Ведачара. (Путь Вед) – состоит из ежедневной практики ведических обрядов. Её последователи почитают многочисленных богов. В ведачаре содержится много ведических ритуалов, выполнение которых сочетается с начальной тантрической практикой. Практика в основном носит внешний и ритуальный характер, (рецитация Вед, огненное жертвоприношение и т.д.). Медитативные практики отсутствуют или находятся в зачаточном состоянии. Она также именуется “тропой действия” (крийамарга).
Ведачара — самое грубое проявление общекосмической Религии. Души, пребывающие на этой стадии своей духовной эволюции, либо воспринимают Бога как совершенно безличный и полностью трансцендентный Абсолют, либо считают Его личностным демиургом (творцом), противопоставленным сотворенному Им миру, или же верят в слабо упорядоченный пантеон многочисленных богов. Себя при этом душа воспринимает как отделенную от Бога сущность, а Бога — как отделенного от душ и мира Создателя. Таким образом, для ведачары характерен дуализм (двайта). На стадии ведачары находятся самые незрелые, молодые души. Поэтому ведачару можно определить как “тропу исканий”, или “долину духовного поиска”, в которой блуждают души, ищущие именно “своего” Бога и некую “свою” Истину.
Поклонение Богу (или богам) в ведачаре носит чисто внешний, ритуальный характер. Внутренняя медитация слабо развита или же отсутствует полностью. Главное здесь — скрупулезное соблюдение религиозных заповедей и мелочных предписаний. Богопочитание совершается, как правило, с материалистическими мотивациями — с желанием получить в награду за свое служение богатство, славу, потомство и т.п. Такое поклонение известно как сакама-упасана (поклонение, обусловленное желаниями). Бескорыстная преданность (бхакти) Богу либо вовсе отсутствует, либо проявляется очень слабо, редко поднимаясь выше тамасического или раджасического уровня. Для религиозной практики характерен формализм. Большое значение имеет поклонение божествам и духам материального мира, часто совершаемое на лоне природы. Ведачара предназначена преимущественно для существ пашу-бхавы. Божественными покровителями ведачары являются Создатель Брахма и Богиня Махасарасвати.
В рамках индуистской традиции ведачара проявляется больше всего в ортодоксальном брахманизме (смартизме), восходящем к ведической религии древних ариев. Писания, на которых основывается практика данной ачары, это, в основном, Веды и Смрити- шастры. Но важную роль играют также Пураны, Итихасы (особенно “Махабхарата” с входящей в нее “Бхагавад-гитой”) и сочинения ученых брахманов (пандитов). Брахманисты строго придерживаются кастовых различий и обычно не допускают обращения в свою религию низкокастовых и внекастовых индийцев и тем более неиндийцев. Себя они именуют двиджа-бандху (“дваждырожденными”). Именно в среде брахманов-ортодоксов продолжают сохраняться многие древние ведические обряды: рецитация Вед, огненное жертвоприношение (агнихотра, или яджня), обряд надевания священного шнура (упанаяна), сандхья- вандана и др. К ведачаре относятся и некоторые неоведические индуистские организации, самая известная и влиятельная среди которых — “Арья Самадж” (“Общество ариев”), основанный в ХIХ веке Свами Даянандой Сарасвати. Арьясамаджисты являются своего рода индусскими протестантами: признают только Веды (в форме 4-х самхит), отвергают почитание изображений божеств, Пураны, Агамы и многие установления традиционного индуизма и допускают приобщение к своему “чистому ведизму” людей любой касты и даже неиндийцев. Брахманизм — самая сложная и наиболее развитая среди религий, относящихся к ведачаре.
Среди неиндуистских религиозных систем характерные черты ведачары прослеживаются в таких религиях, как зороастризм (парсизм), иудаизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, тибетский культ бон-по, а также другие традиционные национальные религии (в том числе и древние языческие религии греков, римлян, германцев, славян и др.). При всех внешних различиях (порой очень серьезных) все они несут в себе все основные признаки ведачары: культ демиурга или пантеона многочисленных божеств; развитый ритуализм; мелочные предписания и заповеди; тщательно разработанная этика, регламентирующая все поступки людей; отсутствие бхакти; сословно-кастовое деление и отождествление религиозной и национально-этнической принадлежности. Поскольку во всех данных религиях преданность (бхакти) и любовь к Богу не выражена, то культы подобного типа можно определить, используя терминологию христианства, как “безблагодатные”. Как и ведический брахманизм, ни одна из этих религий так и не стала мировой.
В некотором смысле приближением к ведачаре являются отдельные околорелигиозные, неоязыческие системы и искусственно создаваемые людьми учения и секты: теософия, рериховское учение т.н. Агни-йоги, движение Нью-Эйдж, экстрасенсорика, неошаманизм, оздоровительно-этическая система Порфирия Иванова и другие сходные с ней телесно ориентированные системы (например, йога или нео-тантра, вырванные из контекста истинной Традиции Шивы и почти совсем лишенные религиозного содержания) и т.п. нетрадиционные или спекулятивные учения. Все эти системы, однако, духовными являются достаточно условно и поэтому стоят гораздо ниже всех традиционных религий, что перечислены выше и так или иначе имеющих действительно божественное происхождение.
Многие садхаки ведачары поклоняются богам и духам природных стихий или “контактируют с космическими силами” ради “энергетической подпитки”, склонны к суевериям и примитивной низшей магии. Садхаки ведачары обычно переоценивают собственные усилия: благие кармические заслуги, телесно ориентированные практики или внешние формальные обряды и магические манипуляции. Спасительная милость Божества и благодатная сила (шактипат) Учителей и святых при этом явно недооцениваются. Все это приводит к отсутствию духовной гармонии и к состоянию замкнутости на своей собственной личности и всех ее проблемах, а также к тщетным попыткам самоспасения.
Другими недостатками ведачары являются: материалистические побуждения в духовной практике, слабость веры и преданности, желание получать награду за свое служение Богу или богам, отсутствие устойчивой тяги к Освобождению, недостаточная или, напротив, избыточная вера в себя и в свои усилия, сомнения в отношении религиозных истин, недоверие гуру и Пути, склонность смешивать божественные заповеди с человеческими измышлениями и национальными обычаями, непонимание очевидного факта, что все религии внутренне едины и по отдельности являются лишь частичными проявлениями одной Сатья Санатана Дхармы.