Пашу-бхава ("природа животного") - первый и низший тип собственно человеческого характера.
Пашу означает животное или переводится как животное. Пашу-бхава означает «природа животного». Это первый и низший тип собственно человеческого характера. Это своего рода человек-животное. Пашу - это те, которые живут просто для удовлетворения физических потребностей и получения чувственных удовольствий. В жизни они предпочитают не "сковывать" себя какой-либо идеологией или руководящими принципами. Более всего в жизни их волнует вопрос выживания и удовлетворения. Они предсказуемы, и ими легко манипулировать при помощи страха и других инстинктов. Они не в состоянии изменить чего-либо в индивидуальной или коллективной жизни. Их разум парализован догмами.
Слово пашу имеет несколько значений: животное, душа, человек, следующий пашупачи – тантре правой руки. Тот, кто связан узами неведения – паша.
Когда слово пашу используется в широком смысле, оно обозначает вообще любое живое существо, дживу (душу), от Божеств до микроорганизмов. В таком смысле его используют в некоторых школах шиваизма, например последователей школ Пашупата и Шайва-сиддханты. Иногда словом пашу также обозначают животных, существ, а также невежественных и тамастичных людей, стоящих вне религиозной практики.
Например в «Куларнава-тантре», Шива говорит, обращаясь к Шакти: «Сон, совокупление и потребность в пище, одинаково свойственны всем живущим. О, возлюбленная, лишь обладатель знаний именуется человеком. Лишеный знаний – животное, пашу».
В данном случае имеется в виду, не только животное, но и крайне невежественные люди, которые также иногда именуются махапашу. Но чаще всего, под пашу, тантры подразумевают именно низший тип людей, практикующих садхану, то есть йогу. Причем, только в случае посвящения в эту садхану, садхак низшего уровня может называться пашу, а совсем не посвященный, именуется махапашу.
В состоянии пашу-бхавы находятся молодые и незрелые практикующие садхаки, у которых ещё только начинает пробуждаться духовное самоосознание. Как правило, пашу – это заурядный обыватель, который привязан к миру своими мирскими желаниями и иллюзией– невежеством. Для искоренения животной природы пашу должны вставать рано утром, почитать своего гуру и ишта-девату (основную почитаемую ими Форму Бога), повторять определенные мантры или молитвы, воздерживаться от чрезмерного сна и лени, сексуальной распущенности, пьянства, наркомании, сквернословия и целого ряда других пороков.
В «Паршурамекальпа-сутре» перечисляется восемь уз ашта-паша, восемь веревок невежества, которые ведут к порабощению души в сансаре, к кругу перевоплощений и перерождений.
Здесь ашрамы как определенный уклад жизни, в традиционном ведантическом понимании, а не ашрамы как монастыри. Это разные толкования слова ашрама.
В пашу преобладает тама-гуна – качество невежества, инертности и темноты сознания, омрачения. Поэтому пашу обычно ленив, пассивен, не проявляет достаточной решимости к достижению духовных целей. Пашу - это заурядный среднестатистический обыватель, привязанный к миру страданий многочисленными узами. Сильно зависит от всего того, что привязывает его к материальному миру и полностью подвержен информации, которая существует в материальном мире, не осознавая других возможностей. Такой человек не в состоянии достичь Освобождения самостоятельными силами и нуждается в длительной духовной практике. В западных эзотерических традициях (например у гностиков и в каббале) тантрическому понятию пашу-бхавы соответствует понятие "физического, плотского человека". В состоянии пашу-бхавы находятся молодые, незрелые души, у которых еще только начинает пробуждаться духовное самоосознание.
Влияние неведения (авидьи) на сознание
29-30. Опьяненный вином неведения, человек не испытывает страха даже тогда, когда видит в мире тупых, несчастных, умерших и страдающих. Он не понимает, что мирское благосостояние подобно сновидению, молодость подобна временному цветению, а жизнь коротка, подобно вспышке молнии – и пребывает в иллюзорном спокойствии.
31. Даже жизнь в течении 100 лет коротка, половина ее тратится на сон, а вторая остается бесплодной из-за наивности, болезней, старости и страданий.
Пашу может принадлежать к любой религии. Как правило, он принадлежит к господствующей в обществе, но он непременно должен быть религиозен. Или это тантрический пашу. То есть, он не столько религиозен, сколько дхармичен – он должен следовать определенным устоям своего общества или доминирующей религии. Поэтому пашу не так уж и плох. Это обыкновенный, законопослушный и богобоязненный обыватель.
Совершенно равнодушный к духовной практике, религии и морали человек, который не желает даже внешне считаться с общепринятыми нормами этики или поведения, образа жизни – он называется махапашу, и он стоит гораздо ниже чем пашу.
Благодаря упорным моральным усилиям и благим кармическим заслугам пашу постепенно развивается в вира.