Шри Рамакришна


Уделите время медитации на Него и Его учение. Пусть Шри Рамакришна благословит вас!
Мантра свзязанная с Рамакришной, которую можно произносить всем: Джайя Рамакришна!

Шри Рамакришна

Шри Рамакришна родился 18 февраля 1836 года в деревне Камарпукур, расположенной приблизительно в шестидесяти милях к северо-западу от Колкаты (Калькутты). Его родители – Кшудирам Чхаттопадхьяя и Чандрамани Деви – были бедными, но очень набожными и праведными людьми. Рамакришну, когда он был еще ребенком (в детстве его звали Гададхар), очень любили жители деревни. С самых ранних лет Рамакришна не испытывал склонности ни к обычной учебе, ни к мирским делам. Но он был талантливым мальчиком, умел петь и прекрасно рисовал. Он очень любил служить святым людям и слушать их речи. Его часто заставали погруженным в духовные состояния. В возрасте шести лет он впервые испытал духовный экстаз. Это случилось с ним, когда он увидел стаю белых журавлей, летящих на фоне черных облаков. Со временем его склонность к переживанию экстатических состояний усилилась. Смерть отца, наступившая, когда ему было семь лет, привела лишь к тому, что он еще больше погрузился в себя и еще меньше стал привязан к миру.

Священнослужитель в храме Дакшинешвара

Когда Шри Рамакришне было шестнадцать лет, его брат Рамкумар взял его с собой в Колкату (Калькутту), чтобы Рамакришна помогал ему в исполнении обязанностей жреца. В 1855 году храм Кали в Дакшинешваре, построенный Рани Расмани, был освящен, и Рамкумар стал в нем главным жрецом. Но несколько месяцев спустя Рамкумар умер, и на его место был назначен Рамакришна. У Рамакришны пробудилась сильнейшая преданность Матери Кали, он проводил часы перед ее изображением в любовном обожании, забывая о ритуалах, проведение которых входило в его обязанности. Его неистовое стремление увенчалось видением Матери Кали как безграничного сияния, затопившего всё вокруг него.

Интенсивные Духовные Практики

Состояние опьянения Богом, в котором пребывал Шри Рамакришна, встревожило его родных в Камарпукуре, и они сочетали его браком с девочкой из соседней деревни Джайрамбати, которую звали Сарадамани. Но на Рамакришну женитьба не повлияла, он погрузился в еще более интенсивные духовные практики. Его сжигало изнутри желание пережить различные аспекты Бога, и, при помощи нескольких Гуру, он прошел различными путями, предписанными индуистскими писаниями, и на каждом из них достиг Бога. Первым учителем, появившимся в Дакшинешваре, была примечательная женщина по имени Бхайрави Брахмани – высокая духом подвижница, искушенная в писаниях. С ее помощью Шри Рамакришна практиковал различные трудные дисциплины тантрического пути и достиг успеха во всех из них. Тремя годами позже в Дакшинешвар пришел странствующий монах, которого звали Тотапури. Под его руководством Шри Рамакришна достиг нирвикальпа самадхи – наивысшего духовного состояния, упомянутого в писаниях индуизма. Он оставался в этом состоянии недвойственности в течение шести месяцев, перестав осознавать даже свое тело. Так Рамакришна на собственном опыте вновь испытал целый ряд духовных состояний, известных за всю более чем трехтысячелетнюю историю существования религии индуизма.

Путем Других Религий

Со своей неутолимой жаждой Бога, Шри Рамакришна переступил границы индуизма, беспрепятственно прошел дорогой ислама и христианства, и за короткий срок достиг высшей реализации на каждой из них. Он видел в Иисусе и Будде воплощение Бога и почитал десятерых Гуру традиции сикхов. Шри Рамакришна выразил суть своих духовных свершений за двенадцать лет такими простыми словами: Йато мат, тато патх - «сколько религий, столько и путей». После этого он, как правило, так и пребывал в экзальтированном состоянии сознания и видел Бога во всех существах. Имя Шри Рамакришны как просветленного святого

Поклонение Супруге

В 1872 году его жена Сарада, которой было в то время девятнадцать лет, проделала путь от своей деревни до Дакшинешвара, чтобы повидаться с ним. Он радушно принял ее и научил тому, как выполнять домашние обязанности и в то же время вести интенсивную духовную жизнь. В одну из ночей, в своей комнате в храме Дакшинешвара, он совершил ей поклонение как Божественной Матери. Хотя Сарада продолжала находиться возле него, они жили в незапятнанной чистоте, и их супружеские отношения носили только духовный характер. Здесь нужно заметить, что Шри Рамакришна принял сан санньясина (индуистского монаха) и соблюдал те основные обеты, которые берет на себя монах во имя совершенства. Но внешне он жил как мирянин – смиренный, любящий и простой как дитя. Во время пребывания Шри Рамакришны в Дакшинешваре сначала его опекала Рани Расмани. Потом, после ее смерти, о нем стал заботиться ее зять Матхур Натх Бишвас.

Контакты с Выдающимися Людьми

Имя Шри Рамакришны как просветленного святого стало приобретать известность. Однажды Матхур созвал собрание ученых, которые заявили, что Шри Рамакришна – не обычный человек, и провозгласили его Аватарой современности. В то время в Бенгалии наибольшей популярностью пользовалось общественно-религиозное движение Брахмо Самадж, основанное раджой Рам Мохан Роем. Шри Рамакришна познакомился с некоторыми лидерами и членами Брахмо Самаджа и оказал на них сильное влияние. Его учение о гармонии религий притягивало людей разных конфессий – так что Дакшинешвар превратился в настоящий Парламент религий.

Провозвестие Шри Рамакришны

Приход Преданных

Как пчелы роем слетаются к распустившемуся цветку, так вокруг Шри Рамакришны стали собираться преданные. Он разделял их на две группы. К первой группе относились домохозяева. Он учил их тому, как постичь Бога, живя в миру и выполняя семейные обязанности. Вторую группу, более важную, составляла когорта молодых образованных людей, в основном выходцев из семей среднего класса Бенгалии. Их он воспитывал для того, чтобы они стали монахами и передали бы свет его послания всему человечеству. Наиболее выдающимся среди них был Нарендранатх, который впоследствии, под именем Свами Вивекананды, донес универсальное послание Веданты до разных частей мира, вдохнул новую жизнь в индуизм и пробудил душу Индии.

Провозвестие Шри Рамакришны

Шри Рамакришна не написал ни одной книги и не выступал с публичными речами. Он предпочитал говорить простым языком, а примерами ему служили притчи и метафоры, почерпнутые из наблюдений за природой и из повседневной жизни. Его чарующие беседы притягивали культурную элиту Бенгалии. Эти беседы были записаны его учеником Махендранатхом Гуптой, который издал их как книгу на бенгальском языке, озаглавленную Шри Шри Рамакришна Катхамрита. Она была переведена на английский под названием Провозвестие Шри Рамакришны и увидела свет в 1942 году. С течением времени популярность этой книги только растет, потому что она – вселенский призыв, в котором так нуждается весь мир.

Последние Дни

Интенсивность его духовной жизни и неустанное духовное руководство бесконечным потоком искателей сказались на здоровье Шри Рамакришны. В 1885 году у него обнаружился рак горла. Его перевезли в просторный загородный дом, где его юные ученики днем и ночью ухаживали за ним. Он вселил в них любовь друг к другу и таким образом заложил основы будущего монастырского братства, известного как Рамакришна Матх. Вскоре после полуночи 16 августа 1886 года Шри Рамкришна оставил свое физическое тело с именем Божественной Матери на устах и ушел в Вечность.

Хронология главных событий, связанных с жизнью Шри Рамакришны

Год         Событие
1775 Рождение Кшудирама, отца Шри Рамакришны.
1791 Рождение Чандра Деви, матери Шри Рамакришны.
1805 Рождение Рамкумара, старшего брата Шри Рамакришны.
1814 Кшудирам перееэжает жить в Камарпукур, место рождения Шри Рамакришны.
1826 Рождение Рамешвара, старшего брата Шри Рамакришны.
1835 Кшудирам совершает паломничество в Гаю.
1836 Рождение Шри Рамакришны, известного в отрочестве, как Гададхар, 18 февраля, около 5:15 AM
1842 или 1843 Первый транс Гададхара при виде белых птиц на фоне темных туч.
1843 Смерть Кшудирама.
1845 Гададхар получает священный шнур.
1850 Рамкумар открывает свою школу в Колкате (Калькутте).
1852 Гададхар приезжает в Колкату.
1853 Рождение Святой Матери Шри Сарада Деви, 22 декабря.
1855 Основан храм Кали в Дакшинешваре. Рамкумар стал жрецом храма Кали. Гададхар, известный как Шри Рамакришна, занимается одеванием и украшением Божественной Матери. Хридай, племянник Шри Рамакришны, помогает Рамкумару и Шри Рамакришне. Шри Рамакришна назначен главным жрецом в храме Вишну, а затем в храме Кали. Рамкумар назначен жрецом в храме Вишну.
1856 Смерть Рамкумара. Первое видение Шри Рамакришны Матери Кали как океана Света.
1857 Шри Рамакришна находится по большей части в опьянённом Богом состоянии. Его лечение доктором Ганга Прасад Сеном.
1858 Халадхари, кузен Шри Рамакришны, назначен жрецом в Дакшинешваре.Шри Рамакришна уезжает в Камарпукур.
1859 Женитьба Шри Рамакришны. Пребывание в Камарпукуре в течение полутора лет.
1860 Возвращение в Дакшинешвар. Матхур видит Шри Рамакришну как Шиву и Кали.
1861 Смерть Рани Расмани. Встреча с Бхайрави Брахмани. Начинается практика тантры под руководством Брахмани.
1863 Завершение практики тантры. Чандра Деви приезжает жить в Дакшинешвар.
1864 Шри Рамакришна практикует ватсалья бхаву под руководством Джатадхари. Практика мадхура бхавы. Тотапури посвещает Шри Рамакришну в саннясу.
1865 Акшай, племянник Шри Рамакришны, заменяет Халадхари. Тотапури покидает Дакшинешвар.
1866 Шри Рамакришна находится в нирвикалпа самадхи в течение шести месяцев. Практика ислама.
1867 Шри Рамакришна в Камарпукуре. Брахмани уходит.
1868 Паломничество с Матхуром в Деогхар, Варанаси, Аллахабад и Вриндаван. Встреча с Ганга Ма, преданной-вайшнавкой.
1870 Посещение с Матхуром восточной части Бенгалии, включая Калну и Навадвип. Встреча с Бабаджи Бхагавандасом из Колотола Харисабхи.
1871 Смерть Матхура.
1872 Святая Мать совершает первый визит в Дакшинешвар. Шодаши Пуджа.
1873 Смерть Рамешвара, старшего брата Шри Рамакришны.
1874 Святая Мать совершает второй визит в Дакшинешвар. Шри Рамакришна практикует христианство, и видение Христа.
1875 Первый визит Шри Рамакришны к Кешаб Чандра Сену. Шри Рамакришна последний раз посещает Камарпукур.
1876 Смерть Чандра Деви.
1877 Смерть Шамбху Маллика. Святая Мать приезжает третий раз в Дакшинешвар.
1878 Тесный контакт с Кешаб Чандра Сеном и Брамосамаджем.
1879 Ученики начинают приходить. Рамачандра Датта и Маномохан Митра приходят к Учителю.
1880 Сурендра Натх Митра приходит к Учителю.
1881 Увольнение Хридая. Ракхал (позднее Свами Брахмананда), Нарендра (позднее Свами Вивекананда) и Баларам Бозе приходят к Учителю.
1882 М. (Махендра Натх Гупта) и Бабурам (позднее Свами Премананда) пришли к Учителю. Посещение пандита Видьясагара. Святая Мать снова приезжает в Дакшинешвар.
1883 Адхар, Шаши (позднее Свами Рамакришнананда) и Сарат (позднее Свами Сарадананда) пришли к Учителю.
1884 Калипада и Калипрасад (позднее Свами Абхедананда) пришли к Учителю. Смерть Кешаб Чандра Сена. Встреча с пандитом Шашадхаром. Гопалер Ма и Наг Махашай приходят к Учителю.
1885 Святая Мать приезжает в Дакшинешвар в последний раз. »Внутренний круг» учеников становится полным с приходом Пурны. Последнее посещение Панихати. Болезнь и переезд Шьямпукур. Доктора Саркара лечит Шри Рамакришну. Переезд в Коссипур.
1886 Лечение в Коссипуре. Организация учеников. Махасамадхи 16 августа, в две минуты 1 час
Послание Шри Рамакришны
Послание Шри Рамакришны современному миру, которое он передавал всей своей жизнью и дошедшее до нас благодаря сохранившихся записям его бесед, можно вкратце изложить следующим образом:
· Цель человеческой жизни – постижение Высшей Реальности, которая только и может дать человеку полное удовлетворение и вечно продолжающийся покой. В этом – суть всех религий.
· Высшая Реальность одна; но она как личностна, так и безличностна; в разных религиях она называется по-разному (Бог, Ишвара и т.д.).
· Высшую Реальность можно постичь разными путями, которым учат мировые религии. Все религии истинны постольку, поскольку они ведут к той же конечной Цели.
· Чистота ума – главное условие для достижения Высшей Реальности, подлинная чистота – это освобождение от похоти и алчности. Соблюдение внешних правил и обрядов имеет второстепенное значение.
· Благодаря духовным практикам человек может преодолеть свои дурные наклонности, а божественная милость может освободить самого закоренелого грешника. Поэтому человеку следует не сокрушаться о прошлых ошибках, а развивать позитивное отношение к жизни, уповая на Бога.
· Постичь Бога может каждый. Домохозяевам нет нужды отрекаться от мира; им надо искренне молиться, практиковать различение между Вечным и преходящим и оставаться непривязанными. Бог слышит искренние молитвы. Интенсивное устремление (вьякулата) – секрет успеха в духовной жизни.
· Бог пребывает во всех людях, но проявление этой внутренней Божественности меняется от человека к человеку. В святых людях Бог проявляется сильнее. Женщина – это особое проявление Божественной Матери Вселенной, поэтому к женщинам нужно относиться с уважением.
· Поскольку Бог пребывает во всех людях, то помогать нуждающимся нужно не из жалости (которая означает снисходительность), а во имя смиренного служения Богу.
· Эгоизм, порожденный неведением, – главная причина всех страданий
· Жизнь – это проявление спонтанной созидательной силы (Лилы) Бога. Нужно терпеливо переносить радость и боль, успех и неудачу и т.д. – при всех обстоятельствах человек должен покоряться Божьей воле.

Вклад Шри Рамакришны в мировую культуру

Вклад Шри Рамакришны в мировую культуру

1. Духовный идеал: Один из важнейших вкладов в религиозную культуру Шри Рамакришны – это то, что он возродил идеал постижения Бога в современном мире. В то время как во всем мире, под воздействием неустанных атак сил атеизма, материализма и научного способа мышления, доверие людей к традиционным религиям значительно пошатнулось, Шри Рамакришна сделал возможным получение прямого опыта трансцендентной Реальности. Его жизнь открыла перед тысячами людей путь обретения или возрождения веры в Бога и в вечные истины религии. Как сказал Махатма Ганди: «Его (Рамакришны) жизнь позволила нам встретиться с Богом лицом к лицу. Никто не может прочесть историю его жизни без того, чтобы не увериться в том, что реален только Бог, а всё остальное – это иллюзия».
2. Гармония Религий: Однако во всем мире Шри Рамакришна более всего известен как пророк Гармонии Религий. Он не говорил, что все религии – это одно и то же. Он признавал различия между религиями, но показал, что, несмотря на эти различия, все религии ведут к той же конечной цели, и поэтому они ценны и истинны. Такое отношение называют сегодня «плюрализмом». Шри Рамакришна – его родоначальник. Уникальность мировоззрения Шри Рамакришны в том, что оно было основано не на умозрительных построениях, а на его прямом опыте, полученном в результате действительных практик. Поскольку конфликты между религиями и рост религиозного фундаментализма – это главная угроза спокойствию, процветанию и развитию человечества, постольку учение Шри Рамакришны о гармонии всех религий имеет огромное значение для современного мира. По этому поводу выдающийся британский историк Арнольд Тойнби написал: « …принцип ненасилия Махатмы Ганди и свидетельство Шри Рамакришны о гармонии религий – вот то отношение и дух, в котором все человечество может превратиться в одну семью, а в атомный век это единственная альтернатива нашему самоуничтожению».
3. Мост между старым и новым: Шри Рамакришна – поистине связующее звено между старым и новым. Он показал, как старинные идеалы и опыт прошлого могут осуществляться даже в условиях обычной современной жизни.
4. Подъем нравственности: То, что Шри Рамакришна придавал особое значение правдивости и отказу от похоти и алчности, стало серьезной опорой нравственной жизни в наше время. Кроме того, он очистил религиозную жизнь от практик, противоречащих морали, от внешней помпезности, от спекуляции на чудесах и т.д.
5. Одухотворение любви: Шри Рамакришна поднял любовь с уровня эмоций до уровня объединения всех «Я» в Боге. Хотя принцип неделимого единства Высшего Я и его неотъемлемость от всех живых существ занимает центральное место в Упанишадах, его редко применяли в обычной жизни. Шри Рамакришна видел Божественность в своей жене, в своих учениках и в других людях – даже в падших женщинах, и относился ко всем с почтением. Шри Рамакришна стал подтверждением известного изречения Нового Завета «Бог есть Любовь». Одухотворение любви и человеческих взаимоотношений – вот в чем еще вклад Шри Рамакришны, имеющий огромное значение для блага всех людей.

Некоторые изречения Шри Рамакришны:

· Напрасно родился тот, кто, получив человеческое рождение, которое так трудно обрести, не пытается постичь Бога в этой самой жизни.
· Ночью в небе видно множество звезд, но когда восходит солнце, они гаснут. Но можно ли поэтому утверждать, что днем звезд на небе нет? О человек, если ты не можешь найти Бога в дни своего неведения, не говори, что Бога нет.
· Человек не может увидеть Бога, пока у него есть эти три – стыд, ненависть и страх.
· Не изменяй в своих мыслях. Будь искренен; поступай в соответствии со своими мыслями; и ты обретешь успех. Молись с искренним и чистым сердцем, и твои молитвы будут услышаны.
· Не допускай, чтобы ум твой беспокоили мирские мысли и заботы. Выполняй вовремя всё, что требуется, а ум полностью сосредоточь на Боге.
· Помни о том, что сердце преданного – обитель Бога. Конечно, он пребывает во всех существах, но в особенности Он проявляется в сердце преданного. Сердце преданного – гостиная Бога.
· Чистое знание и чистая любовь – это одно и то же. И то, и другое ведет подвижника к той же цели. Путь любви гораздо легче.
· Кто лучший преданный Бога? Это – тот, кто после достижения Брахмана видит, что именно Бог стал всеми живыми существами, Вселенной, и двадцатью четырьмя космическими принципами. Сначала человек должен различать, повторяя «не то, не то» и подняться до верхней кровли. И тогда человек понимает, что ступеньки состоят из того же материала, что и верхняя кровля – то есть из кирпичей, известки и кирпичной пыли. Преданный осознает, что именно Брахман стал всем этим – живыми существами, Вселенной и т.д.
· Живите в этом мире как водоплавающие птицы. Вода попадает на птицу, но птица ее стряхивает. Живите в мире как ильная рыба. Рыба живет в иле, но ее чешуя всегда яркая и блестящая.
· Я говорю правду: нет ничего плохого для вас в том, чтобы жить в этом мире. Но вы должны направлять свой ум к Богу; иначе вы не добьетесь успеха. Одной рукой выполняйте свои обязанности, а другой – держитесь за Бога. После того, как вы исполните все свои обязанности, вы будете держаться за Бога обеими руками.
· Дуновение Его милости овевает вашу голову днем и ночью. Распустите паруса на вашей лодке (ум), если вы хотите быстро пересечь океан жизни.
· Нужно все время повторять имя Бога. Имя Бога очень действенно в Кали-югу. В эту эпоху невозможно практиковать йогу, потому что жизнь человека зависит от пищи. Хлопайте в ладоши, повторяя имя Бога, и птицы ваших грехов улетят прочь.

Sri Ramakrishna