Шри Бхагаван Даттатрея

Даттатрея  воплощает в Себе  триединые аспекты мироздания: Брахму – олицетворяющего силу созидания (принцип пространства), Вишну – олицетворяющего силу поддержания вселенной (принцип энергетических преобразований), Шиву – олицетворяющего силу очищения для последующего созидания (принцип времени). Даттатрея – наиболее экуменическое из божеств индуизма, воплощающее в Себе все три триединые аспекты мироздания: Брахму – олицетворяющего силу созидания (принцип пространства), Вишну – олицетворяющего силу поддержания вселенной (принцип энергетических преобразований), и Шиву – олицетворяющего силу очищения для последующего созидания (принцип времени). Даттатрея – глава и фактический основатель эзотерического ордена натхов (совершенных сиддха-йогов). В древности именно Даттатрея считался Ади-натхом, или Исконным Владыкой, но к настоящему времени этот титул перешёл к Шиве. К ордену натхов в первую очередь относятся Матсьендранатх, также известный как Ченрези и бодхисаттва Авалокитешвара (а также как самое почитаемое китайское божество – богиня Куан Ин – и японская буддийская богиня Кваннон), и любимый ученик Матсьендранатха – Горакхнатх, также известный как Горакшанатх. В"Уддхава-гите" (диалоге Кришны и Его величайшего преданного Уддхавы, который приводится в 11-ой книге"Шримад Бхагаватам" и который больше предназначен для духовных подвижников, чем Бхагавад-гита, которая предназначена для всех) Даттатрея описывается как гуру царя Яду – предка Кришны. Из 24 глав"Уддхава-гиты" 3 главы – 2-ая, 3-ья и 4-ая – посвящены описанию 24"учителей" авадхуты Даттатреи.

Имя Шри Бхагавана Даттатреи всё ещё практически неизвестно за пределами Индии. Ещё более печален тот факт, что, хотя Ему поклоняются миллионы индуистов, Его считают скорее доброжелательным божеством, чем Учителем наивысшей сущности индуистской мысли. Такие писания, как"Трипура-рахасья","Авадхута-гита","Дживанмукта-гита","Йога-рахасья" и"Йога-шастра", автором которых и нескольких других считается аватар Даттатрея, являются одними из древнейших текстов индуизма и в то же время ярко раскрывают учение Брахма-видьи. Достаточно сказать, что в Индии"Авадхута-гита" общепризнанно считается самым адвайтичным трудом из всех когда-либо написанных писаний адвайта-веданты."Трипура-рахасья" производит на читателя неизгладимое впечатление ясностью изложения запредельных духовных и глубинных философских понятий, относящихся к тонким взаимосвязям человека и его высшего Я – Бога, а также излагаемыми с практической точки зрения описаниями кармы, гун и прочих относящихся к самореализации фундаментальных концепций; фактически это руководство по самореализации.

Шри Даттатрея пребывает на Земле с тех незапамятных времён, когда Веда (в лице трая-веды) и тантра (в частности, в лице Атхарва-лоры) ещё были двумя крайне обособленными культами. Именно такие личности, как Даттатрея, помогли осуществить их слияние (после долгой междоусобной борьбы, стоившей жизни многим великим святым, включая Васиштху – прадеда Вьясы и Парашару – отца Вьясы, Атхарва-лора, например, была признана четвёртой Ведой). Трое из Его близких учеников были царями, один был асурой (титаном), и ещё двое относились к касте воинов. Сам Даттатрея, Который среди прочего практиковал крайний аскетизм, поначалу считался аватаром Махешвары (Шивы), но позже Его харизматическая личность была востребована ортодоксальными вайшнавами (постоянно боровшимися с шиваитами за официальное лидерство в индуизме), и они стали рассматривать Даттатрею как преимущественно аватара Вишну. К счастью, для неортодоксальных индуистов Вишну и Шива – это один и тот же Ишвара (Господь), принимающий разные облики при разных обстоятельствах, так же как один и тот же человек в разное время оказывается в разных ролях сына, брата, отца, сотрудника по работе, соседа и т.д. Один и тот же Господь-Ишвара в разные эпохи для разных народов при разных обстоятельствах посылал различных аватаров или пророков для установления различных религий, но все эти религии в конечном счёте коренятся в одном и том же Господе Боге. В науке это называется экуменизм.

Поучения Даттатреи за время Его ныне уже многотысячелетней жизни скорее всего были адаптированы к нуждам и пониманию Его учеников. Одним из примеров этого служит история Парашурамы – воинственного брамина и шестого (из десяти) аватара Вишну, Который стал учеником Даттатреи. В соответствии с правильной оценкой гуру Даттатреи той стадии духовного развития, на которой находился Парашурама, Он был вначале посвящён в ритуалы поклонения богине Матери (Шакти) в Её форме Трипуры (разрушительницы трёх обителей, или гун), что описано в первом разделе"Трипура-рахасьи" – Дэви-махатмье. С течением времени (фактически через 12 лет) Парашурама продвинулся достаточно, чтобы постичь более возвышенные поучения, изложенные в джняна-кханде – втором разделе"Трипура-рахасьи", и, если бы не это постепенное развитие, Он мог бы оказаться в замешательстве и не осознать эти более высокие поучения.

Драгоценные жемчужины мудрости, которые могут быть описаны как высшие поучения Даттатреи (Которого часто называют"Датта", что является сокращённой формой Его имени), дошли до нас различными способами. Наименее очевидным и наиболее важным был Его образ жизни. Если бы Ему не встретились несколько учеников необычайно высокого уровня понимания, это могло бы остаться единственным способом Его постижения. Другой путь ознакомления с Его учением – священные писания, связанные с Его именем. Они обнаруживаются в нескольких древних упанишадах, а также в тантрическом тексте под названием Харитаяна-самхита (также известном как"Трипура-рахасья"), труде из трёх разделов. Последний раздел – чарья-кханда, или раздел о поведении, был утерян, или, как считают некоторые, уничтожен.

Упанишады описывают Даттатрею с пылким восхвалением и восторгом и перечисляют его великие качества. Подобно большинству последних ярчайших представителей древнего языческого мира, Он жил полностью обнажённым. Но это была великая духовная эра, когда весь мир отшельников жил практически без одежды. Используемое для описания этого состояния санскритское идиоматическое выражение – дигамбара, которое буквально означает"одетый в небо" или"небо в качестве одежды", но в переносном значении это подразумевало, что садху был един с окружающей его средой. Это был дравидский мир Шива-Шакти, где образ жизни в гармонии с Природой был наивысшим идеалом. Цивилизация и города уже появились, но все знали, что только искусственные люди могли жить и выращиваться в них на матричной основе. Аллегорически это было показано посредством многочисленных религиозных и духовных аналогий в фильме"Матрица", в котором Нео сыграл роль нео-Иисуса, и где, в частности, были буквально отображены слова Кришны из Бхагавад-гиты (18:61) –"Господь пребывает в сердце всех существ, о Арджуна, и с помощью Своей майи заставляет блуждать их, словно посаженных в машины", когда Морфей ознакомил Нео с текущим положением людей в мире машин.

Несмотря на легенды, которые сделали Его сыном семьи браминов (причём Его отец Атри обычно упоминается среди семи высочайших риши, и само имя Даттатреи означает "Данный [Господом] для Атри"; имя Его отца Атри означает"превзошедший тройственность", а-три –"не-тройственный"), Даттатрея, судя по всему, не провёл вместе с родителями много времени, и Он избегал любых концепций кастового различия. В обозримом прошлом это сделало Его одним из самых нелюбимых (если не самым) ортодоксальными браминами аватаров Вишну, и Ему было"отказано" в месте в наиболее известной десятке аватаров Вишну, но Его включают в списки из 12 и более самых известных аватаров Вишну, включая наиболее полный официальный список из 21 аватаров Вишну, приводимый Вьясой в Шримад Бхагаватам (Бхагавата-пурана). Другой причиной этого был скорее эзотерический, чем экзотерический характер Его аватарства, а также Его"долголетие" ;-), не характерное для яркой и короткой миссии классических аватаров Вишну (таких как, например, проживший всего 125 лет Кришна – ровно столько же, сколько и Иисус Христос, похороненный в Кашмире в г. Шринагар; что, впрочем, не помешало браминам внести в список наиболее важной десятки аватаров прожившего как минимум несколько тысяч лет Парашураму, Который встречался и с Рамой, и с Кришной, но на это, опять же, имеется своя причина – брамин Парашурама уничтожил в Индии 21 поколение кшатриев, которые стали вырождаться в беспринципных грабителей по официальной версии браминов, что позволило браминам выйти на первое место в кастовой системе, потеснив кшатриев – к тому времени уже сильно смешавшихся с чернокожими дравидами бывших ариев – на второе место, и поэтому Парашурама очень даже любим ортодоксальными браминами). Более часто поучения Даттатреи отвергают всякую важность кастовой системы в истинной духовной жизни. Как и Будда или Иисус (в частности, в индуистском городе Пури, где Иисус провёл три года из Его утерянных лет, и откуда Он ушёл в буддийский Сарнатх после кастового конфликта с ортодоксальными браминами), Даттатрея не говорил, что в мирских отношениях кастовая система бесполезна или дефектна, но стремился показать, что необходимо подняться к такому уровню понимания, где кастовая система не имеет никакого значения.

Рассказывая об Абсолютной Реальности, Даттатрея говорит:"Она не пронизывающая и не то, что могло бы быть менее пронизывающим; она не может покоиться нигде, равно как и не может иметься отсутствие такого места. Это что-то и одновременно ничто. Разве можно это объяснить?" Далее идёт игра слов, которая не поддаётся интеллектуальному толкованию:"Сломайте это различие между сломанным и несломанным; не цепляйтесь за различие цепляния и нецепляния".

Здесь уровень представления концепций находится далеко за пределами обычного обусловленного мышления. Они подобны коанам, используемым в дзэнских монастырях. Таким образом Даттатрея становится лодкой, которая переправляет нас в запредельную запредельность.

Даттатрея ставит Своей целью отрицание стоящего за вещами и представлениями обусловливающего рассуждения, ибо имеется конфликт – не такой уж большой в самих вещах и представлениях (таких как слова), но большой в том, что касается тех значений, которые мы связываем с ними. Как сказал один из потенциальных кандидатов в"Матрице" Нео, держащему в руке ложку и пытавшемуся телекинетически согнуть её,"Не старайся согнуть ложку – это невозможно. Вместо этого попытайся понять истину. – Какую истину? – Нет никакой ложки. – Нет никакой ложки? – И тогда ты увидишь, что не ложка изгибается, а ты". Даже корректное значение становится обесцененным, если оно не постигается. Простая естественность сахаджи и запредельный идеал самарасы никогда не должны быть потеряны в бессмысленных и мелочных спорах между философиями, концепциями и просто человеческими представлениями.

На великой сцене величайшего из всех споров, который всё ещё бушует и сегодня между концепциями двайты (двойственности Бога и творения) и адвайты (недвойственности) Даттатрея утверждает, что обе эти концепции и истинны, и ложны. Поскольку Абсолют пребывает за пределами всякой классификации или выражения, никакой термин не может применяться по отношению к Нему. То, что проявляется из Абсолюта в форме мироздания, не может быть всецело заблуждением, но должно обладать относительной реальностью. Творец и творение подразумевают двойственность, так что в этом смысле это корректно. Но, также, если имеется совершенное единство и даже тождественность Творца сотворённому, если вселенная в каждый квант времени находится в совершенном динамическом равновесии, т.е., другими словами, имеет только один центр, то говорить о недвойственности тоже корректно. В действительности не настолько важно разрешить эти философские проблемы, насколько быть способным стоять полностью в стороне от них. Когда единство осознаётся на самом деле, тогда двойственность и недвойственность – всего лишь бессмысленные слова и символы заблуждения.

Странствовать, блуждать повсюду – это часть привычного образа жизни Даттатреи, воплощения трех божеств – Брахмы Вишну и Шивы. Всегда остается загадкой, куда он направляется. По вечерам все покидают его обитель. Даже в Гиринаре никто не задерживается после 6 часов вечера на том месте, где он когда-то жил. Даттатрея любит уединение. Все уходят – не из страха, а из почтения.

Считается, что культ агхори происходит от Даттатреи, и культ сиддхов – тех, что превращают неблагородные металлы в золото и ищут бессмертия – тоже. Все это дарует Даттатрея. Он бессмертен сам и может одарить бессмертием. Говорят, что никто не способен достичь бессмертия без благословения Даттатреи. Таково поверье в Индии, в этом есть доля здравого смысла. Йоги считают, что Даттатрея обладает тремя головами: головой Брахмы, головой Вишну и головой Шивы одновременно. Когда две головы находятся в Самадхи, а голова Брахмы бодрствует, весь мир поклоняется Брахме, как в древности. Затем Брахма уходит в Самадхи - просыпается Вишну, и все почитают его. Затем Брахма и Вишну засыпают, а Шива пробуждается, и весь мир поклоняется ему.

Сейчас поклонение Шиве постепенно распространяется по миру. Оно пришло в последний раз и теперь уже навеки. Мир вступит в Золотой Век.
Это не Пралая, не конец света. Он близится только согласно шумерскому календарю, но не нашему. Шумерская цивилизация была и на американском континенте. Согласно их календарю конец света также должен наступить в 2012 году. Думаю, что это ждет живущих там, но не нас.

Одна голова из трех бодрствует. Сейчас это голова Шивы. Вот почему йога так популярна сейчас во всем мире. Шива – первый среди йогов, гуру йоги.

Если к вам явится Даттатрея, вы увидите тело с тремя головами. Он – самое загадочное существо в индийской мифологии. Вы вряд ли разыщете где-нибудь много сведений о нем.

Есть история о том, как он родился. Как-то между женами трех богов произошел спор, которая из жен лучше остальных. Лучшей была признана супруга Атри Риши, Анусуя. Три бога, Брахма, Вишну и Шива явились испытать ее. Она хотела угостить богов фруктами, но те заявили, что станут есть лишь при одном условии: если она будет прислуживать им обнаженная. Тогда она превратила богов в полугодовалых младенцев и накормила их собственным грудным молоком. Долгое время потом боги пребывали в младенческом состоянии. Наконец явились их жены, попросили у нее прощения, и она вернула богам прежний вид. Она сказала: «Вы питались моим молоком – так станьте моим ребенком». И три бога стали одним существом – Даттатрейей.

Он отворяет ворота мест сожжения усопших. Черные собаки и коровы всегда рядом с ним. И никогда не знаешь, как именно он появится.

Учения Даттатреи

"Трипура-рахасья", или"Мистерия за пределами Троицы". Учение аватара Даттатреи-авадхуты, поведанное аватару Парашураме.
"Йога-рахасья", или"Мистерия йоги". Учение аватара Даттатреи-авадхуты, поведанное царю Аларке.
"Йога-шастра", или"Учение йоги". Учение аватара Даттатреи-авадхуты, поведанное святому мудрецу Санкрити.
"Авадхута-гита". Учение аватара Даттатреи-авадхуты, монолог о бескомпромиссной недвойственности (адвайте).
"Дживанмукта-гита". Учение аватара Даттатреи-авадхуты, монолог о природе дживанмукты – освобождённого при жизни.
Авадхута-упанишада.

Другие писания, относящиеся к Даттатрее:

108 имён Даттатреи
Шри Ганапати Сатчитананда Свамиджи "Даттатрея – Абсолют"
Шри Ганапати Сатчитананда Свамиджи "Принцип Даттатреи"
Уддхава-гита
Даттатрея-упанишада
Шандилья-упанишада
Джабала-упанишада

/ / $2DFA.HTM -->