Ритуальная практика индуизма и традиция Панча Сукты


В ритуальной практике индуизма используется громадное количество ритуальных текстов. Некоторые из них имеют общеиндуистское значение (например, Панча-сукты или Сахасранамы), некоторые используются в отдельных храмах или традициях. Некоторые гимны предназначены для строго определённой цели.

Гимны в основном написаны каким-либо одним литературным стилем — гаятри, ануштубх и другие; в некоторых случаях, для выделения важного фрагмента текста может использоваться другой литературный стиль. Размеры гимна могут варьироваться от одной шлоки до нескольких сотен шлок. Большинство гимнов приписываются определённым мудрецам-риши и имеют свою девату (божество), призываемое и восхваляемое в тексте гимна.
Всего существует более десяти типов гимнов, которые подразделяются на основные типы и вспомогательные типы.

Основные типы

Во всех четырёх основных традициях Санатана Дхармы, которые принимают Веды и опираются на них, пять ведических гимнов считаются самыми важными и именуются «Панча сукты» (pancha suuktam). Панча сукты никоим образом не представляют весь канон ведических текстов, которые используют школы – фактически, Панча сукты являют собою малую часть ведического канонического материала, который используют школы и указывают скорее на показатель принадлежности школы к ведической традиции. Панча Сукты читаются в индуистских храмах во время церемонии абхишеки в следующей последовательности:

Шиваитские: Вайшнавские: Смартистские: Шактистские:
Рудра сукта Пуруша сукта Пуруша сукта Деви сукта
Пуруша сукта Нараяна сукта Нараяна сукта Дурга сукта
Дурга сукта Шри сукта Рудра сукта Шри сукта
Шри сукта Бху сукта Шри сукта Бху сукта
Бху сукта Нила сукта Дурга сукта Нила сукта

Вспомогательные типы

Вспомогательные типы гимнов, в большинстве своём, являются частью (вступлением и завершением) основных гимнов и делятся на две категории — вступительные и завершающие. Вспомогательные типы в основном составлены обычно отличным от основного текста литературным стилем.
Дхьяна (санскр. — dhyana, «сосредоточение»). Дхьяна-шлока или дхьяна-стути — это вступление к основному тексту гимна для улучшения понимания текста и концентрации на нём. Может быть:
Краткое — одна-две шлоки, с кратким предварительным восхвалением божества, к которому обращаются в гимне;
Длинное — в длинную дхьяна-шлоку кроме краткого восхваления божества обычно включают автора гимна, размер, божество; может быть добавлена ньяса, мудры и многое другое.
Мангала (санскр. — mangala, «благословение») — обычно небольшой, в одну-две шлоки, предварительный гимн-благословение перед чтением основного гимна. Мангала-шлока может идти перед, после или вместо дхьяна-шлоки.
Доха (санскр. — doha, «вывод») — завершающий гимн фрагмент, состоящий из одной-трёх шлок, часто написанных иным, чем основной текст гимна, стилем (может быть написан и прозой). В некоторых гимнах за Доха может следовать Пхала-стути.
Пхала (санскр. — phala, «плод [результат]»). В Пхала-стути (Пхала-шлока) даются некоторые наставления по чтению гимна и описание результатов чтения гимна.

Литература
R.L. Kashyap — Veda Manthras and Sukthas: published by Aurobindo Kapali Shasthri Institute of Vedic Culture, Bangalore, India, 2007
Sri C. V. Seetharatna Iyer — Sahasra Mantra Sara Sangrahaha, vol. 1,2: published by Divakarla Publications, Hyderabad, India, 1985