Шанкарачарья  

Шанкарачарья

Шанкарачарья (Ади Шанкара, 788—820) — индийский мыслитель, ведущий представитель Веданты, религиозный реформатор и полемист, мистик и поэт. На основе синтеза учений Упанишад-Веданты и буддизма создал последовательную монистическую систему — Адвайта-Веданту.

Шри Ади Шанкарачарья - многогранный гений, воплотивший в себе редкие качества философа, поэта, ученого, комментатора, святого мудреца и религиозного реформатора, - был одной из самых блистательных звезд на философском и духовном небосклоне Индии. Он был величайшим проповедником философии "Адвайта", или недуализма, согласно которой душа индивидуума и Брахман/Бог (т.е. высшая Душа) представляют собой одну-единую Сущность, а не две отдельные сущности. По его лаконичным и недвусмысленным словам: "Существует только один недвойственный Брахман; двойственности вовсе нет" можно сделать вывод о невероятной интеллектуальной смелости этого философа. В "Упанишадах" слово "Брахман" означает "превосходящая всё Реальность", в "Ригведе" же под ним подразумевается "священное знание речи" и "Реальность, испытанная на трансцендентальном уровне". Для Шанкарачарьи это слово знаменовало собой вечность и чистоту, являющиеся самыми видными аспектами все той же превосходящей Реальности. В контексте реального мира "Брахман" (как Ишвара) также считается всесильным, всемогущим, вездесущим Создателем, Хранителем и Разрушителем.
Шри Шанкарачарья родился в 788 году (некоторые исследователи называют более раннюю дату, относя рождение и деятельность Ади-Шанкарачарьи к середине седьмого века) в селении Калади в районе Малабара (Керала) в семье одаренного религиозного наставника Шивагуру и его верной жены Арьямбы. Все его звали Шанкарой. Его родители принадлежали к классу ученых, строгих и ревностных браминов, и его отец сам взялся за религиозное обучение Шанкары практически с младенческих лет. Шанкара был умным мальчиком, награжденным экстраординарным талантом и большим интеллектом. Шанкарачарью не зря считают воплощением Бога Шивы. Гениальность его проявилась в самом раннем детстве - он овладел санскритом уже в возрасте 1 года, еще до того, как он научился свому родному языку малаяламу, на котором он начал говорить, когда ему было два года. Он был наделен феноменальной памятью и невероятной способностью сосредоточения. Он мог повторить слово в слово все то, что он прочел или услышал лишь один раз.
Его отец скончался, когда ему было около 5 лет. Вскоре после этого он поступил в гурукулу - школу религиозного обучения. И за короткий период времени он овладел всеми ведическими знаниями. После завершения своего образования в возрасте всего 8 лет он начал вести монашеский образ жизни (санньяса). Он постоянно соблюдал духовную дисциплину, следуя джняна-йоге, приверженности своим идеалам, контролируя свой ум. В скором времени он был признан ведущим философом, мистиком, возродившим и реформировавшим Санатана-Дхарму.
В последующие 24 года, прежде чем он растворился во вспышке света в Кедарнатхе (Гархвал, Гималаи) в 820 году в возрасте всего лишь 32 лет, он путешествовал по Индии, пройдя её пешком вдоль и поперек. Он основал самый ранний индуистский монашеский орден с целым рядом матхов, или ашрамов (монастырей или храмов), главные из которых находились в Рамешвараме (Шрингери) на юге, Дварке на западе, Пури на востоке и Бадринатхе на севере. В каждом монастыре был учитель, которого тоже звали Шанкарачарьей и который проповедовал философию монизма/абхеды. Этот искренний и страстный почитатель Бога появился в критическое время в истории человеческого мышления и культуры, когда религиозные конфликты были повседневными событиями и когда самые разные тенденции/секты конкурировали друг с другом. Шанкара достиг успеха в основном потому, что сумел урегулировать эти конфликтные течения и достиг единой гармонии, знаменующей собой единое воззрение и единый смысл жизни. Посредством своих блестящих комментариев к священным текстам/Шастрам, в особенности к Упанишадам, Бхагавад-Гите и Веданта-Сутре, и во время острых дебатов (с санкхьяиками, ритуалистами, буддистами, и т.д.) Шанкара смог опровергнуть ошибочную логику своих оппонентов и назвал недуализм (т.е. Адвайту) высшей верой/дхармой. Он также опроверг утверждения популярной религии тех времен, заявлявшей, что только она предоставляла эксклюзивный путь к достижению высшего блага. Шанкара придал новые измерения религиозной литературе, привнеся в неё элементы глубокого исследования и мистицизма. В своих комментариях к "Бхагавад-Гите" он четко заявил,что Всевышний Господь трансцендентален по отношению к материальному творению и что Бог Шри Нараяна был тем же самым Верховным существом, который хотя и казался рожденным и владевшим телом, но на самом деле не был рожден, был неизменен, был Богом всех созданий и по своей натуре был вечным, чистым, просвещенным и свободным. Труды Шри Шанкарачарьи, включая ряд философских трактатов и трогающие за душу гимны (напр., "Бхаджа Говиндам"), считались "чудесами точности и проникновения". Согласно известному философу и бывшему президенту Индии д-ру С. Радхакришнану: "Поскольку традиционно принятые убеждения становились неадекватными и фальшивыми с течением времени, глубина мыслей Шанкарачарьи возобладала и разбудила духовную жизнь людей".

Джайва-дхарма, 2. Услышав имя Шанкарачарьи, бабаджи-парамахамса тотчас же совершил поклон-дандават. Затем он произнес следующие слова:
О благороднейший друг, всегда следует думать так: "Шанкарачарья - это сам Господь Шива". Шанкарачарья является духовным учителем всех вайшнавов. Не зря ведь Господь Чайтанья Махапрабху удостоил его титула ачарья.
...Мир в долгу перед Шанкарачарьей за столь успешное выполнение неимоверно сложной задачи (преобразование буддизма в кеваладвайту). ...Его усилия принесли благие плоды. На фундаменте, построенном Шри Шанкарачарьей, Шри Рамануджачарья и Шри Мадхвачарья воздвигли великолепный дворец вайшнавской религии. Поэтому Шанкарачарья - добрый друг вайшнавов и их религии. Он один из ее основателей и учителей. Вайшнавы и по сей день пользуются теми благами, которые даровал им Шанкарачарья.
...И вайшнавизм, и монизм признают духовную природу индивидуальной души. Освобождение можно определить как вызволение души из материального мира. Мнения обоих учений на этот счет также совпадают. Шанкарачарья и вайшнавы соглашаются между собой по многим пунктам - вплоть до суждений, касающихся достижения уровня освобождения. Поклонение Господу Хари очищает сердце и позволяет обрести освобождение. Этому учит и Шанкарачарья.


Шри Шанкарачарья признавал различные популярные божества (дэвы) как манифестации одного и того же Бога. По его мнению, все священные книги Санатана-Дхармы передают одну истину, а именно: необходимость Единения в различных путях. Он считал, что ничто не существует, кроме Бога, который является Ниргуном (т.е. свободным от всех атрибутов), а все остальное - это просто иллюзия, которую человек по своему незнанию/авидье считает реальностью. Он действует в практической жизни под влиянием этой гипотезы. Истинный искатель спасения, однако же, должен приподнять эту завесу неведения и познать реальное Единство всего сущего. Это экзальтированное состояние может быть достигнуто только после определенных духовных (йогических) упражнений, которые ведут к мистическим транс-состояниям.
Это поощрение им гармонии всех религий через свою философию Адвайты/недуализма было и даже сейчас является его уникальным вкладом и вкладом Индии в философское мышление мира. Оно находит отражение в вековой традиций этой древней страны, традиции религиозной терпимости и культурной толерантности. Как и в случае ряда других духовно просвещенных, познавших Бога святых, с именем Ади Шанкарачарьи было связано немало чудес. Например, когда в возрасте 8 лет он хотел пойти в монастырь, его мать этому сильно воспротивилась. Однако когда он однажды купался в реке, его схватил за ногу крокодил. Мать Шанкары, увидевшая все это, стала отчаянно молиться, чтобы Бог спас её сына любой ценой. В этот момент Шанкара сказал, что он спасет себя только в том случае, если его мать согласится с его решением уйти в монастырь. Матери пришлось согласится. Шанкара выдернул свою ногу из пасти крокодила и вышел из воды невредимым. Это не было единственным чудом в жизни Шанкары. Тот факт, что за свои короткие 32 года жизни Шанкара сделал столько, сколько хватает на несколько долгих жизней, сам по себе является величайшим чудом.
Легенда
Традиционные описания жизни Шанкары в основном описывают чудесные и легендарные события, из которых трудно извлечь реальное. Его родители (брахманы) были бездетны много лет. Они молили бога в шиваитском храме Вришадринатха в горах Тричурa даровать им ребёнка. Шива явился во сне супругам и предложил выбор: множество посредственных сыновей, которые жили бы длинной жизнью во внешнем богатстве и удаче, или одного сына, который не будет жить долго, но станет великим мудрецом. Родители выбрали последнего, которого назвали в честь бога Шанкарой (один из эпитетов Шивы). Его отец умер, когда Шанкаре исполнилось пять лет. В этом возрасте он приступил к изучению четырёх Вед, показав поразительные способности и вскоре превзошёл в учёности своих учителей. В возрасте восьми лет, когда истёк срок отпущенный изначально Шанкаре для земной жизни, на глазах матери его в реке схватил крокодил и отпустил только тогда, когда женщина согласилась, чтобы её сын стал санньясином. Шанкара отправился в поисках гуру на север Индии, где на берегах реки Нармады он встретил Говинду, ученика Гаудапады. Здесь Шанкара постиг основы адвайты, написал большинство шиваитских и вишнуитских гимнов, создал ряд философских трактатов и комментарий к «Брихадараньяка-упанишаде». Существовало пророчество Бадараяны, согласно которому лучшее толкование его текста суждено написать усмирителю вод. Говинда вспомнил о нём, когда Шанкара, исполнив специальную мантру на «привлечение вод», усмирил вышедшую из берегов Нармаду. Шанкара, получив благословение своего учителя, за четыре года написал комментарии ко всем произведениям «тройственного канона»: к «Брахма-сутрам» Бадараяны, «Бхагавадгите» и основным Упанишадам. Шанкара совершил паломничество на священную гору Кайлас, где ему явился Шива в ипостаси подателя высшего знания (Дакшинамурти), и в Бенарес. После смерти Говинды, которого погребли на одном из островов Нармады и впоследствии возвели храм, Шанкара в сопровождении учеников, часть из которых была учениками Говинды, отправился в Праягу, гдё провёл немало диспутов и приобрёл новых приверженцев. Затем Шанкара вновь отправился в «город двух тысяч храмов» и поселился в гхате (святилище для совершения погребальных обрядов) на берегу Ганга. Однажды он встретил на улице чандалу (сына шудры и женщины-брахманки, наиболее презираемая часть индийского общества) и приказал тому уступить дорогу, опасаясь ритуальной нечистоты, но чандала, ссылаясь на учение адвайты о единстве Атмана, сказал о изначальном единстве всех живых существ, после чего Шанкара припал к его ногам и просил прощения. В последние годы перед смертью Шанкара странствовал по Индии и организовал ряд монастырей (Дварака, Джошиматх в 45 км от Бадринатха, Пури, Шрингери, Канчи), некоторые из которых действуют и поныне. Покинул физическое тело он на 33 году жизни в окружении многочисленных учеников и приверженцев. Ряд мест претендуют на место его захоронения (Канчи, Кедарнатх), но есть предание о его божественном преображении (дематериализации в радужное тело) на горе Кайлас.
Существует мнение, что Шанкара являлся в определенном смысле аватаром некоторых аспектов Гаутамы.

Адвайта Шанкары

Адвайта является монистической системой, которая утверждает Брахмана началом и единством сущего, а многообразие мира объясняет проявлением творческой энергии Брахмана (майя), которую «среднее» сознание, в силу омрачённости и незнания (авидья), воспринимает как разрозненные объекты, хотя между ними и Брахманом нет никакого отличия.

Уровни реальности. Доктрина «высшей» и «низшей» истины.

Учение Шанкары исходит из традиционных для индуизма текстов: Веды, Упанишады, Бхагават-гита и Брахма-сутры. Предшественники: Пурва-миманса, санкхья, йога, джайнизм, буддизм. «Мандукья-карики» Гаудапады написанны под влиянием буддийских идей.
Произведения и переводы

Комментарии:
«Брахмасутра-бхашья» — комментарий к «Брахма-сутре» («Веданта-сутре») Бадараяны.
Шанкара. «Брахма-сутры». Комментарий Шанкары. Глава II, раздел III / Пер. Н. В. Исаевой // Степанянц М. Т. Восточная философия. Вводный курс. Избр. тексты. М., 1997.
Комментарий Шанкары к Брахмасутрам (публикация 1 сутры) // Народы Азии и Африки. 1983. № 4.
Комментарии к Брихадараньяка-, Чхандогья-, Айтарея-, Тайттирия-, Кена-, Иша-, Катха-, Мундака-, Шветашватара- и Прашна-упанишадам.
Комментарий к «Бхагавад-гите».
Комментарий к «Мандукья-карике» Гаудапады.

Трактаты:

«Упадешасахасри» («Тысяча наставлений»)
Шанкара. Незаочное постижение ["Апарокша анубхути"] / Вступит. статья и пер. с санскрита Д. Б. Зильбермана // Вопросы философии. 1972. № 5. С. 109—116.
Шанкара. Атма-бодха; Вивека-чудамани; Таттва-бодха. М.: Майя, 1992. — (Воспроизведение трёх брошюр, изданных в 1912 году.)
Шанкара. Атмабодха / Пер. А. Я. Сыркина // Антология мировой философии. Т. 1, ч. 1. М., 1969.
Шанкарачарья, Шри. Пятиричность; Путь к совершенному самопознанию; Разъяснение изречения / Пер. с санскрита. СПб.: Об-во Рамакришны, 1994. 143 с.
Шанкарачарья. Семь трактатов / Пер. с санскрита А. Адамковой. СПб.: Об-во «Адити»; Об-во Рамакришны, 1999. 213 с.

 

Hosted by uCoz