Слово тантра имеет широкое смысловое значение. Корень "тан" означает распространять, корень "тра" - спасать. Тантра распространяет великое знание и тем самым спасает. Тантра означает также "истина" или же "книга", "трактат". Есть и другие толкования этого слова.
Тантра (тантризм) — Эзотерическая традиция в индуизме (особенно в шиваизме и шактизме), придающая особое значение почитанию и постижению Бога как Божественной Пары — Шивы и Шакти с помощью широкого набора эзотерических практик йоги, магии, оккультизма и тщательно разработанной мистической философии. Активно использует материальное для достижения духовного. Существуют три главных ветви индийской тантры: «тантра правой руки» (дакшиначара, или дакшина-марга), не противоречащая традициям обычного индуизма и сводящаяся, в основном, к ритуализму; «тантра левой руки» (вамачара,или вама-марга), использующая методы и практики, неприемлемые большинством индусов-ортодоксов: ритуальное употребление мяса, вина, сексуальные обряды и др. «нечистые» (с точки зрения ортодоксов) действия и предметы; «тантра срединного пути» (мишрачара, или мишра-марга), отвергающая крайности «правого» и «левого» путей и делающая особый акцент на позитивный духовный опыт, здоровый образ жизни и йогические методы поднятия кундалини. Иногда «тантру срединного пути» еще именуют каула-тантризмом. Не следует путать с настоящим индийским тантризмом т.н. «нью-эйдж тантру» (западный неотантризм), популяризируемую последователями Раджниша и ряда «нью-эйдж групп», периодически проводящих свои пресловутые «семинары тантры» и сводящих «тантру» исключительно к психотехническим и сексуальным практикам вне всякой связи с тантрическим почитанием Шивы и Шакти.
Существует обширная литература, известная как тантрическая литература. Тантрические произведения носят различные названия, обычно содержащие в себе следующие слова: -Тантра, -Агама, -Ямала, -Самхита. Однако, далеко не все произведения, имеющие в своих названиях такие слова являются действительно тантрическими по своему содержанию. Принадлежность к классу Тантр определяется, естественно, не по названию, а по содержанию в работе основ тантрической философии и практики, которые излагаются во всех Тантрах, признаваемых как авторитетные различными тантрическими школами. Существует ряд Тантр, авторитетность которых является спорной. Кроме того, в настоящее время, с проникновением на Запад йоги, индуизма и тантры - распространяется достаточное количество псевдо-тантр (или псевдо-тантрических произведений), написанных псевдо-гуру, не имеющими посвящения в тантрические традиции преемственности и искажающими принципы тантры в соответствии со своими желаниями. Появление таких работ неизбежно, и только знакомство с истинной, традиционной тантрой и спокойное различение может рассеять сомнения. Очень часто тантры построены в виде диалога межу Господом Шивой и Его вечной супругой Дэви. Те писания, в которых Дэви обращается к Шиве за разъяснениями различных вопросов, как ученик к учителю, определяются как Агама. Те же писания, в которых они меняются ролями, называются Нигама. Эта божественная игра Шивы и Парвати дарует людям знание о пути к освобождению и высшему состоянию.
В Индии существуют различные виды духовных писаний: Веды, Упанишады, Пураны и т.д. Во всех этих писаниях содержится одно духовное зерно, объединяющее их как писания индуизма. Концепция единого Бога, кармы, освобождения и обретения высшего состояния - является общей как для всех индуистских писаний в целом, так и для Тантр. Тантры, однако, - это непосредственные руководства к действию, и они содержат в себе множество практических методов для реализации. Содержание тантр охватывает весь спектр жизни человека, не отметая никаких сторон существования. Несмотря на то, что Тантры имеют ту же конечную цель, что и Веданта, некоторые тантрические методы достижения этой цели являются, казалось бы, прямой противоположностью общепризнанным нормам ведической традиции. Так путь вамачара, или так называемый "левый путь" предписывает совершение обряда "пяти сущностей" (панчататтва, или панчамакара). Действительно, обряд "пяти М" (панчамакара) - это важное таинство, которое является характерной чертой Тантры. Однако, его следует понимать правильным образом. Прежде всего, каждый из "5-ти элементов" должен быть понят во внутреннем эзотерическом смысле. Так, согласно йогической терминологии Тантр, мамса (мясо, плоть), матсья (рыба), мудра (жареное зерно, жест), мадья (вино) и майтхуна (сексуальное единение), составляющие панчамакару или "5 М", символически означают внутренние процессы в теле йогина, устремленного к высшей цели духовного совершенствования, каковой несомненно является постижение Абсолюта. Так, термин мамса (мясо, плоть) означает действие, известное в йогических трактатах как кхечаримудра, или "заглатывание" собственного языка, т.е. - сложное упражнение, в результате которого йогин утверждается в созерцании Высшего в верхнем центре головы. Термин мадья (вино) на тантрическом языке йоги означает тот нектар Божественного опьянения, который йогин испытывает в результате своей духовной практики. Майтхуна (сексуальное единение) означает мистическое соединение Кундалини-Шакти (энергии, находящейся в нижнем центре туловища) с Пара-Шивой (Абсолютом, пребывающим на вертушке головы) в сахасраре (т.е. в этом наивысшем головном центре) (2). Таким образом, многие тантрические адепты, следуя предписаниям своих учителей и школ, понимают обряд "5-ти элементов во внутреннем смысле и практикуют его только как упражнения йоги внутри тела.
Как говорит Свами Пратьягатмананда: "Путь вамачара (левый путь) основан на глубоком знании возвратного потока или нивритти. Этот возвратный поток осуществляет стремление повернуть в обратном направлении процесс сотворения и поддержания пут пристрастий и условностей, в которые заключена джива или душа, как пашу или животное".
Тантрический подход к духовному пути - чисто практический. Истинная Тантра лишена каких-либо форм обывательского мышления, условностей или псевдо-морали. Тантра - это садхана-шастра (т.е. писание, предназначенное для практики). Поэтому в тантрах могут содержаться любые методы, иногда внешне совершенно противоположные друг другу, но все они предназначены для достижения одной цели - постижения Абсолюта.
В Упанишадах постоянно утверждается формула, единая для всей адванта веданты: "Сарвам экам брамха" - "Все (сущее) есть Абсолют", так как в действительности не существует ничего, кроме Него. Тантра, находясь в полном согласии с адвайта ведантой в философии, воплощает в полной мере этот высший принцип на практике. Нет чистого или нечистого, плохого или хорошего, единственный путь заключается в осознании Бога во всем и всего в Боге.
В то же время, в некоторых тантрических школах "5 М" предписывается не только как йогическая практика внутри тела, но для определенной части последователей - эти элементы переносятся на материальный план, становясь реальными мясом, рыбой и т.д. Однако, во-первых, большинство последователей даже этих школ допускаются только к "замененному" (анукальпа) варианту "5-ти М". (Так, вместо мяса и рыбы употребляются различные продукты растительного происхождения, вместо вина - сок или молоко, вместо секса – поклонение Шакти (Богине)). Во-вторых, к обряду "5-ти М" в его материальной форме без замен (пратьякша) или с частичной заменой элементов допускаются лишь достаточно продвинутые адепты, научившиеся котролировать свой ум и чувства, утвердившиеся в медитации и духовной жизни. Они практикуют этот обряд с непосредственными чувственными элементами время от времени под руководством своего гуру не просто ради услаждения чувств, но с целью дальнейшего продвижения к высшей цели самопознания.
В-третьих, практика обрядов "5-ти М" с использованием непосредственных материальных элементов совершается последователями этих школ только в течение определенного периода времени, после чего практикующий переходит на более высокую ступень совершенствования, на которой отпадает всякая необходимость в совершении внешних обрядов вообще и материально "5 М" в частности. Находясь на этом духовном уровне (дивья), практикующий реализует "5 М" в чисто йогическом смысле, как это было вкратце описано выше, и, в конце-концов, осуществив высшее майтхуна внутри тела, т.е. приведя энергию Кундалини в верхний головной центр, где она сливается с Пара Шивой (Абсолютом), достигает самадхи (высшего состояния). Такой йогин не рождается вновь; он свободен уже при жизни (дживан-мукта), может покидать свое материальное тело по желанию, обладает всеми совершенствами или психическими силами (сиддхи). Если он и остается на земле, то лишь из сострадания к людям, подверженным страданиям этого мира, чтобы научить их великой Тантре, ведущей к вечному освобождению.
Так или иначе, для того чтобы понять смысл тантрической садханы (практики) вообще и вамачары в частности, необходимо отбросить всякого рода стереотипы обусловленного сознания.
Сексуальность – шестое чувство, которое контролирует пять остальных чувств: осязание, обоняние, слух, зрение и вкус. Секс – шестое чувство, единственное, которое наделяет нас способностью творить. Когда это чувство контролируется второй чакрой (она является энергетическим центром половых органов и у мужчин, и у женщин), тогда может быть зачат ребёнок. При участии шестой чакры, точки Третьего глаза (он располагается между бровями, прямо над переносицей), мы получаем жизнеспособность и сознание. Секс – созидательная энергия, подаренная нам природой. Она может быть грубой похотью, но если поднять эту энергию на 90 см вверх, из второй чакры в шестую, нам откроется тайное знание. Секс – способ настройки гипофиза. Гипофиз – это основная железа. Он подает сигналы, когда мы готовы к сексу, он заставляет другие железы выделять свои секреты. Если во время секса энергия поднимается к высшим чакрам, происходит полное психологическое обновление. Этот высший половой акт раскрывает скрытое желание двух людей. Когда происходит полное физическое, эмоциональное, духовное слияние, тогда нет стремления принадлежать другому человеку, как и нет стремления обладать им. И в этом присутствует переживание и ощущение Бога.
Отличительные особенности тантрического пути
Тантрическая и ведическая традиции, находясь в постоянном взаимодействии и даже "взаимопроникновении" на протяжении веков, представляют в современной Индии, по сути, единое целое. Во многих индийских храмах, принадлежащих к ведическим школам преемственности, проводится поклонение тантрического типа, или с явными элементами Тантризма. В свою очередь, некоторые тантрические традиции предписывают своим последователям выполнение ведических ритуалов и правил. Ряд писаний традиции Вед и Веданты используются как авторитеты авторами тантрических текстов; и, наоборот, ряд учителей ведической и ведантической традиции признают авторитет некоторых Тантр. Шри Шанкарачарья (VIII-IX в.н.э.), великий проповедник Веданты, возродивший орден саньяси (подвижников, принявших отречение) в Индии, написал не только массу ведантических работ и комментариев на Упанишады, Бхагавад-гиту и другие писания, но также и несколько тантрических текстов. Содержание различных работ, комментариев и гимнов этого великого религиозного учителя дает возможность постичь ведическую и тантрическую ветви в гармоничном единстве, ибо становится очевидным, что не существует каких-либо противоречий в философии и мировоззрении этих двух систем, ведущих к одной и той же цели.
Но все же, говоря о Тантре как о самобытной и самодостаточной для цели реализации системе, необходимо выделить те характерные черты, которые отличают ее от любой другой религиозной системы.
Прежде всего, надо сказать о том, что Тантра - это наука преобразования, но не подавления или отрицания. Общий дух Тантры носит явно позитивный характер, основывающийся на положительном опыте медитации и духовных упражнений, а не на осознании "греховности всего сущего", своей собственной "греховности" или "ничтожности" и т.п. Как говорил Шри Рамакришна: "Человек, который повторяет день и ночь: "Я грешник, я грешник" - становится на самом деле грешником". "Если вас укусит змея и вы скажете с твердостью: "Во мне нет яда" вы будете исцелены. Точно также тот, кто утверждает с сильным убеждением "я не связан, я свободен", - становится свободным".
Далее, Тантра - это практический путь реализации, отличающийся глубокими эзотерическими знаниями о теле человека, о природе, космосе и всевозможных силах, действующих в них. Поэтому, именно в Тантре наиболее тщательно и полно разработаны и эффективно применяются такие аспекты духовной практики как кундалини-йога, биджа-мантры, янтры (символические диаграммы), мудры, ньяса, антарьяга (внутреннее поклонение или созерцание и т.д.
Тантра отличается от внешних видов поклонения или морально-религиозных кодексов, поведения, распространенных среди широких слоев людей, своим углубленным мистицизмом. Во всех истинно тантрических упражнениях, обрядах или ритуалах, акцент падает именно на медитацию, на постижение внутреннего единства, но не на внешние ритуальные действия. Тантрическая медитация предполагает отождествление себя с объектом медитации (т.е. с Абсолютом в той или иной личной форме, или вне всяких форм). Согласно Тантрам, человек, не осознавший себя как Божественное, не может истинно поклоняться Божеству. Такое утверждение может показаться "странным" только на первый взгляд, но, поняв его в истинном смысле - приобретают ключ к тайной двери самопознания.Особенно важным является то, что путь Тантр предписан как эффективный и даже наиболее действенный в наше время, в Кали-югу - "черный" век духовной деградации, раздоров и войн, тьмы, невежества и несчастий. Об этом многократно упоминается в самих Тантрах. В Маханирвана-Тантре Господь Шива говорит: "Истинно, истинно и еще раз истинно сказано Мною: в Шрути, Смрити, Пуранах и других писаниях, предписанных Мною раньше, сказано, что без пути Агама в Кали-югу не существует никакого пути; именно согласно правилам, указанным в Агамах следует почитать Божества в Кали-югу".
В прошлые времена, в прошлые юги - люди были способны следовать духовным принципам и предписаниям, изложенным в Ведах, вести чистый образ жизни, находясь в непосредственном контакте с природой и Всевышним. Однако в наше время, когда громадное большинство людей не имеет знания о Высшем, не имеет духовного воспитания, не следует истинным духовным предписаниям и, погрязнув в суете, работе и делах, забывают самих себя, свою истинную Сущность, - необходимы особые методы, чтобы "пробить" эту стену невежества и загрязнений. Методы, предписанные для благочестивых людей прошлых юг, в своем неизменном виде не срабатывают для людей, рожденных в наше время. В Тантрах - те же идеи древних Писаний изложены и преподаны в таком виде, что они могут быть реально выполнены на практике, и, таким образом, конечная цель всех Писаний оказывается не заоблачной и утопической, но реально достижимой. Кроме того, характерными чертами настоящего периода времени является "смешение всех каст", ослабление значения семейных, родовых и национальных основ, широкое перемещение людей по планете, обширная информация, всевозможные обмены между культурами и т.д. и т.п.
Поэтому Тантра как практический путь реализации, свободный, в отличии от ведической и ряда других древних систем, от кастовых или каких-либо иных социальных рамок, как нельзя более подходит именно для нашего времени.
Вполне понятно, что речь не идет о всеобщем одновременном спасении. Если взять каждое отдельное поколение людей, Тантра всегда была и остается путем для относительно немногих. Однако в каждом поколении есть те, которые уже готовы для того, чтобы вступить на тантрический путь реализации. Пройдя этот путь в соответствии со своими индивидуальными особенностями - медленно или достаточно быстро - они обретают спасение. Таким образом, на протяжении веков Тантра является мощным лайнером, переносящим своих пассажиров на тот берег, где нет страданий.
Отличие Агамы как религиозно-философской системы, предназначенной для совершенствования и спасения людей посредством практической реализации знания, заключается в том, что она не обусловлена какими-либо общественными ограничениями. Тантрическая традиция по сути своей вне-социальна, а еще лучше сказать, над-социальна, так как она стоит выше правил и ограничений какой-либо социальной системы.
Истинная Тантра свободна от утопических идей построения идеального общества, филантропии, коммерческих предприятий, а также - лишена иерархии должностных лиц и т.п.
Человек из любой касты, или даже внекастовый, может получить тантрическое посвящение и стать членом тантрической общины. Внутри такой общины действуют законы тантрических посвящений и духовной практики, но не кастовых различий. Так некоторые тантрические школы и направления полностью отрицают кастовую систему, и принадлежность к той или иной касте входящих в них членов вообще не играет никакой роли для их последующей практики. В других направлениях принадлежность к той или иной касте может сказываться на определенных особенностях практики человека, однако, ни в коей мере не является определяющим фактором духовного прогресса. В тайных обрядах посвященных могут участвовать, как совершенно равные, люди любого происхождения, если они получили соответствующее посвящение от учителя.
Те же, кто достигает высших ступеней духовной жизни, становясь саньяси (отреченным), полностью отбрасывают свой прошлый социальный статус, каковым бы он ни был, сжигая в огне шнур своей касты и т.п. Это общее правило действует как для ведантических, так и для тантрических школ. Такой человек стоит выше каст и впоследствие может стать учителем для представителей любых каст.
Этот демократический духовный принцип распространяется и на женщин. Так женщины, получившие посвящение, становятся полноправными членами тантрической общины. Их духовная практика может несколько отличаться от той, которая дается мужчинам, однако, это связано с особенностями женской природы, но не с дискриминацией. В истории тантрических школ известно достаточно много женщин-святых, достигших сиддхи (совершенства) в йогической практике. Они почитаются последователями этих школ наряду со святыми-мужчинами.
В традиции Шакта - женщины занимают возвышенное положение. Особенность этой традиции связана с почитанием женской природы как изначальной всепроникающей Сущности, из которой все происходит и в которую все в конце концов возвращается. Женщины являются материальными воплощениями этой энергии, т.е. в них она наиболее проявлена. Поэтому, истинные шакты должны видеть в женшинах воплощение самой Дэви (Богини) и оказывать им особое почтение. Насилие или даже грубость по отношению к женщине (как и к животным женского пола) - считается самым тяжелым грехом. Большое значение в ряде сект придается обрядам, известным как кумари-пуджа и шакти-пуджа, т.е. ритуальному поклонению девочкам или женщинам как богиням. Таким образом, можно видеть, что путы дискриминации по признакам касты и пола значительно ослаблены в одних и полностью разорваны в других тантрических направлениях.
Все вышесказанное об особенностях тантрической традиции не означает, конечно, что реальная тантрическая практика совершенно свободна от каких-либо искажений, несоответствий или неправильного применения определенных методов. В любой религии есть последователи, которые под ширмой духовности пытаются решить те или иные материальные проблемы. Всегда есть люди, которые, не будучи на самом деле заинтересованы в достижении высшей цели, занимаются самообманом, или обманывают других. Искажение изначальных религиозных учений и практика их в искаженном виде среди ряда последователей неизбежны, особенно в этот век Кали. Поэтому вполне естественно, что и в тантрической традиции есть последователи и даже секты, которые извращают истинный смысл Тантр, оставаясь в оковах материальных восприятий и обусловленности.
Однако с практической точки зрения, т.е. с точки зрения непосредственного блага для людей, самым важным является тот факт, что реально существуют, действуют и распространяются истинные тантрические знания и традиции, следование которым приводит к высшей цели освобождения.
Шива сказал:
О Богиня, без Шакти Я [ был бы ] всегда подобен трупу (шава). Когда Я соединён с Шакти, Я – Шива, дарующий всем страсть.
Следует повторять мантру вместе с женщиной, а не в одиночку…
Я – Шива лишь благодаря единению с Шакти. Если успех (Сиддхи) не достигается пребыванием с женщиной, тогда, о Всевышняя, [всё], что Я говорю – бесполезно… Следует оставить все святые места и, во что бы то ни стало, идти в общество женщины. [Ибо] сказано Мною: успех достигается лишь в обществе женщины и не иначе.
(Гуптасадхана-тантра 5.10-17)
Женщина – основа всего мира, женщина – основа высшего тапаса. Обрети прибежище в женщине…
Женщина , почитаемая садхакой, - причина его джнаны. [Таким образом] он, наслаждаясь счастьем в этом мире, растворяется в теле Богини. [Этот] лучший садхака обретает великое Сиддхи и идёт в обитель Хари (Кришны). [Поэтому] следует пятью спопобами почитать кула-шакти.
(Гуптасадхана-тантра 1.9-11)
Бесполезна ньяса, бесполезна пуджа, бесполезны джапа и вознесение молитв, бесполезна хома с дакшиной – если [садхака] не доставил удовольствия женщине.
(Майа-тантра 11.34)
Женщина – основа садханы, женщина – основа джапы и [молитвы] , женщина – основа Пути, женщина – основа жизни. Женщина – основа благ в этом мире , и она – основа Спасения. О Возлюбленная, женщина – основа всего тапаса и четырёх целей жизни (артхи, дхармы, камы и мокши). В женщине основано всё движимое и недвижимое. Тот грешник, который не знает этого, несомненно, идёт в ад…
О Богиня, то, что предлагается женщине – это становится предложенным Богу. Воистину, о Кулешвари, это действие будет плодотворным. Тот, кто собирает круг каул (каула-чакру) без женщин – идёт в ужасный ад, из которого нет спасения. (Камакхья-тантра 3.41-47)