Священные тексты Индии описывают пищу как первостепенную потребность, без которой человек не может развить свое анатомическое тело до духовного уровня. Известно, что солнце излучает тепло, которое заставляет воду испаряться. Пар становится тучами, которые дождем проливаются на землю. Человек возделывает землю и производит пищу, которая, будучи усвоена организмом, порождает энергию, поддерживающую крепость человеческого тела. Крепость тела становится основой дисциплинированности, которая развивает веру, дающую знания; знания даруют ученость; ученость приносит самообладание, рождающее спокойствие; спокойствие упрочивает невозмутимость, которая развивает память, память пробуждает распознавание; распознавание приводит к рассудительности, а она, в свою очередь, ведет к осознанию «Самости».
Известный йог Айенгар в книге “Пранаяма – искусство дыхания” пишет, что пища должна быть полезной, вкусной и соответствующей телу. Принимать пищу только лишь для удовлетворения чувств не следует. Она разделена на три обширных класса: саттвическая, раджасическая и тамасическая. Первая способствует долгожительству, здоровью и счастью; вторая порождает возбуждение; третья вызывает болезнь. Раджасическая и тамасическая пища делает сознание вялым и препятствует духовному прогрессу. Обязанность садхаки — найти путем проб и экспериментов подходящую для себя пищу.
Пища влияет на характер. Темперамент испытывает влияние диеты, потому что еда воздействует на работу ума. Сатгвическая вегетарианская пища, однако, может употребляться и тиранами с беспокойным умом, полными ненависти, несмотря на пищу, раджасичными или тамасичными. В то же время благородные натуры (подобные Будде или Христу) могут не подвергаться воздействию предложенной им пищи или людей, которые ее дали, хотя обычно те относятся к тамасическим людям. Именно состояние ума принимающего пищу важно. Даже диета, состоящая из саттвической пищи, только помогает практикующему поддерживать ясное и неколеблющееся состояние ума. Тело — это местопребывание индивидуальной самости (дживатма). Если оно страдает от недостатка пищи, «Самость» покидает его, подобно арендатору, который отказывается жить дальше в ветхом доме. Пренебрежительное отношение к телу ведет к смерти и разрушению «Самости».
Согласно Чандогья Упанишаде (VI, 7.2), твердая пища, жидкости и жиры — горючее для тела, каждое из которых разделяется на шестнадцать потребляемых частей. Пища разделяется на три части; наиболее грубая становится фекалиями, средняя часть становится плотью и наиболее тонкая превращается в ум, в соотношении 10/16, 5/16 и 1/16 соответственно. Наиболее грубая часть жидкости становится мочой, средняя — кровью, а самая тонкая — энергией (праной) Аналогично, жиры: грубейшие составляющие становятся костями, средняя часть — костным мозгом, самая тонкая часть становится речью — вак.
Не следует есть, когда не выделяется слюна, это указывает на то, что тело не нуждается в еде. Умеренным должно быть как количество, так и качество еды. Выбранная пища может казаться лакомой и приятной, но быть неподходящей. Она может иметь высокую питательную ценность и в то же время служить источником токсинов, влияющих на процесс в пранаяме.
Когда человек действительно голоден или испытывает жажду, еда немедленно усваивается в организме и становится питательной. Вода сама по себе всегда может утолить жажду Настоящая жажда не требует никакого другого питья, кроме воды. Обуздайте искусственный голод и жажду. Йогические тексты предписывают наполнять половину желудка твердой пищей, четверть — жидкостью и четверть оставлять пустой для свободного движения воздуха.
Нельзя есть при эмоциональном возбуждении. Во время еды разговаривают только о хорошем и едят внимательно. Когда во время еды преобладает возвышенный настрой ума, вся пища, кроме ядов, становится саттвической. Пищеварительный огонь возжигается энергией, порождаемой дыханием. Умеренная и питательная еда — существенный фактор для упрочения мощи, энергии и бодрости. Избегайте спешки при еде. Согласно Тайттирийа Упанишада, пища есть Брахман (Абсолютная Реальность). К ней должно относиться с уважением, не злоупотреблять и не испытывать презрения.
Ведический метод приготовления пищи очень практичен, поскольку позволяет готовить очень вкусные и изысканные кушанья, не затрачивая на это много времени. Здесь вы найдете много рецептов индийской вегетарианской кухни.
Люди ведической культуры практически не употребляли в пищу мяса. Употребление в пищу мяса распространилось в Индии лишь с приходом иноземных завоевателей: Моголов, пришедших из Персии в шестнадцатом веке, португальцев, правивших Гоа в течение четырёх веков, и, наконец, британских колонизаторов. Однако, несмотря на то, что в течение многих веков Индия находилась под властью людей, питающихся мясом, огромное число индийцев по-прежнему являются вегетарианцами. С ведической точки зрения, вегетарианство - это не только система питания, это неотъемлемая часть образа жизни и философии тех, кто стремится к духовному совершенству.
Какие продукты традиционно используются в ведической кухне?
- Прежде всего это, конечно, молочные продукты. Из них готовят огромное количество блюд - йогурты, домашний сыр, топленое масло, творог, простоквашу. Рецепт домашнего йогурта очень прост. Берете обыкновенное молоко и кипятите в чистой посуде. После кипения остужаете примерно до 40 градусов. Предварительно нужно приготовить закваску. Для нее можете использовать любой магазинный йогурт, например биойогурт. Разводите его в молоке в пропорции один к одному, и закваска готова. После чего выливаете ее в кастрюлю с теплым молоком, плотно закрываете ее, заворачиваете во что-нибудь теплое, например, в шерстяную ткань, и оставляете на четыре-пять часов.
У вас получается замечательный йогурт. Это необыкновенно полезная пища, молочнокислые бактерии выводят токсины и благотворно влияют на микрофлору кишечника. Ну а согласно Ведам - йогурт, кефир, ряженка - гармоничная пища, соответствующая высокому уровню сознания.
О специях...
Специй много, самые популярные - имбирь, гвоздика, куркума, перец черный, красный, зеленый... Перец вообще способствует увеличению "огня пищеварения" в желудке. Но, разумеется, главное правило использования специй - чувство меры. Очень полезны для крови кардамон и гвоздика. Все сладкие специи - имбирь, шафран, корица, гвоздика благотворно влияют на работу сознания. Они активизируют тонкие энергии в организме и, соответственно, повышают интеллектуальные способности. Специи хорошо добавлять в молоко, чай, кофе.
Все блюда ведической кухни обязательно содержат специи, ведь по сути это семена лекарственных трав. Вот имбирь - незаменимое средство от простуды. Сухой или натертый имбирь добавляете в молоко и несколько минут кипятите, можете добавить туда еще гвоздику. Получается замечательный напиток, который хорошо пить на ночь.
Что говорится в Ведах о тортах, булочках и тому подобных лакомствах.
- Пища должна радовать все органы чувств: обоняние, осязание, зрение, и вкусовая палитра должна быть полной. В дневном рационе здорового человека обязательно должны присутствовать сладости. Рекомендуется съедать что-нибудь сладкое до 10 часов утра и вечером перед сном, желательно с горячим молоком. Это очень полезно, поскольку успокаивает ум, способствует релаксации и компенсирует негативные эмоции, скопившиеся за день.
Сладких блюд в ведической кухне существует много, начиная с молочных и кончая зерно-бобовыми - пирожными, тортами, пирожками. Зерно-бобовые рекомендуется употреблять до 12 часов, пока солнце высоко и его тепло помогает переваривать тяжелые продукты. А днем и вечером лучше съесть что-нибудь сладкое на молочной основе.
рецепт лакомства.
Например, кокосовое печение. Кокосовую стружку грубого помола размешиваете в сгущенном молоке до консистенции густого теста. Добавляете немного ванильного сахара, можно протертых бананов, яблок и других фруктов. Затем кладете на противень лист фольги и раскатываете на нем полученную массу в маленькие шарики, размером с грецкий орех. И при температуре 250 градусов запекаете их минут 10. Затем остужаете. Получается замечательное печенье. Его можно долго хранить, и оно не теряет своих вкусовых качеств.