Шесть Госвами Вриндавана


Шесть Госвами Вриндавана

Шесть Госвами Вриндаваны или вриндаванские госвами – группа выдающихся гуру и философов гаудия-вайшнавской традиции индуизма, которые жили в Индии в XV—XVI веках.
Хотя “Чайтанйа-чаритамрита” описывает шестерых Госвами как отдельную группу, сам термин “шесть Госвами” впервые использован в поэзии Нароттама даса Тхакура. Позднее он встречается в сочинениях Шриниваса Ачарйи и новых поколений его последователей.

Шесть Госвами Вриндаваны были близкими учениками основоположника гаудия-вайшнавизма Чайтаньи Махапрабху, который считается аватарой Радхи и Кришны. Большую часть своей жизни Шесть Госвами провели во Вриндаване, где на них была возложена задача отыскать утерянные святые места, связанные с играми (лилами) Кришны, проходившими на Земле около 5 тысяч лет назад и составить литературу по философии гаудия-вайшнавизма.

В гаудия-вайшнавизме Шесть Госвами Вриндаваны считаются нитья-сиддхами, то есть “вечно освобождёнными душами”. Находясь на Земле, они содействовали Чайтанье, делая его миссию доступной для каждого. Они превозносятся в гаудия-вайшнавской традиции за своё полное отречение от физического комфорта и удовольствий ради практики бхакти-йоги.

Шесть Госвами Вриндаваны вдохновили строительство ряда важных храмов во Вриндаване, посвящённых Радхе и Кришне.

Знакомство Шри Чайтанйи с шестью Госвами, за исключением истории с Дживой Госвами, происходило в такой последовательности: первым он встретил в Шантипуре Рагхунатха Даса, затем в Южной Индии – Гопала Бхатту, далее в Рамакели – Рупу и Санатана, и последним в Бенаресе на пути во Вриндаван – Рагхунатха Бхатту.

Шесть Госвами Вриндаваны были близкими учениками основоположника гаудия-вайшнавизма Чайтаньи Махапрабху, который считается аватарой Радхи и Кришны.

Шесть Госвами – это не только святые высочайшего уровня, они также являются манджари. Термином манджари вайшнавы-чайтанйиты пользуются в тех случаях, когда хотят описать наиболее близкие из всех возможных, отношения между преданными и Кришной. Манджари – особый вид гопи, причастных к интимным играм Кришны. А говоря более точно, это специальные (особые) девушки-наперсницы (сакхи) Радхи. Такие гопи участвуют в исполнении высших желаний Кришны, служа Божественной Паре в самые сокровенные моменты Их развлечений.
Рупа Госвами = Рупа Манджари
Санатан Госвами = Рати или Лабанга Манджари
Гопал Бхатта = Ананда или Гуна Манджари
Рагхунатх Бхатта = Рага Манджари
Рагхунатх Дас = Раса или Рати или Туласи Манджари
Джива Госвами = Вилас Манджари

К приведенному перечню часто добавляют Локанатха Госвами, которого считают инкарнацией Манджулали Манджари (или Ананды Манджари) и Кришнадаса Кавираджа, называемого инкарнацией Кастури Манджари.

“Я в глубоком почтении склоняюсь перед шести Госвами – Шри Рупой Госвами, Шри Санатаной Госвами, Шри Рагхунатхой Бхаттой Госвами, Шри Рагхунатхой дасом Госвами, Шри Дживой Госвами и Шри Гопалой Бхаттой Госвами, которые глубоко постигли Господа Чайтанью и поэтому замечательно описывают Его трансцендентные качества. Они могут очистить все обусловленные души от последствий их греховной деятельности, пролив на них дождь трансцендентных песен о Говинде. Они спасают живые существа из всепожирающей пасти освобождения и обладают искусством углублять океан трансцендентного блаженства”. (Шринивас Ачарйа “Шри Шри Шад-госвами-аштака”)

Рупа Госвами (1489-1564).

Сохранились сведения, что Кумардев и Реватидеви имели одну дочь и пять сыновей. Три сына, Санатан, Рупа и Баллабха, были чистыми преданными. Их древний аристократический род Сарасвати-брахманов вел свое происхождение из Карнатаки в Южной Индии, однако, Кумардев переехал на жительство в Баклачандрадвип (современный Барисал), неподалеку от Рамашараи в области Джессоре Восточной Бенгалии, где и произошли на свет три его благочестивых сына.
Рагхунатха дас Госвами сбежал из дома и пошел пешком к Чайтанье Махапрабху в Джанганнатха Пури. Он шёл много дней и ночей, пробираясь через джунгли (он специально не шел по дорогам, чтобы погоня не смогла найти и схватить его). Он пришёл весь разодранный и исхудавший. Махапрабху увидел его и из сострадания стал кормить его из своей тарелки.

Каждый день он посылал Рагхунатхе остатки пищи со своей тарелки. И каждый раз этих остатков становилось всё больше и больше. Это Махапрабху стал есть всё меньше и меньше, оставляя всё больше для Рагхунатхи. Когда Рагхунатха это понял, он отказался (!) есть махапрасад с тарелки Махапрабху.

Ему было невыносимо от одной только мысли, что Господь кушает всё меньше и меньше именно из-за него. Рагхунатха дас Госвами встал у рынка просить подаяния. Но через какое-то время он начал замечать, что начал невольно привязываться к подаяниям и гневаться, если кто-то ему подавал вчера, а сегодня он почему-то ничего ему не подал.

Тогда Рагхунатха перестал просить подаяние и стал есть только то, что продавцы выбрасывали на помойку в конце дня из того, что уже никто не хотел покупать - в основном это были засохшие и испорченные продукты.

Но тут он заметил, что туда же приходили дикие голодные коровы есть эти отходы. Тогда Рагхунатха стал терпеливо ждать, пока коровы не выберут всё, что ещё было пригодно для них, и только когда коровы уходили, Рагхунатха начинал копаться в оставшемся мусоре и собирать гниль, от которой отказывались даже коровы.

Именно эту гниль он и ел, предлагая при этом Кришне в своей медитации великолепные пиры (это часть бхаджана). Через какое-то время Сварупа Дамодар и сам Махапрабху пришли на это место и застали Рагхунатху за "трапезой". Они вырвали из его рук прасад и, попробовав, стали ругать Рагхунатху за то, что он наслаждается таким нектаром в одиночку, не приглашая их. "Мы и не знали, что ты такой жадный!" - сказали ему Сварупа Дамодар и Махапрабху.

Санатана Госвами (1488-1558). 

Был старшим братом Шри Рупы и Шри Анупамы. Уже с раннего возраста он тяготел к изучению логики, философии, риторики и теистического послания “Шримад-Бхагаватам”. Для более глубокого изучения этих дисциплин, он получал наставления от таких авторитетов, как Видйа Вачаспати, Сарвабхаума Бхаттачарйа, Парамананда Бхаттачарйа и мудрец Рамабхадра.


Рагхунатха Бхатта Госвами (1505-1579).

По многим причинам является наиболее загадочным из всех шести Госвами. Хотя Чайтанйа Махапрабху считал Рагхунатха Бхатту непревзойденным среди вайшнавов певцом, поваром и декламатором “Шримад-Бхагаватам”, сведений об этой необычной личности сохранилось очень мало. Рагхунатх Бхатта Госвами был единственным из Госвами Вриндавана, не оставившим литературных трудов, которые могли бы восполнить недостаток информации о нем. Известно, что его род вел свое происхождение из Восточной Бенгалии, однако, генеалогия до сих пор остается не выясненной, в отличие от биографии Дживы Госвами и его знаменитых дядей Рупы и Санатана.


Рагхунатха Даса Госвами (1495-1571).

Родился в небольшом селении Чандпур (на месте нынешнего Шри Кришнапура), расположенном в двух милях от Сантаграма провинции (области) Хугли в Западной Бенгалии. Наследник огромного состояния, Рагхунатх Дас был счастливым сыном богача Говардхана Маджумдара, даже по тем временам считавшегося мультимиллионером. Говардхан был младшим братом Хиранйи, влиятельного землевладельца, снискавшего большое уважение среди привилегированных слоев общества, несмотря на свою принадлежность к кайасхатха шудра (низшей касте).

/ $2D5F.HTM -->