Ягья   Помощь в учебе.
Вишва Шанти Ягья   для всеобщего мира и гармонии, а также гармонии между собой и бытием.
Вираджа Ягья   Очистительная церемония, как часть особых ритуалов, в которых человек принимает обет и становится санньяси.
Храм Шивы и Шакти. Место силы в Москве, ягья, хома.


Виды Сакральных огненных церемоний в храме Шивы-Шакти:

продолжение тут