Атхарваведa

В Атхарваведе, состоящей из 5977 шлок, содержатся не только гимны, но и всесторонние знания, посвящённые помимо религиозных аспектов жизни также и таким вещам, как науки земледелия, управления государством и даже вооружения. Одно из современных названий Атхарваведы – Атхарва-Ангираса, по имени святых мудрецов и великих магов этой линии. Так возникли четыре Веды, хотя иногда говорят о пяти Ведах с учётом разделения Яджурведы на Шуклаяджурведу и Кришнаяджурведу.

Практический акцент Атхарваведы сыграл свою роль в том, что она долго не признавалась сторонниками траяведы (трёх Вед) как одна из Вед. Жёсткое противостояние, начавшееся во времена атхарвических мудрецов Бхригу и Ангираса и траяведческого Васиштхи, в частности, стоило жизни Васиштхе, Его внуку Парашаре и другим святым мудрецам, и только сыну Парашары – Кришне Двайпаяне (имя, данное Ведавьясе при рождении) ценой героических дипломатических и не только усилий удалось примирить сторонников этих четырёх Вед, когда при дворе императора Шантану (отца Гангеи, больше известного как Бхишма – ужасный [ дед ] ) была проведена 17-дневная яджня впервые с участием священников от каждой из четырёх Вед, и Атхарва-лора ( груда знания ) была признана Атхарваведой. Во время этих событий Ведавьяса женился на дочери святого мудреца Джабалы – главного в то время иерарха Атхарваведы, носившего титул атхарван , и от этого брака родился один из наиболее выдающихся святых мудрецов Индии – Шука (Шукадева Госвами).

Атхарваведа – древнейшее собрание индийских заговоров, датируемое приблизительно началом I тысячелетия до н.э. Принадлежа к самому раннему, ведийскому периоду древнеиндийской литературы, этот памятник занимает особое место среди прочих вед (veda – священное знание), отличаясь от них и по своему содержанию, и по тому ритуалу, который с ним связан. Атхарваведа (далее – АВ) уникальна в том отношении, что отражает те стороны жизни древнейших индийцев, память о которых исчезла бы навсегда, не будь она зафиксирована в этой веде. Другие веды обращены к богам, подвиги которых они восхваляют. Они представляют высокую, иератическую поэзию и могут лишь косвенно отразить интересы и потребности людей того времени. АВ гораздо более непосредственно выражает нужды и желания ведийцев. В её заговорах и заклинаниях человек предстаёт в интимных аспектах своего существования. Именно из АВ мы узнаём о нём такие бытовые подробности, которые по своей малости не могли бы найти места в иератических гимнах. В АВ речь идёт обычно не о богах и мифах, а о человеке, его общественной и личной жизни, его болезнях и страхах и т.п. Это своего рода энциклопедия быта ведийских племён, из которой можно почерпнуть сведения и о помазании царя на царство, и о свадьбе или похоронах, и о постройке хижины, и о лечении больных.

Атхарваведа – Веда заклинаний – является последней из четырех самхит. Основное ее содержание – связанные с исцелением (врачеванием) заклинания, ворожба, колдовство, магические стихи и т.п., а также правила лечения травами многочисленных болезней (начало древнеиндийской медицины).

Атхарваведа, или веда жреца огня Атхарвана, – древнеиндийское собрание текстов, датируемое приблизительно I тыс. до н.э. Данная книга является первым томом полного русского перевода этого памятника. Она включает семь первых книг (всего их двадцать), представляющих собой архаическую основу собрания: заговоры и заклинания. Подобное содержание противопоставляет Атхарваведу другим ведам, ориентированным на восхваление и почитание богов. Во вступительной статье дано подробное всестороннее описание этого памятника. Комментарий носит лингвистический и филологический характер, а также содержит пояснения реалий.
Оглавление

Т.Я.Елизаренкова. Атхарваведа – структура и содержание

АТХАРВАВЕДА (Шаунака). Перевод

Книга I
1. "На сохранение Священного Знания" 2. "Против повреждения и болезни – с тростником" 3. "Против задержания мочи – с тростником" 4. "К водам – на благо" 5. "К водам – на благо" 6. "К водам – на благо" 7. "К Агни – чтобы обнаружить колдунов" 8. "К Агни и другим богам – чтобы обнаружить колдунов" 9. "На успех и превосходство" 10. "На освобождение от ярости Варуны" 11. "На благополучные роды" 12. "Против недугов, вызванных молнией" 13. "Против молнии" 14. "Проклятие, чтобы девица не вышла замуж" 15. "На стечение богатства" 16. "Против злых духов – со свинцовым амулетом" 17. "Против кровотечения" 18. "Против дурных знаков на теле" 19. "Против врагов и их оружия" 20. "Против оружия врагов" 21. "Против врагов" 22. "Против болезни сердца и желтухи" 23. "Против проказы – с травой" 24. "Против проказы – с травой" 25. "Против лихорадки-такман" 26. "Против гнева богов" 27. "Против злоумышленников" 28. "Против колдунов, злых духов, колдуний" 29. "На успех царя – с амулетом" 30. "На защиту" 31. "На помощь от богов-хранителей сторон света" 32. "К Небу и Земле" 33. "К водам – на благо" 34. "Привораживание – со сладкой травой" 35. "На долгую жизнь – с золотым амулетом"

Книга II
1. "Вена" 2. "К гандхарвам и апсарас" 3. "Против истечений – с лекарством" 4. "Против болезней и демонов – с амулетом джангида" 5. "К Индре" 6. "К Агни" 7. "Против проклятий – с растением" 8. "Против болезни кшетрия – с амулетом-растением" 9. "Против демонов – с амулетом из десяти пород деревьев" 10. "Против болезни кшетрия и других зол" 11. "На отражение колдовства – с амулетом-растением" 12. "Против того, кто мешает моему заклинанию" 13. "На долгую жизнь мальчику" 14. "Против саданв" 15. "Против страха" 16. "На защиту" 17. "На силу и здоровье" 18. "Против врагов и нечистой силы" 19. "К Агни – против врагов" 20. "К Ваю – против врагов" 21. "К Сурье – против врагов" 22. "К Луне – против врагов" 23. "К водам – против врагов" 24. "Против кимидинов" 25. "Против канвов – с растением" 26. "На возвращение коров" 27. "На победу в споре – с растением" 28. "На долгую жизнь мальчику" 29. "На долгую жизнь" 30. "Привораживание женщины – с травой" 31. "Против червей" 32. "Против червей" 33. "Против болезни якшма" 34. "На удачное жертвоприношение животного" 35. "На искупление ошибок при жертвоприношении – к Вишвакарману" 36. "На приобретение мужа"

Книга III
1. "Против врагов" 2. "Против врагов и их замыслов" 3. "На восстановление царя" 4. "На поставление царя" 5. "На процветание – с амулетом из парны" 6. "Против врагов – с веткой дерева ашваттха" 7. "Против болезни кшетрия" 8. "На господство" 9. "Против вишкандхи и других болезней" 10. "Ко дню экаштака" 11. "Против болезни, на долгую жизнь" 12. "На постройку хижины" 13. "К водам" 14. "На процветание коров" 15. "На удачу в торговле" 16. "Утренний призыв к Бхаге и другим богам" 17. "На удачу в пахоте" 18. "Против соперницы" 19. "На победу над врагами моих покровителей" 20. "К Агни и другим богам – на помощь" 21. "К разным формам Агни – с жертвенным возлиянием" 22. "К богам – на блеск" 23. "На успешное зачатие" 24. "На обилие зерна" 25. "На приобретение власти над женщиной" 26. "К богам сторон света – против змей" 27. "К богам сторон света – против змей" 28. "Против дурного знака – двойни, родившейся у коровы" 29. "На жертвоприношение белоногой овцы" 30. "На согласие и доброжелательность" 31. "На долгую жизнь"

Книга IV
1. "Брaхман" 2. "К неизвестному богу" 3. "Против диких зверей и воров" 4. "На возвращение мужской силы – с растением" 5. "На усыпление" 6. "Против яда отравленной стрелы" 7. "Против яда" 8. "На помазание на царство" 9. "На защиту – с мазью" 10. "На долгую жизнь – с жемчужной раковиной" 11. "Тягловый бык" 12. "Против ран и переломов" 13. "На исцеление" 14. "На достижение неба с помощью жертвоприношения козла" 15. "На дождь" 16. "К Варуне – против врага" 17. "Против злых сил – с травой" 18. "Против колдовства – с травой" 19. "Против врагов – с растением" 20. "На обнаружение колдунов – с амулетом-травой" 21. "На благополучие коров" 22. "На успех царя" 23. "К Агни" 24. "К Индре" 25. "К Ваю и Савитару" 26. "К Небу-и-Земле" 27. "К Марутам" 28. "К Бхаве-и-Шарве" 29. "К Митре-Варуне" 30. "Самовосхваление Священной Речи – Вач" 31. "К Гневу-Манью" 32. "К Гневу-Манью" 33. "К Агни – на освобождение от зла" 34. "На жертвоприношение рисовой каши" 35. "На жертвоприношение рисовой каши" пер. коммент. 36. "Против демонов-пишачей и других врагов" 37. "Против разных демонов – с травой" 38. "На удачу при игре в кости – с помощью апсарас" 39. "К разным богам – на благо" 40. "Против врагов с разных сторон"

Книга V
1. "Мистический гимн" 2. "К Индре" 3. "Ко всем богам – на превосходство" 4. "К растению куштха – против лихорадки-такман" 5. "К растению лакша – против ран" 6. "К Соме-Рудре(?)" 7. "Против Скупости" 8. "Против врагов – к Индре и Агни" 9. "На защиту – к силам природы" 10. "На защиту со всех сторон" 11. "Разговор Варуны и Атхарвана" 12. "Гимн-апри" 13. "Против змеиного яда" 14. "Против колдовства – с травой" 15. "Числовой заговор – с травой" 16. "Числовой заговор" 17. "Жена брахмана" 18. "Корова брахмана" 19. "Корова брахмана" 20. "К боевому барабану" 21. "К боевому барабану" 22. "Против лихорадки-такман" 23. "Против червей" 24. "К разным богам как к верховным владыкам" 25. "На успешное зачатие" 26. "На жертвоприношение" 27. "Гимн-апри" 28. "На безопасность – с амулетом из трех металлов" 29. "К Агни – против демонов" 30. "На долгую жизнь" 31. "Против колдовства"

Книга VI
1. "К Савитару" 2. "К Индре" 3. "К разным богам – на защиту" 4. "К разным богам – на защиту" 5. "На возвеличение" 6. "Против врагов" 7. "На помощь богов" 8. "На завоевание любви женщины" 9. "На завоевание любви женщины" 10. "К разным богам и обожествляемым объектам" 11. "На рождение сына" 12. "Против змеиного яда" 13. "Против Смерти" 14. "Против болезни баласа" 15. "На превосходство – с амулетом-растением" 16. "К растениям" 17. "Против преждевременных родов" 18. "Против ревности" 19. "На очищение" 20. "Против лихорадки-такман" 21. "К целебным растениям – на рост волос" 22. "К Марутам" 23. "К водам – на благо" 24. "К водам – на исцеление" 25. "Против апачитов" 26. "Против зла" 27. "Против голубя, предвещающего гибель" 28. "Против голубя, предвещающего гибель" 29. "Против птиц, предвещающих гибель" 30. "К растению шами – на рост волос" 31. "К солярным божествам" 32. "Против демонов" 33. "К Индре" 34. "К Агни" 35. "К Агни Вайшванаре" 36. "К Агни" 37. "Против проклятий" 38. "На блеск" 39. "На славу" пер. коммент. 40. "На отсутствие страха" 41. "К разным обожествляемым понятиям" 42. "Против гнева" 43. "Против гнева – с травой дарбха" 44. "На прекращение болезни" 45. "Во искупление оскорблений" 46. "Против дурных снов" 47. "На благо – на трех выжиманиях сомы" 48. "К божествам трех дневных возлияний" 49. "К Агни" 50. "Против грызунов и прочих вредителей зерна" 51. "На очищение от грехов" 52. "Против невидимых вредителей" 53. "К разным богам – на защиту" 54. "На превосходство" 55. "К богам, временам года, годам – на благословение" 56. "Против змей" 57. "Против болезни – с лекарством Рудры" 58. "На славу" 59. "На защиту скота – с растением арундхати" 60. "На приобретение мужа" 61. "Самовосхваление" 62. "К Вайшванаре – на очищение" 63. "На избавление от Ниррити" 64. "На согласие" 65. "На победу над врагами" 66. "На победу над врагами" 67. "На победу над врагами" 68. "На сбривание волос" 69. "На славу" 70. "На привязывание коровы к теленку" 71. "Против вреда от неподобающей еды и даров" 72. "На мужскую силу" 73. "На превосходство над сородичами" 74. "На согласие" 75. "Против соперника" 76. "На долгую жизнь кшатрия" 77. "На возвращение" 78. "На счастливый брак" 79. "На изобилие в доме" пер. коммент. 80. "К небесному псу и демонам калаканджа" 81. "На удачную беременность – с амулетом-браслетом" 82. "На приобретение жены" 83. "Против апачитов" 84. "Против Гибели" 85. "Против якшмы" 86. "На превосходство" 87. "На помазание царя" 88. "На помазание царя" 89. "Привораживание мужчины – с волосом" 90. "Против стрелы Рудры" 91. "Против болезней – с амулетом из ячменных зерен" 92. "На успех коня" 93. "На помощь богов" 94." На согласие" 95. "Против болезни – с растением куштха" 96. "Во искупление грехов" 97. "На победу" 98. "К Индре – на победу" 99. "К Индре – на спасение" 100. "Против яда" 101. "На мужскую силу" 102. "На приобретение любви женщины" 103. "Против врагов, чтобы их связать" 104. "Против врагов, чтобы их связать" 105. "Против кашля" 106. "Против пожара в доме" 107. "К разным богам – на защиту" 108. "На мудрость" 109. "Против повреждений – с ягодой пиппали" 110. "Во искупление рождения ребенка в неудачный день" 111. "Против безумия" 112. "Во искупление беды, когда младший брат женится раньше старшего" 113. "Против Грахи и во искупление греха" 114. "Во искупление неумело принесенной жертвы" 115. "Во искупление греха" 116. "Во искупление вины" 117. "Во искупление долга" 118. "Во искупление долга при игре в кости" пер. коммент. 119. "Во искупление невыполненных обещаний" 120. "На достижение неба" 121. "Против зла" 122. "На жертвоприношение ради потомства" 123. "На успешное жертвоприношение" 124. "Против капли с ясного неба" 125. "К боевой колеснице – на ее успех" 126. "К боевому барабану – на победу" 127. "Против болезней – с амулетом из дерева" 128. "На счастливый день" 129. "На счастливую долю – с амулетом из шиншапы" 130. "На завоевание любви мужчины" 131. "На завоевание любви мужчины" 132. "На завоевание любви мужчины" 133. "К поясу – на долгую жизнь" 134. "Против врагов – чтобы поразить их дубиной грома" 135. "Против врага" 136. "На рост волос – с травою нитатни" 137. "На рост волос" 138. "Проклятие, чтобы лишить мужской силы" 139. "На приобретение любви женщины" 140. "Во искупление беды от двух верхних зубов, прорезавшихся первыми у младенца" 141. "На клеймение ушей у скота" 142. "На рост ячменя"

Книга VII
1. "Мистический гимн" 2. "Атхарван" 3. "Мистический гимн" 4. "К Ваю" 5. "Жертва" 6. "Адити" 7. "Адити" 8. "Адитьи" 9. "На удачу" 10. "К Пушану" 11. "К Сарасвати" 12. "Против вреда зерну от молнии" 13. "На успех в собрании" пер. коммент. 14. "Против врагов" 15. "К Савитару" 16. "К Савитару" 17. "К Брихаспати, Савитару" 18. "К Дхатару" 19. "На дождь" 20. "На приобретение потомства" 21. "К Анумати" 22. "К Сурье" 23. "К Сурье" 24. "Против злых сил" 25. "К разным богам" 26. "К Вишну и Варуне" 27. "К Вишну" 28. "К Иде" 29. "Жертвенная утварь" 30. "К Агни-и-Вишну" 31. "На удачное умащение" 32. "К Индре" 33. "К Соме" 34. "На благословение – к разным богам" 35. "К Агни – против сопeрников" 36. "Против соперницы" 37. "Любовный заговор жениха и невесты" 38. "Любовный заговор, произносимый невестой жениху" 39. "Привораживание мужчины – с травой" 40. "К Сарасвату" 41. "К Сарасвату" 42. "К небесному соколу" 43. "К Соме-Рудре" 44. "К Речи (?)" 45. "К Индре и Вишну" 46. "Против ревности" 47. "Против ревности" 48. "К Синивали" 49. "К Куху" 50. "К Раке" 51. "К супругам богов" 52. "На счастье при игре в кости" 53. "К Брихаспати и Индре – на защиту" пер. коммент. 54. "На согласие" 55. "На здоровье и долгую жизнь" 56. "К гимну и мелодии" 57. "К Индре (?)" 58. "Против яда змей и насекомых" 59. "К Сарасвати" 60. "К Индре-Варуне" 61. "Против проклинающих" 62. "На возвращение домой и на уход из дома" 63. "К Агни – на успешное умерщвление плоти" 64. "К Агни – против врагов" 65. "К Агни – на помощь" 66. "Против вреда от черной птицы" 67. "К растению апамарга" 68. "На восстановление священного слова" 69. "На восстановление духа" 70. "К Сарасвати" 71. "К Сарасвати" 72. "На благо" 73. "Против жертвоприношения врага" 74. "К Агни – на защиту" 75. "К Индре" 76. "К Индре" 77. "К Ашвинам – с котелком с молоком" 78. "Против апачитов" 79. "К коровам" 80. "Против апачитов и джаяньи" 81. "Против джаяньи" 82. "К Марутам" 83. "К Агни – за помощью" 84. "К Амавасье" 85. "К Полнолунию" 86. "К Солнцу и Луне" 87. "К Агни" 88. "К Варуне – чтобы освободиться от петель" 89. "К Агни и Индре" 90. "К Таркшье" 91. "К Индре" 92. "К Рудре" 93. "Против змеиного яда" 94. "К Агни и к водам" 95. "На то, чтобы лишить мужской силы" 96. "К Индре" 97. "К Индре" 98. "К Индре" 99. "К Индре" 100. "Против врага" 101. "На успокоение блуждающих почек" 102. "На успешное жертвоприношение" 103. "К Индре – с возлиянием" 104. "На застлание алтаря" 105. "Против дурных снов" 106. "Во искупление пищи, съеденной во сне" 107. "На мочеиспускание" 108. "На достижение лучшего" 109. "О корове Атхарвана" 110. "Наставление ученику" 111. "Во искупление ошибок" 112. "Против острой боли" 113. "К Агни – против врагов" 114. "На счастье при игре в кости" 115. "К Агни и Индре" 116. "К сосуду с сомой" 117. "На избавление от беды – к водам" 118. "Против женщины – с растением" 119. "Против врагов" 120. "Против дурных знаков" 121. "Против перемежающейся лихорадки" 122. "К Индре" 123. "На вооружение царя"

Ниже приводится гимн из Атхарваведы, в котором получила свое дальнейшее развитие упоминаемая в Ригведе идея (миф) о вселенском человеке – пуруше. Если авторы гимна Ригведы X, 90 ограничивались вопросом о происхождении всего сущего от пуруши, то авторов гимна Атхарваведы уже интересует: кто создал самого пурушу, откуда у него все те качества и свойства, которыми он обладает? Авторы гимна ищут опору (скамбху), т.е. сущность всех единичных предметов и явлений.
Атхарваведа Х.2. Пуруша
1 Кто создал пятки пуруши? Кто – мясо? Кто – лодыжки? Кто – красивые пальцы? Кто – отверстия? Кто – части тела, (что) посредине? Кто – опору?
4 Сколько богов? Кто из них сотворил грудь и спину пуруши? Кто (соединил) грудь и тело? Кто (создал) локти? Кто – плечи? Кто – ребра?
5 Кто приставил к телу его руки, дабы (пуруша) мог совершать действия? Кто этот бог, приставивший плечи к туловищу?
8 Кто этот первый из многих, вознесшийся на небо, (создавший) мозг, лоб, затылок, череп над челюстями пуруши? Кто этот бог?
9 Приятное и неприятное, сон, страх, утомление, радость и блаженство – откуда это у сильного пуруши?
10 Страдания, нужда, гибель, незнание – откуда они у пуруши? Успех, благо, удача, богатство, знание – откуда?
12 Кто дал ему облик? Кто – рост, имя, движение? Кто (наделил) способностью различать? Кто дал ноги пуруше?
13 Кто вложил в него дыхание? Кто – апану, вьяну, саману? Кто этот бог, вложивший их в пурушу?
14 Кто этот бог, научивший пурушу жертвоприношениям? Кто (наделил) его правдой и неправдой? Откуда смерть? Откуда бессмертие?
15 Кто одел его? Кто предопределил его жизнь? Кто дал ему силу? Кто предопределил его скорость?
16 Чем разлил он воды? Чем сделал он день ясным? Чем зажег зарю? Чем создал вечер?
17 Кто вложил в него семя для продолжения рода? Кто сделал его проницательным? Кто дал ему речь и телодвижения?
18 Чем окутал он эту землю? Чем очертил он небо? Чем (подчинил он) горы (своей) мощи? Чем (определил он) поступки, этот пуруша?
19 Каков он, следуя Парджанье? Каков он, (следуя) мудрому Соме? Каков он, совершая жертвоприношения и (следуя) вере? Кто вложил в него мысль?
20 Каков он, становясь знатоком Вед? Каков он, этот пуруша, постигая высшее божество? Каков он, (постигая) Агни? Каков он, измеряя год?
21 Будучи брахманом, становится он знатоком Вед. Будучи брахманом, постигает он высшее божество. Будучи брахманом, (постигает) этот пуруша Агни. Будучи брахманом, измеряет он год.