Тантрическое Учение подразделяет всех людей на три основных бхавы (характера): пашу, вира и дивья. Иногда рассматриваются еще махапашу и асурья. Только пашу, вира и дивья имеют отношение к собственно людям, способным осознанно практиковать тантрическую садхану (духовную практику).
К пашу бхаве по классификации ведических каст приблизительно можно отнести шудр (простолюдинов), к вира бхаве- вайшьев и кшатриев (торговцев, воинов и управленцев, к дивья бхаве- брахманов (интеллигенция). Но это только для примера, в каждом конкретном случае бхава бывает разная. Вообще-то деление учеников на пашу , вира и дивья характерное для тантры,
можно смело перенести на любую другую традицию.
Основную часть приверженцев любой религии составляют пашу.
Это более 90% всех верующих.
Иисус называл их овцами, а себя пастырем (пастухом).
Путь пашу- путь разделения и разграничения, Путь вира- путь интеграции и единства, Путь дивья- Запредельность и безмолвие.
Пашу захвачен желаниями- страстями и полон привязанностей,
Вира- захвачен своей волей, своими целями, планами, представлениями и эгоистичным подходом.
Дивья отражает реальность как она есть, подобно зеркалу, на зеркале есть только немного пыли которую надо стереть.
В связи с этим есть Путь пашу, Путь вира, Путь дивья, и у каждого есть свои препятствия. Уровень пашу в классификации ачар - это веда-, вайшнава- и шайва-ачары; уровень вира - это вама- и дакшина-ачары, дивья же - это сиддханта- и каула-ачары, последняя считается наиболее высшей ачарой.
Так пашу мешает его природная тупость, чрезмерная зависимость от внешних влияний, несамостоятельность, духовная слабость и отсутствие настоящего духовного вдохновения. Пашу— низший тип человека с заурядным, обывательским сознанием, неспособный воспринять истины эзотерического учения (кулачары).
Йогу-вира мешает его чрезмерная гордыня, эгоизм, и привязанность к собственным представлениям о духовном Пути.
Для Дивья препятствием является тенденция наслаждения заслугами и сиддхами, или неблагоприятное стечение кармы или отсутсвие должной решительности для совершения "прорыва".
Для пашу Путь долог, труден полон проблем и препятствий, для вира труден но не долог, для Дивья-самый быстрый и действенный.
Если оскорбят пашу он испугается и впадет в самоуничижение, если оскорбят виру он начнет воевать отстаивая свое достоинство, дивья же примет со смирением, простит, и помолится за того, кто его оскорбил.
Если пашу становится отшельником, то в уме и тонком теле он все равно боится старых привязанностей как огня, в худшем случае,он вновь и вновь будет возвращаться к своим старым привязанностям.
Вира же наслаждается отшельничеством от всей души, он будет упиваться своей свободой, аскезой и возможностью проявить независимость, но рано или поздно его потянет на "великие свершения", он может стать как великим путешественником по мирам, сиддхом-усмирителем демонов, так и великим учителем-проповедником, религиозным реформатором, в случае мирских желаний- преуспевающим правителем, распространяющим свое влияние.
Дивья же будет в безмолвии, в том месте где есть только БОГ, он просто исчезнет для мира.
Божественное зрение (чистое видение) — это важное качество, о котором говорится в тантре. Чистое видение означает, что все видится таким, как оно есть на самом деле. Это не обычное заблуждающееся видение, когда мы считаем землю просто твердой почвой, а воду — просто водой, ветер — ветром и т.д. В действительности, пять внешних элементов Вселенной — это пять божеств, пять элементов тела — это пять чистых мудростей и т.д.
Нечистое видение присуще сансарным существам. Вселенная сансарных существ в нечистом видении состоит из ментальных отпечатков, находящихся в уме существ, это осадок их прошлой кармы. Не существует Вселенной вне нашего кармического видения. Мы видим то, что мы тренировались видеть в течение предыдущих сотен или тысяч воплощений. Существуют бесчисленные способы восприятия Вселенной и себя в ней.
Видение зависит от того, какие ментальные отпечатки созданы в потоке нашего сознания. В абсолютном смысле Вселенная не существует, это игра энергии Пустоты, которая каждым интерпретируется в соответствии с его отношением (бхавой)"...
Бхайрава сказал:
Пашу-бхава ("природа животного") - первый и низший тип собственно человеческого характера. Это своего рода "человек-животное". Слово пашу имеет несколько значений: "животное", "живое существо", "душа", "человек, следующий пашвачаре ( "пути правой руки")", "тот, кто связан узами (паша) неведения". Когда слово пашу используется в широком смысле, то оно обозначает вообще любое живое существо (дживу), душу - от божеств до микроорганизмов. В таком смысле его используют в некоторых школах шиваизма, например, последователи школ пашупата и шайва-сиддханта. Иногда словом пашу Тантры обозначают животных и существ, а также невежественных и тамасичных людей, стоящих вне любой религии. Например, в "Куларнава-тантре" (1.69) Шива говорит, обращаясь к Шакти: "Сон, совокупление и потребность в пище одинаково свойственны всем живущим. О Возлюбленная, лишь обладатель знания именуется человеком, лишенный знания - животное (пашу)". В данном случае имеются в виду не только животные, но и крайне невежественные люди, иногда именуемые в Тантрах махапашу. Но чаще всего под пашу Тантры подразумевают именно низший тип людей, практикующих садхану. Причем в этом случае только посвященный (дикшита) в садхану низшего уровня (т.е. в практику нетантрических и низших тантрических школ "пути правой руки" ) человек называется пашу. Совсем непосвященный (адикшита) именуется махапашу. В западных эзотерических традициях (например у гностиков и в каббале) тантрическому понятию пашу-бхавы соответствует понятие "физического, плотского человека". В состоянии пашу-бхавы находятся молодые, незрелые души, у которых еще только начинает пробуждаться духовное самоосознание. Как правило, пашу - это заурядный среднестатистический обыватель, привязанный к миру страданий многочисленными узами. Так, "Парашурамакальпа-сутра" (10.70) перечисляет восемь уз (ашта-паша), ведущих к порабощению души в сансаре (круговороте перерождений и страданий): гхрина (ненависть, злоба), ладжджа (смущение, стыд), бхайя (страх), шанка (суета, волнение, беспокойство), джугупса (отвращение, омерзение), кула (семейство, клан, родословная), шила (обычаи и привычки) и джати (принадлежность к определенной категории людей с момента рождения). В пашу преобладает тамо-гуна (качество неведения, инертности и тьмы). Поэтому пашу обычно ленив, пассивен, не проявляет достаточной решимости в достижении духовных целей, сильно зависит от всего того, что привязывает его к материальному миру. Такой человек не в состоянии достичь Освобождения самостоятельными силами и нуждается в духовной опеке. Пашу может принадлежать к любой религии (как правило, господствующей в обществе), но непременно должен быть религиозен (а точнее, "дхармичен"), привержен духовной культуре и этике. Поэтому пашу не так уж и плох: это обыкновенный законопослушный и богобоязненный обыватель. Совершенно равнодушный к религии и морали человек, не желающий даже внешне считаться с общепринятыми в здоровом обществе нормами поведения и образа жизни, опускается до уровня махапашу, стоящего гораздо ниже обычного пашу. Благодаря упорным моральным усилиям и благим кармическим заслугам пашу постепенно развивается в вира. Пашу, если он питает интерес к тантризму, может быть приобщен к системе дакшиначары ("пути правой руки"). На стадии дакшиначары он должен почитать Богиню-Мать в духе искренней веры и преданности (бхакти), должен изучать тантрическую философию и практику, чтобы обрести знание (джняна) и понимание целей и методов подлинной Тантры. Он должен вести здоровый и высокоморальный образ жизни, чтобы служить примером для подражания для всех окружающих. Садхака-пашу регулярно посещает тантрический храм или дхармачакру (богослужебно-медитационное собрание) тантриков своего круга посвящения. Основная форма дхармачакры, в которой пашу может принимать участие, известна как Шива-чакра. Так пашу постепенно прогрессирует духовно и вскоре достигает уровня виры.
Вира ("герой") - это и есть настоящий человек, "человек-человек", победивший в себе пашу-бхаву. Согласно "Камакхья-тантре", вира бесстрашен, целеустремлен, непоколебимо движется к поставленной духовной цели, разумен, энергичен и очень деятелен. Он не питает враждебности к другим и имеет особую, не всегда объяснимую умом склонность к следованию Тантрическому Пути. Где бы вира ни жил, он интуитивно тяготеет к практикам тантрического типа, ищет настоящего тантрического гуру и, как правило, оказывается приобщенным к Пути Тантры. Только вира может быть посвящен в эзотерическую практику "тантры левой руки" (вамачары). Вира обладает еще более глубоким Знанием, которое сокрыто в Писаниях, как огонь в дровах. Он полностью свободен от какого-либо страха или сомнений, которым подвержены пашу. Он твердо держится Истины. Искренний и открытый, он не волнуется о том "что скажут люди".
В Махабхарате и индийской мифологии статусом виры наделены такие герои, как Парашурама, Равана, Кумбхакарна, статусом пашу - Рама, Уграсена, Канса, Васудева, братья Пандавы и их наставники.
В состоянии виры человек не довольствуется уже пассивным ожиданием посмертного воздаяния - в раю или в следующих перерождениях - за свои старания на земле. Он имеет сильную волю и ничем не поколебимое желание достичь немедленного и необратимого Освобождения еще при жизни, т.е. состояния дживанмукты. И ради этой цели вира готов на любые, даже самые рискованные практики. Однако, вира, как и пашу, нуждается во всестороннем руководстве со стороны гуру. Поэтому для него крайне важно обретение истинного тантрического гуру, компетентного в обучении эзотерическим практикам "левой руки", и включение в круг (чакру) посвященных вира-садхаков. Такие посвященные могут участвовать в мистериях Бхайрави-чакры и Йогини-чакры, где используются "5 М" в непосредственно натуральном виде. Если садхана дакшиначары, практикуемая садхаками пашу-бхавы, возможна даже без предварительного посвящения (хотя руководство со стороны гуру и здесь крайне необходимо), то эзотерическая вира-садхана без соответствующего посвящения вообще невозможна. Причем давать посвящение вира-садхакам может далеко не каждый гуру, а только гуру эзотерической (рахасья) традиции Тантры, непременно принадлежащий к одной из парампар (линий преемственности) тантрических Учителей школы каула, т.к. истинно тантрический гуру в принципе не может быть непарампарическим. Такой гуру сам должен обладать выраженной вира- или дивья-бхавой. Практика вира-бхавы имеет много сходства с дивья -бхавой,так например,в Кали-виласа тантре говорится что "дивья и вира есть одно и то же и не имеют различия."
Вообще, в наше время,в Кали-югу,многие тантры считают героическую вира бхаву наиболее подходящей для достижения успеха.
Так Найика -тантра утверждает:
"В Кали-югу не существует пашу-бхавы,а дивья-бхава труднодостижима,поэтому в Кали-югу предписывается вира-садхана".
Вира садхана практикуется садху, получившим посвящение от гуру и прошедшим все необходимые церемонии и ритуалы (дикша,абхишека,и т д.)
"Тот кто постоянно странствует в местах поклонения Шакти и священных местах паломничества, старательно поклоняется избранному божеству (дэвате) и всегда медитирует на него, почитая своего гуру совершает внутреннее поклонение, называется вира".Считается что вира- это настоящий садху, который в достаточной степени очистил свой ум, усмирил свое эго, и преодолел раджас в себе.
"Оттого,что он свободен от страстей, вожделения, страдания, гнева, эгоизма и заблуждения, а также от того, что что он находится за пределами раджаса и других (нежелательных) качеств,он называется вира."
Куларанва-тантра
Дивья ("божественный") - это сверхчеловек, богочеловек, или "человек-бог" (от слова "дэва", "божество"). В такой личности человеческое и божественное находятся в полной гармонии. В состоянии дивья-бхавы пребывают высшие Учителя и тантрические святые (сиддхи и махасиддхи). Нередко даже сами слова "каула" и "сиддха" рассматриваются как синонимы понятия дивья. Лишь человек с выраженной дивья-бхавой способен по-настоящему практиковать садхану сиддхантачары и каулачары, высших стадий тантрической практики. Поэтому только садхаки дивья-бхавы имеют привилегию участия в дивья-чакре (таттва-чакре) - самой эзотерической тантрической мистерии - и по своему желанию могут использовать или не использовать "5 М". Дивья - это наиболее совершенный тип человека. Живой пример таких богоподобных людей являли собой Рамакришна, Будда, Иисус Христос, Чайтанья, Рамана Махарши, Бабаджи, Анандамайи Ма и многие другие великие Учителя и святые. В состоянии дивья-бхавы человек смиренен и прост, как дитя, и одновременно исполнен огромной силы и духовной мудрости. Он абсолютно непретенциозен и чужд саморекламы, не жаждет власти или общего признания. В любой ситуации и в любом статусе он неизменно удовлетворен и счастлив. Фактически, дивья просветлен и свободен. Окружающие воспринимают его либо как блаженного, либо обожествляют. Сам же дивья относится и к тем, кто его оскорбляет, и к тем, кто его боготворит, с одинаковой любовью. Одна "случайная" встреча с такой личностью способна изменить сознание многих. Но встречаются подобные личности крайне редко. Особенно в наше время, когда многие мошенники - часто называемые "бизнес-гуру" - пытаются выдавать себя за "аватар" или "просветленных мастеров".
Великое благо исходит от почитания святого гуру. "Миллионы святых мест и все божества, начиная с Брахмы, пребывают в теле Каула". Даже земля, где пребывает Каула должна почитаться и почитается людьми и богами. Великий Каула, прошедший высшее посвящение, абсолютно единый с Шивой (Шиваатма), свободен от праведности и греха; лишь только в облике человека, он спасает весь мир, странствуя по земле и наставляя людей.
"Каливиласа-тантра" (VI. 9 - 10) следующим образом говорит о бхавах: "Дивья почти подобен богу, вира - возвышенный человек, пашу всегда чист и честен".
Но чаще встречаются мнения вроде того, что выражено в "Бхавачудамани": "О великий Бог, первая бхава [дивья] - наилучшая, вторая [вира] - средняя, а третья [пашу] - хуже всех" [18].
Каливиласа Тантра, Патала 1,
Бог (Шива) сказал Богине (Дэви):
Выслушай, о, Богиня, последовательно о трех бхавах, дивья, вира и пашу. Дивья почти богоподобен. Вира высокомерен, о, Богиня, пашу-бхава же всегда чиста и благостна. Постепенно от сатья и трета-юги и далее - дивья-бхава уменьшается.
Эта бхава, именуемая вирабхавой, со всеми Макарами (была предназначена) для трета и двапара юги, о Великая Владычица!
Как между дивья, вира нет различий, о, Светящаяся улыбкой, также для них нет греха в употреблении пяти (Таттв) начиная с рыбы.
О, Прекрасноликая, в пашу-бхаве всегда пребывают праведные, подобные Санаке и прочим. Другие же, как например, цари, достигают дивья-бхавы через вира-бхаву.
Говорится, что вира Парашурама возвысился до дивья-бхавы. Тысячу раз писано и читано, как Рама стал совершенным на земле.
Шри Рама, господин Джанаки, достиг совершенства в пашу-бхаве. Равана и Кумбхакарна - эти двое - в вира-бхаве, о, Прекрасная! Пашу-бхавой достигли совершенства Уграсена и прочие, о, возлюбленная, такие, как Камса и Васудева.
Арджуна, Бхимасена, Юдхиштхира, о, возлюбленная, они совершенны пашу-бхавой, а не дивья и не вира. Рукмини, Сатьябхама, Драупади, Деваки, Дроначарья, Крипачарья, Аштватхама - все они совершенны в пашу-бхаве, а не иной, кто же из них не сиддха? О, Благая, Шмашана-садхана, Читта-садхана, употребление мяса, рыбы, мудры, вина и майтхуны - так описан путь вира. Выслушай об этом, о, Благая!
О, Прекрасноликая! В кали-югу не существует пути дивья и вира. Путь пашу предписан в век Кали. От него становятся владыкой всех совершенств.
Трижды в день следует совершать омовение, благотворительность, жертвование действий, обуздание чувств. Трижды в день следует почитать Дэви. Трижды в день читать кавачу, трижды в день следует читать шатанаму - средство для достижения высшего совершенства. Это Тебе поведано, как благоприятное для всех каст, о, Дэви!
Теперь выслушай, о, Благая, поведаю о пути дивья и вира. Не следует практиковать в Кали-югу, о, Прекрасноликая, использование мяса, рыбы, мудры и майтхуны с чужими женами.
Истинно сказано: напиваясь вновь и вновь, падают на землю, и, поднявшись, снова пьют.
Правильное понимание учения о трех бхавах имеет исключительно важное практическое значение.
В Тантрах даются всевозможные методы (упайи) и практики как раз применительно к характерам (бхавам) садхаков. Кроме того, сам тип тантрической садханы и соответствующая ему ачара (путь, практическая система) сильно варьируют в зависимости от степени зрелости чьей-либо души. А подобная зрелость выражается именно через бхаву. Так, пашу-бхава характерна для самых незрелых душ, воплощающихся в телах людей с заурядным обывательским сознанием, в которых преобладает качество тамаса (невежества и инертности). В вира-бхаве пребывают более зрелые души, воплощающиеся в телах активных и энергичных людей с развитым интеллектом и выраженной богонаправленностью сознания, в которых преобладает качество раджаса (активности и страсти). Дивья-бхава свойственна наиболее духовно развитым существам с преобладающим качеством саттвы (ясности и благости) - богам (дэвам), светлым духам, святым и богоподобным людям. Махапашу-бхава (как низшая разновидность пашу-бхавы) и асурья-бхава свойственны существам, злоупотребившим своей свободой и силой и вовлеченным в процесс деградации и духовной инволюции: в телах махапашу оказываются души минералов, растений, животных, низших демонов и духов, а также самых деградировавших "людей", асурами (великими демонами) же становятся падшие боги и сиддхи (тантрические святые и великие маги). При этом ни махапашу, ни асуры вовсе не обречены навечно оставаться "проклятыми" и могут духовно развиваться. Постепенное преображение "человека-животного" (пашу) сначала в "человека-человека" (вира), а затем и в "человека-бога" (дивья) является одной из самых главных практических целей Тантрического Пути. Причем, при умелом и правильном применении тантрических методов такого полного преображения человеческой личности можно достичь даже в течении одной жизни.