Шактизм

Шактизм – одно из трех направлений в индуизме, наряду с вишнуизмом и шиваизмом, культ Богини-Матери, женского начала, персонифицируемого в обликах  индуистских богинь, и супруги Шивы - Шакти, Деви, Кали, Дурга, Парвати

Шактизм – это одно из трех основных направлений в индуизме, наряду с вишнуизмом и шиваизмом, стержнем которого является культ Богини-Матери, женского начала, персонифицируемого в обликах разных индуистских богинь и, прежде всего, супруги Шивы, известной под именами Деви, Кали, Дурга, Парвати и др.

Шактизм, принятое в индологии условное название течения, объединяющего систему ритуально-мифологических воззрений, культов и школ, связанных с почитанием Шакти — высшей силы или энергии, воплощённой в женской манифестации божества. Для шактов Бог – одновременно бесформенный Абсолют (Шива) и проявленное Божественное (Шакти); Шакти поклоняются в образах Парвати, Дурги, Кали, Раджараджешвари, Трипурасундари, Тары, Сарасвати, Махалакшми, Бхайрави, Матанги, Дхумавати, Багаламукхи, Чхиннамасты и др. Особенное внимание уделяется «женскому» проявлению Бога, посредством которого в конечном итоге достигается «мужское» непроявленное.

Истоки этих воззрений связаны с архаическим культом богинь-матерей, а также с шаманской идеологией. Представления о богине как о Шакти — подлинной энергетической основе могущества Бога становятся особенно популярными в раннем средневековье. Мифологический образ богини вырастает до олицетворения всемогущего женского начала Джаганматри (Матери мира), полностью доминирующего над своим супругом: без неё он пассивен, лишь от неё он получает свою творческую энергию. Приверженцы Шактишактисты (шакты) воспринимают её и как созидательную силу сознания. Её познание они считают единственным путём к спасению от тягот бытия. Шакты опираются на агамы и тантры и совершают эзотерические обряды, связанные с йогической практикой и психофизиологическим тренингом, иногда несовместимые с брахманическим ритуалом. Цель культовой практики - внутреннее уподобление своему божеству и слияние с ним. Важнейшие шактистские обряды — почитание Шакти в разных образах и ее атрибутов, поклонение гуру, чтение мантр и др. священных формул, жертвоприношения божеству и т. п. Главными. священными. текстами шакты считают 77 шактистских агам, которые расцениваются как тантры. Шактизм особенно популярен на юге Индии, в дравидоязычном ареале, а также в Бенгалии и Ассаме. Шактистские секты традиционно делят на школы "правой руки" и "левой руки". Последние гораздо более закрыты, эзотеричны, их ритуальная практика связана с использованием "пяти М" (панчамакара). Подход «левой руки» (Вамачара) более оккультен по природе; он считается путем немногих. Путь «правой руки» (Дакшиначара) по природе более консервативен.

Шакти имеет практически неисчислимый диапазон проявлений: от активного безличного универсального женского творческого принципа до множества конкретных сельских богинь. Особенно популярны её воплощения в образах супруги ШивыДурги, Кали, Умы, Парвати и т. п. Иконографически богиня изображается в двух главных ипостасях: благостной, в виде молодой, красивой и обворожительной женщины, и гневной, в виде многорукой вооружённой демоницы с оскаленными клыками, красным языком и ожерельем из черепов. Символ единения Бога со своей ШактиАрдханари, единое существо, соединяющее в себе женское и мужское начала, наполовину мужчина, наполовину женщина...Символ единения Бога со своей Шакти — Ардханари, единое существо, соединяющее в себе женское и мужское начала, наполовину мужчина, наполовину женщина.

История шактистского культа уходит в глубь веков. Ученые считают, что он был одним из центральных в религии Индской цивилизации (23-18 вв. до н.э.). В развалинах Хараппы и других поселений, относящихся к этой цивилизации, археологи обнаружили множество небольших глиняных фигурок почти обнаженных богинь, в сложном головном уборе и разукрашенными поясами на груди. Часто также женское божество изображалось сидящим на ветвях дерева. Следует отметить, что подобный культ был характерен не только для Индской цивилизации, но и для почти всех народов, населявших в древности Евроазиатский материк. На огромном пространстве от Испании до Сибири находят еще восходящие к палеолиту фигурки женщин, созданные из камня, кости и глины. Эти фигурки называются «венерами» и для всех них характерно гипертрофированное изображение органов деторождения и кормления, в то время как голова и конечности изображаются условно. Большинство археологов считают, что это были идолы Богини-Матери, культ которой в первобытную эпоху носил универсальный характер. Богиня-Мать была для тогдашних людей олицетворением всей природы.

В эпоху распространения земледелия этот культ получает дополнительный импульс. Плодовитость женщины в представлении первых земледельцев была магическим образом связана с плодородием земли. Земля, почва были уподоблены женщине, засеянная нива – женщине, «понесшей во чреве своем». Рождение из зерна новых колосьев было уподоблено рождению ребенка. И потому, для того, чтобы способствовать хорошим урожаям, равно как и высокой рождаемости, почитали Богиню-Мать. Уподобляя женщину земле, различными магическими ритуалами древние люди стремились соединить силу женского плодородия с полями и садами. Эти обряды могли иметь различный вид: ритуальное обнажение и танцы перед богом дождя, вспахивание поля обнаженными женщинами, эротические пляски и церемонии (Индуизм. Джайнизм. Сикхизм, с. 188). Позже наряду с массивными, дебелыми женскими фигурами появляются несколько других женских изображений: например, фигуры с воздетыми к небу руками и фигуры в сочетании с жертвенником и ритуальным сосудом. Возможно, это изображения жриц, ведь у многих народов в древности (галлов, древних германцев и др.) культ отправлялся преимущественно женщинами. Также можно вспомнить жриц Диониса в Греции или весталок в Древнем Риме. Колдовством и магией также занимались, в основном, женщины.

Характерным примером ранней земледельческой культуры, которой был особенно присущ культ Богини-Матери, является трипольская культура, существовавшая на территории Украины, Молдавии и Румынии. Ее расцвет приходится на конец IV – начало III тысячелетий до н.э..
Позднее, в ранних цивилизациях на основе первобытного культа Богини-Матери возникает почитание великих богинь: Исиды – в Египте, Иштар – в Месопотамии, Кибелы – в Малой Азии, Афродиты – в Греции, Венеры – в Риме и др. . У древних славян был распространен культ рожениц – богинь плодородия и изобилия, защитниц матерей и маленьких детей. С принятием на Руси христианства культ рожениц постепенно слился с культом Богородицы.

Богиня Кали или Дакшинакали изображается как обнаженная женщина с растрепанными волосами, стоящая на трупе Шивы.

Определенно важной вехой в истории развития тантризма было появление иконографической формы Кали, являющейся значимым проявлением Шакти, где-то между кушанским и гуптским периодами. Самое ранее упоминание о ней как об одном из семи языков Агни содержится в Мундака-упанишаде (2.4). Но Ашвагхоша, буддист, бывший автором Буддхачариты и Саундрарананды, описывал ее как вызывающую ужас женщину (божество?), держащую череп (kapAla), которая, принадлежа к воинству Мары, пыталась отвратить Будду от его медитаций. Это показывает, что взгляд буддистов на богиню Кали был исполнен некоторого предубеждения; но, тем не менее, это очень раннее упоминание о связи капалы с богиней Кали. Знаменитый поэт Калидаса, писавший на санскрите, упоминает Кали в Кумарасамбхаве; она, носящая украшения, сделанные из черепов, посещает свадьбу Шивы и Парвати. В Деви-махатмье, самом важном шактистском и тантрическом тексте, Кали также упоминается как Чамунда (7.18) и как Махакали (12.37); в этих формах она представляет грозные и разрушительные аспекты Высшей Силы. Деви-махатмья, иначе именуемая Чанди-патха или Дурга-сапташати, является жизненно важной для изучения развития шактизма в контексте индийской истории. В основном она датируется временем между 5 и 7 вв. н. э., но отсутствие какого-либо упоминания о Ганеше и Ганешани побуждает предположить, что она была составлена в то время, когда Ганеша еще не был признан в качестве брахманского божества. Прочие брахманские боги, такие как Шива, Вишну и Сканда упоминаются в тексте, но Ганеша еще не был включен в сферу ортодоксии, следовательно, текст должен датироваться ранее пятого века н.э., или началом четвертого или даже третьим веком. Нет сомнения, что Деви-махатмье присущи все основные характерные черты Тантры – всеобъемлющая преданность Богине, жертвоприношения на огне в ее честь, система джапы (мистические песнопения), подношения, которые включают плоть почитателя и упоминания материального наслаждения (бхукти) и освобождения (мукти). В тексте идет речь о тройственных формах Высшей Силы, которые символически основываются на трех элементах; это тамас (тьма), раджас (блеск) и саттва (чистота), которые представлены соответственно ее аспектами, именуемыми Тамаси или Йоганидрой, Махишамардини и Сарасвати. Эти формы, упоминаемые в Деви-махатмье, символизируют внутреннее движение от тьмы невежества к свету знания.

Богиня Кали или Дакшинакали изображается как обнаженная женщина с растрепанными волосами, стоящая на трупе Шивы. Тело Кали цвета темной тучи, у нее три глаза и она носит серьги в виде мертвых тел детей и гирлянду из черепов. Она держит меч и человеческую голову в двух руках, двумя другими руками она дает знаки приветствия и благословения. Темно-синий цвет ее тела символизирует безграничность космической энергии ее маханиргунарупы (наичистейшего лишенного качеств образа), то есть самого пространства. Этот цвет также характеризует ее как сарвататтватмика (включающую все элементы и цвета). Она без одежды, потому что выше всей иллюзорной силы, она Кали, потому что она управляет и творит время. Мертвый и бессильный Шива под ее стопами представляет Ниргуна-Брахман (за пределами качеств или атрибутов). Ее три глаза это три источника света, то есть солнце, луна и огонь. Ее внушающие ужас серьги представляют дхарму и адхарму и ее гирлянда черепов представляет пятьдесят букв санскритского алфавита (варна-мала), символизируемые Шабда-Брахманом (союзом, ведущим к высшему покою). Ожерелье из отрубленных человеческих рук вокруг талии отражает истощение кармы или конец всех деяний. Она дарует защиту и преподносит дары словом знания, которое она держит в верхней левой руке, и уничтожает животные инстинкты, символизируемые отрубленной человеческой головой, которую она держит в нижней левой руке. Разнообразное оружие, которое держат шактистские божества, включая Тару, символизирует освобождение (мукти), при котором оно разбивает все кандалы привязанностей (паша). Оттого что Кали является воплощением разрушения, ее янтра содержит только треугольники Шакти или треугольники, обращенные вершиной вниз. В ее янтре нет треугольников Шивы (обращенных вверх), потому что она не символизирует творение. В противоположность этому Шри-янтра содержит пять Шакти-трикона (треугольников Шакти) и четыре Шива-трикона (треугольников Шивы), означающих творение.

Шри-янтра.

Примерно к 8 веку в шактистских тантрах также включается в систему кундалини-йога. Согласно базовой концепции кундалини-йоги, Высшая Сила вселенной присутствует в человеческом теле, где пребывает в статичном или дремлющем состоянии. Единственной целью тантриков является пробудить кундалини и вызвать ее подъем в теле через различные практики. Такие представления находят свое недвусмысленное выражение в Деви-пуране (10.9.7-8), Саундарьялахари Шанкарачарьи (9.10) и Малатимадхаве (5.1) Бхавабхути. В этом последнем тексте также речь идет об учении о ньясе (очищении тела благодаря рецитации мантр) (5.21) (23). Самая значимая янтра в традиции шактистского тантризма это Шри-янтра.

кундалини-йога.

Последней важной вехой в развитии тантрического шактизма явилось включение важнейших богинь в класс десяти махавидий. Это произошло после принятия Тары в шактистский пантеон в восточной Индии около 12 в. Десять махавидий это Кали, Тара, Шодаши (Сундари), Бхуванешвари, Трипура Бхайрави, Матанги, Бхайрави, Матанги, Багала, Чхиннамаста, Дхумавати и Камала (Лакшми); они отождествляются с десятью аватарами Вишну. Кали, Тара, Чхиннамаста, и Дхумавати ассоциируются с каликулой, оставшиеся богини связываются со шрикулой. В Шактизме выделяются две основные формы: "Шри-кула"-семейство богини "Шри", т.е. Лакшми, и "Каликула", т.е. семейство Кали. Шри-кула уважает брахманическую традицию, она распространена в основном на юге Индии, Кали-кула отвергает ее, и распространена на севере и востоке Индии. Высшая Мать почитается в равной степени представителями обоих направлений, но ради инициации от преданных требуется следовать одному из них, хотя оба в конечном итоге ведут к одной и той же цели.

Духовные практики шактизма подобны шайвистским, но шакты придают большее значение Энергии Бога (Действующей силе, а также существующей потенциально, или сокрытой), мантрам (Мистические формулы, звуки) и янтрам (графические изображения Божественной Энергии, которая есть Сам Господь), а также стремятся охватывать кажущиеся противоположности, видеть в их проявлениях Единое-Божественное: мужское-женское, абсолютное-относительное, удовольствие-боль, причина-следствие, ум-тело.
Западные ученые -индологи выделяют четыре главных формы проявления шактизма: народный шаманизм, йога-тантра, преданность-бхакти, и универсализм.