Амная

Изначальным источником всех тантр считается Ишвара (Бог, Владыка Вселенной), который обычно персонифицируется как Шива или Вишну.

«Ишвара-ваг агамах тад эва тантрам»

«Сказанное Ишварой есть Агама. Это и есть Тантра». (Парананда-сутра 22.46-47)

Большая часть индийских (хинду) тантр сказана Шивой, Владыкой Йоги (Йогешвара) и Тантры (Тантрешвара). «Он, известный как Шива, является Владыкой всех тантр». (Тодала-тантра 5.31)

Шива есть чистое, неизменное, лишенное атрибутов, всепроникающее сознание.
Он имманентная (проявленная) любовь и трансцендентная реальность.
Он-воплощение Истины, Красоты,Благости и Блаженства (сатьям, сундарам, шивам, анандам). Имя Шива впервые появляется в гимне Шатарудрия из Яджурведы, как и его маха-мантра - "Намах Шивая".
Высшее проявление (абсолют) именуется Парамашива (Парасамвит, Адинатха, Брахман).
Помышляющий о творении, но еще непроявленный и не разделенный на Пурушу и Пракрити аспект именуется Садашива (Сваямбху, Ардханаришвара).
Как верховный контролер, стояший над творением (пара и апара пракрити) он именуется Махешварой. Будучи тождественным своей силе (шакти), Он также является Высшим личностным Богом. Махешвара имеет четыре аспекта Бpахма, Вишну, Рудра и Кала (вечное время).

Восемь основных космических форм Шивы- это Шарва, Бхава, Рудра, Угра, Бхима, Пашупати, Ишана и Махадева. Их места обитания, соответственно-земля, вода, огонь, воздух, эфир, кшетраджня, солнце и луна.
Шива в своем гневном, устрашающем аспекте именуется Бхайравой (Ужасный).
В форме Сваччханданатхи (пятиголовая форма Садашивы) он даровал Агамы, богооткровенные писания-шрути, которые часто именуют "пятой Ведой" или сиддхантой. Некоторые Агамы дуалистические (бхеда) и именуются Шива-агамы, другие монистическо-дуалистические (бхеда-абхеда) именуются Рудра-агамы, третьи монистические (абхеда)-Бхайрава-агамы. Таким образом, единое знание было выраженно в разных формах, в зависимости от подготовленности его слушателей.
Гуру и Шастры основные проявления ануграхи (беспричинной милости) которая дарует нам освобождения от страданий этого мира и позволяет нам стать сознательным участником Божественных игр.

Его образ (медитирующего йогина) олицетворяет вечное знание (Атмана), скрытое в ведах и тантрах. Шива говорит богине Парвати: «Я есть истинная сущность знания и Божество знания». (Нарада-панчаратра 2.1.35)

Высшей и совершенной формой знания является божественное откровение (Шрути), исходящее непосредственно от Шивы. В комментарии Ачарьи Джаяратхи к «Тантра-алоке» (1.46) говорится: «Знание, возникшее из лотосоподобных уст Шивы, незагрязненное и всюдуликое (сарвато-мукхам), есть истинное знание, обнаруживающее природу Шивы и уничтожающее неведение. С помощью этого знания достигшие совершенства видят его обитель».

Каждый раз при сотворении Вселенной Шива сообщает (богам, сиддхам и людям) знание, ведущее к освобождению (мокша), а также пути его достижения, соответствующие склонностям и способностям людей. Поэтому «во время сотворения Вселенной Великий Владыка (Махеша) ... для достижения цели существования (людьми и другими разумными существами) распределил незагрязненное знание (вималам джнянам) в виде пяти потоков». (Мригендра-тантра 1.1.23).

«Пять потоков» (панча-срота) означает пять направлений распространения священных писаний и традиций, называемых «амная» (предание, традиция). В Меру-тантре говорится: «Оттого, что она является началом (ади) всех путей (освобождения), увеличивает блаженство ума (манолласа) и является источником всех жертвоприношений (яджня) и других видов поклонения, она называется «амная». (10.756)

Подобно тому, как у людей имеется пять органов действия (кармендрия; «тонкие» органы чувств, действующие посредством соответствующих физических органов: руки, ноги, орган пищеварения, анус и гениталии), у Великого Владыки Времени (Кала-махеша) существует пять амная». (10.14)

Источником пяти амная (панча-амная) является пятиликий Шива, называемый Садашивой. Пять ликов Садашивы, обращенные в разные стороны пространства, имеют пять имен: Садьйоджата (обращенное на запад), Вамадэва (север), Агхора (юг), Тат-пуруша (восток) и Ишана (обращенное вверх).

Шива говорит Богине (Дэви): «Из пяти моих ликов происходят пять амная: Пурва-, Пашчима-, Дакшина-, Уттара- и Урдхва-амная. Это пять путей, ведущих к освобождению». (Куларнава-тантра 3.1)

Пурва означает восток, пашчима — запад, дакшина — юг, уттара — север, урдхва — верх (зенит).

Через непрерывную последовательность учителей амная передает священное знание, исходящее от Высшего Божества, в своем изначальном виде. Поэтому «всеми усилиями следует размышлять о своей амнае». (Нируттара-тантра, гл. 4)

В «Куларнаве» (тантре Урдхва-амная) Шива говорит Парвати: «О Богиня, тот человек, который истинно знает амнаю, получает желаемое достижение. О Прекрасноликая, это истина, истина». (3.31)

«Тот, кто знает только одну амнаю — освобожденный (мукта), в этом нет сомнения, а тем более тот, кто знает еще четыре других амнаи, ибо он есть сам Шива». (3.15)

Шакти - "Сила, Энергия". Активная Сила или проявленная Энергия Шивы , которая пронизывает все сущее. Ее наиболее тонким аспектом является Парашакти, или Саччидананда. Эта Божественная Энергия развертывается как иччха-шакти (сила желания, воли, любви), крия-шакти (сила действия) и джняна-шакти (сила мудрости, знания), символизируемые тремя зубцами тришулы, или трезубца, Шивы .Из них появляются пять энергий: откровения , сокрытия, растворения, сохранения и сотворения. В религии шактистов (шактов) поклонение Божественной Шакти стоит превыше всего - в Ее многочисленных грозных и благих формах. Шакти - это Божественная Мать проявленного мира, визуализируемая в женской форме, тогда как Шива - это лишь Непроявленный Абсолют.

Шактизм - религия тех, кто поклоняется Всевышнему как Божественной Матери, или Шакти, в Ее многочисленных формах, как милостивых, так и грозных.

Шакти-йога-садхана - тантрическая практика почитания Божественной Шакти с помощью различных эзотерических методов, передаваемых непосредственно от гуру к ученику.

Согласно «Татпарья-дипике» (комментарию к «Трипура-рахасье»), «амная это Веда (амнайо ведах)». Рамешвара (известный тантрический комментатор) говорит, что «поскольку основное значение слова «амная» — Веда, а Тантра является сущностью Веды (веда-сара), слово «амная» означает Тантру».

На панчамукха лингаме - изображения пяти ликов Садашивы - Садйоджата, Вамадева, Агхора и Татпуруша. Верхний лик, невидимый, принадлежит Ишане. Согласно учению Шри Кулы, которое когда-то распространено было в Непале (Бимбамбика сампрадайя), эти пять лиц имели другие имена и соответствовали пяти амнаям Шри Видьи: Махадева - восток, Пурва амная Бхайрава - юг, Дакшина амная Нанди вактра - запад, Пашчима амная Ума вактра - север, Уттара амная или Шакта амная Садашива - вехний лик, Урдхва амная Основание лингама представляет Адхара амнаю. Именно эти имена и соответствующие тексты используются в наше время, ежедневно, трижды в день, во время ритуальных богослужений Над лингамом расположена Шри Янтра, которой также ежедневно поклоняются с мантрой Парашодаши, различными упачарами и тарпаной, согласно из Шодаша аварана краме. С этими шестью аспектами и амнаями также связаны шесть методов йоги, которые могут практиковаться в поклонении Махатрипурасундари, как Камакала Калике, и Пашупатинатху, как Камешваре Махакале Адхара амная - шабда-йога Пурва амная - мантра-йога Дакшина амная - бхакти-йога Пашчима амная - карма-йога Уттара-амная - джняна-йога Урдхва-амная - шакти-йога (мокша-йога)

/ / $36C5.HTM -->