Имя я получил от Гуру. Мои Гуру Шри Митхлешнатха Махарадж и Шри Девнатха Махарадж решили, что это имя подходит мне. В нашей традиции принято получать две самые важные дикши от двух разных учителей. Некоторые мои Гуру-бхаи поначалу удивлялись моему имени, потому что Матсьендранатха был учителем Горакшанатха , который является Ишта-девой у многих натхов в Индии. Однако в традиции натха-йогинов, Горакшанатху, как основателю традиции, отдается большее предпочтение. Несмотря на то, что имя непростое, мой Гуру решил что оно имеет право быть и дал его мне при дикше (посвящении), приняв в ученики. На протяжении всех посвящений не менял это имя. В Индии, Матсьендранатха многие знают с одной стороны как основателя тантрической традиции, а с другой - как основателя йоги. Он покровитель Непала, в его честь в Катманду были построены два храма, однако на данный момент тантрическая система, идущая от Матсьендранатха, практически не сохранилась или, правильнее сказать, она обрела другой вид, отличный от того, чему следуют последователи Горакшанатха (в традиции Горакшанатха практикуется в основном хатха-йога).
От Маха Йоги Матсьендранатха многое позаимствовал Великий Гуру Кашмирского Шиваизма Абхинава Гупта и др. учителя шактийских культов. Разумеется, мой уровень не такой, как у того Матсьендранатха, который являлся более тысячелетия назад, однако мои Учителя, учитывая мои интересы в области тантры и данные гороскопа, решили, что такое имя мне подходит. Про истории о Горакшанатхе и Матсьендранатхе сейчас написано много различной информации. Очень многое, конечно, требует разъяснений, например, как практика тантры повлияла на хатха-йогу, как они взаимосвязаны между собой. Я считаю, что для практикующего хатха-йогу это знать необходимо, поэтому планирую провести лекцию и по этой теме.
- Почему Индия?
- Свой духовный поиск я начинал не с Индии, это был СССР до своего распада, в то время о йоге только начинали открыто говорить. Мне было недостаточно информации о йоге из той, которая в то время была доступна в России. Тогда не было такого обилия школ и учителей как сейчас. Многие практиковали подпольно, кто-то позже погряз в своих мистических спекуляцияx, кто-то опирался на доступную информацию Учителей, известных на Западе, ну а кто-то поехал в Индию. Думаю, каждый российский йог в той или иной степени, так или иначе, соприкоснулся со всеми тремя вариантами. А я поехал в Индию в надежде найти натхов. Мой опыт общения с мастерами йоги других духовных и мистических систем разных стран (большую часть времени я проживаю в Южной Корее, а также объехал почти всю Юго-Восточную Азию) позволил увидеть, как многообразны методики работы с телом и сознанием. Но Индия мне близка потому, что ее духовные системы очень древние и постоянно совершенствовались. Их невозможно изучить теоретически все за одну жизнь, не говоря уже о всех остальных существующих в мире. В Индии - я оказался перед выбором, я понял, что надо выбрать что-то одно и глубоко копать в этом направлении, практиковать, обретать опыт. Пожалуй- последний наиболее ценен, именно поэтому Горакшанатх говорил о преимуществе опыта. Ко всему прочему нужно сказать самое главное: именно традиция Горакшанатха, с одной стороны, позволяет очень хорошо увидеть различные мистические системы индуизма, имеющие тесную взаимосвязь, через работу над своим телом и сознанием; с другой же стороны - йогический орден Горакшанатха был вне индуизма, если можно так сказать. В натхи мог быть принят любой человек, который глубоко понимал суть их учения, независимо от кастовой системы и многих других социально-религиозных ограничений, которые в Индии до сих пор имеют место быть. Разумеется, в йоге тоже есть ограничения, но они имеют отношения к садхане. На самом деле Йога принимает все мировоззрения, а то что мы поклоняемся Учителям и самому главному Гуру и основателю Горакшанатху, которого считаем проявлением Шивы, в этом есть свой смысл и очень большие преимущества. На Востоке почтительное отношение к Учителю играет большую роль в практике, независимо от того, какое это учение. Горакшанатх - покровитель йогинов. Задача Гуру не привязать ученика к себе или еще кому или чему-либо, а помочь найти себя, раскрыть свои возможности, данные свыше, при этом не важно, во что ты веришь: в догмы христианские, буддистские, индуистские или даосские. Главное, чтобы ты становился совершеннее в целом, живя в гармонии с мирозданием. Традиция натхов состоит из 12 главных ответвлений, в которых есть несколько мусульманских, связанных с буддизмом, джайнизмом, вайшнавизмом и др. Йога натхов не отрицает никакие религиозные доктрины, но и не утверждает, что каждый натх должен верить только в какую-то одну религию или же систему йоги, которых сейчас бесконечное множество. В это сложно поверить, но это так. Несколько моих учеников, увидев натхов, были крайне удивленны тем, что эта категория садху несмотря на то что живет в Индии, не похожа на хинду ни внешне, ни в манере поведения, ни в мышлении. Даже став саньяси и выбрав окончательно эту традицию я не чувствую себя замкнутым от других религий и мистических систем, наоборот, мне легче их понимать и воспринимать без фанатизма, их опыт в свою очередь позволяет более глубоко понимать мне традицию натхов.
- Каким образом Вы нашли Натхов?
- Пожив в Индии и пообщавшись с местными, я понял, где их искать. Найдя их, я также понял, что о натхах ничего толком не знаю, всё то, чему учили разного рода нео-натхи на Западе, да и просто разношерстные эзотерики, было одним названием. Мне пришлось очень многое пересмотреть, что касается йоги в целом, несмотря на то, что у меня уже был стаж в практике асан и пранаям, я стал по-другому воспринимать их. Первое время, несмотря на доброе отношение ко мне, мои братья все-таки не особо стремились со мной беседовать на высшие темы. За время нахождения в мандире я проходил этап проверки на приверженность школе. Сначала я был практикующим мирянином, временно остановившимся в храме. Гуру Джи сделал для меня большое исключение, позволив находиться в храме, ведь даже саньяси различных школ не могут более 3 дней останавливаться здесь. По прошествии нескольких месяцев он передал мне дикшу, после чего я и стал монахом. Со временем я окончательно стал "своим" в "коллективе садху" и Учитель сделал меня наставником в небольшом храме города Балья. Вначале Гуру говорил мне, что я стану саньяси-даршани лет через 40, но год назад он сказал, что я готов. По совету Учителя я получил саньясу от Сиддха Гуру Шри Дева Натха Махараджа. Сейчас мое полное имя Йоги Матсьендранатха Махарадж. Йоги и Натха - это приставка к имени того, кто принадлежит к нашей школе, а Махарадж - тот, кто принял саньясу в традиции.
- Почему именно эта традиция?
- Потому что практически все традиционные школы йоги в той или иной степени многое позаимствовали от натхов, последователей Горакшанатха. Сиддханта (учение) натхов направлено именно на йогу, оно дает понимание того, что такое пинда (тело), как с ним работать. Мировоззренческая часть учения связана с хатха-йогой, чего я не встретил в такой степени в других традициях. Во многих традиционных духовных школах, йога и ее практики были скорее наносным элементом на то, что школа из себя представляет в целом. Еще есть современные школы Йоги, они придерживаются мировоззрения веданты или вайшнавизма, но только формально, внешне же они практически учат только практике йоги. Что же касается Горакшанатха, то кайа-садхана рассматривается не только как некий инструмент школы, она связана с основным мировоззрением натхов, что для меня имеет большое значение. Я не рассматриваю йогу просто как утреннюю гимнастику, для этого можно было бы выбрать обычную практику работы с телом, которых довольно много. Йога намного больше чем лечебная физкультура.
- В чем отличие этой традиции от раскрученных (Джойс, Айенгар)?
- Айенгар, П.Джойс и Кришнамачарья пожалуй тоже - их школы являют собой синтез методик, которые они заимствовали и выстраивали по текстам более поздних учителей, таких как Сватмарама, Гхеранда, и то лишь в какой-то степени, потому что то, чему учит Айенгар или Джойс, вы не встретите даже в этих текстах. Их йога ориентированная на Запад. Я не хочу сказать, что в них нет ничего ценного, эти Учителя сделали многое в современном мире йоги. Можно перечислить немало других современных школ, вся проблема в том, что они дробят йогу на стили, а это формирует у людей костное представление о практике, что сильно отличается от йоги натхов. Ситуация человека, желающего практиковать хатха-йогу, напоминает историю о сороконожке, которой задали вопрос о том, как она умудряется синхронизировать работу каждой ноги. В результате, задумавшись над этим вопросом, она не смогла ходить. Мы так же сейчас не знаем, что практиковал сам Кришнамачарья, ведь каждый из его учеников учит своему стилю и считает его наиболее правильным, притом что стили совершенно разные. Более того, натхи не ограничены только работой с телом, существует также мантра-йога, тантрические садханы, ведь ни Айенгар, ни Паттабхи Джойс не учат этому. Правильнее было бы назвать их систему йоги полутрадиционной. В свое время Горакшанатх также заимствовал многое из различных традиционных школ. Но натхи не особо стремились идти в ногу со временем без опоры на опыт других, более ранних традиций, в результате чего система не содержит в себе раздвоения на мистическую часть традиции и на прикладную, которой надо учить западных людей. Важно и то, и другое. Я учу тому стилю, который освоил в Горакшанатх мандире, в него входит сукшма-вьяяма, она отличается от той, что у Дхирендры Брахмачари. Только после освоения вьяямы, когда в теле нет блоков, и энергия свободно циркулирует, мы работаем с асанами. На своих занятиях я стараюсь с самого начала дать понимание того, что такое асана и пранаяма, их основные духовные аспекты, после чего можно приступать и к практике. Я разъясняю основные трактовки асан из более ранних текстов нашей школы, таких как "Сиддха-сиддханта-паддхати", "Горакша-вачана-санграха", "Вивека-мартанда" и других. Конечно же многое зависит и от практики, но с самого начала нужно знать, что такое правильная асана в хатха-йоге и только тогда от тех практик, которые описаны в более поздних текстах, можно получить намного больше пользы. Я не собираюсь противопоставлять себя и свое учение Айенгару или кому-либо из современных мастеров, это не принято у натхов. Все эти стили (Айенгара, П. Джойса, Свами Шивананды, Дхирендры Брахмачарьи, Йоги Баджана и др.) нами принимаются. Традиция натхов - это не стиль, это нечто более глубокое. Важна не форма, а ее наполненность.
- Кто Ваш Гуру? И как Вы его нашли, по каким признакам Вы поняли, что это он?
- Мой Гуру - Митхлешнатха Махарадж, я встретил его в Горакхпуре. Этот город расположен на Севере Индии, и назван в честь Горакшанатха, которого натхи считают Аватаром Шивы. Я не выбирал Гуру - это произошло естественным образом. Когда я остановился в храме, где посещал занятия и практиковал сукшма-вьяяму, асаны и т.д, в мою комнату зашел садху, я не знал еще что он Гуру и не знал о его мистических силах. Он не говорил мне вообще ничего про йогу в отличие от всех тех людей, которые ходили на утренние занятия. Он только сказал, как лучше стелить асану утром, когда просыпаешься и что после омовения не нужно ни с кем разговаривать, а сразу приступать к мантре. Он говорил на вид простые вещи, которые моментально работали, когда я к ним приступал. С самого начала как я встретился с Гуру, я почувствовал, что со мной рядом другая реальность, которую мне до этого никто не способен был дать, подобное состояние меня и раньше периодически посещало, когда я экспериментировал с различными практиками, но здесь это происходило самопроизвольно. Я спросил у Учителя: "Кто Вы?" Он ответил: "Гуру". И я, не контролируя себя, машинально спросил: "Стану ли я учеником натхом?", на что он спокойно ответил: "Да". Позже, с братьями мы проводили в храме пуджи, где я был помощником, и собирались вечером в комнате у Гуру, беседуя на разные темы. Учитель знал все мои мысли, рядом с ним не нужно было внешне практиковать никакую йогу для обретения мистического опыта, я учился многому, просто общаясь с ним. Он отвечал всегда так просто и коротко, при этом точно и исчерпывающе, что я удивлялся, как можно столько знаний передать за короткое время с моим слабым интеллектом? Гуру большой эксперт в тантрах, он объяснил многие нюансы традиции. За всё это время со мной происходило много всего такого, во что сложно поверить на уровне ума, то, что о сиддхах написано в художественной литературе - не вымысел. Сам Гуру довольно скромный, он часто говорил даже что он не Гуру и что Гуру в традиции только один - это Горакшанатх, но для меня это одна сущность.
- Какое место в практике уделяется хатхе, то есть работе с телом?
- В Горакша-вачана-санграхе Горакшанатх говорит о том, что все тела были созданы из бинду. Бинду - это то, что соединяет в себе таттвы Шива и Шакти, Ха и Тха. Точка символизирует не только совершенную целостность, но и идентичность человеческого тела с вселенским телом. Наше человеческое тело не является чем-то раздельным от духа. В хатха-йоге мы обретаем целостность всего нашего физического существа и постепенно мы одухотворяем наше тело, можно сказать, что мы проявляем себя как духовное существо в физическом теле. Посредством работы с телом мы понимаем, что дух это не сказка, описанная в книгах и не запутанные спекуляции философов. Дух вполне реален и мы это познаем на собственном опыте. На санскрите слово "Пиндa" переводится не только как синоним слов "кайя" или "деха" (тело), но также как "шар". То есть шар является подобным точке "бинду" или "брахманде" вселенной. Шар является средой, которая уравновешена. Рассмотрите знак Инь-Ян, он образует круг, две части находятся в полной гармонии. Ха-Тха это то же самое. Тело - это шар. При совершенно уравновешенном теле вы обретаете целостность в хатха-йоге, правильная практика методов хатха-йоги ведет к этой целостности, а неправильная- имеет обратный эффект. Работа с телом - это база, фундамент, без которого человек не способен понять правильно, что такое медитация. Когда тело является одним целым подобно шару, ваше сознание становится подобным зеркалу, которое все явления отражает в чистом виде. Так меня учил мой Гуру и этому учу я. Мой Гуру говорил, что через работу с телом ты обретаешь правильное видение всех духовных систем. Поэтому хатха-йога и практика совершенствования своего физического существа отразится и на духовном видении. Что такое тело? Давайте посмотрим на него с точки зрения тантр, тело - это Атма, причем натхи считают Атманом не что-то от нас далекое и абстрактное, а именно физическое тело. Атма, Шива и Шакти - три основные таттвы. Шакти проявлена в сукшма-шарире (тонкое тело), Шива в карана-шарире (причинное тело), а Шакти (Ха) в Шиве (Тха).
Тело - это соединяющая таттва между Шивой и Шакти, это их союз - "Йога" или "Ямала", как говорят тантры. Тело сакрально, в теле всё совершенство, посредством тела вы становитесь совершенны в хатха-йоге, посредством хатха-йоги вы в теле обретаете состояние идеального равновесия "самарасью".
- Что можно будет получить на Ваших семинарах, и кому они будут интересны и полезны?
- На семинарах вы сможете больше узнать о том, что такое хатха-йога, о ее корнях. Те, кто совсем недавно приступил к практике йоги смогут узнать много полезного для своей будущей йога-садхана, а кто практикует хатха-йогу давно, возможно смогут восполнить недостающее. Я буду объяснять подход к йогической практике, как к интегральной садхане, это будет полезно и тем, кто йогу преподает, и тем, кто практикует сам. Занятия будут интересны и тем, кто знаком с системой Дхирендры Брахмачари, так как я покажу несколько иные последовательности сукшма-вьяямы. Также, расскажу на какие принципы нужно обратить внимание в практике асан и пранаям.
- Как можно получить информацию по натхам и кто ее представляет на территории Украины и России или в Европе?
- В России это учение представляю я. Мне пока так и не встретился человек, который мог бы представлять нашу школу в СНГ в мое отсутствие. У меня есть ученики, которые совсем недавно таковыми стали и им еще предстоит над многим работать. Гуру джи дал мне право передавать традицию и проповедовать наше учение, но это не означает, что я собираюсь строить свою личную структуру и "грести всё под себя". Если найдется кто-то, кто поймет, что это не только его традиция, но и то, что он готов развить ее в СНГ, то я сделаю всё, чтобы такой человек представлял эту школу в СНГ. Пока что всё держится на мне: переводы книги, проведение семинаров, хотя я больше склонен к длительным ритритам, но и вынужден пока думать об организационной части. Настоящих саньяси и Гуру из иностранцев, имеющих реальное отношение к ордену Горакшанатха, всего 3 человека. Это Махант Йоги Аджайпалнатх, он родом из Италии, Йоги Омкарнатх Махарадж из Китая и я. Есть еще несколько людей, получивших посвящение в Индии, например Йогирадж Шивендранатх из Австрии, хинду по происхождению, Шарабанданатх из Австралии, но насколько я знаю, он оставил орден натхов и получил Гуру дикшу в ведантическом ордене Гири. Только трое из выше упомянутых могут передавать дикши. Разумеется, самопальные секты всяких нео-натхов я не беру, такие тоже есть, но к натхам они не относятся, а просто спекулируют на учении. По поводу информации об истории Натха Сампрадаи я советую прочитать книгу Дж. Бриггса, он более-менее верно описал традицию натхов. Недавно была издана неплохая книга по алхимии и традиции сиддхов и натхов, автор Девид Гордон. Также рекомендую книги, которые переводим мы. Это книга "Введение в натха-йогу", "Философия Горакшанатха", изданные на английском, благодаря Гуру джи Маханту Аведьянатху. Эти книги мне помогает переводить и редактировать моя ученица Шанти-натхини (Мария Николаева), которая известна своими работами, освещающими различные современные школы йоги. Мы планируем издать также ряд ценных текстов, которые принадлежат самому Горакшанатху, некоторые из них впервые переведены с санскрита. Многие классические тексты, такие как "Сиддха-сиддханта-паддхати" требуют комментариев, поскольку буквальный перевод для человека не знакомого с учением будет мало понятным.
- Какие планы по продвижению традиции, если таковые имеются?
- Первое, что я планирую сделать, это ознакомить как можно большее количество людей с традицией Горакшанатха. Найти единомышленников, заинтересованных в развитии этой традиции в странах СНГ и дальнего зарубежья. На данный момент, те, кто практикует йогу, как правило, в основном знают о таких Учителях как Сватмарама, Гхеранда по их популярным текстам, но мало кто знает о том, чему учил Горакшанатх, хотя он имеет не меньше значение в мире йоге. С моей точки зрения, то, что он сделал для мира, не уступает по величине деяниям Иисуса Христа и Будды. Он дал нам хатха-йогу, которую мы все практикуем, он оказал пусть незаметное, но весьма ощутимое влияние на весь мир. Возможно, имя Горакшанатха и его учение остаются для многих малоизвестными, потому что традиция мистическая и направлена на собственную трансформацию, а не на совершенствование каких-либо социальных явлений. Натхи не были активными проповедниками по своей сути, их учение направленно на тех, кто хочет поменять себя и раскрыть в себе высшие качества души и тела. К сожалению, на данный момент очень мало известно о натхах. Я хочу восполнить этот пробел, насколько это будет в моих силах.