Свастика

 Свастика является разновидностью креста. Ее значение — символ Солнца, успеха, благополучия. У индусов Свастика считается символом стихии Огня. Так же, как и крест, свастика бывает не только 4-, но и 3-, 5-, 6- и 8-конечной.

Свастика является разновидностью креста. Ее значение — символ Солнца, успеха, благополучия. У индусов Свастика считается символом стихии Огня. Так же, как и крест, свастика бывает не только 4-, но и 3-, 5-, 6- и 8-конечной.
Свастику использовали еще древние люди. Изображение свастики высечено на первых каменных календарях, сооруженных 6-7 тыс. лет назад. Когда луч Солнца падал на изображение Свастики — это было знаком к началу сбора урожая. С этим значением Свастики связано ее широкое использование в украшении предметов крестьянского быта. Тибетские крестьяне с древних времен рисуют Свастику на двери дома; раньше такой же обычай существовал у кельтов.
Другое значение Свастики — символ хода времени (что согласуется с ходом солнца по небу). Причем правая свастика означает развитие, прогресс, а левая — регресс, возвращение к прошлому. Древние люди использовали преимущественно правую свастику, а нацисты избрали своей эмблемой левую; это могло быть связано не только с их идеями о "возрождении древнего арийского духа", но и с тем, что левая свастика использовалась в родовых гербах многих немецких аристократов, а также на щитах викингов.
Помимо этого, существует мистическое толкование Свастики как символической карты Атлантиды, в которой, по легендам, были четыре реки, вытекающие из одного источника.
Были исключения в позитивном имидже Свастики - самым известным стал германский Hakenkreuz или "крючковатый крест", который нацистская партия приняла в качестве символа в 1919 году. С тех пор, как Свастику узурпировали нацисты, она стала вызывать неадекватную реакцию у людей. Всякое ее использование стало толковаться как симпатия к нацизму. Замалчиваются археологические находки, в которых присутствует свастика; иногда дело доходит даже до призывов к уничтожению исторических памятников, украшенных этим символом. Так, в 1995 г. в городе Глендейл (США, Калифорния) группа фанатиков-антифашистов попыталась принудить городские власти заменить 930 фонарных столбов начала XX в. с орнаментом из свастик. Местному историческому обществу пришлось с документами на руках доказывать, что столбы не имеют никакого отношения к нацистам, а их дизайн основан на местных традициях индейцев Навахо, у которых свастика всегда была священным знаком.
Вообще, в конце XIX - начале XX вв. в англоязычных странах была мода на свастику: ее задействовали скауты, носившие значки с изображением свастики; борцы за равноправие женщин, журнал которых тоже назывался "Swastika"; кроме этого, свастика использовалась в товарных знаках некоторых фирм. правая свастика означает развитие, прогресс, а левая — регресс, возвращение к прошломуСвастику называли "крестом счастья", составленным из четырех букв L, что трактовалось как Life, Light, Love, Luck.
Вероятно, эту идею англичане и американцы позаимствовали у древних греков, которые называли свастику "гаммадион" — символ из букв Г. Вообще, свастика неоднократно связывалась с алфавитными и иероглифическими знаками. Так, в китайском и японском языках есть иероглиф в форме свастики, означающий число 10000. Видимо, с этим связано китайское толкование свастики как символа вечности и традиционное в Китае и Японии пожелание жить 10000 лет (по-японски — "Банзай").

Концы креста интерпретируются как символы ветра, дождя, огня и молнии. В Японии это символ долгой жизни и процветания. В Китае это древняя форма знака фан (четыре части света), позднее - символ бессмертия и обозначение числа 10000Свастика в древние времена символизировала удачу. Само слово происходит от санскритского слова "благоденствие". Этот крест, повернутый как по часовой стрелке, так и против, можно найти на скатертях племени Навахо, на греческой керамике, критских монетах, римских мозаиках, на предметах извлеченных при раскопках Трои, на стенах индусских храмов и во многих других культурах самых разных времен. Часто это символ солнечного прохода по небесам, превращающего ночь в день - отсюда более широкое значение как символа плодородия и возрождения жизни.
Концы креста интерпретируются как символы ветра, дождя, огня и молнии. В Японии это символ долгой жизни и процветания. В Китае это древняя форма знака "фан" (четыре части света), позднее - символ бессмертия и обозначение числа 10000 - так китайцы представляли бесконечность. Также это - священный символ буддизма и джайнизма.
Ранние христиане изображали Свастику на могилах в качестве замаскированной формы более ортодоксального креста, а в средние века его рисовали на витражах, чтобы заполнить пустое место внизу (fill the foot), отсюда его английское название - fylfot.
В геральдике Свастика известна под названием "крест крампоне", от crampon, "железный крюк".
Поклонение Свастике в первую очередь означало поклонение Солнцу - источнику всей жизни на земле, поклонение свету и первичному огню.
Самое раннее из дошедших до нас описаний Свастики дано на санскрите. «Свасти Аста» на санскрите - «Да будет благо всем»Самое раннее из дошедших до нас описаний Свастики дано на санскрите. «Свасти Аста» на санскрите - «Да будет благо всем». Солнце светит всем. В переводе с древних арийских рунических текстов Свастика переводится как движение с небес: СВА (небо) с ТИК (движение). Слово «тикать» (бежать) происходит от этой же руны.
«Свастика» - понятие обобщённое. Под этим словом сегодня понимают не один символ, а целую группу символов - крестов с загнутыми влево или вправо концами. В древности каждый Свастичный символ имел своё собственное название, свой отдельный смысл и свою отдельную обереговую силу. Свастичных символов существует 144 вида и названия. Например: Свастика, Коловрат, Посолонь, Агни, Фаш, Инглия, Солард, Ведара, Расич, Святоч, Чароврат и т. д.

Трех- и четырехконечные свастики, как и двенадцатиконечный крест, о котором я упомяну чуть позднее, достались нам в наследство от бронзового века, причем мистическое значение этого символа неоднократно менялось еще до нашей эры.
Встречаем свастику среди символов, употреблявшихся в руническом письме скандинавов. Руны представляли собой переходные формы символов и букв, которые по начертанию нельзя отнести ни к прямому, ни к косому крестам. В тринадцатом веке возникают два алфавита — Старший Футарк и Младший Футарк. Так вот свастика не входила ни в один из вариантов Футарка, это был внеалфавитный рунический знак. Позднее свастику встречаем в орнаментах едва ли не всех народов, населяющих средние и северные широты: индейцев Северной Америки, греков, японцев, ирландцев. Она бытовала и в Киевской Руси. Илья Глазунов, запечатлевший на своей картине «Вечная Россия» (или «Вся Россия» или «Сто веков») князя Владимира, изобразил на его одежде свастику.
У многих народов встречаем две разновидности свастики: мужскую и женскую. У мужской лопасти развернуты по солнцу, у женской - против хода солнца. В славянском мире, который простирался от реки Эльбы до Днепра, были известны виды свастики, но использовались они очень редко. Объясняется это тем, что мужская свастика символизировала огонь, а женская являлась символом плодородия, тогда как у славян символы огня и плодородия были совсем иными. Но на некоторых найденных при археологических раскопках предметах, принадлежащих славянским племенам, можно обнаружить изображение свастики. Так, на одном из височных колец вятичей свастика выгравирована на крайних (верхних) лопастях. На соседних - двенадцати-конечный Крест. Есть предположение, что такой Крест у древних людей обозначал соединение мужской и женской свастик, т. е. мужской и женской природы.
Обращаясь к «Энциклопедии» Джона Фоли, нахожу у него множество примеров того, где встречалась и что же означала свастика в древности. «... Свастика в древние времена символизировала удачу: само слово происходит от санскритского слова "благоденствие". Этот крест, повернутый как по часовой стрелке, так и против, можно найти на скатертях племени Навахо, на греческой керамике, критских монетах, римских мозаиках, на предметах, извлеченных при раскопках Трои, на стенах индусских храмов и во многих других культурах самых разных времен. Часто это символ солнечного прохода по небесам, превращающего ночь в день, - отсюда более широкое значение как символа плодородия и возрождения жизни; концы креста интерпретируются как символы ветра, дождя, огня и молнии. В Японии - это символ долгой жизни и процветания. В Китае - это древняя форма знака "фан" (четыре части света), позднее символ бессмертия и обозначение числа 1000 так китайцы представляли бесконечность. Также это - священный символ буддизма и джайнизма».
Ранние христиане изображали свастику на могилах в качестве замаскированной формы более ортодоксального креста, а в средние века его рисовали на витражах, чтобы заполнить пустое место внизу (fill the foot), отсюда его английское название - filfot. Другие названия этого символа - крючковатый крест, молот Тора, гаммадион или crux gammata, называемый так из-за формы четырех греческих букв «гамма». В геральдике свастика известна под названием «крест крампоне» - от crampon, «железный крюк».

Христианство признает "солнечную свастику", придавая этому символу значение ниспослания благодати и спасения, вкладывает в изображение свастики всю праздничность своей жизни, весь светозарный Дух своей души. "Солнечная " свастика в христианстве принята как символ постоянного стремления человека к Солнцу Правды Христу Спасителю, призвавшему нас, если "кто хочет идти за Мной, отвергнись от себя, и возьми свой крест, и следуй за Мной" (Мк. 8,34). Крест какого-либо изображения для всех христиан есть символ жертвенной любви Бога к человеку. "Крест всякой формы, - учит святой Феодор Студит, - есть истинный Крест"! Запрещение свастики на государственном уровне, как это сделала Московская Городская Дума, есть крайнее незнание истории человеческих цивилизаций и мировой культуры; негативное отношение к христианскому Знамению, – будь то восьмиконечный крест, четвероконечный или же свастика – есть открытое гонение против Креста Христова. Нельзя отождествлять символ, вошедший в культуру многих народов, с политической партией национал - социализма, надеявшейся, ошибочно, через этот символ получить мировое господство. Если пересматривать символику и геральдику политических партий и нравственно неустойчивых обществ, то можно перечеркнуть очень много церковных символов и благочестивых народных обычаев.
После февральской революции Временное правительство пыталось освоить Свастику и печатало её на деньгах, которые были в ходу до 1922 г. пока её коммунисты с денег не сняли. На 250-рублёвой купюре - одна Свастика в центре купюры. На 1000, 5000 и 10000-рублёвых купюрах - по три Свастики: одна - в центре и две - по краям.

И все же свастика несет в себе еще много загадок и тайн.