">

Религия, Философия, Восточные учения

Джагадгуру (Мировой Учитель) Шивайя Субрамуниясвами«Наши традиции самые древние в мире», - говорит Джагадгуру (Мировой Учитель) Шивайя Субрамуниясвами: «Они несут в себе глубокий смысл, основаны на эзотерическом (внутреннем, глубинном) понимании человека и его цели в жизни». Еще в древние времена Риши Патанджали заметил: «Если вы хотите связаться с Богом, необходимо регулярно и правильно (!) обращаться к Нему» [Йога-сутры 1-28]. Правильно – значит так, чтобы вас услышали, так, чтобы ваши молитвы дошли до своего «Адресата» и были поняты Им. Индусы превзошли в этом вопросе всех остальных. Как возможности спутниковой связи превосходят собой возможности селекторной вертушки (в лучшем случае способной соединить вас с человеком на другом конце улицы), так и Искусство поклонения, общения с Божеством у индусов существенно отличается от таковых ритуалов всех остальных религий. И это не удивительно, ведь индуизм – единственная религия на земле, сохранившая непрерывную преемственность своих Учителей. Тысячелетиями накапливалось и оттачивалось это знание, чтобы сегодня предстать перед нами во всей чистоте своего совершенства. Богатейшие религиозные традиции, огромная философская база, йогические техники, подготавливающие тело и сознание к такому общению, магия слова, мудр, янтр, совершенство самих ритуалов пуджи, хомы, тарпаны и др. форм поклонения, - все это вместе и составляет знание «правильного обращения» к Божеству. Но и это лишь малая часть того, что в индуизме называется «Правильной Верой». Непоколебимая Вера и Любовь (шраддха и бхакти), и безграничная преданность (прапати) – вот единственно надежная нить, на которую должны быть нанизаны ваши духовные знание и практика. Без веры все тщетно, вез веры и любви любая религия мертва, а духовные практики – бесплодны. «Ты можешь превратить свою кость в топливо, плоть в мясо, поджаривая его на огне сурового аскетизма, но до тех пор, пока твое сердце не расплавится в сладком экстазе любви, ты никогда не придешь к моему Господу» [Тирумантирам, 272]. И опять мы видим, как Индия шествует впереди всех. Не потому ли, что для не индусов значение слов «вера» и «любовь» стало чисто формальным или изначально было неправильно истолковано ими?

Индуизм включает в себя целый спектр различных философских позиций — более широкий, чем у любой другой религии, — и по сей день почитает представителей каждой из этих позиций. Один учитель восхваляет преданность в качестве высшего пути, тогда как другой, пренебрегая преданностью, говорит, что освобождение приходит только после того, как разрушена иллюзорная видимость вселенной. Как же, в таком случае, понять индуизм? С гималайских вершин ниспадают десятки тысяч потоков мысли, и их холодные воды дают жизнь всему внизу. Они текут вместе, их пересечения образуют широкие потоки. Из них рождаются две могучие реки, которые на протяжении всей истории орошали и озеленяли поросль индийской духовности. Одна из них — веданта, а другая — сиддханта.

В индийской традиции о Высшем говорят как о саччидананда (вечность - разум - блаженство).В индийской традиции о Высшем говорят как о саччидананда (вечность - разум - блаженство). В Тантрах это классическое определение Абсолюта раскрывается как аспекты Его Энергии, неотличной от Него самого: энергия вечности (сат-шакти), энергия разума (чит-шакти) и энергия блаженства (ананда-шакти).
Целью тантрической практики является полное единство с Абсолютом. По своей природе каждая индивидуальная душа (джива) неотлична от Абсолюта (Брахмана). Она также является нерожденной, вечной, полной безграничного разума и блаженства. Однако, попадая в материальный мир под воздействием великой иллюзии, душа перестает осознавать свое единство с Абсолютным, утрачивает истинное осознание своей сущности, полной блаженства, и попадает под закон кармы. Совершая те или иные поступки, живое существо, движимое разнообразными желаниями по отношению к объектам этого мира, запутывается в сетях иллюзии (майа). Оно попадает в круговорот рождений и смертей и. сменяя все новые и новые тела, испытывает страдание и удовольствие, счастье и несчастье. С момента своего рождения, каждое существо обречено на старость, болезнь или смерть. Также неизбежно и следующее рождение... Весь этот круговорот, в действительности, подобен сну. Пробудившись ото сна иллюзии, душа возвращается в свое истинное состояние и достигает освобождения от всякого страдания (мокша). Это пробуждение есть путь (садхана), который возвращает к осознанию высшего Единства (самарасйа).

В чем же особенности веры индуизма, самой, пожалуй, мистической религии, ведущей своего последователя к личному переживанию внутренней Истины, к таким вершинам сознания, где человек и Бог - Суть Одно? – Во первых, и это очень важно, индуизм приемлет все подлинно духовные пути – от чистого монизма до теистического дуализма. Он верит в божественность Вед (самого древнего писания на земле) – основу Санатана Дхармы («Вечной Религии»), не имеющей начала и, следовательно, по закону рефлексии, - не имеющей конца; верит в необходимость Учителя (Сатгуру), направляющего вас на Пути Знания; Закон Кармы (закон причины и следствия), согласно которому, каждый сам создает собственную судьбу и потому индуизм не признает вечного ада, проклятия и Сатаны; верит в реинкарнацию (перерождение) до тех пор, пока все кармы не растворяются и не достигается Богореализация и в то, что Любовь (бхакти), ненасилие (ахимса) и праведная жизнь (садачара) ведут вас к этой Богореализации.

Ведическая религия как основа современных течений индуизма

Известно , что направления Индуизма такие как : Шиваизм, Вайшнавизм, Шактизм - современные формы древней Ведической религии.

В Ведический период всех этих направлений не было, не было так же и поклонения Богам через изображения, не было храмов и тех ритуалов, которые проводятся в них сейчас. Основным культом ведического периода было поклонение священному огню, Агни и формы различных подношений через священный огонь различным Богам с возглашением ведических гимнов, которыми они почитались.

Гимны составлялись пророками-риши. Риши обладали непосредственным видением духовных миров и могли напрямую общаться с божествами. Гимны открытые риши - плод непосредственного видения духовных сфер. Веда, знание в форме речи нисходила и проявляла себя через риши-открывателя Вед. Ранние ведические тексты не систематизированны.

Основная часть гимнов обращена к Индре, Агни, Рудре, Митре, Варуне, Сурье. Встречаются и женские образы, такие как Адити (изначальная шакти от которой родились Адитьи - Девы и Асуры), Притхиви (земля), Ушас (заря, восход, пробуждение), Вак (речь, мистическое вдохновение). Каждый из богов выполняет свою функцию во Вселенной. Так Агни - осуществляет связь между небесным и земным миром. Митра - светлое божество, воплощал идею договора между людьми и небесами. Варуна - грозный бог воплощающий силу закона "по принуждению" таких как календарный цикл, влияние планет и созвездий зодиака. Язык Вед это поэзия и откровение одновременно каждый из почитаемых Богов почитается так как если бы был верховным божеством во Вселенной. Главные же вопросы остаются уделом непостигаемого откровения:

Не было ни сущего ни не сущего тогда
Не было ни воздуха, ни небосвода за его пределами
Не было ни признака дня или ночи.
Дышало не колебля воздуха , по своему закону Нечто Одно,
И не было ничего другого кроме него.
Мрак был сокрыт мраком в начале
То жизнедеятельное было заключено в пустоту,
Оно одно было порождено силой жара!
В начале на него нашло желание
Что было первым семенем мысли
Происхождение сущего в не сущем открыли мудрецы
Размышлением ища в своём сердце
Откуда это творение возникло,
Было ли оно создано или же нет -
Кто надзирает за этим миром на высшем небе,
Только он знает или же не знает.
(Ригведа. Мандала 10, 129).

На роль творца в ведической космологии не может подходить ни один из Богов. Владыка всего сущего безличен и в тоже время имеет тысячи ликов, каждый из богов имеет своё место в бытии в соответствии с Рта - мировым законом. Этот закон, так же как и всё остальное, зародился из невыразимого Нечто, которое есть и Все.

Закон и истина зародились из воспламенившегося жара.
От них произошла ночь, от ночи волнующийся океан.
Из волнующегося океана родился год, распределяющий дни и ночи,
Владыка всего сущего...
(Ригведа)

Гимны говорят о возникновении творения из золотого зародыша, но они так же не персонифицируют его:

Вначале он возник как золотой зародыш
Родившись, он стал единственным Господином творения.
Он поддержал землю и это небо
Какого Бога мы почтили жертвенным возлиянием?
Кто даёт жизнь, даёт силу, чей приказ признают Боги,
Чьё отражение - бессмертие, чьё - смерть
Какого Бога мы почтим жертвенным возлиянием?
Кем грозно небо, кем тверда земля,
Кем установлено солнце,
Кем небосвод, кто в воздухе измеряет пространство
Какого Бога мы почтим жертвенным возлиянием?
(Ригведа. Мандала 10, 121).

В другом космологическом гимне вселенная представлены в виде Маха Пуруши - Космического человека, воплощения всей вселенной со всеми присущими ей формами. Он - вся эта вселенная и он же превосходит её:

Пуруша - тысячеглавый, тысячеглазый, тысяченогий.
Со всех сторон покрыв землю, он возвышался над ней еще на десять пальцев.
На самом деле, Пуруша - это вселенная, которая была и которая будет
Он так же влавствует над бессмертием...
Таково его величие, и еще мощней сам Пуруша
Четверть его - все существа.
Три четверти его - бессмертие на Небе.
Когда Боги предприняли жертвоприношение
С Пурушей как жертвенным даром
Весна была его жертвенным маслом
Лето - дровами, осень - жертвенным даром.
Из этой жертвы, полностью принесенной
Гимны и напевы родились, стихотворные размеры родились,
Ритуальная формула родилась.
Его рот стал брахманом
Его руки сделались кшатрием
Его бедра - вайшьей
Из ног родился шудра.
Луна из духа рождена была
Из глаз солнце, из дыхания ветер
Из пупа возникло воздушное пространство
Из головы развилось небо
Из ног - земля, стороны света - из уха.
(Ригведа. Мандала 10, 90).

Могущество шакти воспевается в другом гимне Ригведы посвященном Вак - Деви, пронизывающей все миры и наделеющей силой все создания. Гимн возглашается от первого лица:

Я двигаюсь с Рудрами и Васу
Я - с Адитьями и всеми Богами.
Я - повелительница, собирательница сокровищ,
Я несу Сому, бьющего через край,
Тваштара, Пушана и Бхагу
Я создаю богатство возливающему жертвенный напиток,
Очень ревностному жертвователю, выжимающему Сому.
Я - повелительница, собирательница сокровищ,
Сведущая, первая из достойных жертв.
Меня такую распределили Боги по многим местам,
Меня, имеющую много пристанищ, дающую многому войти в жизнь.
Благодаря мне ест пищу тот кто смотрит, кто дышит и кто слышит сказанное
Не отдавая отчета, они живут мною, внимай о прославленный
Изрекаю тебе достойное веры!
Я ведь то,что радует богов и людей
Кого возлюблю сделаю могучим
Того - брахманом, того - риши, того - мудрым.
Я натягиваю лук для Рудры,
Чтобы убить ненавистников священного слова.
Я вызываю состязание среди народа
Я пропитала собой небо и землю.
Я рождаю отца на вершине этого мира
Моё лоно в водах, в океане.
Оттуда я расхожусь по всем существам
И касаюсь теменем того неба.
Я ведь вею как ветер,
Охватывая все миры:
Такая я стала величием.
(Ригведа. Мандала 10, 125)

Каждый из ведических Божеств часть вселенной, луч идущий от Высшего единого солнца Абсолютта к творению, зримому миру и продолжающий свою жизнь в нем. Двигаясь по этим лучам человек, социум, мир дикой природы связан с Творцом. Возможно именно с этим желанием человека приблизить непостижимое ближе к себе, осмыслить выявить, осознать переходы между многоуровневыми слоями Необьятной реальности связан переход от поклонения Многим к Почитанию Одного. Источник Божественного откровения не постигается умом он является как откровение, однако само откровение не является статичным, оно так же меняется вместе с меняющимся миром.

Более поздний исторический период - смена прямого откровения и видения риши, на откровение выраженное языком Упанишад, Пуран, Итихас, Агам и Тантр является продолжением во времени ведического откровения Риши. Ведические Боги воплощаются в Культах Вишну, Шивы, Шакти, появляется письменная традиция, но главным остаётся прямая передача знания от отца к сыну, от учителя к ученику. Эволюция культов савременного индуизма проходила по крайней мере в течение 3-х тысяч лет, с момента прихода ариев в Индию, образы ведических божеств смешивались с местными культами, понятными для языка простого народа, вместе с тем, учителя сумели передать то духовное и мистическое содержание с помощью форм духовной практики, ведущей человека от внешнего поклонения Богу к постижению его сущностной природы.

Поклонение Шиве связано с ведическим культом Рудры. Рудра - гнвный Бог вызывающий смерть, несчастья, тот кто уничтожает и разрушает. В Яджурведе известном гимне Шатарудрия (Сто имен Рудры) Риши открываются образы Рудры как Бога пронизывающего всё творение, но самым первым является его гневный аспект.

Поклонение о Рудра, твоему гнву, и стреле Твоей - поклонение!
Пусть та стрела Твоя, твой лук и натянутая тетива станут благоприятными для нас.
Ту стрелу, что Ты, о обитатель гор, держишь в руке, нацелив и готовый выпустить, сделай её благоприятной и мирной, о Защитник, не вреди людям и другим существам мира! Пусть стрела твоего лука удалится от нас навсегда.

Далее Рудра предстаёт перед риши в различных образах, но через весь текст от начала до конца упоминаются Его гневная природа, которую риши своим гимном обращает в Благо. Так и само имя Шива проявляется в гимнах в следующих строках:

Поклонение спасающему (чей звук - Ом) , поклонение подателю всего благого сейчас и впоследствии! Поклонение Творящему Благо теперь и впоследствии!
Поклонение Благому и тому, кто непревзойденно Благ!
(Яджурведа, Шатарудрия).

Другие имена Рудры-Шивы носят более милостливый характер и раскрывают его природу как Пашупати - владыку душ. Он населеят мир душами и следит за его развитием направляя их к освобождению или связывая своими оковами (пашу - окова, связанность, тварность).

Веди меня от нереальности к Реальности. Веди меня из тьмы к свету. Веди меня от смерти к бессмертию.

Яджурведа

Он — Всевышний Брахман, Самость всего, главное основание этого мира, неуловимей, чем неуловимое, вечный. То ты есть; ты есть То.

Атхарваведа

Следует медитировать на атман, который состоит из духа, чье воплощение — жизнь, чья форма — свет, чья сущность — пространство, который меняет свою форму по собственному желанию, быстрый, как мысль.

Яджурведа

Неуловимейший из неуловимого, величайший из величайшего, атман сокрыт в глубине сердца всех существ. Тот, кто, свободный от всех желаний, узрел Его, преодолевает печаль, видя милость Господа-Творца и Его величие.

Яджурведа

Тленна материя. Бессмертен, вечен Господь, который Один управляет тленным, а также душой. Медитируя на Него, соединяясь с Ним, уподобляясь все более и более Ему, человек освобождается наконец от иллюзии мира.

Яджурведа

Я — Всевышний Брахман! Я — Господь вселенной! Таково прочное убеждение просветленных. Все другие переживания ведут к зависимости. С осознанием того, что «Я» не есть тело, осознавший достигает покоя и освобождается от всех желаний.

Дэвикалоттара-агама

Осознай, что «Я» всегда ни выше, ни ниже, ни с какой-либо стороны, ни внутри, ни снаружи, но вечно сияет за пределами высочайшего мира.

Сарваджняноттара-агама

То, что ни сознательно, ни бессознательно, что невидимо, неощутимо, неопределимо, невообразимо, чему нельзя найти имя, чья сама сущность состоит из переживания самого Себя, что поглощает все многообразие, является спокойным и кротким, бесподобным, то, что называют четвертым состоянием, — это атман. Это то, что должно быть познано.

Атхарваведа

При появлении спонтанного высшего знания происходит то состояние движения в обширном безграничном осознавании, которое является состоянием Шивы, высшим состоянием Реальности.

Когда танцует Творец, танцуют созданные Им миры.

Шива-сутры

Когда танцует Творец, танцуют созданные Им миры. В той мере, в какой Он танцует в нашем знании, наши мысли тоже танцуют. Когда Он в сердце, вызывая любовь, танцует, то отдельные элементы тоже танцуют. Свидетельствуй в восхищении непревзойденный танец Того, кто есть сияющее пламя.

Тирумантирам

О Бог милости, исполняющий танец безграничного счастья в зале непостижимого сознания! Ригведа и другие Веды громогласно выражают словами, провозглашая нам, что все являются Твоими рабами, все вещи принадлежат Тебе, все действия — Твои, что ты пронизываешь все, что это есть Твоя природа. Таково учение тех, которые, хотя никогда и не говорят, все же нарушили молчание ради нас.

Таюманавар

Так же как сияет свет, рассеивая тьму, сияет Высшее «Я», рассеивая невежество. Так же как лампада самопроизвольно гаснет, если ее не заправят маслом, отмирает эго, если человек медитирует непрерывно и сливается с «Я». Нет более высокого приобретения, чем обретение Себя.

Сарваджняноттара-агама

Всевышний Господь — не двое. Мне принадлежит блаженство созерцания того, что я, Его преданный слуга, есть Он. Каким человек представляет себя, таким он и становится. Поэтому практикуйте медитацию «я есть Он». Тогда все ваши действия станут Его действиями.

Натчинтанай