Язычество. На самом деле в этом слове нет ничего нарицательного. Это означает - народная вера. Поскольку одним из значений древнеславянского слова "язык" - является такое понятие как "народ".
На Руси свято верили, что весь окружающий мир пронизан волшебством. А как красивы были имена героев русских легенд: Лель, Лада, Боян, Велес...
Как отмечает энциклопедия "Религии мира": "Митрополит Макарий с укором писал в 16 в. о язычниках: "... лес, и камни, и реки, и болота, источники, и горы, и холмы, солнце и месяц, и звезды и озера. И проще говоря - всему существующему поклонялись яко Богу и чтили...".
Сделав маленькое отступление, следует сказать, что подобный же подход к миру существует в традиции Синто у японцев, где нет различия между божественным и человеческим, где человек един с природой. Согласно Синто люди произошли от божественного, живут в одном мире с божественным, соседствуют с ним и могут вернуться в него. Отсюда и такое бережное отношение с их стороны к друг другу и окружающему их миру.
Так воистину прекрасна и народная вера русского народа. Поскольку, основываясь на знании и непосредственном переживании себя, как единого с миром, она была по-детски искренней и чистой... ведь только ребенок способен воспринимать мир так, как описано выше... когда такой ребенок склоняется над родником и, припадая к нему, пьет из него воду, он губами прикасается к Богу...
Отношение раннего христианства к язычеству раскрывает апостол Павел: "Неужели Бог есть Бог иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников" (как мы уже видели в этой книге, каждый из нас хранит в сердце Единый для всех Первообраз) потому что один Бог" (Рим. 3:29).
Представление о том, что Бог есть Свет было свойственно и славянскому народу. Несколько столетий одним из самых почитаемых на Руси был Дажьбог, он был богом солнечного света, но отнюдь не самого светила. Богом Солнца был Хорс. Представление о том, что солнечный свет существует независимо от солнца, свойственно многим народам; славянские книжники подчеркивали зависимость светила от вечного света: "Вещь бо есть солнце свету" ("Солнце только воплощение света" (но не сам Вечный Свет)).
Дажьбог был воплощением Вечного Света.
"Солнце-царь" Дажьбог считался защитником всей Руси, а русские люди - считали себя внуками Дажьбога. Отсюда и столько праздников связанных с радостным приветствованием Солнца, народные забавы, прыжки через огонь и хороводы вокруг огня. Люди в полной мере познавали и впитывали в себя вместе с материнским молоком, обоюдную гармонию и волшебство самих себя и окружающего их мира. Души русских людей с измальства наполнялись изливающимся на них Вечным Светом Солнечного Дажьбога.
На Руси прежде существовало язычество, его представителями были волхвы и ведуны. Они почитали древних Богов - Мару, Даждьбога, Велеса, Перуна и других. В том числе, Чернобога. После насильственного крещения Руси, когда волхвов (прежде составлявших "жреческий" слой социума) забивали плетьми, а их идолов сбрасывали в воду, священные места (капища) разоряли и сжигали, последователей старой веры изгнали в леса, остальных убили. Спустя несколько веков, потомкам тех самых волхвов было дано новое учение. Согласно нашей традиции, имена Бесов старцы лютые увидели на воде в ночи Купальской. Язычники, тоже почитали эти силы, знали о них еще до прихода византийской веры, но поклонялись на свой лад, варварский (им были известны имена Лешего, Водяного, Домового и т.д.) Примерно тысячу лет назад зародилось новое учение, более верное, которое получило название Чернокнижие. Своим именем оно намекает на наличие неких "черных книг", о них мы еще поговорим далее. Те, кто прежде почитал Чернобога, начали почитать Сатану - врага их главного обидчика (христианского бога), и в их сознании эти Силы стали синонимами. Постепенно языческие пережитки отходили в прошлое и сформировался четкий пантеон Нечисти русского Чернокнижия. Но сейчас, в этой статье, нам нужно понять главное: на Руси не было никогда слова "магия" (это наследие Западной Европы), издревле такое занятие называлось ведовством и волховством. Последнюю тысячу лет, после крещения Руси, с распространением Чернокнижного учения, стали говорить "колдовство", а практикующих его - называть колдунами и ведьмами (последнее имеет еще языческие корни и означает "ведающая мать в Роду"). Действительно, обычно ведьма передавала учение по женской линии.
Стоит упомянуть о знахарях. Знахарь от слова "знать" (знал как вылечить). Никаких целителей, экстрасенсов, магистров на деревне не было. Говорили: знахарка, шептунья, лекарка. Как правило, это были богомольные старухи, которые занимались преимущественно лечением пупочной грыжи, снятием испуга с младенцев, иногда к этому добавлялось лечение от запоя, кожных заболеваний (пресловутой "рожи"). Иные не гнушались и несложными приворожками для девок (те, кто не только лечил, именовались "двуручниками", то есть работающими на две руки; как известно считалось что за правым плечом стоит ангел-хранитель, а за левым искушает Бес).
Но если мы говорим о термине "колдовство", то оно неразрывно связано с понятием Чернокнижия, а веретничество, как одна из стязей его, с культом Бесопоклонничества. Настоящий колдун никогда не пойдет молиться в церковь, каяться, не носит на себе крест, и вообще в церкви ему некомфортно. Иногда на деревне ходили в храм для близиру (для вида), чтобы не вызывать подозрений. Соборные колдуны и веретенники в церкви появлялись и "по делу", через храм наводили порчи, сбрасывали негатив и крали удачу (методов на это масса - крадники, церковные заломы, богохульные обряды с иконами и крестами). Обычный же колдун, не работающий с Церковным Бесом, в храме христианском вообще старался не показываться и обходил его стороной. Это дом бога - а тот в свою очередь главный враг Нечисти, которой и поклоняется любой настоящий колдун или ведьма.