Герметизм (Учение Гермеса Трисмегиста (Трижды Великого))
(Египет)

Гермес Трисмегист появился в Египте в то время, когда страна переживала наибольший упадок. Его считают родоначальником всех знаний и наук Древнего Египта. Являясь великим посвящённым, постигшим тайны разума, он, используя свои тайные знания помог Египту превратиться в страну, которая стала источником многих достижений мировой культуры и подлинного знания мироустройства. Именно Гермес открыл людям существование Пресвятой Троицы и Единого Бога.

Считается, что он был одним из немногих спасшихся после гибели Атлантиды.

Посвятивший себя исследованию и анализу неопубликованных трудов Трисмегиста, американский учёный Дж. Рихтер, в результате прочтения записей пришёл к выводу, что, помимо изложенных тем и подтверждённых современной наукой открытий, Гермес открыл людям будущих поколений, что, пройдя через борьбу и страдания, через падение империй и постижение истин содержащихся в Новом Завете и множестве других учений, возродится новая земля и “Новое Небо над ней будет распахнуто Единым Богом, Творцом Вселенной” и тьма будет побеждена Светом.

Наиболее полно учение Гермеса Трисмегиста изложено в Герметическом Корпусе состоящем из нескольких трактатов. Каждый из них содержит в себе наиболее полное описание процессов протекающих во вселенной и то, каким образом наша жизнь связана с ними и в какой мере подвержена воздействию их.

Сейчас мы подошли к тому, чтобы внести некоторую ясность относительно знаменитых надписей Аберция. Надписи говорят о Пастыре [Поймандре]: “Пасущий на равнинах Свои стада овец и имеющий всевидящие очи, пристально смотрящие повсюду. Тогда Он учил меня [как понимать и] писанию, достойному того, чтобы верить”.

Пастырь, чьи всевидящие глаза смотрят во всех направлениях, есть не кто иной, как Гермес, воспринимаемый как символ Христа.

Поймандр - Космическое Первоначало, пребывающее в природе всего сущего, как Внутренний Пастырь или Учитель. В силу двойственности своей природы, человек либо приближается к нему, обретая внутреннюю гармонию и сливается с ним в своём сознании, либо отдаляется от него.

Именно такое название дано одному из трактатов в Герметическом Корпусе. Произведение “Поймандр” не только принадлежит к важнейшему типу герметической литературы, но и является также одним из основных текстов подобного рода. Он представляет базовое Евангелие Обществ Поймандра в форме откровения, или апокалипсиса, полученного основоположником традиции, являвшегося персонификацией обучающей силы, или степени духовной иллюминации — иными словами, одним из тех, кто благодаря состоянию сознания или просветлению достиг вершины “Гермеса”, или, вернее, “Трижды Величайшего”.

Это стадия просветлённости характеризовалась возвышением духовной интуиции, появившейся благодаря мистической способности воспринимать первое соприкосновение с космическим сознанием и удерживания его в своей физической памяти после возвращения в естественное состояние.

В нижеприводимом отрывке из данного произведения, рассказывается о том, как в глубокой медитации ученик достигает завершения своих усилий и принимает посвящение от Учителя учителей, который явился даровать ему власть учить, то есть быть учителем, или Гермесом.

Этот явившийся ему в видении Великий Учитель Внутренних Мистерий был Человеком и Пастырем людей, Истинным “Я” людей— Великий Человек, Сущность более чем огромная, говорящий впервые познавшему свое Высшее “Я”, что теперь это “Я” “будет вечно с тобой везде”, — описание этого образа лучше всего передано прекрасным священным логосом Евангелия от Евы или Египетского Евангелия, в котором говорится: “Я стоял на возвышающейся горе и видел огромного Человека и рядом с ним другого — карлика; и я слышал голос, как будто голос грома, и я подкрался ближе, чтобы слышать; и Он, обратясь ко мне, сказал: „Я — это ты и ты — это Я, и где бы ты ни оказался, Я буду с тобой. Я распространен во всем, откуда бы ты ни призвал Меня — ты обнаружишь Меня, и, воссоздавая Меня, ты воссоздаёшь себя самого"”.

Сравните с высказыванием Христа: “Я - свет, который на всех. Я - всё: всё вышло из меня, и всё вернулось ко мне. Разруби дерево - я там, подними камень, и ты найдёшь меня там” (Евангелие от Фомы, 81).

Говоря о сущности своей природы, Пастырь объясняет ученику, что природа его есть Свет и что этот Свет в действительности является Умом (Осознанностью), а Ум (Полная Осознанность) — это Бог, при этом Бог предшествует Природе, но не предшествует Тьме. Единство Света и Тьмы все еще является высшим Таинством. Свет и Ум — вот самая высокая идея, полученная учеником в момент откровения от Бога. Свет-Слово, или Эманация Высшего Разума, является Сыном Великого Ума, Сыном Бога.

Ученик сначала просто увидел, а затем и понял увиденное, перейдя в соответствующее состояние. Сейчас он должен был соединить со Светом своё первоначальное видение, являющееся его отображением, логос, находящийся в нём. Не то чтобы этот логос и Свет (или Ум (Осознанность)) были разделены. Они в действительности едины: Сын един со своим Отцом, в состоянии, преодолевающем противоположности. Логос явно выдвигается, одновременно продолжая пребывать в Отце; и этим движением и одновременным пребыванием в том же месте утверждает свою Жизнь, или, другими словами, свою эманацию. Таким образом, Гермесу позволено понять Свет как Жизнь пребывающую в его собственной природе и сдружиться с ним.

Затем рассматривается Путь Бессмертия. Ученик повторяет свой урок, а Учитель направляет его.

Подъем — это Путь Самопознания, путь развития сознания до состояния Изначальной Осознанности. Ученик ещё не может поверить, что это уготовано ему. Он не может понять, что Ум (Осознанность) уже в нём, или, вернее, является им самим, причём настолько, насколько Ум как Учитель кажется существующим без него. Это игра Ума “большого” и ума “малого”, игра макрокосмоса в микрокосмосе, игра образа в своём подобии. Один даёт уверенность в Бессмертии, другой всё ещё связан иллюзией Смерти. Ученик всё ещё не уверен, и он ещё не обладает Умом (Осознанностью).

Учитель продолжает объяснять это таинство. Гносису должно предшествовать моральное очищение. Вся натура должна быть изменена. И кажется, что каждое ничтожное усилие, совершенное в борьбе с собой человеком малым, пробуждает энергию Человека Великого.

После того, как ученик уяснил для себя отличие двух умов или сознаний и то, что поднимаясь по ступеням познания Ума, он сам становится Им, предметом наставления теперь становится Путь Ввысь, или вознесение души.

И вот изложение Учения закончено и происходит возврат на землю сознания провидца, с этого момента трактат рассыпается на живые представления о том, как этот Гносис должен быть теперь использован в жизни. Мудрость не является собственностью человека; получивший её становится ответственным за благо народов мира.

С этой поры все вещи для него новы, теперь каждая из них содержит в себе новое для него значение. Он становится человеком вместо “процессии судьбы”; он достигает “Плана Истины”. По христианской терминологии, Христос был рождён в его сердце сознательно.
CORPUS HERMETICUM I
ПОЙМАНДР, ПАСТЫРЬ МУЖЕЙ
(Текст: R. 328-338; Р. 1 - 18; Pat. 5b-8)

"Однажды размышлял я о сущем; мысль моя реяла в высотах, и все телесные чувства застыли, словно в тяжёлом сне, наступающем впоследствии насыщения, излишеств или утомления.

Мне почудилось, будто огромное существо, без определенных очертаний, по имени звало меня и говорило мне:

“Что хочешь ты услышать или увидеть, чему хочешь ты научиться и что узнать?”

Я сказал ему: “Кто же ты?”

Он отвечал: “Я Поймандр, Ум-Демиург. Я знаю, чего ты хочешь, и я с тобою повсюду”.

И я сказал: “Хочу быть сведущим в вещах, постигнуть их природу и познать Бога”.

“Прими в свой ум всё, что ты хочешь знать, я научу тебя”, — сказал он.

При этих словах он изменил свой облик, и тотчас всё открылось мне в одно мгновение, и увидел я зрелище необъяснимое: всё претворилось в нежный и приятный Свет, чарующий взоры.

Вслед за тем опустилась, колыхаясь, страшная, ужасающая Тьма.

Мне привиделось, будто Тьма превращается в какое-то неведомое естество, влажное, трепетное, издающее, дымясь как от огня, какой-то зловещий шум.

И раздался оттуда бессвязный вопль, как будто голос Огня,

Святое слово (Логос) снизошло из Света <...> в Природу, и чистый Огонь взметнулся из Влажной Природы к высотам; он был лёгкий, проникновенный и в то же время деятельный. Земля-и-Вода пребывали в смешении, и нельзя было различить Землю с Водою, и поколеблены были они дыханием Духа-Слова (Логоса).

И сказал мне Поймандр: “Ты понял, что означает это видение?”

“Я узнаю”, — отвечал я.

“Этот Свет, — сказал он, — Я, Ум, Бог, предтеча Влажной Природы, изошедшей из Тьмы. Лучезарное же Слово (Логос), исходящее от Ума (Изначальной, Полной Осознанности), — сын Бога”.

“И что же?” — молвил я.

“Узнай: то, что видит и слышит в тебе, есть Божественное Слово (Логос) (живое проявление. реализация Божественного потенциала безграничной Изначальной Осознанности); Ум же (Полная Осознанность, потенциал содержащий в себе все возможности) — Бог Отец. Они неотделимы один от другого, ибо в единстве — их жизнь”.

“Благодарю тебя”, — отвечал я.

“Постигни же Свет и познай его”.

Говоря так, он долго глядел мне в глаза, и я трепетал от взора его; и по знаку его увидал я в уме моем Свет и его неисчислимые Силы, порождение бесконечного Космоса и приведение в равновесие огня, содержимого в рьяной силе.

И так как я был в изумлении, он прибавил: “Ты созерцаешь в уме своём Изначальную Форму, предтечу безграничного начала”.

“Ты понял, — сказал он, — почему тот, кто „познал себя, идёт к Нему", как сказано Божественным Словом (Логосом) ? ”

Я сказал ему: “Потому что из Жизни и Света состоит Отец всего сущего, от Него же родился Человек”.

“Благие слова, — сказал он, — Бог и Отец, от которого родился человек, — Свет и Жизнь.

Ум, Отец всего сущего, он же есть Жизнь и Свет, породил Человека (Прототип, Космического, Идеального или Совершенного Человека) подобного Себе самому, и возлюбил его как собственное дитя.

Человек получил от Жизни и Света душу и ум; душа явилась к нему от Жизни, от Света же — ум.

И все части Чувственного мира (т. е. части того, что Гермес называет “Космическим Человеком”) пребывали так до завершения периода и до новых начал.

Красотою воспроизводил он образ Отца, и Бог возлюбил воистину Свой собственный Образ и вручил ему всех тварей.

И этот властитель мира и смертных существ, лишённых рассудка, направив свой облик через Гармонию, сломал могучую преграду сфер и явил низшей Природе прекрасный Образ Бога.

И вот почему единственный из всех существ, живущих на земле, человек двойственен, смертный телом, бессмертный в сущностном Человеке. Будучи бессмертным и обладающим властью над всем, он претерпевает то, чему подвержены смертные существа, подчиняясь Судьбе. Превосходя Гармонию, он невольник в её пределах; муже-женский, как его Отец; и подвластный сну, поскольку он происходит от неподвластного сну, он пребывает под властью сна.

Если же ведомо тебе, что произошел ты от Жизни и Света и состоишь из них — возвратишься ты к Жизни”. Таковы были слова Поймандра.

“Скажи мне ещё, о Ум, как могу я войти в жизнь”, — сказал я... И ответил мой Бог: “Человек, обладающий Умом (Осознанностью), да познает себя самого [в бессмертии] сущего”. (Ведь "Царство Света внутри вас есть").

Пребывающие там ликуют с Ним, а Он, уподобленный им, внемлет мелодичному голосу Сил, которые превосходят Природу Восьмой сферы и поют хвалы Богу. И тогда стройно возносятся они к Отцу и примыкают к Силам и, ставши сами Силами, рождаются в Боге. Таково конечное благо для обладающих Гносисом — стать Богом.

Чего же ты теперь ждёшь? Ты научился всему; надлежит тебе указывать путь людям, да спасёт Бог через тебя род людской.

Сказавши так, Поймандр примкнул к Силам.

А я, благословляя Отца Вселенной [Сил] и воздав ему молитву, воспрянул, укреплённый Им, постигнув природу Всего и великое Видение.

И начал я проповедовать людям Красоту религиозного Служения и Гносиса:

“О народы, земнородные люди, погруженные в опьянение, сон и неведение Бога, стряхните свои чувственные оковы, очнитесь от вашего оцепенения”.

Они услышали и собрались вокруг меня. Я же заговорил:

“Почему, о земнородные люди, предаётесь вы Смерти, когда дозволено вам обрести Бессмертие? Придите в себя, шествующие в заблуждении, изнывающие в неведении, бегите света Тьмы, причаститесь Бессмертию, отступив от Тлена”.

... И я, воспрянув, наставлял их моими речами на путь спасения. Я засевал в них слова мудрости (логии), и питаемы они были Водою Бессмертия".

Трактат завершает величественный гимн, в котором изложено дальнейшее духовное развития человека.

"Прими жертву моего разума, души и сердца, возносящуюся к Тебе, о Неизреченный, Неисповедимый, Кого познать может одно Молчание. Не введи меня в заблуждение, дай Познание нашей сущности, дай Силу Твою, озари Милостью Твоею непосвященных, моих братьев, Твоих детей. Верую в Тебя и свидетельствую о Тебе, шествую в Жизни и Свете. О Отец, Будь благословен; Человек, принадлежащий Тебе, причастится святости Твоей, ибо Ты дал ему в этом полную власть".

С этих пор все его усилия будут направлены на достижение полной идентичности с Самим Отцом, чтобы до конца пройти путь от Сыновства к Совершенству совершенства.

Изумрудная скрижаль

Легенда говорит, что Изумрудная Скрижаль была найдена Александром Великим в могиле Гермеса, который был похоронен египетскими жрецами в Великой Пирамиде Гизы. Полагают, что она была написана Гермесом на большой плате изумруда алмазом. Далее. Основной постулат легендарной "Изумрудной Скрижали" Гермеса Трисмегиста гласит: "Подобное притягивается подобным".

Герметические науки

«Герметизм» в переводе с латинского означает: тайный, сокровенный, скрытый. Им обыкновенно называют совокупность воззрений, верований, знаний и приемов, относящихся к области таинственных сил природы и человека. В широком значении слова герметизм обозначает явления магии, телепатии, астрологии и вообще мало исследованные загадочные явления физической и психической природы. Иногда герметизм называют также оккультизмом, что уже стало более обыденно звучать в нашей речи.
Герметизм есть учение о скрытой стороне природы и человека, постигаемое путем синтеза тайных наук и ведущее через овладение психическими силами к сверхчувственному восприятию, проявлению динамизированной воли и возвышению человека над обыденной жизнью.
Под герметическими науками обычно понимаются астрология и другие формы мантических учений (гадание по руке, внутренностям и костям животных, по картам), алхимия, каббалистика и разные типы магии чисел, теософия и, наконец, собственно магия, поскольку она достигает рационализированного вида. Как формы
поиска тайного знания они частью укладываются в схему поиска откровения, частью – в схему поиска путей творения. Примером первой схемы может служить астрология… Примером второй схемы – алхимия. Алхимия – если она не извращена и не сведена к материализму – это попытка делать с человеческой душой то, что китайский император должен был делать по отношению к земледелию, устанавливая календарь.
В основе современного герметизма лежит двоякое стремление человеческой души – верить и знать. Герметизм стоит на границе между религией и теологией, с одной стороны, наукой и философией – с другой.


Герметизм и мистика

От герметизма следует отличать мистику и эзотеризм. Слово «мистика» происходит от слова «тайна». Мистика есть глубина и вершина духовной жизни. Сфера мистики отлична от сферы герметизма; мистика по своей природе духовна, герметизм – натуралистичен. Мистика есть общение с Богом, герметизм же – общение с силами природы. Герметизм учит о скрытых силах природы и человека, но никогда не углубляется до божественной основы мира. Мистика же основана на ощущении внутреннего родства и общности между человеческим духом и духом Божественным. Мистика есть углубление эзотеризма, она есть особая форма духовной жизни и духовного пути. Цель мистики в этом смысле слова есть созерцание Бога и соединение с Богом.

Герметизм и эзотеризм

Эзотеризм есть общее название для учений, являющихся достоянием тайных оккультных организаций. В противоположность мистицизму и герметизму он всегда субъективен и замкнут. Сущность подлинного эзотеризма состоит из переживаний и откровений, получаемых посвященными или посвящаемыми в практику тайного общества или союза. Чистый эзотеризм в основе сверхчувствен и часто не имеет эквивалентных понятий в обычном мире для своего выражения. Подлинно эзотерические книги, поэтому, всегда облекают свое повествование в форме притч и аллегорий. Популяризация эзотерических учений всегда грешит вымыслами и приводит к колдовству и психическим расстройствам. Подлинный эзотеризм утверждает тайну, которая раскрывается в большей или меньшей степени в сознании в зависимости от духовного подвига, от степени духовной одаренности, от духовного уровня и стадии духовного пути. Эзотерическое в христианстве ведет к мистическому. Эзотеризм претендует хранить сокровенную истину и тайну от профанации и непонимания господствующего сознания масс, которые не могут эти истины и эти тайны вместить.
Герметическая наука – это не такая наука, в которой тайны могут передаваться сразу, путем письменного или даже устного сообщения… Герметическая наука имеет свои методы исследования, такие же точные и деспотичные, как и методы ее антитезы – физической науки; если последняя имеет свои правила, так же точно их имеет и первая…».

Герметизм и наука

Область герметизма или совершенно игнорируется современной наукой или мало ею разрабатывается.
Герметизм не отрицает и не презирает науку. Герметисты считают свое знание лишь дополнением к тому образованию, которое они получили на школьной скамье. Пренебрежение представителей современной точной науки к герметизму есть лишь непонимание тех источников, которые дали миру химию, астрономию, медицину и целый ряд открытий и изобретений. Конечная цель герметистов заключается в синтезе человеческого знания,
неразрывно связанного с достижением человеком божественного сверхсознания.


Герметизм и религия

Православие, вмещая многое от древнего герметизма и эзотеризма, стремится в наше время всех оккультистов, теософов и им подобных тайноведов отнести к числу еретиков. Благодаря этому огульному осуждению создается впечатление, что церковь, утеряв ключи к пониманию творимых таинств и обрядов, как бы боится обретения этих ключей другими. Эта боязнь гнозиса единосущна католической тупости, пытавшейся сжечь Галилея.

Деление герметизма

Существует следующее деление герметизма:

Высший герметизм: теургия, тавматургия и психургия.

Классический герметизм: каббала, магия, таро, астрология, алхимия.

Герметическая медицина: гипнотизм, магнетизм.

Практический герметизм: телепатия, телепсихия, телекинетия, психометрия, ясновидение, магнетизм.

Прикладной герметизм: хиромантия, графология, физиогномика.

Народный герметизм: оракулы, сонники, гадания, травники.

Опишем вкратце эти деления.


Высший герметизм

Теургия – искусство входить в известную связь с духами и богами с помощью особых слов и действий, чтобы добиться от них совершения чего-либо сверхъестественного. Современная теургия связана с каббалой и содержит в себе ритуальные элементы. Простейшим проявлением теургии будет горячая, искренняя молитва, более сложным – магический ритуал.

Тавматургия есть техника воздействия и восприятия в астрале через реализацию особого состояния человеческого естества (экстериоризация). Практика тавматургии составляет основу второго (астрального) посвящения розенкрейцеров.

Психургия – это развитие психических сил человека, его астральных органов и способностей.

Практический герметизм

Практический герметизм неразрывно связан с герметизмом классическим и обосновывает им свои положения. В силу того, что практическим герметизмом можно заниматься без вступления в какое-либо общество, эта ветвь классического герметизма стала приобретать самостоятельное значение.

Телепатия (от греческих слов: «в отдалении» и «страдание»), сообщение на расстоянии одним лицом другому представлений, мыслей и переживаний (эмоций), без посредствующего воздействия на органы чувств при помощи слов, письменных знаков или других сигналов.

Телепсихия есть проявление внушения или гипноза на расстоянии.

Телекинетия заключается в передвижении и подъеме на воздух материальных предметов психическими силами. Считается, что это происходит (в основном на спиритических сеансах) вследствие частичной материализации духов или «проделок» элементалей. Но эти же явления могут быть осуществлены с разумными целями посвященными.

Психометрия есть умение читать астральные наслоения, в виде которых на физических предметах запечатлеваются земные события. Такая сенситивность бывает врожденной или искусственной (развитой путем упражнений) и, наконец, болезненной, возникшей вследствие сильных психических потрясений или
неправильного функционирования некоторых органов.

Ясновидение обнимает обширный ряд явлений, основанных на способности сверхчувственного восприятия, т.е. способности получать информацию и впечатления из внешнего мира без помощи органов чувств. Здесь речь идет о познании совершенно конкретных обстоятельств, как то: угадывание мыслей, определение болезни отсутствующего лица без каких-либо реальных данных о ней, умение читать через непрозрачную обертку и т.д. Реальность подобных явлений до последнего времени отвергалась положительной наукой.

Магнетизм – «животный магнетизм», или «человеческий од» – есть энергия или жизненная сила человеческого организма (прана). Это «нервное электричество» служит для лечения болезней, обновления организма и самого широкого применения в обыденной жизни через рукопожатия, поцелуи, жесты и т.п. В магии служит для конденсирования астрального тела, воздействию не астральных сущностей и содействует успеху талисманов и пантаклей.


Прикладной герметизм

Прикладной герметизм заключается в умении читать астрологические сигнатуры, имеющиеся во всех предметах физического мира. Изучение сигнатур минерального царства, преимущественно камней, позволяет применять эти камни для талисманов, пантаклей и т.п. Изучение сигнатур в царстве растений служит применению растений в качестве лекарств в герметической медицине, в магии – в виде курений. В царстве человека астрологические сигнатуры служат для определения его характера, способностей, склонностей и позволяют судить о его будущем.

Областью человеческих сигнатур занимаются несколько оккультных наук, развившихся в глубокой древности на чисто астрологических началах. Среди них самые известные – это хиромантия и физиогномика.

Астрология – наука, определяющая воздействие небесных тел на земные дела и претендующая на предсказание грядущих событий по расположения звезд.

Хиромантия – искусство определять характер человека и предугадывать его судьбу по линиям, морщинам, складкам и бугоркам, которыми покрыта ладонь. Принцип гадания заключается в том, что каждой линии или бугорку (а также и форме пальцев) приписывается неразрывная связь с одной из психических способностей. Часто линии носят названия астрологических планет и соответствуют их влиянию. Таким образом, ладони человека являются своеобразным гороскопом, чтением и толкованием которого и заняты хироманты. Большей частью хиромантией занимаются в связи с другими оккультными и мантическими науками.

Физиогномика аналогично хиромантии изучат черты лица как своеобразный гороскоп.

Существуют также: френология – учение о связи душевных функций и психических способностей с наружной формой черепа; графология – учение, состоящее в суждении о человеке по его почерку (манере письма).