Коран
Это священная книга мусульман, представляющая собой собрание "божественных откровений", которые были "ниспосланы" пророку Мухаммеду. Слово "коран" означает "то, что читают, произносят" (т.е. то, что было сказано Мухаммеду и что он повторил).
Коран делится на 114 глав, именуемых сурами, расположенных в порядке убывания длины, за исключением первой суры, фатихи. Одна от другой суры отделены басмалой (формулой "именем Аллаха, милостивого, милосердного"). Каждая сура делится на аяты. Аят - это фаза или фрагмент фразы. Большая часть Корана написана рифмованной прозой, т.е. несколько аятов оканчиваются на один и тот же слог. В самой длинной суре 286 аятов, в самой короткой - 3. В аятах от 1 до 68 слов.
Мухаммед получил первое "откровение" в месяце рамадан, поэтому рамадан был избран месяцем поста. Однако Коран был передан пророку не весь сразу, а частями, сначала в Мекке, а затем в Медине. Мекканские суры, которые делят на суры первого, второго и третьего периодов, отличаются от медицинских по содержанию, стилю, языковым особенностям. Суры первого мекканского периода совершенны в литературном отношении, возвышенны и эмоциональны. Суры второго периода более спокойны, в них главное место занимают проповеди единобожия. В сурах третьего периода много сказаний о пророках. Мединские суры содержат множество культовых, юридических и этических предписаний.
При жизни Мухаммеда Коран существовал в устной форме, и было немало людей, знавших его частично или полностью наизусть. После смерти Мухаммеда возникла угроза постепенной утраты священного текста и потребовалось собрать все "откровения". При халите Абу Бакре эту работу выполнил Зайд ибн Сабит. При третьем халифе Османе текст Корана был впервые облечен в форму рукописной книги, которая и считается первым изданием Корана.
Коран для всех мусульман является главным источником вероучения. Он содержит наставления, правила, запреты, повеления культового, этического, юридического, хозяйственного характера. Однако для однозначного понимания и интерпретации Корана понадобилось создать традицию тафсира, т.е. толкования его текста. Коран как источник вероучения дополняется вторым важнейшим для мусульман источником - сунной, зафиксированной в хадисах, или преданиях о пророке и его сподвижниках.
Как пишет об этом в своей книге "Суфийское послание о свободе духа" Инайат-хан: "Величайший принцип суфизма: "Ишк-Аллах, Мабут-Аллах" (Бог есть Любовь, Любящий и Возлюбленный). Когда Ахад (Единое Сущее) ощутил свое Вахадат (единое существование) через собственное Свое сознание, тогда Его предрасположение к любви побудило Его проявить Себя в двух аспектах, чтобы Он мог любить кого-либо. Это сделало Бога Любящим, а проявление Его - Возлюбленным. Следующая затем перестановка делает проявление Любящим, а Бога Возлюбленным. Эта сила любви оказывала свое действие путем множества эволюции и инволюций, оканчивающихся в человеке, который и был единственной целью Бога, и на котором сосредоточилась творческая мысль Его".
В догматическом учении суфиев два аспекта Высшего Существа называются Зат и Сифат - познающий и познаваемое. Первый есть Бог, второй - Мохаммед. Зат, будучи Единым в Своем Существе, может быть называем только одним именем. И это имя - Бог. А Сифат, будучи многообразным в различных степенях своего проявления, имеет много имен. Сумма же всех имен его есть Мохаммед. Зат и Сифат в круговом своем движении образовали Абсолют при помощи восходящих и нисходящих своих сил, которые называются Назуль и Урудж, что значит инволюция и эволюция. Назуль начинается от Зата и кончается в Сифате; Урудж отправляется от Сифата и кончается в Зате, причем Зат отрицательная, а Сифат положительная силы.
Зат испускает Сифат (многообразие) из Своего Существа и поглощает его в Самом Себе. Зат и Сифат это не нечто раздельное, это одно имеющее два разных качества, где одно не отделимо от другого, как солнце сияющее во тьме, где солнце выделяется, становится зримым только благодаря тьме, а наличие тьмы познается только благодаря сияющему в ней солнцу.
Благодаря наличию этой светотени, становится видимым весь окружающий нас мир. Постоянный взаимный переход: день переходит в сумерки, сумерки в ночь, ночь в рассвет, рассвет в день.
Как вам известно точно такое же понимание светотени существует в учении даосов и обычно обозначается символом "Тао". Вы, очевидно, видели его - круг с вписанными в него двумя черной и белой "рыбками", постоянно перетекающих друг в друга. На этом принципе живет и движется все мироздание.