Алхимия древней школы Сиддхаров


Одной из древнейших тайных традиций является применение ртутесодержащих препаратов. Эта традиция имеет глубокие корни. Недаром древнейшая школа индийской алхимии расаяна переводится как "путь ртути", а даосские методы продления жизни назывались "искусством киновари" (киноварь – сульфид ртути). Эти школы детально рассматривали процессы очищения ртути и методы её переработки. Особое внимание уделялось дозировке, времени и способу приёма. Как в индийской так и в китайской традиции существовало большое количество трактатов, рассматривающих эти вопросы. Большинство из этих трактатов современные исследователи относят не к алхимии, а скорее к ятрохимии. Существует множество различных источников, упоминающих о применении ртути йогами. Так, например, Марко Поло, описывая chugchi (йогинов), которые "живут по 150 – 200 лет", пишет: "Эти люди используют очень странный напиток: они смешивают дозу серебра и дозу ртути и пьют эту микстуру дважды в месяц. По их словам, это приносит долгую жизнь; и такое питьё они принимают сызмала". (№22,стр.327)

В «Раса Шастре», «Искусстве тантрической алхимии», ртуть считается живым существом. В процессе приготовления она проходит те же самые стадии, что и садхака, ищущий освобождения, или душа, ищущая воплощения. Сначала ртуть пробуждается, делается голодной, питается, теряет силы, и, наконец, ее убивают. На языке сумерек (см. выше) «убийство» ртути подразумевает ее сжигание. Приготовление ртути — это непосредственная подготовка к просветлению, истинное золото мудрых. Цель тантрической алхимии прекрасно выражена в «Расахридайя Тантре» великим мудрецом Говиндой Бхагаватпадой, гуру Шанкарачарьи: " Только в добродетельных возникает пламя, полное сознания. Оно появляется между двумя бровями, оно светит подобно Солнцу. Трудно описать природу этого пламени. Оно дарует человеку вечное блаженство и освобождает от всех бедствий. Нужно концентрировать ум на этом пламени, и тогда вся Вселенная появится как вечно вибрирующее сознание. Те, кто достиг такого состояния единства, подобного амрите, поистине блаженны" (1:21-26).
Алхимия древней школы Сиддхаров
Из наиболее важных трактатов, посвящённых ртути, можно выделить следующие:
- "Сиддха-йога" Вриндры – описывает методы приготовления ртути для внутреннего(парпати-тамрам) и внешнего(расамрита-чуран) применения;
- "Раса-ратна-самкччайа" Вагбхата – классический трактат по медицинской химии;
- "Раса-ратна-кара" Сиддха Нитьянатха – одна из наиболее ценных компиляций, имеющая характер полноценного руководства и рассматривающая все детали процесса от очистки до применения;
- "Сарангадхара самграха" Сарангадхары – синтез аюрведы и тантры;
- "Расендра-сара-самграха" Гопалакришны – основное внимание уделяется терапевтической эффективности препаратов из минералов(№6,109)

Так же немало сведений о применении ртути оставили даосcкие алхимики. Известно что даосы рекомендовали и внешнюю пилюлю, приготовлением которой занималась алхимия. Как известно, даосы считали, что употребление ряда металлов, минералов, растений может обеспечить долголетие. Однако наиболее эффективны лекарства, приготовленные специально. В их основе киноварь, золото, серебро и пр. Лекарство считалось тем эффективнее, чем более оно очищено, рафинировано. Таких очищений или плавок, максимум было девять. Существовало множество способов и методов выплавления лекарств, "внешней пилюли", изложенных обстоятельно в трактате Гэ Хуна, равно как и рецепты пилюль. При выплавлении лекарств, пилюль бессмертия, необходимо было соблюдение определенных правил - поста, очищения, уединения в горах или на островах (в крайнем случае - в доме, за высокой оградой). Ни в коем случае нельзя было разглашать секреты изготовления, посвящать в него недостойных. В этом случае невозможно было рассчитывать на успех. Секрет этот нельзя было обнародовать и в книгах. Наставник передавал его изустно достойным своим ученикам.
Несмотря на атмосферу тайны можно сделать выводы:


Так, например, в школе сиддхаров применялись ртутные таблетки, куда помимо ртути входило ещё 34 компонента, то есть доля ртути составляла около 3%.С каждым последующим пережиганием она становилась всё меньше. Значит, ртуть применялась в так называемых биотических концентрациях.
Биотический эффект в отличие от токсикофармакологического проявляется при воздействии на организм химических веществ в концентрациях, не возбуждающих защитных барьеров. Биотики - свойственные организму вещества, оказывающие в физиологических концентрациях положительное влияние на процессы в организме. Указанные характеристики биотиков в полной мере относятся к ртути - она постоянно присутствует в организме, ее введение в количествах, соответствующих физиологической концентрации, оказывает стимулирующее действие на процессы жизнедеятельности.
К сожалению, ртуть не нашла достойного применения в фармакологии. Отчасти это объясняется попытками применить к ней правило " чем больше, тем лучше", отчасти тем, что, невзирая на все рекомендации, вместо сульфидов использовались хлориды ртути. Соль ртути - сулема (ртути дихлорид) не диссоциирует на ионы и благодаря этому легко проникает через мембрану клетки. Значительное ее количество накапливается в печени; способностью избирательно накапливать ртуть обладают почки, что, вероятно, связано с особым значением элемента для специфической деятельности этого органа. В клетках наблюдается неравномерное распределение ртути: 54% накапливается в растворимой фракции, 30% - в ядерной, 11% - в митохондриальной, 6% - в микросомальной . Механизм токсикофармакологического действия сулемы (дихлорида ртути), поступающей в организм, заключается в инактивации белков, прежде всего ферментов, путем их необратимой денатурации в результате блокады металлом активных групп пептидной цепи, при этом происходит разрыв связей и разрушение нативной структуры белковой молекулы, так как максимальное сродство ртути к -SH (тиоловым, сульфгидрильным) группам обуславливает приоритетный характер их взаимодействия.
Сульфид ртути, имеющий в составе S, менее токсичен и применяется для предотвращения отравлений чистой ртутью в различных областях промышленности, так что безвредность его признана уже сегодня.
Древние алхимики говорили, что ртуть самая "живая" из всех элементов. Современные химики подтвердили это, установив, что ионы ртути (Hg2+) обладают самой высокой из всех элементов способностью к комплексообразованию с органическими веществами, особенно в случаях, когда в роли лиганда выступает макромолекула, связывающаяся с металлом по нескольким донорным группам (образование хелатных комплексов).
Установлено, что ртуть в микродозах активирует ферменты, регулирующие процессы биологического окисления и, таким образом, увеличивает уровень обеспечения организма кислородом и энергией, что обуславливает повышение жизнеспособности клеток и способствует устранению неблагоприятных изменений обмена веществ, возникающих практически при любой патологии, а также повышению резистентности организма к воздействию патогенетических факторов.
Представление о молекулярных механизмах регуляторного эффекта ртути имеет несколько аспектов:
- регуляция ртутью активности белков-рецепторов и гормонов, занимающих ключевые позиции в обмене веществ, обуславливает координацию метаболических процессов и их согласованные изменения, направленные на поддержание гомеостаза при различных неблагоприятных воздействиях;
- иммунотропное действие ртути - стимуляция синтеза интерферона, иммуноглобулинов, определяет повышение эффективности защиты организма при вирусных и бактериальных инфекциях;
- воздействие ртути на биологические процессы обусловлено, с одной стороны - специфическими обратимыми реакциями ионов ртути (Hg2+) с функционально-активными сульфгидрильными группами биомолекул (ферментов, рецепторов), и с другой стороны - разрывом под действием ионов ртути дисульфидных связей в молекулах факторов роста, гормонов, иммуноглобулинов, онкобелков, цитокинов, рецепторов лимфоцитов.
Ионы ртути в организме являются регуляторами функций всех биологически активных веществ, содержащих сульфгидрильные группы и дисульфидные связи. Значение регуляции ртутью активности таких веществ в жизнедеятельности организма трудно переоценить. Разносторонняя направленность лечебного воздействия препаратов ртути связана с тем, что для клеток патологически измененных тканей характерен сдвиг pH в кислую сторону, а так как ионы ртути проявляют максимальную активность в кислой среде, то в измененных клетках происходит преимущественное накопление ртути и активное проявление ее регуляторной функции, что объясняет защитный эффект при заболеваниях различной этиологии.
Разносторонний характер воздействия ртути на организм, регуляция важнейших биохимических процессов, указывает на перспективность разработки на основе ее соединений новых эффективных лекарственных препаратов, что пытаются сделать энтузиасты. В патенте Tadepalli Sri Krishna Kumar описана композиция, состоящая из пяти ртуть-содержащих соединений. Способ ее приготовления состоит в сублимации компонентов и получении на основе сублимата лекарственной формы. В технологическом исполнении метод является достаточно сложным, что, однако, не умаляет его значимости, так как препарат предназначен для внутреннего применения при раке мягких тканей. В качестве противоинфекционного средства в патенте Francis S. Benenati описана ртуть-содержащая композиция, предназначенная для наружного применения при кожных заболеваниях, таких как псориаз, экзема, ихтиоз и др. Воробьевой Т.В. создан на основе ртути новый оригинальный препарат витурид для лечения различных заболеваний, который, как это не печально создавался без учёта традиций. Несмотря на это, одно из побочных действий разработанного Воробьёвой препарата витурид – омоложение. Высказано предположение, что это связано со способностью ртути вызывать деполяризацию липофусцина, который некоторые исследователи называют "клеточным мусором" и который по их мнению является одной из причин старения.(№ 10,стр.23)
Очевидно, что применение ртути является важной частью практики продления жизни. Перспективными могут оказаться исследования в данной области, с учётом рецептов и прописей существующих в традиционной медицине.

Мудрецы Сиддхары были популярные авторы на тамильском языке. Они специализировались во многих отраслях знания, написав множество текстов сложным и загадочным языком. Являясь великими учеными с древних времен, они написали множество бесценных работ на тамильском языке, как оригиналы древнеиндийской медицины. Мудрецы Сиддхары пытались оставаться незамеченными в обществе, пребывая отчужденными в джунглях и на горных вершинах.
Они пишут, что являются экспертами в подготовке редких лекарственных растений на Юге Индии. Также, у них есть великое желание удерживать не только дух и тело вместе, но и значительно продлить свою жизнь до бесконечности.
Эти великие ученые мужи, занимались исследованиями причин и следствия различных болезней, чтобы понять о пользе и вреде многих веществ, а также всеми видами трав, минералов и ядов. С помощью этих долгих и трудных изучений, они смогли сохранить свои тела навечно и при желании даже дематериализовать. Их знание, в познании Природы, терапевтических и магнитных влиянии различных растений, а также регулировка дыхания как Вааси Йога, было на высоком уровне - что позволяло им добиваться долговечности и сверхчеловеческих сил, вне нашего понимания.
Эти мудрецы, смогли продлить свои жизни от несколько сотен до тысячи лет, использую свои собственные и отработанные методы для продления жизни с помощью лекарств и методов дыхания. В их системе медицины, также используются металлические приготовления, такие как сера, ртуть, мышьяк, золото, магнит и слюда.
Эти мудрецы Сиддхары, относятся к классу восемнадцати мистиков, о которых говорят как о тех, кто не имеет седых волос, морщин и никакой смерти. О них также говорят как о тех, кто имеет панацею от всех болезней, обладая уникальной медициной.
Многие древние Алхимики стали называться Сиддхарами, теми, кто достиг Бессмертия. У них есть особые правила, описанные в науке химической природе веществ. Для применения этой системы, требовались условия проживания в Ашраме (хижине отшельника) и особые инструкции, такие как:

1) Удерживать себя вне болезней.
2) Удлинение жизни на любой период.
3) Сотворение вечно молодого тела.
4) Удерживание себя в постоянной системе медицины с ртутью.

В системе мудрецов Сиддхаров, существуют некоторые уникальные особенности, как извлечение экстрактов растений в периоды дня или ночи, а также планетарных влияний, что является тайной наукой. Так многие лекарства, произведенные несвоевременно другой системой медицины, игнорируя эти важные инструкции, не будут иметь должного эффекта.
Научное знание об Алхимии древней школы Сиддхаров, считается в наше время многими профессорами заблуждением, к которому не относятся почтительно, как к Индийской школе мистиков, подобно средневековой Алхимии в Европе.
Эта древняя наука Алхимии, подвергалась издревле многочисленным сомнениям образованных людей, из-за сложности предмета и трудностей исследования скрытого языка мистики и метафор, где были зашифрованы технические моменты и практическая сторона. По этой причине, новичку было очень сложно понять зашифрованные тексты, если он не являлся знатоком этой науки. Те же, которые пребывали в постоянной практической стороне Алхимии, разделяли этот предмет на восемнадцать ветвей, как:

1) Расщепление Металлов на Атомы – 557 видов
2) Сульфиды или Сендурам – 1010 видов
3) Едкие или Главные Оксиды – 705 видов
4) Пузырчатые или Восковые Мази – 307 видов
5) Химические Водные Растворители – 105 видов
6) Кислоты – 66 видов
7) Медицинские Масла от Органических Веществ – 7 видов
8) Объединенные Ртутные Фаллосы - 1020 видов
9) Металлические Окиси от Девяти Металлов – 51 вид
10) Разрушительные Агенты – 9 видов
11) Плавкие Агенты – немногие
12) Окрашивающие Агенты – 7 видов
13) Щелочные Окиси – многочисленные
14) Закрепляющие Агенты – бесчисленные
15) Союзники и Недружелюбные Полезные Ископаемые – 18 видов
16) Сульфидные Агенты – 7 видов
17) Упарасам - Яды, Металлы, Извлечение Драгоценных Камней – бесчисленные
18) Преобразованные Агенты – бесконечные

Система Сиддхаров, образованная в древние времена, не была передана масштабному кругу людей в виде школы, колледжа, института и так далее, но прежде всего, передавалась как тайное знание в близком контакте учителя и ученика, который был способен воспринять эти священные процессы. Такие отношения, предполагали близкий и тесный контакт с мастером, а также уход от правил внешнего мира.
В древние времена, ученик обязывался оставить все свои знания у входа в дом учителя, и постигал новые секреты от мастера, через контакт с его духом. Также он учился избегать влияния мира на свой разум, и уединялся от лишних волнений, пребывай с секретным знанием. Ученик был обязан проявить свою настойчивость и заинтересованность к древним знаниям, занимаясь параллельно упорным изучением и практикой.
В этой традиции, также существует редкая лекарственная подготовка к омоложению и продлению жизни, она также известна как «Божественная Медицина», которая поддерживает систему, предотвращает смерть, распад тела и таким образом оберегает от дряхлости, голода, жажды, сна и усталости. Эта медицина, также обеспечивает для практика бесконечную молодость и мастерство над телом, что позволяет жить в течение тысячи лет на земле и бродить на всем протяжении Вселенной с энергией, через милость Всемогущего.
Чтобы приблизится к этой цели, древние Сиддхары дают некоторые детали, говоря о процессах подготовки лекарств, использование сосуда для сохранения их, методы и сезоны для приема этого. Возраст, в котором это должно быть, взято, диета, которая будет сопровождать этот процесс, ошибочные процессы в практике и диете, последствия и болезни исходящие из такой неудачи.
Согласно их опыту по использованию такой медицины, некоторые Сиддхары написали книги по этим предметам как:

1) Агастияр 100 (стихов)
2) Нандидэвар 100 (стихов)
3) Боганатар 44 (стиха)
4) Саттамуни 21 (стих)
5) Конганавар 16 (стихов)
6) Тирумулар 66 (стихов)
7) Гораккар 90 (стихов)
8) Рамадэвар 71 (стих)
9) Ромариши 500 (стихов)
10) Матсьямуни 200 (стихов)

В методы диагностики сиддхаров входили: диагностика по пульсу, обследование глаз, языка, мочи, экскрементов и всего тела в целом.

Чёткое определение медицины сиддхаров дал Тирумулар: "Медицина – это то, что излечивает физическое тело. Медицина – это то, что излечивает ум. Медицина – это то, что предотвращает болезнь. Медицина – это то, что даёт возможность бессмертия."

   Хроники жизни тамильских сиддхаров

Остаётся только удивиться прозорливости древних, сумевших предугадать разделение медицины на терапевтическую, психоневрологическую, профилактическую и гериатрическую.
Впоследствии школа Сиддхаров разделилась на несколько направлений (упачар): Сиддхантачара, предназначенная для узкого круга последователей, Йогачара, позднее представленная школой Натхов, и Агхорачара – представленная школами капаликов и канпхатов. Традиция Кайа-Кальпы в какой-то степени вошла в каждую из этих школ, но наиболее полно она была представлена в школе Натхов в виде так называемого "ритуала тела" – кайа-садхана. Также, в двенадцатом веке нашей эры, алгоритм Кайа-Кальпы перекочевал в Рахасья-Каула-Сампрадайю – кашмирскую школу тантризма, основанную легендарным сиддхом Ватуланатхом, который проходил обучение в школе йоганатхов. Сиддхантачара, помимо своего распространения в Индии, оказала большое влияние на становление в Китае алхимии, йоги и других дисциплин, направленных на продление жизни. Хроники жизни тамильских сиддхаров говорят о том, что как минимум двое из девяти основателей школы Сиддхантачара (нава-нат-садху) в различные периоды жизни посещали Китай. Считается, что именно они принесли в Китай учение, впоследствии оформившееся в даосскую алхимию. Также следы учения сиддхаров о достижении бессмертия можно найти в тибетском тантризме Ваджраяна. Достаточно лишь упомянуть, что один из авторитетнейших деятелей тибетского тантризма Нагарджуна был автором нескольких трактатов по алхимии и считался современниками одним из величайших адептов школы Расаяна. Можно предположить, что как учение Ситтаров в Индии явилось основой для развития традиционной индийской медицины Аюрведа, так учение школы Расаяна послужило основой для развития тибетской медицины, а школы даосской алхимии стали основой развития традиционной китайской медицины. На эту тему в "Чжуд-ши" (средневековом трактате по тибетской медицине) имеется интересне высказывание: "Сугаты и их воплощения ради пользы живых существ рассказывали в Индии в основном о лекарственных составах, в Китае о прижигании и очищении сосудов, в стране Дол о кровопускании,в Тибете об исследовании пульса и мочи".