Веды

Что из себя представляют тексты Вед?

ШЛОКА 127

Святые Веды, древнейшее писание человечества, которому от шести до восьми тысяч лет, являются собранием из четырех книг.

Святые Веды, древнейшее писание человечества, которому от шести до восьми тысяч лет, являются собранием из четырех книг. Их названия: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Каждая из них имеет четыре раздела: гимны, ритуалы, толкования и философские поучения. Аум.

БХАШЬЯ

Древнейшими и сердцевинными частями Вед являются четыре Самхиты, “собрания Гимнов”. Они состоят из воззваний к Единому Божественному и к божествам природы, таким, как Солнце, Дождь, Ветер, Огонь и Заря, а также из молитв о браке, потомстве, процветании, согласии, домашних ритуалов, магических заклинаний и многого другого. Все они составлены в прекрасных стихах, обычно из трех-четырех строк. Сердце всех Вед - это Ригсамхита из 10522-х стихов. Сама- и Яджур-самхиты, каждая из 2000 стихов, в основном представляют собой литургические подборки из Риг-самхиты; большая же часть из примерно 6000 стихотворных молитв, заклинаний и ритуалов Атхарва-самхиты - уникальна. Самаведа предназначена для мелодичного пения, Яджурведа – для ритмичного чтения. Кроме своей Самхиты, каждая Веда включает в себя одну или две Брахманы, руководства по обрядам, и Араньяки, толкования ритуалов, а также множество бесценных Упанишад, метафизических диалогов. Всего в Ведах более 100 тысяч стихов и десятки прозаических текстов. “Тирумантирам” подтверждает: “Нет иной дхармы, чем та, о которой говорят Веды. Сердцевину дхармы провозглашают Веды”. Аум Намах Шивайя.

В чем состоит значение Вед сегодня?

ШЛОКА 128

Веды, писания, обладающие высшим авторитетом, пронизывают мышление, ритуал и медитацию индуизма. Они открывают окно в древнее общество Бхараты, провозглашая священность жизни и путь к единству с Богом. Аум.

БХАШЬЯ

Подобно “Дао дэ цзину” в даосизме, “Дхаммападе” в буддизме, “Адигрантху” в сикхизме, Торе в иудаизме, Библии в христианстве и Корану в исламе – в индуизме священными книгами являются Веды. С незапамятных времен до сегодняшнего дня они остаются поддерживающей силой и авторитетной доктриной, которой руководствуются последователи в вопросах богослужения, долга и просветления -упасаны, дхармы и джняны. Веды являются медитативной и философской опорой для миллионов монахов и миллиарда ищущих. Стихи Вед ежедневно поют наизусть священники и миряне на литургии в храмовом богослужении и при домашних ритуалах. Все индуисты всем сердцем принимают Веды, при этом каждого привлекает что-то свое, каждый толкует Веды свободно и обильно применяет их в жизни. Эта верность и терпимость является красной нитью в пестром узоре Бхарата Дхармы. Сегодня Веды опубликованы на санскрите, английском, французском, немецком и других языках. Но особенно широко и достоверно переведены популярные метафизические Упанишады. Веды говорят: “Как спицы крепятся к ступице колеса, так все вещи в жизни держатся на Риг-, Яджур- и Самаведе, на жертвоприношении, благородстве, а также жречестве”. Аум Намах Шивайя.

Веды - древнейшие памятники индийской религиозной литературы, складывавшиеся на протяжении ряда веков (конец II - начало I тысячелетия до н.э.). Веды состоят из 4 сборников.

Веды породили многочисленную литературу, толковавшую и комментировавшую их: брахманы (теологическое обоснование ведической практики); араньяки (мистическое толкование философских доктрин и текстов Вед); упанишады (философское толкование сущности мироздания). На основе Вед сложилась ведическая религиозная традиция, многие образы и философские концепции которой вошли впоследствии в такие религиозно-философские системы, как брахманизм, индуизм, джайнизм, буддизм

Веды представляют собой древнейшие и наиболее авторитетные священные книги индуизма. Все остальные священные книги играют по отношению к ним подчиненную роль. Они не являются ничьим сочинением, они «открылись» Риши; поэтому их называют «шрути» - услышанное. Наиболее ранняя часть Вед, возможно, была написана между 2000 г. до н.э. и 1000 г. до н.э. Существует четыре веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Каждая из них содержит четыре раздела: Самхита, Брахмана, Араньяка и Упанишады.
Самхита. Этот раздел представляет собой сборник гимнов, посвященных различным божествам. Многие из этих гимнов обладают глубоким мистическим смыслом.
Брахмана. Этот раздел посвящен различным ритуалам, а также изложению нравственных принципов.
Араньяка. Этот раздел содержит различные темы для медитаций или размышлений. Некоторые из этих медитаций являются размышлениями над смыслом внешних ритуалов.
Упанишады. В них зафиксирован трансцендентальный опыт, обретенный Риши посредством различных созерцательных техник. Этот опыт представляет собой откровения об Атмане, Брахмане и других вечных, универсальных истинах, связанных с Высшей Реальностью.
Эти вечные истины и принципы духовного мира, разбросанные по Упанишадам, были сведены воедино и систематизированы Бадараяной в форме сутр или афоризмов в 5 в. до н.э. Эти сутры, известные как Брахма-сутры, являются основой философской системы, известной как Веданта-Даршана.
Веды содержат в себе три категории знания. Во-первых, это знание о реальной действительности – о том, что этот мир из себя представляет, кто им управляет, и самое важное – это то, кто я в реальности. Во-вторых, это знание о высшей цели жизни, и третьих, – каков путь достижения этой цели.
Знание Вед называется апаурушея. Оно не было создано человеком, оно было дано свыше. Даже если посмотреть с прагматической точки зрения, то все достижения современной науки основаны на Ведическом знании. Например, математика. Развитие теоретической науки невозможно без математики. Но откуда взяты её основы? В Европе развитие этой дисциплины началось после всеобщего рапространения в 15-ом веке десятичной системы счисления, занесенной в Европу в 10-13-ом веках арабами, которые до этого заимствовали её из Индии. В Ведической культуре десятичная система счисления существовала всегда и называлась Брахми. Альберт Эйнштейн по этому поводу сказал: «Мы многим обязаны индийцам, которые научили нас считать, без чего невозможно было бы сделать никаких серьёзных научных открытий».
Алгебра, тригонометрия, интегральное и дифференциальное исчисления пришли из Индии. В Ведической литературе (более конкретно в Бауддхайана-шилпа-сутрах) полностью изложена теорема, которая нам известна, как теорема Пифагора, и там же описано число «пи». Пураны оперируют цифрами вплоть до 10 в 53-ей степени и излагают принципы атомной теории.
Что же касается устройства мироздания, то в Европе гелиоцентрическая система стала известна только в 16-ом веке, и принята еще позже, после костров инквизиции, но в Индии, еще за 10 веков до Коперника, математик и астроном Арйабхатта писал в своем трактате, что также как, когда мы плывем на лодке по реке, нам кажется, что деревья на берегу движутся, так и людям на земле кажется, что Солнце движется, хотя, на самом деле, Земля движется вокруг Солнца.
Есть изначальные Веды – Шрути, и есть сопровождающие их писания, раскрывающие смысл – Смрити. Шрути действительно понять очень сложно, поскольку они намерено написаны зашифрованным языком. Дело в том, что одно и тоже предложение, стих или мантра в санскрите выражают множество смыслов на разных планах существования. Не имея ключа невозможно раскрыть изначальный смысл. Именно в этом случае Веды могут казаться странной психоделической поэзией аборигенов, как об этом пишут учёные. Они тиражируют такое представление, поскольку не владеют ключом доступа к ним. Это всё равно, что отрыть сложный, закодированный файл не той программой, которой он должен читаться, и потом говорить: «О, смотрите, какая белиберда!»
Это нужная программа – определенные базовые представления, которые передаются издревле от учителя к ученику по цепи ученической преемственности. Эти представления образуют «магический кристалл», сквозь призму которого текст приобретает целостный смысл. Раньше этот ключ давался параллельно с устной передачей текстов Вед. Ведь раньше, до наступления Кали-юги, Веды не записывали, их передавали изустно. Учитель давал ученику не только владение текстами, но и передавал смысл – ключ. Дело в том, что ключ к Ведам делает человека более или менее могущественным, и, соответственно, учитель не передавал это людям с недостаточной квалификацией.
В Сканда-пуране говорится, что изначально Веды состояли из одного миллиарда стихов. Для сравнения можно взять Махабхарату, которая состоит из 100 тысяч стихов. Если составить книги академического издания Махабхараты вместе, то она займёт примерно метровую полку. 10 тысяч таких полок – это и есть объем. В чем суть всего этого океана Ведической литературы? Что есть высшее благо для человека? Веды описывают разные представления о счастье и успехе. Потому что есть иллюзорные, утопические представления о счастье, когда человек целую жизнь гоняется непонятно за чем, а в конце остаётся у разбитого корыта. Надо понять, что сейчас, в эту эпоху, у нас не так много энергии, чтобы разбрасываться ей беспорядочно. Нужно понять суть, смысл жизни и целенаправленно стремиться его достичь, чтобы потом не было мучительно больно...

Структуру Ведических писаний можно уподобить лестнице со множеством ступеней

Основные разделы Вед


Структуру Ведических писаний можно уподобить лестнице со множеством ступеней, и каждое определенное писание будет соответствовать определенной ступени. Писания с почтением относятся к людям на всех «ступенях», вдохновляя каждого продвигаться выше.
Эволюция личности, согласно Ведам, не ограничивается одной жизнью. Понимание принципа перевоплощения говорит о том, что ступени этой символической лестницы могут также считаться жизнями. Поэтому веротерпимость ведических текстов, основанную на философском понимании, не следует путать с безразличием, или представлением о том, что «все едино».

Ведические тексты делятся на три категории (канды), соответствующие различным этапам духовной зрелости души: карма-канда, гьяна-канда и упасана-канда.

Карма-канда, к которой относятся четыре Веды и родственные писания, предназначена для тех, кто привязан к временным материальным достижениям и склонен к ритуализму.

Гьяна-канда, в которую входят Упанишады и «Веданта-сутра», призывают к освобождению от власти материи, посредством отречения от мира и отказа от желаний.

Упасана-канда, к которой относятся главным образом тексты «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гиты», «Махабхараты» и «Рамаяны» предназначена для тех, кто желает постичь Личность Бога и обрести отношения со Всевышним.

Четыре Веды: мантры и обряды
Первоначально существовала одна Веда, "Йаджур-веда", и она передавалась изустно, от учителя к ученику. Но около 5000 лет назад великий мудрец Кришна- Дваипайана Вйаса (Вйасадева) записал Веды для людей этого века, Кали-йуги. Он разделил Веды на четыре части по видам жертвоприношений: «Риг», «Сама», «Йаджур», «Атхарву» и поручил эти части своим ученикам.
Риг-веда» - «Веда хвалы», состоит из гимнов, собранных в десяти книгах. Большая часть стихов прославляет Агни, бога огня и Индру, бога дождя и райских планет. Ригведа - собрание гимнов мифологического и космологического содержания;
Йаджур-веда», известная как «Веда жертвоприношений содержит инструкции по проведению жертвоприношений. Яджурведа - описание ведических ритуалов, правил совершения жертвоприношений;
- «Сама-веда», сборник песнопений, повторяющий тексты Ригведы и дополняющий их ритуально-обрядовыми инструкциями; Самаведа - «Веда песнопений», состоит из гимнов, многие из которых встречаются в другом контексте в «Риг-веде».
- «Атхарва», «Веда заклинаний» описывает множество различных видов поклонения и заклинаний. Атхарваведа - сборник магических заклинаний и формул. Говорят, что все остатки первых трех Вед, которые не вошли в них, сложили вместе и это образовало Атхарва-веду. Ей не пользуются во время жертвоприношений, поэтому существует термин «Триведа»

Цель четырех Вед - убедить человека в том, что он не является независимым существом, но частицей вселенского организма. В наше время значительная часть мантр четырех Вед не действует или действует лишь частично. Причина в том, что люди не обладают достаточной концентрацией и чистотой сознания для произношения ведических мантр.

Также каждая Веда включает упаведу (прикладное знание):

«Риг-веда» - Аюр-веда (медицина);
«Сама-веда»- Гандхарва-упаведа (пение, танцы, музыка, театральное искусство);
«Яджур-веда» - Дханур-упаведа (военное искусство, экономика, политика);
«Атхарва-веда» - Стхапатья-упаведа (строительство, архитектура, живопись, скульптурное ваяние).
Обычно в упаведах изложены общие принципы той или иной прикладной науки. Подробное знание соответствующих дисциплин хранится в конкретных школах, которые веками хранят и дополняют его.


Упаведы - прикладные Веды
Упаведы - вспомогательные Веды, которые включают разнообразные материальные знания. Например, в «Аюр-веде» излагается медицинское знание, в «Дханур-веде» излагаются принципы воинского искусства, в «Джйотир-веде» - астрология, «Ману-самхита» - свод законов прародителя человечества Ману. В Ведах можно найти также знания по архитектуре, логике, астрономии, политике, социологии, психологии, истории и т.д. Цивилизация многих народов в древности основывалась на Ведах, поэтому ее называют также ведической цивилизацией.

Шрути, смрити и ньяя - услышанное, запомненное, выведенное логически

Традиционной является также деление ведических писаний на три группы:
Шрути, Смрити и Ньяя

ШРУТИ ( «то, что постигают путём слушания»): 4 Веды и Упанишады .

СМРИТИ («то, что надо запомнить»; традиция, или то, что воспроизводится по памяти; то, что было осознано мудрецами, пропущено через себя, понято и объяснено):
Пураны, Итихасы.

НЙАЙА - логика («Веданта-сутра» и другие трактаты).
 
Веды
Риг · Яджур · Сама · Атхарва Деление
Самхиты · Брахманы · Араньяки · Упанишады
Упанишады
Айтарея · Брихадараньяка · Иша · Тайттирия · Чхандогья · Кена · Мундака · Мандукья · Катха · Прашна · Шветашватара
Веданга
Шикша · Чхандас · Вьякарана · Нирукта · Джьотиша · Калпа
Итихасы
Махабхарата · Рамаяна
Пураны
Бхагавата · Брахмавайварта · Ваю · Вишну · Маркандея · Нарада · Падма
Другие писания
Смрити · Шрути · Бхагавад-гита · Агамы · Панчаратра · Тантры · Кавача · Сутры · Стотры · Дхарма-шастры · Дивья-прабандха · Теварам · Чайтанья-чаритамрита · Рамачаритаманаса · Йога-Васиштха

Сказано, что до прихода чёрного века (кали-юги) Веда была одна. Ведавьяса с особой целью разделил её на четыре Веды — это было сделано для удобства учеников чёрного века, или века рационализма, который отличен от века полностью или частично интуитивного. Было время, когда всё человечество было ведомо высшим типом интуиции (космическим сознанием, действующим через человека). Эта эпоха называется золотым веком или эпохой дэв. Затем последовало частичное вмешательство индивидуального разума человека. Три четверти мудрости было божественной или интуитивной, а одна четверть — человеческая. Затем их отношение стало равным. Эти два периода, второй и третий, соответственно называются серебряным и медным веком (трета-юга и двапара-юга). Затем наступил четвёртый век, когда преобладает человеческий разум с его эмпирическими знаниями и личными мнениями. Он владеет тремя четвертями мудрости. Оставшаяся четверть существует в виде глубинного потока интуиции, скрытого под вечно бушующими волнами различных отраслей знаний, которые постепенно теряют своё единство. Этот век называется железным веком, или кали-югой. Длительность этих эпох хорошо даётся во всех Пуранах. У истории о том, что Ведавьяса разделил единую Веду (мудрость) на четыре Веды (четверичное приложение к четырём ветвям мудрости) есть и внутренний смысл. Конечно, для обычного изучающего существуют просто четыре тома Вед, но содержат они в основном тот же текст с незначительными различиями.

Каждая веда в свою очередь делится на четыре относительно самостоятельные части: мантры (священные изречения), брахманы (теологическое обоснование ритуальной практики), араньяки (аллегорически-мистическое и медитативное толкование ритуалов, адресованное лесным отшельникам) и упанишады (заключительные философские трактаты, раскрывающие сущность мироздания). Составной часть Вед являются также веданги - тексты, посвященные фонетике, стихотворным размерам, грамматике, этимологии и церемониалу. Веданги - плод не сверхъестественного откровения, уже упоминавшегося нами шрути, а "запоминания" (смрити), т. е. человеческой мысли.
Древнеиндийские философские школы, следовавшие в фарватере ведической традиции, принято называть классическими или ортодоксальными. Всего их шесть: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта. Соответственно к неортодоксальным школам относятся джайнизм, буддизм (в их теоретико-мировоззренческом аспекте) и чарвака-локаята. Они не считают Веды непогрешимыми и не дают своего обоснования их авторитета.