ВИВАХА-САМСКАРА: Обряд Бракосочетания.

Виваха самскара - это свадебная церемония.

Виваха-самскара - Для гармонии в супружеской жизни (церемония брака). Вообще слово самскара означает очистительные обряды для успешной жизни. Слово "самскара" (от санскритского сам-с-кара), означает "выполненный в совершенстве". Самскара - это обладающая величайшим благом, очищающая и освящающая церемония.

С вивахи все начинается. Союз мужчины и женщины. К чему он приведет, какие плоды даст. Cвадебная церемония должна быть совершена в благоприятный момент. Главная цель брака состоит в том, чтобы родить ребёнка, который продолжит традицию семьи. В этой церемонии старейшины (старшие люди) обоих семей и другие уважаемые люди общества садятся перед огнём (Агни), и все Дэваты становятся свидетелями нерушимых уз, которыми связываются муж и жена. При этой церемонии муж и жена делают шаги вместе, что сопровождается чтением Ведических текстов и мантр. Первый шаг делается для процветания в жизни; второй шаг - для энергии в жизни; третий шаг - для получения земли и собственности; четвертый шаг - для счастья во всей жизни; пятый шаг - для приобретения рогатого скота (то есть домашних животных) и других животных; шестой шаг - для получения поддержки Природы во все времена; седьмой шаг - для дружбы.

яд этад хридаям тава тад асту хридаям мама
яд идам хридаям мама тад асту хридаям тава

"Пусть твое сердце станет моим, а мое - твоим".

(Мантра-брахмана 1.3.9.)

Слово "виваха" означает "поддерживать, взращивать" (дхарму). Своим очищающим воздействием виваха-самскара помогает человеку понять цель и назначение брака, предназначенного для того, чтобы позволить мужу и жене мирно жить и очищаться, и, одновременно с этим, освободить своих детей от невежества и ложного отождествления души с телом. Родители должны позаботиться о том, чтобы их дети росли в здоровой атмосфере.
По ведической традиции брак является священнодействием, религиозным обязательством, а ни в коем случае не каким-то формальным соглашением. Союз мужчины и женщины должен быть не только физическим, но и нравственным и духовным. Он символизирует начало ответcтвенной жизни. Взаимоотношения семейной пары должны строиться на взаимном чувстве доверия и преданности, направленных также и на Бога. Мужа или жену принимают только раз и навсегда.

саманджанту вишве девах самапо хридаяни нау
самматаришва сандхата самудештри дадхату нау

"Да будет божественным силам известно, что мы оба вступаем в брак с чувством огромного счастья в душе, и что сердца наши теперь не разлить водой. Да будет же союз наш храним Принцем Любви (Матаришваном), богом взаимоотношений (Дхатой) и богом тайн (Дештри)"(Риг Веда 10.8.47).

Узы брака обычно неприкосновенны. Поэтому человеку, вместо того, чтобы разрывать их при первом же появлении разногласий, нужно постараться приспособиться к характеру, вкусам, взглядам и интересам своего партнера. Брак - это жертвоприношение, аскеза, призванная помочь нам развить терпимость и терпение. Святость брака символизируется огненным обрядом и священными мантрами.

Если в гороскопе сопоставимости партнеров есть что-то неблагоприятное, оно нейтрализуется силой исполнения виваха-самскары.
Особое значение писания придают тому, чтобы между супругами была верность, взаимное уважение и мягкость в обращении. В общесте, основанном по ведическому типу, пользуются поддержкой крепкие семьи, в отличие от того, что можно видеть в наше время, когда никто особо не ценит женщин, создательнец домашнего очага, и не уважает традиционных ролей в семье, или многочисленной семье. Семейной паре возможно придется пересмотреть свои ожидания. Многие трудности в семейной жизни возникают из-за неоправданных ожиданий. Если ломается вайшнавская семья, то обычно это происходит вследствии недостатка зрелости, и тамо-гуна и раджа-гуна берут верх над саттва-гуной, когда взаимоотношения фактически основаны только на физическом влечении, а самой личности, живому существу, не придается никакого значения.

"О лучший из Бхарат, когда возрастает влияние гуны страсти, развиваются признаки сильной привязанности, кармической деятельности, неодолимых, стремлений и неподдающийся контролю страстных желаний." (Бг 14.12).
Муж должен отдавать себе отчет в том, что, чаще всего, женщина часто ожидает от него поддержки материальной, моральной и духовной. Она соглашается выйти замуж за него на этих условиях, даже если они не оговариваются. Церемония бракосочетания должна быть как можно более пышной и торжественной, чтобы новобрачные никогда не смогли забыть ее. День свадьбы юной девушки - это прекраснейший день ее жизни. Для нее это должно быть уникальным событием: тем, что бывает лишь раз в жизни.
Брак должен помочь нам упорядочить свою потребность в сексе. Для большинства людей отказаться от секса довольно трудно. Тем не менее, писания утверждают, что зачастую секс является камнем преткновения в духовном развитии. Именно поэтому они и призывают тех, кто не в состоянии отказаться от половой жизни, удовлетворять свои желания таким образом, чтобы постепенно выйти на путь освобождения, иначе говоря, следуя принципам, установленным шастрами. Являясь частью ведических предписаний, взаимоотношения между мужчиной и женщиной в законном браке не являются адхармой, и не должны считаться таковой, если они строятся в соответствии регулирующими принципами. Брак не является поблажкой для половой жизни. Брак предназначен для урегулирования половой жизни, так, чтобы семейные люди смогли очиститься и постепенно подняться до чистого преданного служения Богу.

Виваха-ягья – свадебная церемония, ритуал.

Виваха-ягья – свадебная церемония, ритуал.

Способ проведения виваха-самскары. Самскары – очистительные ритуалы на жизненном пути, чем-то похожи на таинства христиан. Основные самскары индусов: виваха (бракосочетание), симантонаяна (ритуал укладывания волос жены на прямой пробор, при котором муж отмечает его линией, символизирующей защиту от дурного влияния и подключение к благоприятным космическим энергиям), пумсавана (обряд для того, чтобы произвести на свет здорового ребенка или ребенка мужского пола), гарбхадхана (ритуал зачатия), сошьянти (обряд для облегчения родов), джата-карма (рождение), нишкармана (первое появление ребенка перед окружающим миром), нама-карана (наречение именем), пушти-карма (обряд, совершаемый ради здоровья ребенка), мундана (обрезание первых волос), анна-прашана (первый прием твердой пищи, то есть, злаков), карна-ведха (прокалывание ушей), чуда-карана (первое подстрижение волос), видьярамбха (начало учебы), упанаяна (инициация у гуру), антьешти-крия (погребальные ритуалы).
Сама церемония вивахи традиционно длится 3 дня.

Первый день начинается с того, что жених и невеста просыпаются утром каждый в своем доме (или каждый в своей комнате, как это было в нашем случае). В этот день они вообще ничего не едят и не пьют до позднего вечера. Вслед за пробуждением жениха следует его омовение, которое совершают 5 замужних женщин из его дома, которые называются «рей». Они омывают жениха водой с куркумой и умащают сандаловой пастой, рисуют на его лбу этой пастой гопидоты, проводят необходимые ритуалы (какие точно я не знаю, потому что невесте их видеть не полагается), после чего надевают ему на шею кантхималу из туласи, а на тело новые шелковые одежды (чаще всего белые или бежевые). Гопидотc – смешанный англосанскритский термин. (гопи – пастушка, дотc – точки). Лицевые украшения в виде красочных точек идущих вокруг глаз сверху от бровей и заходящих на щёки. Обычно носится женщинами, но в ряде случаев и мужчинами.
Кантхимала из туласи – бусы из священного дерева туласи (Ocimum sanctum), которое дорого Господу Вишну. Стандартный элемент облачения и признак вайшнава, наряду с тилакой уграпаундра – налобный знак в виде V или U. Защищает от дурных влияний и мыслей. Все, что остается от омовения жениха (куркума и сандаловая паста), посылается в дом невесты и используется для ее омовения. Невесте помогают ее собственные рей. После этого ей тоже дают кантхималу, на руки надевают два браслеты из кости (белый и красный), которые называются «шанкха». Эти браслеты она будет носить всю жизнь, не снимая, до смерти мужа (если такое, не дай Бог, в ее жизни произойдет). Потом невесте помогают одеть простое сари. Она одевает сари впервые. С эти пор она не будет носить никакую другую одежду, ведь даже спать ей придется в сари. На вторые пальцы ее ног ей одевают серебряные кольца (их тоже больше не снимают), а на щиколотки – серебряные ножные браслеты с бубенчиками. После этого каждая семья посылает в дом своего семейного жреца гонцов, которые приносят «акх». Акх – это своеобразное мурти виваха-ягьи, которое жена брахмана изготавливает из рисовой муки и натуральных красителей. Теперь жених отправляется в дом невесты в сопровождении 100-150 родственников, семейного пандита и напита (парикмахера). Жених едет на машине, лошади, слоне, носилках или идет пешком в зависимости от материального положения семьи. Мурти виваха-ягьи – временное Божество Вишну для виваха-ягьи.

Пандит – ученый-брахман.

В это же время в дом невесты приходит их семейный пандит и начинается подготовка к ягье. Невесту начинают наряжать примерно в 16:00, чтобы успеть к заходу солнца, церемония должна быть непременно вечером. На нее надевают новое шелковое сари (все три дня она надевает каждый день новое шелковое сари), золотые украшения, делают ей прическу, в которую вплетают цветы и листья бетеля. На лицо невесты наносятся узоры разноцветными красками, На голову надевается корона и красное покрывало. На голову жениха (в отличие от чалмы хиндустанцев) бенгальцы надевают белую конусообразную шапку. На руки наносятся узоры из хны, «мехенди». Ступни невесты окрашиваются специальной красной краской, которая называется «альтой». В Бенгалии каждая женщина наносит на свои ноги альту каждый четверг после захода солнца, а также когда она возвращается из дома своей матери. Альту наносят обычно равные или младшие по возрасту женщины. Замужней женщине в качестве особого расположения и любви альту может наносить на ступни муж.
К началу ягьи приезжает жених. Его встречает семья невесты, мать невесты угощает его и его сопровождения сладостями, поит водой и брызгает на них ароматизированной водой. Дело в том, что невесту жениху обычно отдает ее отец (или брат матери или старшая в семье женщина), после церемонии передачи они в течении одного года не могут принимать пищу в доме жениха. Итак, прибывшего жениха и его семью провожают в пандал, где уже все готово к ягье.

Пандал – праздничный шатёр или его аналог.

Пандал обычно устраивают во дворе дома невесты, напротив домашнего храма. Вход в пандал должен быть напротив входа в храм, дверь открыта и Божества наблюдают за всем происходящим. Они – главные свидетели на свадьбе. Виваха-ягья с небольшими перерывами длится примерно 4 часа. Сначала пандит и напит в пандале проводят необходимые ритуалы с женихом, после чего вносят невесту. Именно вносят, а не вводят. Это очень интересное отличие бенгальской свадьбы от индийской. Во время церемонии ягьи невеста ни делает ни шага своими ногами, ее постоянно носят на специальных украшенных деревянных носилках, которые за четыре шеста держат молодые ребята из семьи жениха. До начала ягьи лицо невесты и ее глаза закрыты двумя большими листьями бетеля, она ничего не видит, ее никто не видит. Все это очень весело и забавно. Итак, невесту вносят и семь раз обносят вокруг стоящего жениха. Потом носильщики останавливаются и жених с невестой быстро три раза обмениваются гирляндами, после чего их усаживают у огня напротив брахмана и связывают им руки травой куша и новой гамчой. В это время их одежды тоже связываются между собой. Их потом уже никогда нельзя развязывать. Трава куша (Cynodon dactylon) – трава, используемая в ритуалах ведической традиции

Гамча – узкое полотенце из хлопка с традиционными узорами. Обычно используется после омовения и в некоторых ритуалах. Невесту отдают жениху, затем молодые вслед за брахманом повторяют все необходимые мантры и клятвы, совершают церемонию поминовения умерших предков и спрашивают у них благословения на свадьбы. После этого жених покрывает голову невесты новым сари. Теперь уже ни в коем случае нельзя выходить из дома с непокрытой головой. В доме покрывать голову нужно в присутствии старших мужчин. Затем жених ставит невесте синдур и они официально становятся мужем и женой. Каждая варна использует для этого особый материал (золото, серебро, медь и пр.).
Синдур или бинди – красный круглый или каплевидный круглый знак. Указывающий на замужний статус женщины. После этого муж и жена поднимаются и сыпят в огонь сушеный рис («кхой»), таким образом и рис и огонь (для бенгальцев это особые Божества) становятся свидетелями вновь заключенного брака. В это время родные трубят в раковины и издают улу-дхвани, хлопают в ладоши. После этого – заключительный этап ягьи. Жених и невеста обходят вокруг огня (если в помещении для этого достаточно места, но, в принципе, для бенгальской свадебной церемонии это не обязательно). Теперь ягья завершена, молодые кланяются брахману и дают ему пранами (пожертвование).
Теперь муж и жена могут немного поесть сухой пищи (как правило, это кхой или сладости) и попить воды. После еды молодые отправляются отдыхать. В эту ночь они обычно не спят, а просто разговаривают друг с другом, знакомятся поближе. Также нельзя друг к другу прикасаться. Молодые остаются в комнате до утра до времени, которое пандит рассчитывает и объявляет заранее.

День 2.
Второй день свадебной церемонии полон слез и всеобщей скорби. Невеста собирает все подарки и свои вещи и ее торжественно отправляют в дом жениха. Все ее родные обычно медленно идут с ней всю дорогу, громко плачут и причитают. Придя в дом жениха, невеста должна опрокинуть ногой стоящий на пороге горшочек риса. Муж и жена вместе принимают омовение и родные проводят определенные ритуалы с использованием листьев бильвы. После этого для всех собравшихся устраивается пир. Семья невесты возвращается назад, а молодые отправляются спать в разные комнаты. Билва (Aegle marmelos) – каменная яблоня.

День 3.
В этот день невеста сама раздает пищу родным, старшим и гостям. Вечером на пир приходят 100-150 членов ее семьи и гостей. Все они приносят множество подарков и благословляют молодую пару. В эту ночь молодые спят вместе впервые, для них проводится церемония для благоприятного зачатия детей. Так начинается их семейная жизнь.

Заключительный этап.
Спустя примерно 5 дней проводится церемония, во время которой с мужа и жены снимается кантхимала, после чего она опускается в Гангу или в семейный пруд. Это происходит во время короткого визита мужа и жены с 7-9 родственниками в дом ее родителей. После угощения в этот же день они возвращаются домой. Однако на девятый день жена снова уходит в дом родителей, на этот раз одна. Так она пробудет от недели до месяца, привыкая к своему новому статусу, переосмысливая все произошедшее и прощаясь с родными.