Шива Джнанам

Шива - это вечный океан Высшего Божественного Сознания, единый Бог.
Шива - это один из трёх главных богов индуистского пантеона (два других - Вишну и Брахма).
Шива символизирует один из трёх аспектов Божественного совершенства - аспект Божественной силы (при этом Вишну символизирует Божественную любовь, а Брахма - Божественную мудрость).
Шива - это Сила, разрушающая Вселенную в конце её существования (при этом Брахма - это Сила, создающая Вселенную, а Вишну - Сила, поддерживающая её существование).
Шива - это космический мужской принцип.
Шива - это высшее сознание человека.
Шива - это сила, которая разрушает пороки в процессе духовного совершенствования.
Шива - это историческое лицо, один из основоположников тантры и йоги как системы.
Шива - это название высшей ступени духовной эволюции человека, а также того, кто этой ступени достиг.

Шива Джнанам

vande shambhuM umApathiM sura guruM
vande jagat kAraNaM
vande pannaga bhUshaNaM mRgadharaM
vande pashUnAM patiM
vande sUrya shashAMka vahni nayanaM
vande mukunda priyaM
vande bhakta janAshrayaM ca varadaM
vande shivaM shaNkaraM

Я поклоняюсь Шамбху, Супругу Умы, Учителю богов.
Я поклоняюсь Причине Вселенной.
Я поклоняюсь Украшенному Змеями, Носящему шкуру оленя.
Я поклоняюсь Господину всех сущих.
Я поклоняюсь Тому, Чьи три глаза Солнце, Луна и Огонь.
Я поклоняюсь Тому, Кто приятен(дорог) Мукунде.
Я поклоняюсь Тому, Кто есть убежище для любящих(бхакт) и Милость для предавшихся.
Я поклоняюсь Всеблагому(Шива) Шанкаре.

==========================================
Я украшу Его гирляндами. Я обниму Его.
Я пропою Ему Его имя и буду танцевать с дарами цветов.
Танцуя и воспевая, призываю Господа,Того Единого, Кого я знаю.
(Тирумантирам)

Космический танец Шивы - Шивананда Тандава



Космический танец Шивы Натараджи является одновременно и символом, и реальностью. Это движение созидания, поддержания и растворения; триада, являющаяся принципом майи, бесконечным импульсом Бога, имеющим место в каждом из нас, в каждом атоме Вселенной. Мы все танцуем с Шивой в данный момент и Он танцует вместе с нами. Посреди Его неистового танца ГОЛОВА Господа Шивы сохраняет равновесие и неподвижна; ЛИЦО выражает безмятежность и спокойствие, сохраняя полную невозмутимость и является "неподвижной Движущей Силой". Его СЕРЬГА в правом ухе, сделанная из змеи, - мужская. Левая серьга - женская, в виде большого диска. Вместе взятые они являются символом того, что Шива не есть ни мужчина, ни женщина, но превосходит обе эти формы. ТРЕТИЙ ГЛАЗ Господа Шивы - это глаз огня, он и символизирует высшее восприятие, проникающее сквозь прошлое, настоящее и будущее. ВОЛОСЫ Господа Шивы являбся длинными, разметавшимися во все стороны локонами аскета. В Его волосах - ЗМЕЙ ШЕШАНАГА, представляющий круговорот лет; ЧЕРЕП, символизирующий разрушительную энергию Шивы;
СЕРП ЛУНЫ пятого дня, символизирующий Его энергию созидания и БОГИНЯ ГАНГА, самая священная река Индии, являющаяся символом нисходящей милости. ЗАДНЯЯ ЛЕВАЯ РУКА Господа Шивы держит бущующее пламя - огненного Бога Агни, символизирующего Его энергию разрушения (санхара), посредством которой Вселенная снова поглощается в конце каждого цикла творения, чтобы вновь быть созданной Господом Шивой. Эта рука представляет звук "На" в Паньчакшара Мантре На-Ма-Ши-Ва-Я. ПРАВАЯ НОГА Господа Шивы выражает звук "Ма" и символизирует Его "скрывающую" милость (тиродхана-шакти), которая ограничивает сознание, позволяя душе раскрываться посредством накопления опыта. Шива танцует на существе, которого назывыют именем АПАСМАРА (Забывчивый, Невнимательный), которое представляет душу, связанную узами анава-малы - индивидуализирующим покровом дуализма. Эти узы являются тем, что отделяет нас от Бога. Апасмара умиротворенно смотрит на поднятую ногу Господа Шивы - высшее прибежище, освобождение и назначение всех без исключения душ. ЛЕВАЯ ПЕРЕДНЯЯ РУКА Господа Шивы, представляющая звук "Ва", находится в положении хобота слона (гаджахастха) и указывает на Его левую ногу, источник "раскрывающей милости" (ануграха-шакти), посредством которой души возвращается к Нему. Задние левая и правая руки находятся в равновесии, как пребывают в равновесии процессы творения и разрушения. ПРАВАЯ ЗАДНЯЯ РУКА Шивы, соответствующая звуку "Ши", держит зауженный в середине, издающий громкие звуки, барабан дамару, символ созидания, которое начинается с беззвучного звука Паранада. Из этого звука затем исходит мантра Аум. ПРАВАЯ ПЕРЕДНЯЯ РУКА, поднятая в жесте абхая (бесстрашия), символизирует энергию Шивы, которая называется сришти. Эта энергия - энергия сохранения и защиты. а выражением ее является звук "Я". ПОДНЯТАЯ НОГА Господа Шивы символизирует Его открывающую милость (ануграха-шакти), с помощью которой душа превосходит узы анавы, кармы и майи, и реализует свою тождественность Господу. КОЖА господа Шивы - розоватого цвета. Его тело умащено белым СВЯЩЕННЫМ ПЕПЛОМ вибхути, символом чистоты. ГОЛУБОЕ ГОРЛО говорит о сострадании, которое Он проявил, чтобы защитить человечество, проглотив смертельный яд халахала. Он носит ОЖЕРЕЛЬЕ ИЗ ЧЕРЕПОВ, символизирующее вечный круговорот веков. Его тело обвивает ЗМЕЯ ДЖАХНУВИ, символизируя идентичность Господа Шивы с энергией кундалини, дремлющей в обычном состоянии. Эта энергия является духовной силой человека, свернувшейся змеей у основания позвоничника. Эта сила, поднятая посредством йоги, побуждает человека к реализации Бога. Шива носит ТИГРОВУЮ ШКУРУ - символ энергии природы. ПОЯС Господа Шивы (катибхандха) из-за Его быстрого движения развевается в одну сторону. ОГНЕННАЯ АРКА (прабхавали), в которой танцует Шива, - это Дворец Сознания. У каждого пламени три языка, символизирующие огонь на Земле, в атмосфере и на небе. В верхней части арки - МАХАКАЛА (Великое Время). Махакала - это Сам Господь Шива, который создает время, выходит за его пределы и уничтожает его. Шива Натараджа танцует в состоянии вневременной трансценденции. Двойной лотос, ПЬЕДЕСТАЛ (махамбуджапитха), символизирует проявление. Из этой основы исходит космос.
Четыре Веды, самые древние священные тексты человечества, поют песнь Господу Шиве:
"Рудре (Шиве), Господу жертвы, гимнов и целительной медицины мы молимся, чтобы он даровал нам радость, здоровье и силу. Он сияет в своем великолепии, как Солнце, сверкающее словно чистое золото.

Он - лучший среди Богов"
(Ригведа, 1.43.4-5).

"Он есть Бог, скрытый во всех существах, всепроникающая душа, которая во всем. Он надзирает за созиданием, обитает во всём и наблюдает за всем. Он является чистым сознанием, пребывающим за пределами трех условий природы"
(Яджурведа, Шветашватара Упанишада, 6.11).

"Туда не проникает глаз, не проникает ни речь, ни разум. Мы не знаем. Мы не в состоянии постичь, каким образом можно объяснить Его. Поистине, Он находится за пределами известного, и Он пребывает за пределами неизвестного"
(Самаведа, Кена Упанишада, 1.3).

"Огонь - Его голова, солнце и луна - Его глаза, пространство - Его уши, Веды - Его речь, ветер - Его дыхание, Вселенная - Его сердце. Из Его стоп возникла Земля. Воистину, Он - Атман во всех существах"
(Атхарваведа, Мундака Упанишада 2.1.4).

· ...Пребывающие в неведении по глупости своей заявляют, что Шива и Любовь - две разные вещи и не знают, что только Любовь есть Шива. Если человек познает, что Любовь и Шива - одно, то он навсегда становится Любовью, как и Шива. Всюду пребывает Божественная Форма, Всюду - Шива-Шакти... Всюду - Божественный Танец. Как Шива пребывает всюду, так и Милость Шивы вездесуща. Всё, всё является Его Божественной игрой... ("Тирумандирам")