title>Джняна-йога - йога знания
Санскритский термин "джняна" переводится на русский язык как "знание".
Джняна-йога ведет человека к истине посредством изменения его знаний относительно самого себя и окружающего мира. Эта йога освобождает человеческий ум от оков иллюзорной картины мира и направляет его к истинному знанию, раскрывая основные законы вселенной.
На языке йоги это называется "сорвать покрывало майи". Чтобы сорвать это покрывало, необходима правильная постановка мыслительных процессов. Поэтому основным объектом практики джняна-йоги является ментальное тело человека.
Высшей целью джняна-йоги является достижение состояния просветления (пробуждения). Поэтому идеи джняна-йоги нашли широкое применение в таких традициях, как дзэн, дао, гнозис и суфизм, а также в эзотерических школах Четвертый путь, Путь воина, ДЕИР и др. Истинная мудрость и неискаженные знания о мире возможны только при достижении душой опыта Самадхи.
При реализации Самадхи йог может войти в сверхсознательное состояние и может поддерживать это состояние в обычной жизни. Это и есть мудрость, а не прочитанные горы книг, пустое философствование, и куча не реализованной на практике, а потому бесполезной и никому не нужной информации. "Йог без знания - это автомат от физкультуры. Йог без практики - это автомат от книг и различных эгрегоров"./Свами Матхара/
Мудрость Упанишад
Мудрость древних заключена в Упанишадах. Они - ценнейшее наследие.
Существует 108 Упанишад, но десять из них наиболее важны и являются основными
- Иша, Кена, Катха, Прашна, Мундака, Мандукья, Айтрейя, Тайтирья, Чхандогья и
Брихадараньяка. Иногда к этому списку добавляют еще две или три - Каушитаки,
Шветашватара и Майтраяни - и основных Упанишад насчитывают в этом случае
двенадцать или тринадцать.
Упанишады приближают вас к Реальности, Истине, или Брахману (Высшему Духу).
Упанишады являются непосредственными откровениями Истины, поэтому их называют
Шрути ("откровение", "услышанное"), в отличие от Смрити ("воспоминание", то
есть традиция). Упанишады были открыты в глубоких медитациях мудрецам (риши),
которые донесли их до нас. Риши доподлинно воспринимали Истину, описанную в
Упанишадах, поэтому Упанишады есть плод непосредственного восприятия Истины
(апарокша анубхути). Поэтому послание Упанишад возвышенно, а мудрость Упанишад
глубока и вдохновенна. Одна мантра из Упанишад поднимет вас до великих высот
духовной славы и великолепия в утверждении в Высшем "Я" (адхьятмик).
Господь постоянно пребывает в этой вселенной. Единый Господь сокрыт во всех
существах подобно маслу в молоке, электричеству в проводах, зародышу в утробе
матери. Хотя Он всепроникающ и являет Собой единственно существующую
Реальность, Его присутствие не осознается вами из-за того, что ваше сердце не
чисто, а интеллект не проницателен. Атман (Дух) может быть воспринят только
чистым, проницательным, утонченным и острым интеллектом; а интеллект
становится острым и утонченным, когда очищены тонкие и грубые впечатления ума
(васаны и самскары).
Атман являет собой источник и корень всех вещей. Прашна Упанишад гласит: "Как птицы находят пристанище для отдыха на дереве, так все сущее имеет пристанище в верховном Атмане. Воистину, этот видящий, ощущающий, слышащий, обоняющий, вкушающий, мыслящий, делающий, это познающее "я", личность, имеет обитель в верховном вечном Атмане. Атман является основой и реальностью этой вселенной". Для того, чтобы вести вас к освобождению (мокша), вполне достаточно одной Упанишады. Изучайте Мандукья Упанишад. В ней говорится: "Одной Мандукья Упанишад довольно для освобождения того, кто искренен в своих стремлениях". В этой Упанишаде высшая мудрость изложена в сжатой форме. Посмотрите, как эта Упанишада описывает Высшее "Я" в ряде отрицаний: Высшее "Я" вне определений, определить его - значит его ограничить. Оно невидимо (адриштам), лишено мирской озабоченности (авьява-харьям), оно вне досягаемости интеллекта, ума и чувств (аграхьям), оно не имеет определяющих характеристик, поскольку является единственным Абсолютом (алакшанам). А затем следуют несколько позитивных характеристик для того, чтобы ум не был полностью сбит с толку негативным описанием Высшего "Я": умиротворенное, исполненное всего благоприятного и благостного, Единое без второго. Эта формула, приведенная в священных писаниях, оказывает изумительное, одухотворяющее воздействие, она дана нам Господом Даттатрейей. Как она вдохновляет!
Последнее слово
Из Упанишад мы получили четыре одухотворяющих и просвещающих изречения: "Сознание есть Брахман" (парджанам брахма) из Айтарейя Упанишад, "Я есть Брахман" (ахам брахмасми) из Брихадараньяка Упанишад, "Ты есть То" (таттвамаси) из Чхан-догья Упанишад и "Это "Я" есть Брахман" (аям атма брахма) из Мандукья Упанишад. Это великое откровение Истины. Тат твам аси, ты есть То - последнее слово Упанишад. Вы не являетесь ни этим преходящим телом, ни этим умом, который перестанет существовать, когда будут искоренены составляющие его грубые и тонкие впечатления; но вы являетесь бессмертным Атманом, преисполненным вечности, знания и блаженства (сатчитананда). Осознайте это и станьте свободными.
Как прекрасно объяснена в Упанишадах эта великая Истина! Уддалака повторяет это великое изречение (махавакъя) девять раз с различными пояснениями для просвещения своего ученика и сына Шветакету. Лучший из стремящихся, заслуживший высшие награды духовной практики: способность различать истинное и ложное (вивека), отречение (вайрагья), шесть добродетелей (шат-сампа;п) и стремление к освобождению от перерождений (мумукшуттва) - осознает Высшее "Я", даже когда это изречение будет произнесено один раз. Но Уддалака должен был повторить ее девять раз, прежде чем Шветакету смог осознать Высшее "Я". Уддалака направил своего сына Шветакету к Гуру. Мальчик оставался с Гуру двенадцать лет и изучал Веды. Он вернулся возгордившимся своей ученостью. Если вы физически красивы, у вас есть две монеты гордости, если вы богаты, вы становитесь еще более горды, ученость добавляет еще две монеты гордости. Все это уплотняет покрывало эгоизма; вместо смирения эрудированный человек стяжает гордость и высокомерие. Увидев это, Уддалака спросил своего сына: "Дитя мое, знаешь ли ты, благодаря чему Непознаваемое становится известным, Невидимое видимым, Неслышимое слышимым и Немыслимое мыслимым?" - "Мой учитель не УЧИЛ меня этому", - ответил мальчик. Тогда Уддалака передал Шветакету знание Высшего "Я". Пояснения, которые он дает, замечательны. "Зная глину, ты можешь знать о горшках и кувшинах, зная Брахман, ты можешь знать все имена и формы". Тат сатьям, са атма, тат твамаси, шветакето "То есть Истина, То есть Атма, То есть ты, о Шветакету!" Вот так, с различными пояснениями Уддалака объяснял Шветакету природу Высшего "Я". Этот Атман является высшей Истиной. Успех приходит к тем, кто остается верным этой Истине, ибо как говорит Мундака Упанишад: "Восторжествует только Истина, не ложь".
Реально существует только Атман. Айтарейя Упанишад говорит: "Вначале единый Атман был всем этим".
Тат твам аси (ты есть То) - это высшее посвящение. Но даже если эту мантру произнести миллионы раз нашим современным друзьям, погрязшим в мирском, она не будет ничего значить для них. Но для ученика, наделенного проницательностью и другими качествами, она станет подлинным посвящением. В противном же случае, она лишь дополнит ваш интеллектуальный запас знаний; вы не сможете непосредственно распознать Истину. Вы не сможете иметь связь с мудрецами (риши), которые дали эту мантру.