Ом намах Шивайя

Панчакшара-мантра

Ом намах Шивая (o? namah sivaya Деванагари: ? ??? ?????, Каннада: ?? ??? ?????, Малаялам: ?? ??? ?????, Тамильский: ??? ?? ?????, Телугу: ?? ??? ?????, Бенгали: ?? ??? ??????, Гуджарати: ? ??? ?????, Пенджаби: ?? ?? ?????? Ом. Поклонение Благому) — одна из важнейших мантр в индуизме. Наравне с Гаятри и Махамритьюнджайа-мантрой является одной из древнейших мантр индуизма — впервые встречается в Кришна Яджур-веде (Тайттирия-самхита, 4, 5-6) в гимне «Шри Рудрам-чамакам». Часто называют Панчакшара-мантрой (?????????????? мантрой пяти слогов) — na-ma?-si-va-ya. Другое название — Агхора-мантра (???? ?????? — мантра бесстрашия). Когда мантра читается вместе с «Ом», тогда она называется Шадакшара-мантрой — мантрой шести слогов.

Панчакшара-мантра является основной и самой священной мантрой для всех школ Шиваизма, как прошлого, так и настоящего. О её смысле и значении написаны тома исследований. Считается, что в её пять слогов заключено всё мироздание. Существует два основных толкования этой мантры:

Толкование джняни. Слово «намах» (???) обозначает ограниченную человеческую душу (дживу, ???). Слово «шива» (???) обозначает Мировой Дух (Параматман). Окончание «йа» (?) указывает на идентичность Дживы и Параматмана. Слог Ом (?) символизирует разрушение Майи — иллюзии.

Толкование бхакти. Слог «ом» (?) означает «весь мир, живой и неживой». Слово «намах» (???) — это сокращение от «намама» (? ??) — «не мой», «не для меня». Слово «шивайа» (?????) означает «для Шивы». Мантра в целом переводится так: весь этот мир, живой и неживой, принадлежит не мне, существует не для меня, а для Шивы.

Хотя она и имеет прямой перевод — Поклонение Благому, — её основное значение заключается не в словах, а в звуках, её составляющих, которые, в свою очередь, связываются с пятью перво-элементами (землёй, водой, огнём, воздухом и акашей) и ипостасью Шивы — Панчамукха или Панчанана ([Обладающий] Пятью ликами).[2]

Шиваизм, также как и вообще Индуизм, считает, что вселенная состоит из вибраций, а вибрации порождают формы — так, имя Шивы в Панчакшара-мантре порождает Шиву в ипостаси Махешвары.[3]

Панчакшара-мантра является одной из немногих мантр в Индуизме, для которой не обязательна предварительная дикша (посвящение) — хотя отдельные школы в Шиваизме настаивают на его необходимости. Её можно читать влух, шёпотом и мысленно; в любое время суток — однако наилучшим считается чтение джапы Панчакшара-мантры на Рудракша-мале во время Брахма-мухуртхи (приблизительно 4 часа утра). Паньчакшара-мантра бывает нескольких видов видов:

Стхула-Паньчакшара — Намах Шивайя;
Сукшма-Паньчакшара — Шивайя намах;
Карана-Паньчакшара — Шивайя Шива;
Махакарана-Паньчакшара — Шивайя;
Махаману-Паньчакшара или Мукти-Паньчакшара — Ши.

Священные писания Индуизма и Шиваизма — в первую очередь Пураны — постоянно восхваляют величие Панчакшара-мантры:
Суть Вед сокрыта в Шри Рудрам. Смысл Шри Рудрам открывается с помощью Панчакшары. Шива-пурана
?????????? ?????????? ???????????? ????????? Веды с Ведангами, Пураны, а также многочисленные мантры, различные Агамы. Все эти учения растворяются в Пятислоговой (Панчакшара) мантре и снова возникают из нее. Сукшма-агама, Крия-пада, 3.75 ???????? ???????????????? ????????????? ??????? ???? ?????????? ?????? ??? ??????????????? Среди учений лучшее — Шрути (Веды). В Шрути лучшее — 11 анувак (уроков) Рудрадхьяя. Там лучшее — Пятислоговая мантра. А в этой мантре лучшее — пара слогов ШИ-ВА. Карана-агама, Крия пада, 8.4. Пара слогов ШИВА — квитэссенция Вед. В этом слове «а» волощает Риг-веду и Сама-веду, так как они обе начинаются с «а». «и» — это суть Яджур-веды, которая начинается с «и». «ш» — это Атхарва-веда, которая начинается с «ш». «в» — это Вьякарана, которая начинается с «в». Карана-агама ?????? ???????? ??? ?????? ? ?????? ????? ????? ? ????????? ??????? ??????? ?????????? ???? Нет друга лучшего, чем знание. Нет практики лучшей, чем преданность. Нет смертного лучше, чем шиваит. Пятислоговая мантра лучше всех. Парамешвара-агама, 10.90 ???????? ?????????? ?? ?????????? ????? ???? ????????? ???????? ?????????? ????????????? Лучше той (Агхора) мантры — моя Пятислоговая мантра. Остальные мантры — ее ответвления. Сукшма-агама, Крия пада, 3.6 ?????????????? ???????? ?????? ?? ? ?????????? ??????? ?????? ?????????? ????? ?????? ?????? ??? Когда реализованы другие мантры, эта мантра не реализована. Но когда эта великая мантра реализована, все остальные мантры реализованы. Чандраджняна-агама, Крия пада, 8.92

Пятислоговая Паньчакшара является обителью Господа. Намах Шивая — проявленная форма Паньчакшары. Шивая намах — ее тонкая форма. Так Он присутствует в этой мантре — проявленный и непроявленный. Тирумантирам, 919

Мистическое выражение «Намах Шивайя» — это священное имя Господа Шивы, сумма и сущность четырех Вед и ведет по священному пути души, полные преданности, которые произносят эту мантру с облегченным сердцем, а из глаз у них текут слезы. Тирумурай

В своей трилогии «Катехезис Индуизма» Шивая Субрамуниясвами пишет:
«Намах Шивайя» — одна из главных ведических мантр. Она означает «поклонение Шиве» и называется паньчакшара (пятибуквенной)-мантрой. В ее небесных звуках содержится интуитивное знание шиваизма. Аум. «Намах Шивайя» — это самое святое из имен Бога Шивы, записанное в самой сердцевине Вед и разъясненное в Шайва-агамах. На есть сокрывающая милость Бога, Ма — это мир, Ши означает Шиву, Ва — Его милость откровения, Йя — это душа. Пять элементов также воплощены в этой древней формуле для призывания Бога. На — это земля, Ма — вода, Ши — огонь, Ва — воздух, а Йя — эфир, или акаша. Значений этой мантры очень много. «Намах Шивайя» имеет такую силу, что даже простое произнесение этих слогов обязательно сыграет свою роль в спасении души от уз предательского инстинктивного ума и стальных оков изощренного внешнего интеллекта. «Намах Шивайя» обуздывает инстинкт, разрывает стальные оковы и разворачивает этот интеллект вовнутрь и на себя самого, чтобы он мог посмотреть на себя и увидеть свое невежество. Мудрые провозглашают, что мантра — это жизнь, мантра — это действие, мантра — это любовь, а повторение мантры, джапа, производит эффект взрыва мудрости изнутри. В святой книге «Натчинтанай» объявляется: «Намах Шивайя» — это, воистину, и Агама, и Веда. «Намах Шивайя» представляет все мантры и тантры. «Намах Шивайя» — это наши души, наши тела и наше имущество. Мантра «Намах Шивайя» стала нашей надежной защитой". Аум Намах Шивайя. Те, кто посвящены в Паньчакшара-мантру (Аум намах Шивая) обладают преимуществом, так как повторение этой мантры приведет их к прямому видению совершенной Вселенной Господа Шивы и они сами станут сплавом веданты и сиддханты.

«ОМ Намах Шивайа» — одна из главных ведических и тантрических мантр. Её буквальный перевод – «поклонение Благому (Шиве)» и называется она панчакшара (пятислоговой) — мантрой. В её трансцендентных звуках содержится интуитивное знание Каула-дхармы. «Намах Шивайа» записана в самой сердцевине Вед — в знаменитом гимне «Рудрам» (Шатарудрия) Яджурведы и разъяснена в Агамах. Пять первоэлементов воплощены в этой Великой мантре. «На» — это земля, «Ма» — вода, «Ши» — огонь, «Ва» — воздух, а «Йа» — эфир. Три слова «Ом Намах Шивайа» символизируют Шиву, Шакти и Дживу, пребывающих в неразрывном единстве, или Куле — Изначальной Семье. Брахма (созидание), Вишну (сохранение), Рудра (разрушение), три гуны материальной природы также воплощены в этой мантре. Её значений очень много. Подобно тому, как дерево присутствует в маленьком семени, также и великий Абсолют присутствует в этой махамантре, а с Ним — и всё сущее в тонкой форме.
Махамантра «Ом Намах Шивайа» — это две формы Абсолюта в форме звука: грубая и тонкая. Слог «Ом» – тонкая, а «Намах Шивайа» — грубая форма, выражающие соответственно непроявленный и проявленный аспекты Абсолюта. В этой махамантре одновременно представлены трансцендентный и имманентный аспекты Единой Реальности. И Шива и Шакти вместе присутствуют в этой великой мантре.

Это основная и обязательная для повторения мантра, для всех людей, независимо от расы, пола и вероисповедания. Её многократно повторяют по чёткам, воспевают во время Богослужений, на различные мелодии, используют как объект медитации и как основную формулу в процессе Линга-Пуджи.

Для джапы махамантры используются чётки из 108-ми бусин (с дополнительной 109-ой разделительной бусиной – обычно более крупной в сравнении с остальными). Чётки используются для подсчёта количества повторений мантры. Повторённая 108 раз подряд мантра составляет один «круг» джапы. Общее количество ежедневно повторяемых «кругов» зависит от личного желания практикующего. Обычно используются чётки из зёрен рудракши (растения Eleocarpus ganitrus), но при необходимости чётки можно изготовить из любого подручного материала.

Есть три основных способа повторения махамантры: вслух, шёпотом и в уме. Для начинающих самым легким способом достижения концентрации является громкое повторение. Громкое повторение помогает быстрее дисциплинировать мысли, вспоминать, визуализировать символы мантры. Громкое повторение нейтрализует звуки, которые могут помешать. Не следует прерывать мантру дыханием на полуслове. Необходимо следить за правильным произношением мантры. Нужно быть очень внимательным, чтобы произносить мантру как следует, не искажая её звучания и не глотая слова. Получив достаточный опыт громкого повторения, можно успешно практиковать и повторение шёпотом, но если ум очень беспокоен, то это может быть сопряжено с определёнными трудностями. Мысленное повторение – наиболее трудный, равно как и самый эффективный вид джапы. Но такое повторение становится возможным только после достаточно длительной практики двух вышеописанных способов. Очень полезно во время джапы визуализировать в области сердца светящийся Шивалингам.

Само слово «мантра» означает «защита ума». При многократном повторении мантра пробуждает в уме способность воспринять тончайшие вибрации Абсолюта как Звука. Без интенсивной практики джапы это попросту невозможно. Регулярно повторяющий мантру ум сам становится мантрой и, следовательно, своего рода зеркалом, в котором можно увидеть своё Истинное, Высшее «Я» – Шиву, Душу своей души.

Повторять махамантру «Ом намах Шивайа» можно где угодно, когда угодно и сколько угодно. Однако соблюдение определённых правил сделает эту практику более эффективной. Правил этих достаточно много и описание их всех выходит за тематические рамки данной работы, но самое основное из них – постоянство. Ни в коем случае нельзя снижать количество выполняемых ежедневно повторений.

Пять слогов этой мантры соответствуют пяти силам, пяти ликам Всевышнего Шивы (творение, поддержание, разрушение, сокрытие и спасение – освобождение). Великая шести-слоговая Махамантра рождается путем прибавления вначале пранавы ОМ, выражающей Высшую, непроявленную и непостижимую сущность. ОМ обращен к Парашиве, тогда как Намах Шивайя – к проявленному Шиве, единому со своей Шакти. Поэтому повторяя эту мантру, мы постигаем Бога одновременно и проявленным и непроявленным, личным и безличным, выразимым и невыразимым. Это лучшая из молитв. Сила ее так велика, гласит Шива-пурана, что с ее помощью можно разрушить в мгновение весь мир и в мгновение воссоздать его заново. С помощью этой мантры достигается господство над пятью чувствами, пятью элементами Космоса, пятью силами Ишвары. Но полной властью и силой этой мантры обладает лишь только Сам Шива.

МАНТРЫ ШИВЕ

1) Шива шадакшара мантра (6-ти слоговая мантра Шивы):
Ом Намах Шивая
Слава Шиве (Благому Господу) - мантра, очищающая все элементы.

2) Шива панчакшара мантра (5-ти слоговая мантра Шивы):
Намах Шивая
Слава Шиве (Благому Господу).

3) Маха-мритьюнджая-мантра - мантра Победителя смерти
Ом Трьямбакам Яджамахе
Мы поклоняемся трехглазому Господу (Шиве),
Сугандхим Пуштивардханам
наполненному сладким ароматом, питающему всех существ.
Урварукам ива бандханан
Подобно тому, как спелый огурец отделяют от стебля,
Мритьор мукшиа ма мритат
да освободит он меня от оков сансары и смерти и да укрепит он меня в бессмертии
Эта мантра способна предотвращать несчастные случаи, уберечь от неизлечимых болезней и несчастий. Она дарует здоровье, долгую жизнь, умиротворенность, богатство, преуспевание, удовлетворение, долгую жизнь и освобождение. Эту мантру рекомендуется читать в свой день рождения.

Ом намах Шивайя. (Шива шадакшара мантра)

Шиво Хам (Шива мокша мантра)

Ом трийамбакам йаджамахе сугандхим пушти вардханам урварукамива бандханам мритьор мукшийа мамритат (Маха-мритьюнджая-мантра )

Ом Махадевая видмахе Рудрамуртае дхимахи Танно Рудрах прачодайат (Рудра Гайатри)

Ом. О, Земля, Воздушное пространство и Небеса! Да постигнем мы Великого Бога! Созерцаем во всем проявляния Бога в образе Рудры.
Тот Шива да направит нас к постижению Истины!

Ом паньчавактрайа видмахе | махадевайа дхимахи | танно рудрах прачодайат (Шива Панчамукха Гайатри)

Ом. О, Земля, Воздушное пространство и Небеса!
Да постигнем мы Великого Бога!
Созерцаем во всем проявляния Бога в образе Рудры.

Ом татпурушаия видмахе махадевайя дхимахи Танно Шивах прачодайат (Шива Гаятри) :

Тот Шива да направит нас к постижению Истины!

АУМ ДЖАЙЯ ДЖАЙЯ ШРИ ШИВАЙЯ СВАХА Эта мантра помогает обрести нежность, любовь, общение с ангелами хранителями.

Мантра прибегания к Шиве за защитой:
Ом. Намах Шивайа шантайа Карана-трайа-хетаве Ниведайами чатманам Гатиствам Парамешвара
Поклонение Шиве, полному покоя Опоре и причине Трех миров! Отдаюсь Тебе всею душою Прибегаю к Тебе, о Всевышний Господь!

Мантры Шива Бхайравы:

«ОМ БАМ БАМ БАМ БАТУКАЙА НАМАХа / ХУМ ХУМ ХУМ БХАЙРАВАЙА НАМАХа».
ОМ ТАТ САТ БХАЙРАВАЙЯ НАМАХ

Ом хум бам ватукайа ападуддхаранайа куру куру вакукайя бам Ом намах шивайя (Очень мощная защитная Ватука Бхайрава мантра)

ОМ ХРИМ ВАТУКАЙА ВИДМАХЕ АПАДУДДХАРАНАЙА ДХИМАХИ ТАННО БХАЙРАВАХ ПРАЧОДАЙАТ (Ватука Бхайрава Гайатри)

бхактйА намАми баТукам таруНам тринетрам кАмапрадаМ варакапАла триШУладаНДаМ
бхактАрти наШАкараНе дадхатаМ кареШу там кОстубхАбараНа бхУШита дивйа дехам
С преданностью склоняюсь перед Ватукой, Трехоким, Исполняющим желания, держащего в руках капалу,трезубец, посох, показывающего жест благословения, причину уничтожения страданий преданных, Чье божественное тело украшено драгоценным камнем каустубхой.

Мантра-молитва Владыке Рудре:

Ом. Намасте Асту Бхагаван Вишвешварая Махадевая Трьямбакая Трипурантакая Трикагникалая Калагни-Рудрая Нилакантхая Мритьюнджаяя Сарвешварая Садашивая Шриман-Махадевая Намаха. — «Ом! Почитание Владыке Рудре! Да будет Тебе поклонение, о Владыка, Повелитель Вселенной, Великий Боже, Трёхокий, Уничтожитель Трипуры (трёх оплотов зла), Олицетворение Трёх Огней Времени (прошлого, настоящего и будущего) и Огня Вечности, Синешеий, Великий Победитель Смерти, Всевладыка, Вечноблагой! Святому Великому Богу — почитание!»

Мантра преданности Шиве:

Шиве бхактиш-шиве бхактиш Шиве бхактир-бхаве бхаве Анйатха шаранам насти Твамева шаранам мама
Преданность Шиве, преданность Шиве преданность Шиве в рождении за рождением у меня нет другого прибежища и защиты
лишь Ты Один - мое Прибежище!