Пураны - хроники вселенной


В 18 Пуранах философия Вед изложена в виде бесед и проиллюстрирована случаями из истории человечества разных эпох. В зависимости от уровня сознания человека, Пураны делятся на три группы.
Существуют Пураны для людей в саттва-гуне (благости), раджа-гуне (страсти, активности) и тамо-гуне (невежестве).

Существуют Пураны для людей в саттва-гуне (благости), раджа-гуне (страсти, активности) и тамо-гуне (невежестве). Более подробно с ведическим учением о состояниях материи и сознания Вы можете познакомиться на посвященной этой теме странице.

Упанишады - беседы с мудрецами

Упанишады означает «знания, получаемое от духовного учителя» (дословно «упа-ни-шад» означает «сидеть внизу рядом»). Их тексты показывают, что все материальные формы - лишь временные проявления вечной энергии, находящейся над материальной двойственностью страданий и радости, обретений и потерь. 108 Упанишад показывают единство за многообразием, и вдохновляют всех увлеченных ритуалами четырех Вед идти дальше их кратковременных целей.

Веданта-сутра - философские афоризмы

Вйасадева обобщил все ведическое знание в афоризмах, известных как «Веданта-сутра». 560 емких заключений «Веданта-сутры» определяют ведические истины в самых общих терминах. Но Вьясa оставался неудовлетворенным даже после того, как составил многие Пураны, Упанишады и даже «Веданта-сутру». Тогда его духовный учитель Нарада Муни дал ему указание: "Разъясни "Веданту"».

"Шива Пурана" - песнь об Истине

«Шива Пурана» рассказывает как об устройстве и сотворении материальной вселенной, так и науку о духовном мире, Абсолюте и его воплощениях в разные эпохи. Он повествует о принципах возвращения живого существа в духовный мир.

Практически в каждой из шиваитских пуран (как в Маха-пуранах, так и в Упа-пуранах) есть указания на необходимость чтения Рудра-сукты. О необходимости её ежедневного чтения указывается в шиваитских тантрах и агамах — часто с дополнительными практическими, методическими и ритуальными указаниями по чтению гимна. В Махабхарате, в Шанти-парве, в 286 главе Рудра-сукта именуется «Златоцветным гимном». Многие из шиваитских учителей в своих трудах также указывают на обязательность чтения этого гимна не только во время совершения храмовых или домашних ритуалов, но и в личной духовной практике и в повседневной жизни. Джабала-упанишада (стих 3) говорит о том, что ежедневное чтение гимна приводит к бессмертию:

Тогда ученики-брамины спросили его: «Повторением какой [молитвы] достигается бессмертие? Скажи нам это!» — Яджнявалкья ответил: «Шатарудриям, ибо они — имена Бессмертия, и посредством них становишься бессмертным». — «Это так, о Яджнявалкья!»

В «Веданта-сутре» содержится только намек на то, что такое Брахман, Абсолютная Истина: «Абсолютная Истина - это то, из чего все исходит». Если все исходит из Абсолютной Истины, то какова природа Абсолютной Истины? Это разъясняется в «Шива Пуране».
2. Вся сущность /учения/ Веданты содержится в превосходной "Шива Пуране". Она, устраняя все грехи, дает возможность постичь высшую Истину /Брахмана/.

3. О брахманы, великая слава Шивы, что разрушает грехи кали-юги, сама раскрывает себя в /этой/ Пуране и дарует четыре плода.
/ прим.: Четыре плода - 4 ценности человеческой жизни: Дхарма - религиозные, духовно-этические ценности; артха - социальное благополучие, процветание и престиж; кама - чувственные наслаждения /от сексуальных до таких как наслаждения произведениями искусства/; мокша /мукти/ - конечное освобождение от нескончаемого чередования перерождений в различных формах существования. /

4. Благодаря целенаправленному изучению этой в высшей степени превосходной "Шива Пураны" почтенные брахманы достигают спасения.

5. Лишь до тех пор, пока "Шива Пурана" не превознесена высоко в мире, брахмахатья /грех убийства брахмана/ и другие грехи множат себя сами.

6. Лишь до тех пор, пока "Шива Пурана" не превознесена высоко в мире, злые предвестники кали-юги беспрепятственно появляются.

7. Лишь до тех пор, пока "Шива Пурана" не превознесена высоко в мире, различные священные тексты противоречат друг другу.

8. Даже великому человеку трудно постичь принципы /Учения/ Шивы лишь до тех пор, пока "Шива Пурана" не превознесена высоко в мире.

9. Безжалостные слуги Ямы /бога смерти/ появляются без страха лишь до тех пор, пока "Шива Пурана" не превознесена высоко в мире.

10. Все другие Пураны звучат вызывающе на земле лишь до тех пор, пока "Шива Пурана" не превознесена высоко в мире.

11. Все святые центры погружаются во взаимное соперничество и споры на земле лишь до тех пор, пока "Шива Пурана" не превознесена высоко в мире.

12. Все мантры торжествуют во взаимных спорах лишь до тех пор, пока "Шива Пурана" не превознесена высоко в мире.

13. Все места паломничества соперничают друг с другом лишь до тех пор, пока "Шива Пурана" не превознесена высоко в мире.

14. Все алтари и пьедесталы соперничают друг с другом лишь до тех пор, пока "Шива Пурана" не превознесена высоко в мире.

15. Все /жертвуемые/ дары соперничают друг с другом лишь до тех пор, пока "Шива Пурана" не превознесена высоко в мире.

16. Все боги соперничают друг с другом лишь до тех пор,пока "Шива Пурана" не превознесена высоко в мире.

17. Все философские доктрины соперничают друг с другом лишь до тех пор, пока "Шива Пурана" не превознесена высоко в мире.

18. О лучшие среди брахманов-мудрецов, я не в состоянии адекватно описать плод результата чтении и слушании этой "Шива Пураны".

19. И все же, о безгрешные, я вкратце опишу ее величие, как поведал мне /мой учитель/ Вьяса. Пожалуйста, слушайте внимательно.

20. Тот, кто прочтет /хотя бы одну-/ единственную шлоку или хотя бы половину ее, мгновенно становится свободным от греха.

21. Тот, кто ежедневно с преданностью и благоговением ежедневно читает "Шива Пурану" сколько может, называется дживанмуктой /освобожденным при жизни/.

22. Тот, кто продолжает почитать эту "Шива Пурану" каждый день, обретает, без сомнения, заслугу ашвамедхи /ведийского жертвоприношения коня/.

23. Тот, кто страстно желает достичь известного положения в жизни и слушает /чтение/ "Шива Пураны" даже от другого лица, а не от меня, освобождается от греха.

24. Тот, кто совершает поклонение возле этой "Шива Пураны", несомненно достигает плода /результата/ почитания всех богов.

25. Пожалуйста, слушайте о весьма похвальном благе, обретаемым тем, кто размножает "Шина Пурану" и дает /дарит/ текст ее преданным Шивы.

26. Он обретет благо - труднодостижимое в мире! - равное изучению всех Писаний и комментированию Вед.

27. Тот, кто соблюдает пост в чатурдаши /4-й день лунного месяца/ и придерживается обсуждения и разъяснения "Шива Пураны" в собрании преданных Шивы, - самый превосходный среди всех /людей/!

28. Он обретет заслугу повторения Гаятри-мантры по слогам и будет наслаждаться всеми мирскими радостями здесь и достигнет освобождения впоследствии.

29. Я поведаю вам о благе, обретаемом тем, кто читает или слушает это соблюдая пост в чатурдаши и бодрствуя /тогда/ ночью.

30-31. Истинно, несомненно истинно, что он обретет благо, равное заслуге человека, жертвующего щедрые дары, равные по весу его собственному телу, брахманам с Вьясами /?/ над их головой во время полного затмения солнца, многократно, во всех святых местах - в Курукшетре и других.

32. Индра и другие дэвы /боги/ с нетерпением ожидают указаний человека, днем и ночью распевающего шлоки "Шива Пураны".

33. Священные обряды, совершаемые человеком, регулярно читающим или слушающим "Шива Пурану" эффективнее в миллионы раз, чем обычные.

34. Тот, кто читает раздел "Рудра Самхита" из "Шива Пураны" с чистым и сосредоточенным умом, становится очищенной душой в течении трех дней даже если он до этого убил брахмана.

35. Тот, кто читает раздел "Рудра Самхита" трижды в день возле образа Бхайравы, воздерживаясь от суетных разговоров, добьется исполнения всех /своих/ заветных желаний.

36. Если убийца брахмана совершает ритуальный обход деревьев вата и бильва, повторяя шлоки из "Рудра Самхиты", то становится очищенным от греха брахмахатьи.

37. "Кайлаша Самхита" еще более велика, чем та /т.е. "Рудра Самхита"/. Она по значению и положению равна Ведам, ибо разъясняет смысл пранавы /священного слога "ОМ"/.

38. О брахманы, только Господь Шива знает все величие "Кайлаша Самхиты". Вьяса знает половину его, а я - половину того, что знает он.

39. Я поведаю вам только часть этого /знания/ ибо все рассказать невозможно. Постигая это, люди мгновенно достигают чистоты своих умов.

40. О брахманы, искавшие это /знание/ всегда и сейчас! Я не вижу греха, который нельзя было бы победить /преодолеть/ с помощью "Рудра-Самхиты".

41. Испивая нектар, приготовленный Господом Шивой после пахтания океана Упанишад и переданной /Им/ Кумаре/Карттикейе/, преданный становится бессмертным.

42. Человек, стремящийся совершить искупающие грех брахмахатьи обряды, должен читать эту самхиту /раздел/ в течении месяца. Так он избавится от греха.

43. Просто прочитанная вслух, эта самхита разрушает грехи принятия пожертвования от нечестивых, принятия недозволенной нечистой пищи и сквернословия.

44. Благо, обретаемое человеком, что читает эту самхиту в храме Шивы /расположенном/ в роще деревьев бильва, слова не в состоянии даже описать.

45. Если кто-либо читает эту самхиту с преданностью во время совершения шраддхи /поминального ооряда/ и брахмана-бходжаны /ритуального угощения брахманов/, то все его питри /предки-мужчины/ достигают великого мира Шивы.

46. Преданный, соблюдающий пост в день чатурдаши и читающий эту самхиту под деревом бильва, прямо отождествляется с Шивой и почитаем богами.

47. /И/ Другие самхиты, несомненно, приносят благо исполнения всех заветных желаний. Эти же две самхиты /т.е. "Рудра Самхита" и "Кайлаша-Самхита"/ особенно превосходны, потому что они полны описания божественных лил /игр/ и божественного знания.
/ прим./: лила - непостижимая для обыденного разума и чувств божественная игра Бога. Слушание и чтение пуранических сказаний, описывающих всевозможные лилы Бога Шивы и Его Божественной Супруги, очищает ум и чувства слушаещего, делая его способным постигать божественные истины, невыразимые словами и понятиями. Поэтому для тех, кто идет к Бого-постижению через бхакти - любовь и преданность - наиболее важными представляются именно те разделы Писаний, где содержатся описания божественных лил, а не разделы, разъясняющие отвлеченную философию, ритуалы и практическую йогу. Интеллектуал /джняни/, напротив, ценит именно "более серьезную" сторону Писаний, считая повествовании о божественных лилах "мифом", "сентиментальностью" и т.п. Для бхакт же повествования о Божественных лилах особо дороги, так как само чтение и слушание их вызывает в преданных состояние бхакти-бхавы /экстатически переживаемые любовь и радость/. Просто восхищающийся деяниями и лилами Божества бхакта, несомненно, гораздо более предан почитаемому им Божеству, чем рационально мыслящий интеллектуал. Поэтому достижение состояния освобождения для бхакты намного доступнее ввиду его бескорыстной, почти детской веры и любви. В целом, более легкий и более приятный подход бхакти-йоги в большей степени приемлем для большинства людей, обычно не искушенных в премудростях философии и практической йоги, нежели интеллектуально-рациональный метод джняна-йоги. Хотя в идеале бхакти и джняна ни в коей мере не изолированы друг от друга. Шиваитское Учение, подробно излагаемое в "Шива Пуране", сочетает в себе черты и философию адвайты /недуализма/, и практический ритуализм, и йогу, и бхакти. Шайва-бхакти во многом превосходит по своей силе вайшнава-бхакти, хотя вишнуизм традиционно считается самой "бхактистской" из религий. Таким образом, пуранист Сута не случайно называет "Рудра-самхиту" и "Кайлаша-самхиту" - самые "бхактистские" разделы "Шива Пураны" - "особенно превосходными". /

48. Так, "Шива Пурана", превозносимая наравне с Ведами, изначально создана Самим Богом Шивой и сопоставима с Высшим Брахманом.
/ прим.: поскольку "Шива Пурана" вся проникнута духом недуализма /адвайты/, то всеми своими подходами, поучениями и методами она позволяет дживе /индивидуальной душе/ осознать свое единство с Шивой, т.е. Брахманом, или Абсолютом. Помогая дживе на практике осуществить важнейший идеал Вед и Веданты - принцип недвойственности и единства - , "Шива Пурана" сама как бы является Брахманом, о которым в данной шлоке и сравнивается. А поскольку постижение Брахмана - главная цель Вед, то "Шива Пурана", дающая практические методы для реализации этой цели, и превозносится наравне с Ведами" /

49-51. Изначально "Шива Пурана" была весьма объемна и состояла из двенадцати священных самхит /сборников,разделов/: 1.Видьешвара- самхиты; 2.Рудра-самхиты; 3.Вайнаяка--самхиты; 4.Аумика /Ума-/ -самхиты; 5.Матри-самхиты; 6.Рудрайкадаша-самхиты; 7.Кайлаша-самхиты; 8.Шатарудрака-самхиты; 9.Сахасракотирудра-самхиты; 10.Котирудра-самхиты; 11.Ваявийя-самхиты; и 12.Дхармасамджня-самхиты. О брахманы, я сообщу о количестве шлок в тех самхитах. Пожалуйста, слушайте с надлежащим вниманием.

52. Первая самхита Видьешвары /"Владыки Знания"/ состояла из 10 тыс. шлок. Раудра-, Вайнаяка-, Аумика- и Матри-самхиты состояли из 8 тыс. шлок каждая.

53. О брахманы, Рудрайкадаша-самхита состояла из 13 тыс. шлок.Кайлаша-самхита - из 6 тыс. шлок и Шатарудра /ка/ -самхита - из 3 тыс. шлок.

54. Котирудра-самхита состояла из 9 тыс. шлок, Сахасракотирудра-самхита - из 11 тыс. шлок.

55. Ваявийя-самхита состояла из 4 тысяч шлок и Дхарма /самджня/-самхита из 12 тыс. шлок. Таким образом, вся полная "Шива Пурана" содержала /в себе/ сто тысяч шлок.

56. Эта же /теперешняя редакция "Шива Пураны/ - сжато изложена Вьясой в 24 тыс. шлок. Что примерно четверть изначальной /Шива/ Пураны и он /т.е. Вьяса/ оставил семь самхит.

57. /Общее, целостное/ знание Пуран со времени начала творения, порожденное Шивой содержало 100 крор /тысячу миллионов/ шлок.

58. В крита /сатья-/ -югу Двайнаяна и другие сжато изложили его /т.е. Знание Пуран/ в 400 тыс. шлок, которые с началом двапара-юги были разделены на 18 отдельных Пуран.
/ прим.: 18 Пуран, упоминающихся здесь,составляют канонический список из 18-ти Махапуран/"великих Пуран"/. Шесть из них связаны традиционно с шиваитской традицией, шесть - с вишнуизмом, а остальные шесть являются смешанными по своему характеру, хотя формально акцентируют важность Бога-Творца Брахмы. Шиваитские Маханураны: "Матсья Пурана", "Курма Пурана", "Линга Пурана", "Шива Пурана", "Сканда Пурана" и "Агни Пурана", а также "Вайю Пурана", обычно включаемая в состав "Шива Пуран" и отдельно от последней не рассматриваемая/. Помимо 18-ти Махапуран имеются еще и 18 упапуран /"второстепенных пуран"/, также считающихся каноническими. С традицией Шиваизма и Тантры особенно связаны следующие упапураны: "Деви-Бхага ватам" /"Девибхагавата Пурана"/ и "Калика Пурана". В двапара-югу вишнуитские Пураны и Агамы определяли образ жизни и характер поклонения последователей Санатана Дхармы. В кали-югу приоритет отдается шиваитским Пуранам и, в особенности, шиваитким и шактистским Агамам и Нигамам /т.е. Тантрам, хотя для самих вишнуитов /вайшнавов/ вишнуитские Писания продолжают оставаться авторитетными источниками вероучения и практики. Тем не менее, в кали-югу на все существа ложится долг почитать Шиву и Шакти Дэви согласно шиваитских Пуран и Тантр /

59. Среди них - "Шива Пурана", содержащая 24 тыс. шлок в 7-ми самхитах. Эта Пурана ставится вровень с Ведами.

60. Первая самхита называется Видьешвара, вторая - Рудра, третья Шатарудра, четвертая - Котирудра,

61. Пятая - Ауми /Ума/, шестая - Кайлаша и седьмая - Ваявийя. Это семь самхит.

62. Так божественная "Шива Пурана", состоящая из семи самхит, ставится вровень с Ведами, в соответствии с освобождением, которое она несет более чем что-либо еще.

63. Тот, кто читает "Шива Пурану" - полностью все 7 самхит - с преданностью - дживанмукта.

64. Сотни других священных текстов - таких как Веды, Смрити, Пураны, Итихасы и Агамы - не сравнимы даже с 16-й частью этой "Шива Пураны".
/ прим.: Веды - Ригведа, Самаведа,Яджурведа и Атхарва веда /т.н. "Четыре Веды"/, а также Брахманы /ритуальные дополнения Вед/, Араньяки /священные тексты, описывающие правила жизни для подвижников и отшельников/ и Упанишады, излагающие философскую часть Вед - Веданту.
Смрити - многочисленные дхармашастры /такие как "Законы Ману" и т.п./, являющиеся Священным Преданием брахманизма и определяющие законы варнашрамы.
Пураны - "сектантские" поздневедические Писания, связанные с традициями отдельных ветвей Санатана Дхармы - шиваизма, вишнуищма, шактизма и смартизма. Пураны отличаются энциклопедическим характером изложения.
Итихасы - эпические произведения поздневедической литературы: Рамаяна, Махабхарата /включающая в себя знаменитую "Бхагавад-Гиту"/ и др., примыкающие к Пуранам. В основном связаны с вишнуитской традицией.
Агамы - Писания, излагающие практические методы реализации истин Санатана Дхармы /ритуалы, магию, йогу и т.п., с учетом особенностей кали-юги. Шиваитские и шактистские Агамы и Нигамы /разновидность Агам/ принято называть Тантрами. В кали-югу авторитет Агам ставится выше остальных ведических Писаний. "Шива Пурана" в ее нынешней редакции была составлена Вьясой задолго до наступления кали-юги, поэтому исключительное положение "Шива Пуран" по сравнению с другими Писаниями постулируется. Самые сокровенные из Агам /Тантр/, составляющие т.н. "Пятую Веду" в то время еще не были дарованы Шивой./
Перед наступлением кали-юги Шива являет - ради спасения всех существ - самую сокровенную часть Ведийского Знании - Паньчамаведу /Пятую Веду/, т.е. тантрический канон. Во времена написания "Шива Пураны" Паньчамаведа еще не была явлена Шиной, оставаясь скрытой /гухья/ Шастрой. С обнародованием "Маханирвана Тантры" и др. частей Паньчамаведы значимость Вед, Пуран и др. Шастр существенно снижается, т.к. все санатани/ адепты Санатана Дхармы/ обязаны следовать предписаниям Тантра Шастры, становящейся основной Шастрой для эпохи кали-юги. Однако шиваитские Пураны сохраняют свою авторитетность по мере того, как согласуются с Тантра Шастрой. В случае же расхождения во мнениях, принимается, безусловно, точка зрения Тантр. /

65. "Шива Пурана", преподанная вначале Шивой, затем вкратце была изложена Вьясой, преданным Шивы. Она /т.е. изложение Вьясы/ - ясное и краткое, а поэтому оказывает помощь всем живым существам. Как победитель трех препятствий /физического, мирского и божественного/, она не имеет себе равных. Она изливает добро и благо.

66-67. Не вводящая в заблуждение /не обманчивая/ незамаскированная добродетель превознесена в ней. Она, по сути, сущность мудрости Веданты. Она содержит мантры и три цели жизни и вещи, постигаемые мудрыми людьми с непредубежденными умами. "Шива Пурана" наилучшая среди Пуран, превозносящая Высшую Реальность, что сияет в Ведах и Веданте. Тот, кто читает и слушает ее с преданностью, становится любимцем Шивы и достигает высочайшего положения.