Тантра – это древнейшая духовная традиция, накопившая за время своего существования богатейший арсенал практических методов самореализации человека. В ней традиционно различают семь основных путей (ачар). С одной стороны, это система классификации различных духовных направлений и уровня развития учеников, с другой – семь совершенно чётко очерченных и систематизированных школ. Информация об этих школах исключительно важна, т.к. различные техники и ритуалы используются или не используются в различных ачарах. И наоборот, один и тот же ритуал, используемый в разных ачарах будет иметь совершенно разные формы и значения.
Тантрические Ачары характеризуются разным осознанием Бога, восприятием мира, самого себя и разными формами духовных практик. Пока практик не познает более простых форм духовного осознания, более высшие формы понимания Божества будут казаться неприемлемыми и ложными, поэтому на уровне разных ступеней, скрываются противоречия и загадки, которые можно понять, получив определенный духовный опыт. Когда практикующий получает необходимый опыт, он переходит на новый уровень, если же этот опыт был неудовлетворительным для дальнейшего продвижения, практик возвращается на начальные ступени, чтобы дополучить нужные элементы знания для прохождения более сложных задач. С каждым разом духовные задачи становятся сложнее, все сильнее проявляется страх смерти, преодолеть который возможно через глубокое постижение природы Кали-Кундалини, ибо Она и является олицетворением этого страха. Сходные души по уровню своего сознания и энергии группируются в разные школы (кулы). Наиболее рельефно ступени Тантры описаны в Куларнаве-Тантре.
Шакта-Тантры подразделяют весь тантрический путь на ачары, или различные виды практики, которые следуют одна за другой. Ачара — это путь, обычай и практика определенных классов садхаков. Они не являются, как иногда полагают, различными сектами, но стадиями, через которые поклонник в этом, или других рождениях должен пройти, прежде чем достигнет высшей стадии каулы. Таким образом, ачары - это стадии или ступени тантрического пути (садхана), на каждой из которых предписывается своя определенная практика. Слово ачара происходит от корня "чар" - "двигаться". Ачара связана с определенным продвижением в духовной практике. Каждая последующая ачара (ступень) выше, чем предыдущая.
Куларнава-Тантра (гл.2) указывает семь ачар: 1.Ведачара, 2.Вайшнавачара, 3.Шайвачара, 4.Дакшиначара, 5.Вамачара, 6.Сиддхантачара, 7.Каулачара. По некоторым малоизвестным шастрам, есть ещё две ачары ниже первой и ещё два подуровня в шестой Каулачаре. Вот краткий обзор практик, предписываемых в различных ачарах, согласно предписаниям Куларнава и некоторых других шакта-Тантр.
Ведачара. (Путь Вед) – состоит из ежедневной практики ведических обрядов. Её последователи почитают многочисленных богов или святых, чаще всего делая из них кумиров. В ведачаре содержится много ведических ритуалов, выполнение которых сочетается с начальной тантрической практикой. Практика в основном носит внешний и ритуальный характер, (рецитация Вед, огненное жертвоприношение и т.д.). Медитативные практики отсутствуют или находятся в зачаточном состоянии. Она также именуется “тропой действия” (крийа-марга). Ведачара — это грубое тело (стхула-деха), содержащее внутри себя все другие ачары, которые, так сказать, являются его тонкими телами (сукшма-дехами) различных уровней. Поклонение, в основном, носит поверхностный характер, форма для поколняющегося важнее содержания. Это молодые, незрелые души, у которых еще только начинает пробуждаться духовное самоосознание. Как правило, ведачарец - это обыватель, с кучей догм в голове, фанатичный сектант-язычник, привязанный к миру страданий многочисленными узами. "Заставь ведачарца Богу молиться - лоб расшибет". Это первая ступень развития души, ее цель — укрепиться в дхарме.. В ней находится большинство верующих всех конфессий, кто только начал утверждаться в теизме. Присутствуют все детские болезни религий, сектантство, фанатизм, святых часто кумирят и делают из них идолов. У вишнуитов этот уровень называется каништха-адхикари.
Следующая ступень - вайшнавачара - это путь преданности, (Путь Вишну). С количеством богов уже разобрались, оставили одного, самого хорошего (обычно Вишну – он добрый), или его различных воплощений (тоже хороших – Рама, Кришна, Нарайана). Веры много, любви ещё больше, а вместо ума – большая куча ограничений, высказанных когда-то одним, самым любимым. Во второй стадии поклонник переходит от слепой веры к пониманию высшей покровительствующей энергии Брахмана, к которой он питает чувство глубочайшей преданности. Это путь преданности (бхакти-марга), и цель этой стадии — в соединении преданности и веры, приобретенной ранее. Основная практика – поклонение, зачастую в свободной форме, избранной форме божества. Появляются медитативные практики, например чтение 16 кругов джапы по утрам. Поклоняющийся преодолевает слепую веру и приобретает твердую веру в спасительную силу Божества (Брахмана). Как утверждает Вишвасара-Тантра (Патала 24), в Вайшнавачаре человек должен следовать предписаниям (нияма) ведачары. Нитья-Тантра также говорит, что в вайшнавачаре человек не должен убивать животных. В полном соответствии с этими принципами и Пранатошини-Тантра, описывая эту ступень, говорит, что следует избегать: сексуального сношения и разговора о нем, насилия, злословия, нечестности, мясоедения. Никогда не следует прикасаться к четкам (мала) или янтре (символическому изображению Божественного) ночью. Человек должен поклоняться Вишну, предлагать Ему все свои действия и всегда смотреть на мир как на наполненный Им. Этот путь (ачара) отличается от первого (ведачара) стойкостью тапасйи и созерцанием Высшего повсюду.Хороший пашу- вайшнавачарец, привержен духовной культуре и этике, никому не грубит, не тупит, слушается гуру, повторяет не менее 16 кругов, следует 4-м принципам и совершает служение. У вишнуитов этот уровень называется мадхьяма-адхикари. До Вайшнавачары добираются также многие буддийские, католические монахи, мусульманские и православные святые, смартисты и джайны, даосы, и другие, искренне следующие дхарме.
Шайвачара. (Путь Шивы) – наконец-то вера и преданность подкрепляются чем-то более значительным, а именно знанием. Практикующие обретают решимость и также склонность к интенсивному тапасу (методу увеличения внутреннего огня). Покровителем шайвачары является Шива. Большое значение предаётся йогическим практикам и медитации, хотя всё ещё сохраняются ведические ритуалы. Она также называется “тропой знания” – джнянамарга. На третьей ступени - шайвачара - осуществляется вступление на путь знания (гьяна). Преданность (бхакти) сочетается с силой (шакти) и твердой внутренней устремленностью к познанию. Пранатошини-Тантра указывает, что шайвачара подобна ведачаре, но разница заключается в том, что если в ведачаре предписывается жертвоприношение животных, то в шайвачаре оно запрещается. То же говорит и Вишвасара-Тантра, добавляя, что медитация в этой ачаре совершается на Шиву.
До шайвачары добираются отдельные буддийские, католические монахи, смартисты и джайны, даосы, мусульманские и православные святые, например Серафим Саровский и Хазрат Мухаммед..
Дакшиначара. (Благоприятный путь), обычно называемый тантрой правой руки. На первый план выходит почитание Шакти, сознательной и активной силы, женской ипостаси Шивы. Шакти почитается в духе объединения карма, бхакти- и джняна-йоги. Кроме того, дакшиначара включает в себя элементы тантры левой руки: поклонение в ночное время, использование в ритуалах вина и мяса, и т.д. Она также называется “тропой единства” или “тропой возвращения к истоку” – нивриттимарга. На четвертой ступени - дакшиначара - садхака (практикующий) способен медитировать на три аспекта энергии Абсолюта (шакти Брахмана): крийя (энергию действия), иччха (энергию воли) и джняна (энергию знания). Поклоняясь Шакти и сочетая веру, преданность, устремленность и знания, садхака приобретает подходящее состояние сознания для почитания Всевышнего в Его трех аспектах - то есть как Брахму, Вишну и Махэшвару (Шиву).
Согласно Пранатошини, дакшиначара так названа потому, что ее практиковал мудрец Дакшинамурти. Другим расшифрованием названия этой ступени является то, что некоторые практикующие поклоняются в этой ачаре Богине, энергии Всевышнего в форме Дакшина-Калики (одной из известных форм Кали). На этой ступени садхака является шакта (поклонником Шакти) и поклоняется адья-шакти (изначальной энергии) как Дакшина-Калике.
Так или иначе, дакшиначара является переходной ступенью на тантрическом пути. Она завершает собой поклонение, осуществляемое в пашу-бхаве , ибо все первые четыре ступени практикуются в пашу-бхаве, и подготавливают человека к другому виду поклонения - вира-бхаве. Поэтому, так как сознание садхака (практикующего) уже подготовлено предыдущими ступенями, и он уже близок к вступлению в "героическую практику" (вира-садхана), дакшиначара включает в себя элементы близкие к вира-ритуалам.
Именно на этой, четвертой ступени, завершается процесс правритти, или развертывающего потока, который образован майей (внешней энергией). Это поток множественности и ограниченности; находясь в нем, сознание живого существа отклонено от своего истинного состояния - изначального единства, что и является причиной постоянных страданий. Посредством правильно выполняемой практики, на ступени дакшиначары этот поток прекращает свое преобладающее воздействие на сознание садхака, и, начиная со следующей ачары, человек вступает на путь осуществления обратного потока (нивритти), приводящего в конечном счете к абсолютному единству. У вишнуитов этот и послeдующие уровни называются уттама-адхикари.
Вишвасара-Тантра также утверждает, что дакшиначара является подготовкой к вира и дивья-бхаве. Медитация на Парамeшвари (Высшую Владычицу - Высшую Силу) после принятия виджайа и мантра-джапы (повторение мантры на четках) совершается ночью.
Вамачара. (Неблагоприятный путь), также именуемый тантрой левой руки. Шакти так и остаётся объектом поклонения, но активно используются сексуальные обряды и таинства (панчататтва, чакрапужда, бхайравичакра). Правом на обучение в вамачаре обладают тщательно избираемые люди. Здесь исключительно важное значение предаётся руководству со стороны гуру. Её также называют “тропой любви и блаженства” – преманандамарга. На пятой ступени - вамачара - садхака непосредственно переходит от правритти (потока развертывания мира материальных желаний) к нивритти (потоку возврата индивидуальной души в свое изначальное свободное, недвойственное состояние вечного разумного блаженства, (саччидананда). На ступени вамачара садхака разбивает оковы иллюзии, стыда и т.д., которыми связан человек типа пашу (т.е. человек, связанный инстинктами и условностями). Здесь осуществляется путь к состоянию Шивы (ничем не связанного Высшего Абсолюта), который завершается в следующей ачаре .
Как утверждается в Пранатошини, Высшей Богине следует поклоняться согласно предписаниям ведачары. Днем садхака должен быть воздержанным как брахмачарин и практиковать концентрацию. Ночью - Богине следует поклоняться с панчататтва (пятью элементами) (76).
Слово вамачара происходит от сочетания слов вама и ачара. Непосредственное значение слова вама - "левый". Однако на языке Тантр оно имеет и другое, специфическое значение. Вама означает женщину, совершающую тантрическую практику и сидящую слева от садхака во время обряда "5-ти М".
Существует распространенное деление тантрической практики на два основных пути - дакшиначара и вамачара. Зачастую эти пути не вполне правильно понимаются и противопоставляются друг другу. В действительности же, как уже говорилось, Тантры рассматривают 7 путей, начиная с веда и кончая каула, а некоторые Тантры добавляют к ним еще два - агхора и йога-ачара. Так или иначе, шакта-Тантры рассматривают ачара как ступени одной лестницы, ведущей к вершине самопознания. В этом контексте противопоставление дакшиначары и вамачары как "праведного" и "неправедного" путей и т.п. - немыслимы. Однако условное разделение всего тантрического пути на дакшин и вам, действительно имеет место. При таком разделении первые четыре ступени объединяются в первую половину пути и называются дакшиначара по названию четвертой ступени, так как первые три ступени рассматриваются в этом случае как подготовительные к непосредственно дакшиначаре. Последние три ступени - объединяются под названием вамачара, так как начало пятой ступени (вамачара) является очень важной отправной точкой к принципиально другому, более продвинутому характеру практики.
Такое деление всего пути на два основных этапа имеет свой смысл потому, что в первых четырех ачарах практика совершается в пашу-бхаве , а в последних трех - в вира и дивья-бхаве. Так как вира и дивья-бхава близки друг к другу и по сути отличаются лишь только полнотой и устойчивостью реализации, принципиально деление на дакшина (которая практикуется в пашу-бхаве) и вама (которая практикуется в вира и дивья-бхава) падает между четвертой и пятой ступенями.
Другой причиной именно такого разделения является философская концепция правритти-нивритти - исходящего и возвратного потоков, о которых уже говорилось ранее. Именно с вамачары садхака переходит к осуществлению процесса нивритти, в то время как первые четыре ступени, заканчивающиеся дакшиначарой, были связаны с правритти, потоком развертывания материальной энергии, действующей на сознание садхака. Со знанием этих процессов связано утверждение о том, что вамачара - это обратный (випарита) путь (т.е. на этом пути осуществляется возвратный поток (нивритти).
Для лучшего понимания Вамачары и его значения в тантрической практике ниже я привожу несколько отрывков из работы Свами Пратьягатамананды "Тантра как путь реализации":
"Некоторые неправильно понимаемые левые практики (вамачара), например, согласно распространенному мнению, исчерпывают собой почти весь Тантризм. В действительности же, как мы увидим далее, путь вамачара основан на глубоком знании возвратного потока или нивритти. Этот возвратный поток осуществляет стремление повернуть в обратном направлении процесс сотворения и поддержания пут пристрастий и условностей, которыми связана джива или душа, как пашу или животное.
Кроме того, необходимо уяснить, что этот путь, излагающийся в Шакта-Тантре с его особым ритуализмом (например, панчататтва), не единственный из предписываемых в Тантре. Куларнава-Тантра, например, указывает 7 путей или ачар, начиная с ведачары и кончая каула. Некоторые другие Тантры добавляют к этому списку еще 2 ачара: т.е. - агхора и йога...". Далее Свами указывает на разнообразие тантрических путей и школ, так как кроме шакта-школы, в которой предписывается этот путь, существует ряд других индуистских и не-индуистских тантрических школ, предписывающих различные практики.
"Если говорить о вамачаре (что означает левый как випарита (обратный), а не левый в плохом смысле этого слова , то существует следующая ситуация. На этом пути садхака (стремящийся) должен использовать определенный вид ритуала (технически он называется панчататтва), который, надо признать, приводит к некоторым злоупотреблениям в неподходящих случаях и при неподходящих условиях его совершения. По мнению тех, которые не понимают и не различают (истинное от ложного) - этот ритуал вводит весь культ Тантры под подозрение. Те, кто ничего не понимает относительно возвратного потока или обратного процесса (нивритти), который входит в теорию и практику так-называемого левого пути, естественно, не в состоянии постичь, что могут существовать какие-либо точки соприкосновения между этим путем (вамачара) и теорией и практикой адвайта веданты. Кроме того факта, что чистокровный дубликат основных элементов поклонения панчататтва, в их грубой, замененной или эзотерической формах, можно найти во всех ведических пластах, и кроме того, что существует возможность видоизменения древнейшего ведического поклонения и расстановки особых акцентов в поклонении через влияние, приходящее из-за пределов самой Индии (например - из Тибета или Махачина). Всеми думающими людьми должно быть признано, что поклонение панчататтва, в своей основе и идее - это законная (обоснованная) форма адвайта-поклонения..."
Как справедливо указывает А.Авалон, вама - это вира-садхана (практика); на этой ступени совершается чакра-поклонение; сиддхи могут быть разрушены их обнаружением; поэтому вама - путь скрытный.
Сиддхантачара. (Путь сиддхов). Подразделяется на две упа-ачары: йогачара и агхорачара, путь йога и путь бесстрашия соответственно. Поклоняются Шиве в его ипостаси Махешвары, великого творца. На этом этапе панчататтва в натуральном виде не практикуется. Сиддхантачара имеет огромнейший арсенал йогических техник, в том числе и легендарную кайа-кальпу (технику радикального продления жизни). Агхорачара, плюс ко всему, практикует малоизвестные техники работы со смертью, как своей, так и чужой. Именно агхори в своё время разработали ритуалы оживления мёртвых и медитации на кладбище. Путь достижения состояния Шивы, осуществляемый в вамачаре, завершается в шестой ачаре, сиддхантачаре. На этой ступени садхак (практикующий) обладает еще более глубоким Знанием, которое сокрыто в Писаниях, как огонь в дровах. Он полностью свободен от какого-либо страха или сомнений, которым подвержены пашу. Он твердо держится Истины. Искренний и открытый, он не волнуется о том "что скажут люди". Поэтому он может совершать ритуал панчататтва открыто. А.Авалон приводит следующее любопытное разъяснение по этому поводу: "Как не считается предосудительным пить (вино) открыто в саутрамани яджне (ведическом обряде), так и в сиддхантачаре вино пьется открыто. Как не осуждается убийство лошадей в ашвамедха яджне (также ведическом обряде), так не совершается преступления и при убийстве животных и в этой религиозной практике (дхарма)". В Нитья-Тантре говорится, что "чистый" или "нечистый" предмет становится чистым в результате обряда очищения. Сиддхантачари, носящий чашу из человеческого черепа и четки рудракша, странствует по земле в облике самого Бхайравы.
Каулачара. (Путь семьи) – наименее известный путь. Отношение к богам как к таковым панибратское (Шива, Шакти, я – дружная семья). Не имеет своих ритуалов, но знает об истинном значении всех ритуалов и практик. Никакой религиозной принадлежности, «по виду – шайвы, в собраниях – вайшнавы, в сердце – шакты; под различными формами странствуют каулы по земле». «Для него нет ни правил времени, ни места. На его действия не влияют ни фаза луны, ни положение звёзд. Каул совершает земное странствие в различных формах. Для него нет разницы между грязью и сандаловой пастой, сыном и врагом, домом и кладбищем.” Он становится прижизненно освобождённым (дживанмукти) и волен заниматься чем хочет, хотя обычно предпочитает “нести культуру в массы”, делая это анонимно. Зная все ритуалы и их истинную сущность, может находиться в любой ачаре, будучи незамеченным. Сс помощью гуру, садхака имеет благоприятную возможность достичь наивысшей ступени - каулачары. На этой ступени он становится освобожденным при жизни (дживанмукта) и, приобретая наивысшее Знание Абсолюта (Брахмана), достигает состояния Парама-хана. Воистину, это есть наивысшая цель тантрической садханы (практики).
Прекрасное восхваление Каула-дхармы (религии Каула), как наивысшей из всех дхарм (религий), содержится в Маханирвана-Тантре. Только сам Шива обладает полным знанием о каулачаре. Подобно тому, как след любого животного исчезает в следе слона, так и любая религия (дхарма) растворяется в Каула-дхарме (религии Каула). На этой ступени уже нет каких-либо предписаний или запретов, нет никаких ограничений, связанных со временем или пространством, нет каких-либо правил. Каула - это сам Садашива (Вечный Шива) и наивысший гуру для всех (87) . Нет никого превосходнее Его. Кула (88) видит Абсолют (Брахман) во всем и все в Абсолюте. Он может совершать или не совершать любые тантрические ритуалы, так как он абсолютно свободен.
"Подобно тому как вода, впадая в океан, становится нераздельной с ним, люди, погруженные в каулачару лишены всякой разделенности (с Высшим)." (89)
О каулачаре также утверждается: "Там, где существуют разные наслаждения (бхога), откуда может быть йога? Однако в каулачаре получают и наслаждение (бхога) и соединение с Абсолютом (йога)".
В Кали-тантре утверждается: "Тот человек, который почитает Кали без каулачары - не достигает ни рая (сварга), ни освобождения (мокша), - это несомненная истина".
Важно отметить, что достижение уровня каулачары не зависит от рождения или кастовой принадлежности, социального положения и т.п. "Все люди на этой земле, от випра (т.е. брахманов) до вне-кастовых, являются адхикари в этой каулачаре" (90).
Это утверждение следует понимать в том смысле, что Каулой может стать человек абсолютно любого происхождения. Такой адепт стоит выше любого обыкновенного жреца. Поэтому говорится: "Даже неприкасаемый (по рождению) каула-гьяни (91) превосходит брахмана, в то время как брахмана, не достигшего каулачары следует считать ниже неприкасаемого (чандала)" (92).
Говорится, что великое благо исходит от почитания святого Каула. "Миллионы святых мест и все божества, начиная с Брахмы, пребывают в теле Каула (93)". Даже земля, где пребывает Каула должна почитаться и почитается людьми и богами. Великий Каула, прошедший высшее посвящение, абсолютно единый с Шивой (Шиваатма), свободен от праведности и греха; лишь только в облике человека (94), он спасает весь мир, странствуя по земле и наставляя людей.
Однако лишь немногие могут распознать истинного Каулу, ибо он может являться в самых разных обличьях. "Внутри - шакта, снаружи - шайва, пребывающий на собраниях вайшнавов, - в таких многих обличьях Каула скитается по земле" (95) . Живой пример таких богоподобных людей являли собой Рамакришна, Будда, Иисус Христос, Чайтанья, Рамана Махарши, Бабаджи, Анандамайи Ма и многие другие великие Учителя и святые.
Постепенное преображение «человека-животного» (пашу) сначала в «человека-человека» (вира), а затем и в «человека-бога» (дивья) является одной из самых главных практических целей Тантрического Пути. Причем при умелом и правильном применении тантрических методов такого полного преображения человеческой личности можно достичь даже в течении одной жизни.
Некоторое представление о каулачаре можно получить на следующих примерах:
«Чем круче становится фотограф, тем больше ему хочется купить мыльницу. Я когда то получил небыкновенное удовольствие, отсняв отличную пленку одноразовым пластмассовым фотоаппаратом, весьма напоминающим древнейшую камеру-обскуру. Тоже самое происходит со световым оборудованием, его количество сокращается прямо пропорционально росту профессионализма.
Начинающий дизайнер все время думает, что ему нужен МакПро последней модели, монитор размером со стену и самый новый пакет программных продуктов от Adobe. Профессионал же наоборот стремится к минимально достаточному количеству и качеству оборудования, все больше доверяя своей голове и рукам.
Начинающий веб-мастер, чтобы создать сайт, бежит покупает себе крутоое доменное имя второго уровня, выбирает дорогущий платный хостинг, и ставит на него платную навороченную CMS или Joomla.. Этот самый сайт, который вы сейчас читаете, сделан ручками на народе.
Начинающие мафиози и нувориши ездят на навороченных джипах. Генри Форд старался ходить пешком и останавливался в самых дешевых гостиницах.»
Когда я встретил первого настоящего сиддхара, я понял, кто он был такой, лишь на следующий день после встречи. Он жил так же просто, как миллионы индийских саддху, вел себя так же, и внешне от них ничем не отличался.
Все священные гимны, произносимые во время ягьи и пуджи можно заменить на одну единственную мантру «Ом Нама Шивайя». "Среди источников знания Веды считаются наивысшим, в ведах гимн Рудрам (или Рудра экадаши - 11 стихов посвященных Рудре) - наивысший, в гимне наиболее важной является мантра НАМАХ ШИВАЯ, в самой мантре - слово ШИ-ВА.
Еще можно процитировать Христа:
А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем
будут услышаны; Не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду,
прежде вашего прошения у Него. (Евангелие от Матфея 6:7-9)
И ещё: «…итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Евангелие от Матфея 10,16: )
Да пребудет с вами Ануграха-шакти (Энергия Любви, Милосердия и Спасительного Откровения Шивы), благословения Ганеши, Ма Шакти, Сканды-Муругана, Бабаджи и мастеров-сиддхаров!