Следующая категория – дивья, божественный. Это сверхчеловек, Богочеловек или тот, которого называют человек и Бог. От слова Дэва – Божество. В такой личности – человеческое и Божественное находятся в полной гармонии.
Стадия "Дэва" - это когда внутренняя борьба окончилась. Инстинкты, страхи и желания больше не беспокоят ум. Следовать принципам стало легко и естественно. В разуме больше нет раздвоенности - поступать так или по другому, только один путь, путь сердца или совести, есть в сознании каким бы сложным он ни был, других путей для него просто не существует. Таких людей в Тантре называют богами в человеческом образе.
В состоянии дивья-бхавы пребывают высшие Учителя и различные Святые различных религий – сиддхи и махасиддхи. Они представляют собой Боголюдей, совершенных существ Золотого Века, владеющих магией трансформации пространства и времени, а также Граалем и энергией Вриль. Их так же называют нитьясиддхи и дживанмукты. Нередко слово сиддхар рассматривается как синоним к категории дивья. Только человек с дивья-бхавой, способен практиковать садхану высших путей тантрической практики. Поэтому, только садхаки дивья-бхавы имеют привилегию участия в тантрических мистериях и практиковать эзотерические практики. Физическое совокупление с женщиной — это грубая майтхуна. Она происходит из-за пашу-бхавы, животной природы (грубого инстинкта). Мать Кундалини Шакти соединяется с Господом Шивой в сахасраре вовремя нирвикальпа-самадхи. Это — настоящая майтхуна, блаженное слияние. Оно происходит благодаря дивья-бхаве, божественной природе. Вы должны прийти от пашу-бхавы к дивья-бхаве с помощью сатсанги, служения гуру, отречения и бесстрастия, неразличения, джапы и медитации.
В Каливиласа-Тантре (гл.6) утверждается, что практика дивья-бхава существовала для Сатья и Трета-юги; вира-бхава для Трета и Двапара-юга; и пашу-бхава -для Кали-юги. В соответствии с этим Каливиласа говорит, что вино не должно использоваться в Кали-югу (гл.5.24). В этой же Тантре утверждается, что известные герои Махабхараты -Арджуна, Бхима, Юдхиштхира, Рукмини, Драупади, Дрона-достигли сиддхи (успеха и совершенства) посредством пашу-бхавы.
В прошлые юги люди были в состоянии начинать практику сразу с вира или даже дивья, т.к. они и так уже вели чистый образ жизни, предписываемый в пашу-бхаве. С этим связано утверждение в Кали-виласа-Тантре о практике дивья в Сатья- и Трета-юги, вира - в Два-пара-югу и пашу - в Кали-югу (65). Вступающим на путь Тантр вовсе не обязательно, а может быть даже и не желательно знать о более высоких ступенях, т.к. они все-равно не смогут понять это в истинном смысле до тех пор, пока их сознание не преобразуется в достаточной степени. Поэтому ряд Тантр, обращенных прежде всего к таким обычным людям, восхваляет пашу-бхаву, побуждая тем самым людей пройти эту важную ступень развития, а не пытаться выполнять недоступные для их уровня сознания практики.
Времена, когда главным человеческим типом были дивья – давно миновали. В истории человечества существовало две Гипербореи, первая из которых исчезла 150, а вторая – 12 тысяч лет назад. В первой Гиперборее обитали существа, прибывшие из других галактик. В силу этого, а также своей Богочеловеческой природы, дивья не подпадали под власть Демиурга, и он, как бы в насмешку создал неандертальцев – с бессмысленной целью их бесконечного саморазмножения.
Жители первой Гипербореи были существами высокодуховными, их размножение проходило путём духовной проекции, и никакие законы цикличности не властвовали над ними. Символом этой проекции является мандала – кругообразное изображение для медитации. Кроме того, жители изначальной Гипербореи (дивья, или существа венерианской расы) обладали энергией Вриль, с помощью которой они управляли инертной материей.
Всё изменилось в эпоху второй Гипербореи, которая помещалась на Северном полюсе. Жившие в ней Сыны Божии вступили во взаимодействие с Демиургом, но, распознав всё его коварство, стали вести против него войну. В эту эпоху уже существовали пашу. Они-то, вернее – смешение с ними, описанное в Книге Бытия (6:4) и стали причиной глобальной катастрофы, падения Луны и перемены местами Южного и Северного полюсов. Тогда же, до коллапса второй Гипербореи, в Европе стали появляться и кроманьонцы. Другая колония гиперборейцев перебралась в пустыню Гоби и создала там магическую цивилизацию.
Дивья – это наиболее совершенный тип человека, пример таких людей представляли Рамакришна, Будда, Иисус Христос, Чайтанья, Рамана Махарши, Бабаджи, Анандамайи Ма и многие другие великие Учителя и святые.
В состоянии дивья-бхавы человек всегда смиренен. Он прост как ребенок, и одновременно исполнен огромной силой духа и духовной мудрости. Он абсолютно непретенциозен и чужд саморекламы, не жаждет власти или общего признания. В любой ситуации и в любом статусе он неизменно удовлетворен и счастлив. . Окружающие воспринимают его либо как блаженного, либо обожествляют. Фактически, дивья всегда свободен, просветлен, и всегда находится в чистом состоянии духа.
Сам же дивья относится к тем, кто его боготворит или оскорбляет, с одинаковой любовью. Одна случайная встреча с такой личностью способна изменить сознание многих. Но встречаются подобные личности крайне редко. Особенно в наше время, когда многие мошенники - часто называемые "бизнес-гуру" - пытаются выдавать себя за "аватар" или "просветленных мастеров".
Великое благо исходит от почитания святого гуру. "Миллионы святых мест и все божества, начиная с Брахмы, пребывают в теле Каула". Даже земля, где пребывает Каула должна почитаться и почитается людьми и богами. Великий Каула, прошедший высшее посвящение, абсолютно единый с Шивой (Шиваатма), свободен от праведности и греха; лишь только в облике человека, он спасает весь мир, странствуя по земле и наставляя людей.
"Каливиласа-тантра" (VI. 9 - 10) следующим образом говорит о бхавах: "Дивья почти подобен богу, вира - возвышенный человек, пашу всегда чист и честен".
Правильное понимание Учения о трех бхавах имеет важное значение. В тантрах даются различные упайя (методы), применительно к характерам или бхавам садхаков. Кроме того, сам тип тантрической садханы и соответствующая ему ачара (путь, практическая система) сильно варьируют в зависимости от степени зрелости чьей-либо души. А подобная зрелость выражается именно через бхаву. Так, пашу-бхава характерна для самых незрелых душ, воплощающихся в телах людей с заурядным обывательским сознанием, в которых преобладает качество тамаса (невежества и инертности). Постепенное преображение "человека-животного" (пашу) сначала в "человека-человека" (вира), а затем и в "человека-бога" (дивья) является одной из самых главных практических целей Тантрического Пути. Очень часто все 7 ачар в Тантрах подразделяются на две большие ачары — Дакшиначару и Вамачару. Дакшиначара, рассматриваемая как “тантра правой руки”, включает в себя в себя ведачару, вайшнавачару, шайвачару и собственно дакшиначару. “Тантра левой руки”, или Вамачара, включает в себя собственно вамачару, сиддхантачару (в том числе йогачару и агхорачару) и кулачару (каулачару). “Путь правой руки” (Дакшиначара) предназначен по преимуществу для людей пашу-бхавы и потому называется еще пашвачарой (“путем пашу”). “Путь левой руки”, напротив, предназначен лишь для наиболее зрелых душ с выраженными вира и дивья бхавами и поэтому именуется также вирачарой (“путем вира”).
Пашу-бхава характерна для самых незрелых душ, которые воплощаются в телах людей с заурядным сознанием.
В вира-бхаве пребывают более зрелые души.
Дивья-бхава свойственна духовно развитым существам, в которых преобладают качества саттвы, Богам, Дэвам, светлым духам, Святым и богоподобным людям.
Махапашу-бхава и асурья-бхава свойственны существам, злоупотребившим своей свободой, волей и силой, и которые вовлечены в процесс деградации, падения, в процесс Правритти.
В телах маха-пашу оказываются души минералов, растений, животных, низших демонов и духов, а также самых деградировавших людей – брахмараджасов.
Асурами – великими демонами, становятся падшие Боги или сиддхи, тантрические святые, йоги или великие маги. При этом ни махапашу, ни асуры вовсе не обречены навечно оставаться проклятыми, и они тоже могут эволюционировать и духовно развиваться.
Все эти категории существуют внутри нас, поскольку существует карма, накопленная в энергетических каналах. И от пяток до Муладхары, мы – махапашу, от Муладхары до Манипуры, мы – пашу. От Манипуры до Вишуддхи мы – вира, и от Аджни до Сахасрары мы – дивья. Данная карма, фактически существует у всех людей.
Ещё так же говорится, что в Кали-югу все – пашу, на самом деле. И никто не обладает чистыми выраженными божественными качествами, и выраженными качествами вира. Но когда мы практикуем садхану, мы обретаем великую возможность избавится от всей кармы, и стать вира, достичь категории дивья, а затем трансцендировать все категории. Причем, при умелом и правильном применении тантрических методов такого полного преображения человеческой личности можно достичь даже в течении одной жизни.