Яджурведа. "Веда жертвенных формул". Одно из четырех собраний откровенных текстов, называемых Ведами (Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа). Используемый отдельно, термин Яджурведа обычно относится к центральной и древнейшей части этой Веды — Самхите, "собранию гимнов". Есть две версии Яджурведы: 1) Кришна ("черная")- Яджурведа (называемая так потому, что материал комментариев, Брахман, перемешан с гимнами) и 2) Шукла ("белая" или "чистая")- Яджурведа (где гимны не перемежаются никакими комментариями). Содержание этих двух версий представлено в разном порядке. Яджурведа-самхи-та делится на 40 глав и содержит 1975 станц. Около 30 процентов стихов взяты из Ригведа-самхиты (в частности, станцы из восьмой и девятой глав). Яджурведа — специальное собрание гимнов для пения во время яджни. Кришна-Яджурведа-самхита существует сегодня в различных редакциях, из которых важнейшие — Тайттирийя-самхита и Майтраяни-самхита. Наиболее значительная из редакций Шукла-Яджурведа-самхиты называется Ваджасанейи-самхита.
В стихе 26.2 Яджурведы прямо говорится, что все наделены правом изучать Веды – брамины, кшатрии, вайшьи, шудры, чандалы (неприкасаемые), деградировавшие люди и изгои. Но, тем не менее, ортодоксальные брамины, которые явно читают Веды так же часто, как и христиане Библию (в действительности в России очень сложно найти человека, который хотя бы раз в жизни прочитал хотя бы все 4 канонические евангелия и Деяния апостолов, не говоря уже о пятитомнике Добротолюбие ), в своём слепом эгоизме всячески ограничивают право шудр (и уж тем более внекастовых неприкасаемых!) на изучение Вед. Причина этого в общем-то понятна – поддержание статуса представителя избранной касты и соответственно сборщика налогов за проведение всяческих обязательных религиозных ритуалов, коих в индуизме многие десятки, и стоимость которых очень даже немалая. Брахману (брамину) кесарево ;-) При этом с точки зрения нравственных норм древности в Индии уже не осталось кастового деления, поскольку подавляющее большинство населения относится фактически только к одной касте – к шудрам (это в лучшем случае). Например, в таком священном месте паломничества, как Гокарна, ортодоксально одетые брамины-священнослужители со священными шнурками через плечо прямо на улицах перед храмами массово торгуют чарасом (марихуаной), навязчиво предлагая её иностранцам. Как здесь не вспомнить постперестроечную фактическую монополию православной церкви на торговлю спиртными и табачными изделиями на постсоветском пространстве – церковь тогда освободили от соответствующих налогов.
В Яджурведе, состоящей из 1984 стихов, содержатся мантры и молитвы, используемые при проведении ведических ритуалов. Позже из-за противоречий между многочисленными философскими школами Яджурведы она была разделена на Шуклаяджурведу ("Светлая Яджурведа") и Кришнаяджурведу ("Тёмная Яджурведа"), и таким образом Вед стало пять. На момент записи Яджурведы из 17 имевшихся в древности сакх (ветвей) Шуклаяджурведы осталось 2; из 86 ветвей Кришнаяджурведы – 4. Примерно такое же соотношение утраченных текстов относится и к другим Ведам.
Яджур Веда имеет непосредственное отношение к ритуалистическому подходу — она касается различных жертв и нужных для этого принадлежностей и причиндалов. Там описывается конструкция храма, алтаря, и прочие вещи, включая укладку кирпичей, и даже размеры кирпичей и всего храма. Там даётся процесс призывания Космического Огня и приглашения его на алтарь, описывается сам процесс жертвоприношенния, а также различные устройства места возжигания огня. В качестве нужных для ритуала вещей символически описываются разные продукты — зерно, молоко, творог, масло, гхи. Также там описаны разные животные и дух различных профессий человека (те типы менталитета, которые развивают "я" до степени, позволяющей пройти социальные уровни), воздаётся слава духу жертвования. Снова описывается символическое жертвоприношение человека (то есть приношение человеческого сознания в жертву пуруше, человеку космическому). Потому в этой Веде тоже есть Пурушасукта. Весьма интересное обсуждение смысла принадлежностей различных ритуалов можно найти в Сатхапатха Брахмане — эта книга даёт спекулятивную сторону оперативных ритуалов Яджур Веды. Ещё одни важный момент состоит в том, что все гимны Риг Веды составлены в разных размерах. Эти размеры прославляются в Яджур Веде, и там же раскрывается их символизм. Мантры Яджур Веды включают и метрические гимны, и прозаические отрывки. Исследование различных размеров и слогов ведической литературы — само по себе глубокое и возвышенное занятие. Символически они имеют отношение с разными делениями времени и пространства вселенной. Например, размер гаятри (величайший из ведических размеров) содержит 24 слога, которые соответствуют "двадцатичетырёхдюймовой линейке" масонских ритуалов. Это означает как 24 часа суток, так и 24 сизигии (12 полнолуний и 12 новолуний) года, а также распределение труда человека по этим делениям. Другой пример — это пятислоговой размер, называемый панкти. Ритуалом он пробуждает человека к деятельности "пятиконечной звезды" [рис. звезды]. Этот ритуал открывает пять врат сознания человека между пятью его органами чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания) и пятью состояниями физической материи окружающей вселенной (твёрдой, жидкой, воздушной, эфирной и пространственной). Это аллегорически представлено в Упанишаде как откровение о "пяти великих собраниях". Далее эта аллегория была продолжена Ведавьясой в Махабхарате, в истории пяти сыновей Белого Царя. Таким образом мы видим, что деление слогов в ведической традиции имеет высокую важность. Также понятно, что каждый стих, составленный согласно любому регулярному размеру, обладает особой музыкальной силой, которая может поднять человека (через его мистическую бессознательную природу) с рациональных уровней на интуитивные. Далее замысел проводится через распределение количества стихов в каждом гимне и количества гимнов в каждой книге. Эта традиция тщательно продолжается и в построении пуранической литературы. Солнечная аллегория Рамаяна составлена в 24000 поэмах в размере гаятри, а лунная аллегория, Махабхарата — в 18 книгах (то есть 3/4 от 24, поскольку 3/4 творения существует в виде скрытой формулы, которая открывает оставшуюся четверть). Солнечно-лунная аллегория Бхагавата написана в двенадцати книгах в соответствии с двенадцатью делениями зодиака и двенадцати месяцами года. Потому мы обнаруживаем корреляцию между различными ведическими размерами и сокровищами мироздания, особенно астрономическими и астробиологическими явлениями всей вселенной в общем и нашей Земли в частности.