Три типа характера (бхавы) практикующих Тантру.


Тантрическое Учение подразделяет всех людей на три основных бхавы (характера): пашу, вира и дивья. Тантрическое Учение подразделяет всех людей на три основных бхавы (характера): пашу, вира и дивья. Иногда рассматриваются еще махапашу и асурья. Только пашу, вира и дивья имеют отношение к собственно людям, способным осознанно практиковать тантрическую садхану (духовную практику).

"Пранатошини" определяет бхаву как "качество (дхарма) ума": Пашу (связанные), вира (герои), и дивья (обладающие божественной природой). Пашу- это тамас, пассивность и тупость, вира- это раджас, страсть, активность, действие, дивья - это саттва, благость, чистота. Слово "темперамент", которое часто используется применительно к трибхаве, может передать санскритское слово бхава лишь в ограниченном смысле. Последнее имеет неограниченное море значений, будучи производной формой от глагола бху (быть). Пожалуй, ближе к истине был бы перевод бхавы как "бытия" или "состояния бытия", однако при этом отчасти теряется его соотнесенность с субъективными проявлениями. В отличие от привычных нам сангвинического, холерического и прочих темпераментов, бхавы ценностно окрашены и выстроены в иерархию - в силу иерархии гун, которые на них воздействуют. Каждый отдельный человек наделен одной из трех бхав. Обнаруживаются любопытные параллели между триадой пашу-вира-дивья, с одной стороны, и тройственным разделением людей в средиземноморском гностицизме на гиликов (материальных), психиков (душевных) и пневматиков (духовных). Неожиданный отклик эта же классификация получает и в символической типологии людей у Ницше ("Так говорил Заратустра"): верблюд - лев - ребенок. Частично тантрическая триада пересекается с популярной масонской классификацией ученик - подмастерье - мастер. Не случайно известнейший французский индолог Луи Рену сравнивает тантризм с масонством.

К пашу бхаве по классификации ведических каст приблизительно можно отнести шудр (простолюдинов), к вира бхаве- вайшьев и кшатриев (торговцев, воинов и управленцев, к дивья бхаве- брахманов (интеллигенция). Но это только для примера, в каждом конкретном случае бхава бывает разная. Вообще-то деление учеников на пашу , вира и дивья характерное для тантры, можно смело перенести на любую другую традицию.
Основную часть приверженцев любой религии составляют пашу. Это более 90% всех верующих.
Иисус называл их овцами, а себя пастырем (пастухом).
Путь пашу- путь разделения и разграничения, Путь вира- путь интеграции и единства, Путь дивья- Запредельность и безмолвие.

Пашу захвачен желаниями- страстями и полон привязанностей,
Вира- захвачен своей волей, своими целями, планами, представлениями и эгоистичным подходом.
Дивья отражает реальность как она есть, подобно зеркалу, на зеркале есть только немного пыли которую надо стереть.

В связи с этим есть Путь пашу, Путь вира, Путь дивья, и у каждого есть свои препятствия. Уровень пашу в классификации ачар - это веда-, вайшнава- и шайва-ачары; уровень вира - это вама- и дакшина-ачары, дивья же - это сиддханта- и каула-ачары, последняя считается наиболее высшей ачарой.

Так пашу мешает его природная тупость, чрезмерная зависимость от внешних влияний, несамостоятельность, духовная слабость и отсутствие настоящего духовного вдохновения. Пашу— низший тип человека с заурядным, обывательским сознанием, неспособный воспринять истины эзотерического учения (кулачары).
Йогу-вира мешает его чрезмерная гордыня, эгоизм, и привязанность к собственным представлениям о духовном Пути.
Для Дивья препятствием является тенденция наслаждения заслугами и сиддхами, или неблагоприятное стечение кармы или отсутсвие должной решительности для совершения "прорыва".

Для пашу Путь долог, труден полон проблем и препятствий, для вира труден но не долог, для Дивья-самый быстрый и действенный.
Если оскорбят пашу он испугается и впадет в самоуничижение, если оскорбят виру он начнет воевать отстаивая свое достоинство, дивья же примет со смирением, простит, и помолится за того, кто его оскорбил.
Если пашу становится отшельником, то в уме и тонком теле он все равно боится старых привязанностей как огня, в худшем случае,он вновь и вновь будет возвращаться к своим старым привязанностям.

Вира же наслаждается отшельничеством от всей души, он будет упиваться своей свободой, аскезой и возможностью проявить независимость, но рано или поздно его потянет на "великие свершения", он может стать как великим путешественником по мирам, сиддхом-усмирителем демонов, так и великим учителем-проповедником, религиозным реформатором, в случае мирских желаний- преуспевающим правителем, распространяющим свое влияние.

Дивья же будет в безмолвии, в том месте где есть только БОГ, он просто исчезнет для мира.

Божественное зрение (чистое видение) — это важное качество, о котором говорится в тантре. Чистое видение означает, что все видится таким, как оно есть на самом деле. Это не обычное заблуждающееся видение, когда мы считаем землю просто твердой почвой, а воду — просто водой, ветер — ветром и т.д. В действительности, пять внешних элементов Вселенной — это пять божеств, пять элементов тела — это пять чистых мудростей и т.д.

Нечистое видение присуще сансарным существам. Вселенная сансарных существ в нечистом видении состоит из ментальных отпечатков, находящихся в уме существ, это осадок их прошлой кармы. Не существует Вселенной вне нашего кармического видения. Мы видим то, что мы тренировались видеть в течение предыдущих сотен или тысяч воплощений. Существуют бесчисленные способы восприятия Вселенной и себя в ней.

Видение зависит от того, какие ментальные отпечатки созданы в потоке нашего сознания. В абсолютном смысле Вселенная не существует, это игра энергии Пустоты, которая каждым интерпретируется в соответствии с его отношением (бхавой)"...

Бхайрава сказал:


Если садхака не читает (эту) Ямала Тантру, творящую все благо, тогда каким образом он станет вкушающим сиддхи?
Некоторые люди лишены разума, некоторые лишены мудрости, неудачливы, лживы, глупы, лишены всех достоинств.
Как они могут обрести совершенство, скажи, какое (может быть) сострадание, и (благородное) рождение, у них, убогих, немых, лишенных (знания) сути писаний?
Каким образом и у кого возникает знание чистое, лишенное двойственности, поведай из любви к миру и ради увеличения блага.
Тот, кто разрывает нить кармы, ежедневно пребывая в теле, тот узрит, о Владыка вселенной, мои лотосные стопы.
Пребывающие в мире совершают таинства (санскары) с рассеяным умом, поэтому они не знают Меня, даже совершив множество обрядов (крия).
Они принимают тела, боясь посланцев Калы (смерти). Кто совершает великую йогу, (ради) отречения, живущий в отречении, благочестивый;
Такой неудачливый, избегая Меня, обретет лоно пашу. Кто совершает (великую йогу) с бхавой, (направленной) на Меня, такой человек, любимый мной, труднодостижим.
Бхавой обретается все, бхавой (обретается) видение Бога, бхавой - высшее знание, поэтому бхава - основа.
Бхава сокрыта Во всех шастрах, пребывает во всех чувствах, всех их она сущностный корень. Когда обретается бхава к Деви;
Тогда (обретаются) все сиддхи и созерцание становится устойчивым. Живя без знаков (принадлежности к какой либо секте), постясь, укрепляя ум; Приверженый постоянным обрядам омовения, пуджи когда достигает бхавы, (тогда он становится) искусным в обряде, великим приверженцем учения, победившим чувства.
У тех, кто знают сокрытую сущность всех писаний, (даже) без ньясы, у тех бхава пребывает в руке. Поведаю об (этой) бхаве, как она есть.
Выше бхавы нет ничего, благодаря ей, (человек) становится благословенным, благословенный обретший благословение от бхавы, он - самый счастливый.
От счастья происходит праведность и неутеряемое видение, когда выполняется видение, видится благоприятный Лотос.
Став йогином, (он достигает) тонкого положения невидимого даже йогинами, но видимого тому, кто достиг очищающего Лотоса Махавидьи.
Услышав речь учителей Парамахамс, очищающую три мира ради обретения сиддхи в садхане, йогин обретет йогу.
Садахака, произносящий как попугай во время обрядов мое великое святое имя, обретет на небесах (тело) птицы.
Пока существует путь к знанию, до тех пор есть время, о владыка Кулы! (Такой) человек станет пребывающим рядом с садхаками и святыми.
Практикующий видью не падет, если у него будет высший разум, а если его нет (то от повторного) рождения (его не спасет) обсуждение значения множества писаний.
Без познания вина ничто не обретается на земле. Как иначе можно обрести мантра и кайя сиддхи, о Бхайрава?
Как знание санкхьи- лишь отражение знания веды, так же знание правил (ритуала). Как шакта (невозможен) без шакти, так же он (невозможен) без знания вина.
Как в доме бедного пренебрегают исполнением ритуала, так же в доме садхаки, следуют (лишь) ритуалу знания шакти.
Если происходит лишь соитие на ложе, если оно лишено знания, а своя шакти (не рассматривается как) возлюбленная Шивы;
Тогда не следует принимать выполнение шакти садханы. Пусть лучший садхака не выполняет соития без освящения.
Не выполнение освящения и прочие недостатки уничтожают сиддхи. Основа Шакти - три бхавы садхаки.
Дивья, вира и пашу- (так) именуются (эти) три бхавы. В пашу бхаве (обретаются) джняна сиддхи- таково описание пути пашу.
В вира бхаве (обретаются) крия сиддхи, (такой человек-) сам Рудра без сомнения. Дивья бхава, и вира бхава нераздельно едины.
Прежде (появления) вселенной (существовала) вездесущая дивья бхава, в дивье бхаве (содержится) видение Божества.
Признак вира бхавы - мантра сиддхи и следование недвойственности. Обретая вначале пашу бхаву, следует избегать ночных обрядов.
Изо дня в день, совершая омовение, пуджу и постоянные ритуалы, следует выполнять пурашчарану, ради очищения бхавы.
Без пашу бхавы, как вира сможет подчинить чувства? Смирение - (основа) умиротворения.
Отреченный, предающийся йоге раздувая огонь йоги, практикует каждое мгновение, с утра до ночи.
Во всякое время постоянно должна практиковаться йога, наделяющая всем счастьем, которое есть древо желаний, устраняющее тяжкие грехи.
Произносящий мантру должен практиковать с сосредоточенным умом, если он пребывает в пашу бхаве. Во всех бхавах труднодостижимы йога, (правильное) состояние ума, правило (ритуала), знание.
Без сомнения, пашу бхавой быстро обретаются сиддхи, (тем), у кого есть твердая преданность лотосным стопам Шри Гуру.
Он станет отринувшим желания, отмеченным бхавой. Вира бхава - великая бхава, (это) не бхава скудоумных.
Бхава медленно наступающая, тонкая наделяет (садхаку) образом Рудры, (она-) разбивающая ачару, великая, сокрытая, благоприятная в трех мирах.
Ради совершенства в панча татве, (разрушающего) великое заблуждение происходящее от опьянения, необходима кулачара, (она-) все питхи, океан блаженства;
Океан сострадания. В вира садхане - только бхакти, став джнанином в пашу бхаве, (садхака обретает) затем вира ачару.
Благодаря вирачаре, он станет Рудрой, никак иначе. Произносящий мантру, пребывая в состоянии недвойственности, должен следовать дивья бхаве.
Следует старательно практиковать всегда чистую дивья бхаву, всегда угодную богам во всех действиях, о владыка Кулы!
То, что порождает явление благой дхармы и всецело приводит к совершенству и единству с Божеством- есть высшая божественная крия.
Знай, эта природа Божества именуется прекрасной дивья бхавой. Из всех бхав она- есть корень Шакти, без сомнения.

Пашу-бхава (

Пашу-бхава ("природа животного") - первый и низший тип собственно человеческого характера. Это своего рода "человек-животное". Слово пашу имеет несколько значений: "животное", "живое существо", "душа", "человек, следующий пашвачаре ( "пути правой руки")", "тот, кто связан узами (паша) неведения". Когда слово пашу используется в широком смысле, то оно обозначает вообще любое живое существо (дживу), душу - от божеств до микроорганизмов. В таком смысле его используют в некоторых школах шиваизма, например, последователи школ пашупата и шайва-сиддханта. Иногда словом пашу Тантры обозначают животных и существ, а также невежественных и тамасичных людей, стоящих вне любой религии. Например, в "Куларнава-тантре" (1.69) Шива говорит, обращаясь к Шакти: "Сон, совокупление и потребность в пище одинаково свойственны всем живущим. О Возлюбленная, лишь обладатель знания именуется человеком, лишенный знания - животное (пашу)". В данном случае имеются в виду не только животные, но и крайне невежественные люди, иногда именуемые в Тантрах махапашу. Но чаще всего под пашу Тантры подразумевают именно низший тип людей, практикующих садхану. Причем в этом случае только посвященный (дикшита) в садхану низшего уровня (т.е. в практику нетантрических и низших тантрических школ "пути правой руки" ) человек называется пашу. Совсем непосвященный (адикшита) именуется махапашу. В западных эзотерических традициях (например у гностиков и в каббале) тантрическому понятию пашу-бхавы соответствует понятие "физического, плотского человека". В состоянии пашу-бхавы находятся молодые, незрелые души, у которых еще только начинает пробуждаться духовное самоосознание. Как правило, пашу - это заурядный среднестатистический обыватель, привязанный к миру страданий многочисленными узами. Так, "Парашурамакальпа-сутра" (10.70) перечисляет восемь уз (ашта-паша), ведущих к порабощению души в сансаре (круговороте перерождений и страданий): гхрина (ненависть, злоба), ладжджа (смущение, стыд), бхайя (страх), шанка (суета, волнение, беспокойство), джугупса (отвращение, омерзение), кула (семейство, клан, родословная), шила (обычаи и привычки) и джати (принадлежность к определенной категории людей с момента рождения). В пашу преобладает тамо-гуна (качество неведения, инертности и тьмы). Поэтому пашу обычно ленив, пассивен, не проявляет достаточной решимости в достижении духовных целей, сильно зависит от всего того, что привязывает его к материальному миру. Такой человек не в состоянии достичь Освобождения самостоятельными силами и нуждается в духовной опеке. Пашу может принадлежать к любой религии (как правило, господствующей в обществе), но непременно должен быть религиозен (а точнее, "дхармичен"), привержен духовной культуре и этике. Поэтому пашу не так уж и плох: это обыкновенный законопослушный и богобоязненный обыватель. Совершенно равнодушный к религии и морали человек, не желающий даже внешне считаться с общепринятыми в здоровом обществе нормами поведения и образа жизни, опускается до уровня махапашу, стоящего гораздо ниже обычного пашу. Благодаря упорным моральным усилиям и благим кармическим заслугам пашу постепенно развивается в вира. Пашу, если он питает интерес к тантризму, может быть приобщен к системе дакшиначары ("пути правой руки"). На стадии дакшиначары он должен почитать Богиню-Мать в духе искренней веры и преданности (бхакти), должен изучать тантрическую философию и практику, чтобы обрести знание (джняна) и понимание целей и методов подлинной Тантры. Он должен вести здоровый и высокоморальный образ жизни, чтобы служить примером для подражания для всех окружающих. Садхака-пашу регулярно посещает тантрический храм или дхармачакру (богослужебно-медитационное собрание) тантриков своего круга посвящения. Основная форма дхармачакры, в которой пашу может принимать участие, известна как Шива-чакра. Так пашу постепенно прогрессирует духовно и вскоре достигает уровня виры.

Вира (герой) - это и есть настоящий человек, человек-человек, победивший в себе пашу-бхаву.

Вира ("герой") - это и есть настоящий человек, "человек-человек", победивший в себе пашу-бхаву. Согласно "Камакхья-тантре", вира бесстрашен, целеустремлен, непоколебимо движется к поставленной духовной цели, разумен, энергичен и очень деятелен. Он не питает враждебности к другим и имеет особую, не всегда объяснимую умом склонность к следованию Тантрическому Пути. Где бы вира ни жил, он интуитивно тяготеет к практикам тантрического типа, ищет настоящего тантрического гуру и, как правило, оказывается приобщенным к Пути Тантры. Только вира может быть посвящен в эзотерическую практику "тантры левой руки" (вамачары). Вира обладает еще более глубоким Знанием, которое сокрыто в Писаниях, как огонь в дровах. Он полностью свободен от какого-либо страха или сомнений, которым подвержены пашу. Он твердо держится Истины. Искренний и открытый, он не волнуется о том "что скажут люди".

В Махабхарате и индийской мифологии статусом виры наделены такие герои, как Парашурама, Равана, Кумбхакарна, статусом пашу - Рама, Уграсена, Канса, Васудева, братья Пандавы и их наставники.

В состоянии виры человек не довольствуется уже пассивным ожиданием посмертного воздаяния - в раю или в следующих перерождениях - за свои старания на земле. Он имеет сильную волю и ничем не поколебимое желание достичь немедленного и необратимого Освобождения еще при жизни, т.е. состояния дживанмукты. И ради этой цели вира готов на любые, даже самые рискованные практики. Однако, вира, как и пашу, нуждается во всестороннем руководстве со стороны гуру. Поэтому для него крайне важно обретение истинного тантрического гуру, компетентного в обучении эзотерическим практикам "левой руки", и включение в круг (чакру) посвященных вира-садхаков. Такие посвященные могут участвовать в мистериях Бхайрави-чакры и Йогини-чакры, где используются "5 М" в непосредственно натуральном виде. Если садхана дакшиначары, практикуемая садхаками пашу-бхавы, возможна даже без предварительного посвящения (хотя руководство со стороны гуру и здесь крайне необходимо), то эзотерическая вира-садхана без соответствующего посвящения вообще невозможна. Причем давать посвящение вира-садхакам может далеко не каждый гуру, а только гуру эзотерической (рахасья) традиции Тантры, непременно принадлежащий к одной из парампар (линий преемственности) тантрических Учителей школы каула, т.к. истинно тантрический гуру в принципе не может быть непарампарическим. Такой гуру сам должен обладать выраженной вира- или дивья-бхавой. Практика вира-бхавы имеет много сходства с дивья -бхавой,так например,в Кали-виласа тантре говорится что "дивья и вира есть одно и то же и не имеют различия."
Вообще, в наше время,в Кали-югу,многие тантры считают героическую вира бхаву наиболее подходящей для достижения успеха.

Так Найика -тантра утверждает:

"В Кали-югу не существует пашу-бхавы,а дивья-бхава труднодостижима,поэтому в Кали-югу предписывается вира-садхана".

Вира садхана практикуется садху, получившим посвящение от гуру и прошедшим все необходимые церемонии и ритуалы (дикша,абхишека,и т д.)

"Тот кто постоянно странствует в местах поклонения Шакти и священных местах паломничества, старательно поклоняется избранному божеству (дэвате) и всегда медитирует на него, почитая своего гуру совершает внутреннее поклонение, называется вира".

Считается что вира- это настоящий садху, который в достаточной степени очистил свой ум, усмирил свое эго, и преодолел раджас в себе.

"Оттого,что он свободен от страстей, вожделения, страдания, гнева, эгоизма и заблуждения, а также от того, что что он находится за пределами раджаса и других (нежелательных) качеств,он называется вира."
Куларанва-тантра

В состоянии дивья-бхавы пребывают высшие Учителя и тантрические святые (сиддхи и махасиддхи).Дивья ("божественный") - это сверхчеловек, богочеловек, или "человек-бог" (от слова "дэва", "божество"). В такой личности человеческое и божественное находятся в полной гармонии. В состоянии дивья-бхавы пребывают высшие Учителя и тантрические святые (сиддхи и махасиддхи). Нередко даже сами слова "каула" и "сиддха" рассматриваются как синонимы понятия дивья. Лишь человек с выраженной дивья-бхавой способен по-настоящему практиковать садхану сиддхантачары и каулачары, высших стадий тантрической практики. Поэтому только садхаки дивья-бхавы имеют привилегию участия в дивья-чакре (таттва-чакре) - самой эзотерической тантрической мистерии - и по своему желанию могут использовать или не использовать "5 М". Дивья - это наиболее совершенный тип человека. Живой пример таких богоподобных людей являли собой Рамакришна, Будда, Иисус Христос, Чайтанья, Рамана Махарши, Бабаджи, Анандамайи Ма и многие другие великие Учителя и святые. В состоянии дивья-бхавы человек смиренен и прост, как дитя, и одновременно исполнен огромной силы и духовной мудрости. Он абсолютно непретенциозен и чужд саморекламы, не жаждет власти или общего признания. В любой ситуации и в любом статусе он неизменно удовлетворен и счастлив. Фактически, дивья просветлен и свободен. Окружающие воспринимают его либо как блаженного, либо обожествляют. Сам же дивья относится и к тем, кто его оскорбляет, и к тем, кто его боготворит, с одинаковой любовью. Одна "случайная" встреча с такой личностью способна изменить сознание многих. Но встречаются подобные личности крайне редко. Особенно в наше время, когда многие мошенники - часто называемые "бизнес-гуру" - пытаются выдавать себя за "аватар" или "просветленных мастеров".

Великое благо исходит от почитания святого гуру. "Миллионы святых мест и все божества, начиная с Брахмы, пребывают в теле Каула". Даже земля, где пребывает Каула должна почитаться и почитается людьми и богами. Великий Каула, прошедший высшее посвящение, абсолютно единый с Шивой (Шиваатма), свободен от праведности и греха; лишь только в облике человека, он спасает весь мир, странствуя по земле и наставляя людей.

"Каливиласа-тантра" (VI. 9 - 10) следующим образом говорит о бхавах: "Дивья почти подобен богу, вира - возвышенный человек, пашу всегда чист и честен".

Но чаще встречаются мнения вроде того, что выражено в "Бхавачудамани": "О великий Бог, первая бхава [дивья] - наилучшая, вторая [вира] - средняя, а третья [пашу] - хуже всех" [18].

Каливиласа Тантра, Патала 1,


Бог (Шива) сказал Богине (Дэви):

Выслушай, о, Богиня, последовательно о трех бхавах, дивья, вира и пашу. Дивья почти богоподобен. Вира высокомерен, о, Богиня, пашу-бхава же всегда чиста и благостна. Постепенно от сатья и трета-юги и далее - дивья-бхава уменьшается.

Эта бхава, именуемая вирабхавой, со всеми Макарами (была предназначена) для трета и двапара юги, о Великая Владычица!

Как между дивья, вира нет различий, о, Светящаяся улыбкой, также для них нет греха в употреблении пяти (Таттв) начиная с рыбы.

О, Прекрасноликая, в пашу-бхаве всегда пребывают праведные, подобные Санаке и прочим. Другие же, как например, цари, достигают дивья-бхавы через вира-бхаву.

Говорится, что вира Парашурама возвысился до дивья-бхавы. Тысячу раз писано и читано, как Рама стал совершенным на земле.

Шри Рама, господин Джанаки, достиг совершенства в пашу-бхаве. Равана и Кумбхакарна - эти двое - в вира-бхаве, о, Прекрасная! Пашу-бхавой достигли совершенства Уграсена и прочие, о, возлюбленная, такие, как Камса и Васудева.

Арджуна, Бхимасена, Юдхиштхира, о, возлюбленная, они совершенны пашу-бхавой, а не дивья и не вира. Рукмини, Сатьябхама, Драупади, Деваки, Дроначарья, Крипачарья, Аштватхама - все они совершенны в пашу-бхаве, а не иной, кто же из них не сиддха? О, Благая, Шмашана-садхана, Читта-садхана, употребление мяса, рыбы, мудры, вина и майтхуны - так описан путь вира. Выслушай об этом, о, Благая!

О, Прекрасноликая! В кали-югу не существует пути дивья и вира. Путь пашу предписан в век Кали. От него становятся владыкой всех совершенств.

Трижды в день следует совершать омовение, благотворительность, жертвование действий, обуздание чувств. Трижды в день следует почитать Дэви. Трижды в день читать кавачу, трижды в день следует читать шатанаму - средство для достижения высшего совершенства. Это Тебе поведано, как благоприятное для всех каст, о, Дэви!

Теперь выслушай, о, Благая, поведаю о пути дивья и вира. Не следует практиковать в Кали-югу, о, Прекрасноликая, использование мяса, рыбы, мудры и майтхуны с чужими женами.
Истинно сказано: напиваясь вновь и вновь, падают на землю, и, поднявшись, снова пьют.

 

Правильное понимание учения о трех бхавах имеет исключительно важное практическое значение.

В Тантрах даются всевозможные методы (упайи) и практики как раз применительно к характерам (бхавам) садхаков. Кроме того, сам тип тантрической садханы и соответствующая ему ачара (путь, практическая система) сильно варьируют в зависимости от степени зрелости чьей-либо души. А подобная зрелость выражается именно через бхаву. Так, пашу-бхава характерна для самых незрелых душ, воплощающихся в телах людей с заурядным обывательским сознанием, в которых преобладает качество тамаса (невежества и инертности). В вира-бхаве пребывают более зрелые души, воплощающиеся в телах активных и энергичных людей с развитым интеллектом и выраженной богонаправленностью сознания, в которых преобладает качество раджаса (активности и страсти). Дивья-бхава свойственна наиболее духовно развитым существам с преобладающим качеством саттвы (ясности и благости) - богам (дэвам), светлым духам, святым и богоподобным людям. Махапашу-бхава (как низшая разновидность пашу-бхавы) и асурья-бхава свойственны существам, злоупотребившим своей свободой и силой и вовлеченным в процесс деградации и духовной инволюции: в телах махапашу оказываются души минералов, растений, животных, низших демонов и духов, а также самых деградировавших "людей", асурами (великими демонами) же становятся падшие боги и сиддхи (тантрические святые и великие маги). При этом ни махапашу, ни асуры вовсе не обречены навечно оставаться "проклятыми" и могут духовно развиваться. Постепенное преображение "человека-животного" (пашу) сначала в "человека-человека" (вира), а затем и в "человека-бога" (дивья) является одной из самых главных практических целей Тантрического Пути. Причем, при умелом и правильном применении тантрических методов такого полного преображения человеческой личности можно достичь даже в течении одной жизни.