нитья-садхана (Ежедневная ритуальная практика)

1) Утренние ритуально-гигиенические процедуры:
Проснувшись утром, преданный Владыки Шивы, ещё находясь в постели, произносит негромко вслух или про себя:
ОМ УТТИШТХОТТИШТХА ДЕВЕША УТТИШТХА ХРИДАЙЕШАЙА УТТИШТХА ТВАМ-УМА-СВАМИН-БРАХМАНДЕ МАНГАЛАМ КУРУ.
(ОМ! Восстань, восстань, о Владыка Богов! Восстань, о Пребывающий в Сердце! Восстань, о Супруг Умы! Сотвори благо Миру!)
Некоторые добавляют к этому слова молитвы:
ДЖАНАМИ ДХАРМАМ НА ЧА МЕ ПРАВРИТТИР-ДЖАНАМИ-АДХАРМАМ НА ЧА МЕ НИВРИТТИХ ТВАЙА МАХАДЕВА ХРИДИ-СТХИТЕНА ЙАТХА НИЙУКТО’СИ ТАТХА КАРОМИ.
(Я знаю Дхарму (Закон Бытия, Духовный долг, праведность), но не могу следовать Ей; я знаю адхарму (неправедность), но не могу отстраниться от неё. Но я готов поступать согласно Твоей Воле, о Великий Боже, пребывающий в моём Сердце!)
Затем садхака мысленно обращается к своему Гуру (Духовному Учителю), в качестве которого может выступать как отдельный человек, так и Сам Владыка Шива (Парамештхи Гуру), и произносит мантру:
ОМ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХа.
(ОМ! Почитание Гуру!) После чего садхака обращается к своему Ишта-Девате (Божеству-Покровителю, в качестве Которого может выступать как Сам Владыка Шива, так и Та Форма Всевышнего — То Божество, в практику Которого садхака посвящён непосредственно своим Гуру) и произносит соответствующие мантры или молитвы, обращённые к Нему.
В завершение садхака несколько раз произносит про себя мантру: ШИВО’ХАМ. (Шива есть Я.) Таким образом садхака утверждает сущностную тождественность индивидуального Духовного Начала (Шиватмы) и Начала Вселенского (Параматмы — Души Мира — Самого Владыки Шивы). Закончить чтение мантр можно пропеванием («прогуживанием») священного слога ОМ (пропевается как А-У-М), символизирующего собой Первозвук Творения, Божественное Единство Шивы и Шакти, Начало и Конец всего сущего.
Встав с постели, садхака совершает все положенные гигиенические процедуры, что также может сопровождаться соответствующими мантрами. Утреннее омовение является для садхаки обязательным. Оно может быть полным либо частичным, в зависимости от обстоятельств. Частичное омовение, как правило, включает в себя умывание лица, ушей, шеи, рук до локтей, ануса и гениталий.
После совершение омовения садхака, облачившись в чистые одежды, выполняет ачаману — ритуальное очищение рта. Традиционно считается, что нельзя читать священные мантры и совершать другие обряды до тех пор, пока не выполнена ачамана. (Исключение составляют только приведённые выше мантры, читаемые садхакой сразу после пробуждения.) Совершается ачамана следующим образом: немного предварительно освящённой (посредством возлияния на Шивалингам) воды наливают в горсть правой руки и трижды прихлёбывают небольшими глотками, произнося при этом мантры:
1. ОМ АТМА-ТАТТВАЙА СВАХА! (ОМ! Сущности Атмана — СВАХА!) СВАХА — ритуальный возглас, означающий буквально: «на благо» или «во благо».
2. ОМ ВИДЙА-ТАТТВАЙА СВАХА! (ОМ! Сущности Видьи (Знания) — СВАХА!)
3. ОМ ШИВА-ТАТТВАЙА СВАХА! (ОМ! Сущности Шивы — СВАХА!)
Затем из правой горсти садхака окропляет себя — пучком священной травы куша либо просто рукой — с ног до головы освящённой водой, медитируя при этом на изгнание всех нечистых помыслов, вредоносных энергий и злых духов.
Так, очистив тело и ум, садхака становится ритуально очищенным и готовым к совершению утренней сандхья-ванданы, джапа-медитации, Линга-пуджи и других форм индивидуальной садханы дня.
2) Нанесение на тело священного пепла и надевание джапа-малы (чёток):
Трипундра из свяшенного пепла (вибхути, бхасмы) наносится на лоб тремя пальцами (указательным, средним и безымянным) правой руки в форме трёх горизонтальных линий с произнесением мантр:
1. ОМ АГНИР-ИТИ БХАСМА! (ОМ! Огонь — это бхасма!)
2. ОМ ВАЙЮР-ИТИ БХАСМА! (ОМ! Воздух — это бхасма!)
3. ОМ ДЖАЛАМ-ИТИ БХАСМА! (ОМ! Вода — это бхасма!)
4. ОМ СТХАЛАМ-ИТИ БХАСМА! (ОМ! Земля — это бхасма!)
5. ОМ ВЙОМЕТИ БХАСМА! (ОМ! Пространство — это бхасма!)
6. ОМ ДЕВА БХАСМА! (ОМ! Боги — бхасма!)
7. ОМ РИШАЙО БХАСМА! (ОМ! Риши — бхасма!)
Затем на место Третьего Глаза (область чуть выше межбровья) тем же пеплом (либо освящённой водой, либо красным порошком — кумкумой) наносится бинду — точка, символизирующая собой Божественную Шакти.
Также вибхути может наноситься на грудь, плечи и даже на всё тело, в зависимости от данных обетов и выполняемой садханы.
В завершение садхака надевает на шею джапа-малу (чётки — символ садханы; как правило, состоят из 108 зёрен рудракши и ещё одним, более крупным, символизирующим собой сакральный Центр Мира — Гору Меру или Самого Владыки Шиву), произнося при этом: ХРИМ ОМ ХАУМ — тантрическую мантру Шивы и Шакти. Не имеющим специального посвящения садхакам повторять эту мантру не рекомендуется. При надевании чёток из рудракши посвящённые преданные Владыки Шивы также могут произносить различные другие мантры, в зависимости от числа мукхи («ликов») на её зёрнах.
Нанесение священного пепла и надевание джапа-малы (рудракша-малы) выполняется сразу же после утренней ачаманы, непосредственно перед сандхья-ванданой и другими практиками поклонения и медитации.
3) Сандхья-вандана:
Сандхья (буквально: «соединение») — это время перехода одной части суток в другую: ночи в день, дня в ночь, первой половины дня во вторую, когда взаимодействие с силами природы, и особенно с её тонкими энергиями, считается особенно благоприятным. Утренняя сандхья начинается с рассвета и заканчивается примерно час спустя после восхода Солнца. Полуденная сандхья — это так называемый «истинный полдень», то есть время, приходящееся ровно на середину дня. Вечерняя сандхья начинается примерно за час до захода Солнца и заканчивается на закате.
Сандхья-вандана (или сандхйопасана) — ритуальное почитание Высшего Начала, Божеств, Учителей и Мудрецов (Риши), а также душ предков (питри), совершаемое на лоне природы во время каждой сандхьи. Также в состав сандхья-ванданы может входить Сурья-намаскара (поклонение Солнцу) и некоторые другие практики.
Простейший вариант сандхья-ванданы: во время третьей (вечерней) сандхьи садхака не менее трёх раз произносит Брахма-гайятри-мантру:
ОМ ПАРАМЕШВАРАЙА ВИДМАХЕ / ПАРАТАТТВАЙА ДХИМАХИ / ТАННО БРАХМА ПРАЧОДАЙАТ.
(ОМ! Да постигнем мы Парамешвару! Медитируем на Высшую Таттву (Сущность). Да озарит наше сознание и да направит нас Брахма!)
Затем садхака медитирует на Духовный смысл повторяемой им (произвольное число раз; например, 108 раз — один круг на чётках) мула-мантры Единого Брахмана:
ОМ САЧЧИДЕКАМ БРАХМА.
(ОМ! Бытие (Сат) и Сознание (Чит) — Единый Брахман!)
Слово «Брахма», в соответствии с правилами санскрита, произносится с ударением на первом слоге и лёгким придыханием «ха» на втором слоге: «Брам[х]а». Считается, что совершая почитание таким образом, садхака обретает высшие Духовные плоды всей сандхья-ванданы, хотя и не получает той мощной энергетической подпитки от душ предков, духов стихий и многих природных сил, какую даёт практика, совершаемая в полном объёме и на лоне природы.
4) Джапа-медитация:
Джапа-медитация — это мысленное созерцание садхакой его Ишта-Деваты, сопровождаемое сосредоточенным повторением мантр, совершаемым, как правило, на чётках. Санскр. «мантра» — происходит от «мана» (ум) и «трайа» (освобождение). Джапа-медитация может практиковаться в любое время дня и иметь различную длительность, в зависимости от возможностей садхаки и данных им обетов. Традиционно считается, что наиболее благоприятными для практики джапы являются утренние часы, а также время после совершения сандхья-ванданы.
Совершив сандхья-вандану, садхака принимает устойчивую позу (желательно сесть в падмасану или сукхасану). Побыв некоторое время в безмолвном созерцании и обретя должный настрой, он начинает повторять Шиваитскую паньчакшара-махамантру [ОМ] НАМАХ ШИВАЙА, перебирая чётки. Каждому зерну рудракши соответствует один повтор мантры. На самом крупном, 109-м зерне, означающем, как уже было сказано ранее, Гору Меру или Самого Владыки Шиву, мантра не читается. Завершив круг и дойдя до «Меру», следует перевернуть чётки и начать новый круг в обратную сторону. Как правило, джапа совершается правой рукой, пальцы которой сложены в особую мудру — «знак ворона»: мизинец, безымянный и средний пальцы подогнуты, указательный палец (чуть согнутый) выступает вперёд, напоминая собой клюв ворона. Мала (чётки) находится между большим и средним пальцами руки, указательный палец может лишь слегка придерживать бусины. Движение бусин малы происходит по направлению к практикующему.
Традиционно выделяются четыре способа произнесения мантр:
1. Вслух — в полный голос;
2. Шёпотом;
3. Про себя (мысленно);
4. «Слыша» мантру, приходящую Свыше и звучащую как бы «самостоятельно».
Четвёртый способ считается высшим, но, дабы исключить возможный самообман и влияние психических расстройств у неподготовленных практикующих, он предназначен преимущественно для Божественных Риши и Махатм (Великих — достигших Освобождения — душ).
Желательно за один приём выполнять джапу мантры [ОМ] НАМАХ ШИВАЙА не менее одного круга (108 раз). Затем преданный Владыки Шивы, получивший от своего Гуру индивидуальную мантру и посвящение в соответствующую практику, может приступить к выполнению другой джапы.
По желанию садхаки, джапа-медитация может предваряться выполнением кара-ньясы и шаданга-ньясы, а также чтением Паньчакшара-Стотры (Гимна Пяти Слогам). Обычно сначала читается Паньчакшара-Стотра, затем совершаются кара-ньяса и шаданга-ньяса (о них см. далее – в описании Линга-пуджи), после чего садхака приступает к джапе.
Также практика джапы может входить в состав других практик (например, Линга-пуджи).
5) Ежедневная Линга-пуджа:
//1// Приготовление всего необходимого.
На подносе размещается панчопачара (пять подношений): гандха (душистое вещество или духи не на спиртовой основе) или сандаловая паста, цветы (хотя бы один), благовонные курительные палочки (непременно нечётное число!), дипа (ритуальный светильник с масляным фитильком или камфарой), а также найведья (жертвуемая пища, положенная на отдельную небольшую тарелочку, обычно — сладости или фрукты). Также на поднос в двух сосудах ставится чистая вода: в одном — для возлияния на Лингам, в другом — для поднесения Владыке непосредственно после предложения найведьи. Кроме этого необходим сосуд с заранее освящённой водой для совершения ачаманы самим пуджари (совершающим пуджу), а также гханта — небольшой ритуальный колокольчик с ручкой (обычно украшенный Трезубцем Владыки Шивы).
Приготовив поднос с пятью упачарами (подношениями), пуджари ставит его справа от себя, садясь лицом к алтарю (то есть лицом на север) на пол (на подстилку, а не на голый пол!) либо на небольшое возвышение. Алтарь должен располагаться примерно на уровне груди пуджари или же несколько ниже.
//2// Молитва Пяти Прибежищ.
Прежде чем сесть в асану и начать поклонение, следует прочесть молитву Пяти Прибежищ и совершить намаскару (земной поклон) в направлении алтаря.
Молитва Пяти Прибежищ (Паньчаратна-Шаранагати-Пранама):
1. ОМ ШИВАМ ШАРАНАМ ПРАПАДЙАМ. (ОМ! Прибегаю к Шиве (Всевышнему Богу) за защитой!) — Ладони молитвенно сложены над сахасрара-чакрой (над макушкой головы).
2. ОМ ДХАРМАМ ШАРАНАМ ПРАПАДЙАМ. (ОМ! Прибегаю к Дхарме (Истинному Учению) за защитой!) — Ладони молитвенно сложены перед аджна-чакрой (на уровне лба).
3. ОМ САНГХАМ ШАРАНАМ ПРАПАДЙАМ. (ОМ! Прибегаю к Сангхе (Общине преданных Владыки) за защитой!) — Ладони молитвенно сложены перед анахата-чакрой (на уровне Сердца).
4. ОМ ШАКТИМ ШАРАНАМ ПРАПАДЙАМ. (ОМ! Прибегаю к Шакти за защитой!) — Ладони молитвенно сложены напротив муладхара-чакры (основания позвоночника), но их пальцы при этом направлены вниз.
5. ОМ САДГУРУМ ШАРАНАМ ПРАПАДЙАМ. (ОМ! Прибегаю к Вечному (Истинному) Учителю за защитой!) —
Ладони молитвенно сложены над макушкой головы, затем на уровне лба, затем на уровне Сердца; после чего садхака совершает намаскару (земной поклон) — так, чтобы в момент касания лбом земли его ладони вновь были сложены над макушкой.
Произнося последнюю строчку Паньчаратна-Шаранагати-Пранамы, пуджари может медитировать как на Образ Самого Владыки Шивы — Вселенского Учителя, так и на образ своего личного Гуру.
//3// Вступительные молитвы.
Сев в удобную позу (но так, чтобы ноги не были протянуты к алтарю!) — лучше всего для этого подойдёт сукхасана — и побыв некоторое время в безмолвном созерцании, пуджари выполняет ачаману с мантрами трёх таттв:
1. ОМ АТМА-ТАТТВАЙА СВАХА! (ОМ! Сущности Атмана — СВАХА!)
2. ОМ ВИДЙА-ТАТТВАЙА СВАХА! (ОМ! Сущности Видьи — СВАХА!)
3. ОМ ШИВА-ТАТТВАЙА СВАХА! (ОМ! Сущности Шивы — СВАХА!)
Затем пуджари окропляет место поклонения и ритуальные предметы заранее освящённой водой. После того, как место очищено, поклоняющийся трижды пропевает («прогуживает») священный слог ОМ (поётся как А-У-М), а затем читает нараспев следующие мантры и молитвы:
1. Мантра Полноты:
ОМ ПУРНАМ-АДАХ ПУРНАМ-ИДАМ ПУРНАТ ПУРНАМ-УДАЧЙАТЕ / ПУРНАСЙА ПУРНАМ-АДАЙА ПУРНАМ-ЭВА ВАШИШЙАТЕ.
(ОМ! Всё это — Полнота, и То — Полнота. Полнота этого произошла от Полноты Того и несёт в себе Полноту Той Полноты, и Та Полнота остаётся при этом Полнотой.)
2. Мантра — молитва Учителям:
ОМ ШРИ ГУРУБХЙО НАМАХа.
(ОМ! Святым Учителям — почитание!)
3. Мантра — молитва Владыке Шиве (Благому):
ОМ ШАМБХАВЕ НАМАХа.
(ОМ! Благому — почитание!)
4. Мантра — молитва Владыке Рудре (Шиве-Разрушителю):
ОМ НАМО БХАГАВАТЕ РУДРАЙА / НАМАС-ТЕ АСТУ БХАГАВАН ВИШВЕШВАРАЙА / МАХАДЕВАЙА ТРЙАМБАКАЙА ТРИПУРАНТАКАЙА / ТРИКАГНИ-КАЛАЙА КАЛАГНИ-РУДРАЙА НИЛАКАНТХАЙА / МРИТЬЮНДЖАЙАЙА САРВЕШВАРАЙА САДАШИВАЙА / ШРИМАН-МАХАДЕВАЙА НАМАХа.
(ОМ! Почитание Владыке Рудре! Да будет Тебе поклонение, о Владыка, Владыка Вселенной, Великий Боже, Трёхокий, Уничтожитель Трипуры, Олицетворение Трёх Огней Времени, Огонь Вечности, Синешеий, Великий Победитель Смерти, Всевладыка, Вечноблагой! Святому Великому Богу — почитание!)
//4// Ньясы.
Кара-ньяса (ньяса рук — когда Сила Божества входит в руки) и шаданга-ньяса (ньяса шести частей тела — когда Сила Божества входит во всё тело) — выполняются перед джапой паньчакшара-махамантры Владыки Шивы [ОМ] НАМАХ ШИВАЙА, а также перед совершением Шива-пуджи (в том числе и Линга-пуджи) с использованием этой махамантры.
Кара-ньяса:
1. Мантра: ОМ ОМ АНГУШТХАБХЙАМ НАМАХа. — Действие: соединить большие пальцы рук.
2. Мантра: ОМ НАМ ТАРДЖАНИБХЙАМ НАМАХа. — Действие: соединить указательные пальцы.
3. Мантра: ОМ МАМ МАДХЙАМАБХЙАМ НАМАХа. — Действие: соединить средние пальцы.
4. Мантра: ОМ ШИМ АНАМИКАБХЙАМ НАМАХа. — Действие: соединить безымянные пальцы.
5. Мантра: ОМ ВАМ КАНИШТХИКАБХЙАМ НАМАХа. — Действие: соединить мизинцы.
6. Мантра: ОМ ЙАМ КАРАТАЛА-КАРА-ПРИШТХАБХЙАМ НАМАХа. — Действие: соединить ладони, а затем тыльные стороны кистей рук.
Шаданга-ньяса:
1. Мантра: ОМ ОМ ХРИДАЙАЙА НАМАХа. — Действие: сложенными «бутоном» пятью пальцами правой руки коснуться груди в области сердца.
2. Мантра: ОМ НАМ ШИРАСЕ СВАХА. — Действие: таким же способом коснуться верхней части лба в том месте, где начинают расти волосы.
3. Мантра: ОМ МАМ ШИКХАЙАЙ ВАШАТ. — Действие: оттопыренным большим пальцем правой руки коснуться макушки, держа четыре остальных пальца прижатыми к ладони.
4. Мантра: ОМ ШИМ КАВАЧАЙА ХУМ. — Действие: скрестить руки ниже плеч так, чтобы правая рука была сверху.
5. Мантра: ОМ ВАМ НЕТРА-ТРАЙАЙА ВАУШАТ. — Действие: указательным, средним и безымянным пальцами правой руки коснуться глаз так, чтобы указательный палец коснулся правого глаза, безымянный — левого, а средний — коснулся области Третьего Глаза; большой палец и мизинец при этом должны быть соединены вместе.
6. Мантра: ОМ ЙАМ АСТРАЙА ПХАТ. — Действие: вытянутыми указательным и средним пальцами правой руки ударить, издав щелчкообразный звук, по левой ладони, а затем по тыльной стороне левой кисти. (Совершается для устрашения злых духов.)
Обычно сразу после выполнения этих ньяс следует дхьяна (внутреннее созерцание) — непродолжительная медитация на Образ (Мурти) Владыки Шивы (Лингам или антропоморфное изображение). В данной же пудже дхьяне предшествует магический ритуал диг-бандханы (ограждения сторон), после чего выполняется недолгое безмолвное созерцание Божественного Присутствия в себе самом. Практикующему необходимо помнить, что без осознания себя (своего тела) живым Храмом и Вместилищем Владыки выполнение ньяс (равно как и многих тантрических ритуалов вообще) становится бессмысленным.
//5// Диг-бандхана (ограждение сторон).
Пуджари щёлкает пальцами правой руки по восьми направлениям (начиная с восточного направления) вокруг своей головы, произнося при каждом щелчке защитную мантру: ХУМ ПХАТ. Затем, произнося ту же мантру, он делается щелчок над макушкой и щелчок напротив основания позвоночника. Так садхака защищает себя от возможного нападения злых духов и других существ Тонкого Мира со всех сторон.
//6// Дхьяна (внутреннее созерцание) Божественного Присутствия.
Закрыв глаза и мысленно визуализируя в своём Сердце (анахата-чакре) Владыки Шиву и Шакти-Деви (в антропоморфных образах либо в форме Чистого Бесформенного Света) и обращаясь к Ним, садхака произносит дхьяна-мантру:
ОМ КАРПУРА ГАУРАМ КАРУНАВАТАРАМ САНСАРАСАРАМ БХУДЖАГЕНДРА ХАРАМ / САДА ВАСАНТАМ ХРИДАЙАРАВИНДЕ БХАВАМ БХАВАНИ САХИТАМ НАМАМИ.
(ОМ! Белоснежному как камфора, Воплощению сострадания, Сущности всего проявленного Мира сансары, Украшенному змеями, всегда обитающему в лотосе моего Сердца Бхаве (буквально: «Сущему» — Шиве) и Его Супруге Бхавани (буквально: «Сущей» — Шакти-Деви) я поклоняюсь!)
Затем садхака на протяжении некоторого времени безмолвно созерцает Владыки Шиву и Шакти-Деви в своём Сердце — в анахата-чакре (либо в аджна-чакре, либо в сахасрара-чакре, – в зависимости от уровня подготовки практикующего), мысленно предлагая Им в качестве подношения все богатства Мира, включая себя самого (иногда практикующие визуализируют горы цветов, бескрайние воды, всевозможные угощения и т.п. и предлагают всё это Владыке и Его Энергии). Затем образы Шивы и Шакти сливаются в Единый Бесформенный Джйотирлингам (тождественный по сути Атма-Лингаму — Шиватме, Истинному Я самого практикующего), наполняющий Своим Самосиянным Светом сначала анахата-чакру, а затем и всё тело садхаки.
Когда практикующий почувствует, что сам стал поистине этим Светом, растворившись в Нём без остатка, он переносит — «изливает» свой внутренний Свет Атма-Лингама наружу, наполняя Им внешний объект поклонения — алтарный Шивалингам.
//7// Ритуал переноса Божественного Присутствия в алтарный Шивалингам.
Не открывая глаз, сложив руки в авахана-мудру (жест приглашения) возле груди, садхака произносит мантру:
ОМ НАМАХ ШИВАЙА АВАХАНАМ САМАРПАЙАМИ.
(ОМ! Почитание Шиве! Предлагаю приглашение (призыв)!)
В момент произнесения этой мантры и переноса Божественного Присутствия – садхака открывает глаза, и первый его взор должен упасть на почитаемый Образ (алтарный Шивалингам).
Затем произносится мантра:
ОМ НАМАХ ШИВАЙА АСАНАМ САМАРПАЙАМИ.
(ОМ! Почитание Шиве! Предлагаю место (асану)!)
При этом садхака делает «переносящее» движение от анахата-чакры к внешнему Образу (Шивалингаму) и касается его своими руками.
Считается, что с этого момента Божественная Сила входит в Образ (Шивалингам); и пуджари приветствует Её словами мантры:
ОМ ШАКТИ-ШИВА САКШАТ ПАРА-БРАХМА / ТАСМАЙ ЙОНИ-ЛИНГАБХЙАМ НАМАХа.
(ОМ! Йони и Лингаму — воистину Вместилищу Божественной Силы Шивы и Образу Высшего Брахмана — почитание!)
Затем, склонив голову в поклоне и молитвенно сложив ладони перед грудью, пуджари произносит мантру: ОМ БХАВАМ БХАВАНИ САХИТАМ НАМАМИ. (ОМ! Бхаве и Бхавани я поклоняюсь!)
Затем совершается паньча-упачара-пуджа (предложение пяти подношений), означающая подношение Владыке в качестве жертвы всего Мира, состоящего из пяти элементов — стихий: земли, воды, огня, воздуха и акаши. Преданный символически подносит Всевладыке Мир, в котором он живёт, включая себя самого, воспринимая это как глубоко мистическое таинство сотворчества с Божественным Создателем, непрерывно обновляющим Своё Творение.

//8// Собственно Линга-пуджа.
1. Взяв в левую руку гханту (ритуальный колокольчик с ручкой, украшенной Трезубцем) и позванивая им во время подношения всех упачар (предлагаемых Владыке предметов), садхака правой рукой предлагает воду, возливая её из сосуда (или раковины) медленной и непрерывной струёй, произнося при этом мантру:
ОМ НАМАХ ШИВАЙА ДЖАЛА-СНАНАМ САМАРПАЙАМИ.
(ОМ! Почитание Шиве! Предлагаю возлияние воды!)
Возлияние воды символизирует истечение животворящего Семени Бога-Отца, оплодотворяющего Лоно (Йони) Богини-Матери. Так символически воспроизводится любовный акт (майтхуна) Владыки Шивы и Шакти-Деви и стимулируется плодородие (во всех смыслах) во всех Мирах. Это несложное по форме магическое действо, будучи совершено с должным настроем, РЕАЛЬНО способствует плодородию полей и садов, приплоду скота, рождению здорового и полноценного потомства и вообще стимулирует творческую потенцию буквально во всём сущем.
Предложенная таким образом вода становится освящённой и используется для ачаманы, ритуального окропления (марджаны) и т.п. целей. Помимо всего прочего, такая освящённая вода является одной из восьми аваран (буквально: «защитных покровов»)
2. После ритуального возлияния воды, предлагается гандха (душистое вещество). Как правило, это благовонное масло: розовое, лавандовое, сандаловое и т.п. Предлагать гандху следует на кончиках пальцев или же на ватном либо тканевом тампоне с мантрой:
ОМ НАМАХ ШИВАЙА ГАНДХАМ САМАРПАЙАМИ.
(ОМ! Почитание Шиве! Предлагаю душистое вещество!)
Предлагая гандху (символ стихии земли), следует смазать ею верхнюю часть Лингама или смазать его полностью. Предложив гандху, нужно затем вдохнуть её запах и самому.
3. Цветы (символ Акаши) предлагаются с мантрой:
ОМ НАМАХ ШИВАЙА ПУШПАНИ САМАРПАЙАМИ.
(ОМ! Почитание Шиве! Предлагаю цветы!)
Если цветок всего один, то вместо слова ПУШПАНИ (цветы) следует говорить: ПУШПАМ (цветок).
Совершая подношение, пуджари неспешно, с благоговением и должным почтением сыплет цветы на Лингам. По крайней мере один цветок следует возложить на вершину Лингама, которая вообще не должна оставаться открытой, ибо, согласно традиции, на почитаемом Шивалингаме всегда должен находиться либо цветок, либо листок священного трилистника (или любого трёхлистного растения), либо цельные зёрна злаков (пшеницы, ячменя, риса и т.п.). Это предписание касается Лингама, ритуально освящённого и установленного на алтаре.
Цветы предлагаются всегда правой рукой — так, чтобы ладонь во время подношения ни в коем случае не была повёрнута вниз. (Традиция предписывает, даже просто показывая рукой высоту Лингама или Мурти Божества, никогда не делать это ладонью, обращённой вниз, дабы не нанести Божеству ритуального оскорбления, «принизив» или «ограничив» Его таким образом.)
Цветы синего или голубого цвета не подносятся Владыке Шиве, Чьё горло стало синим от выпитого Им яда Халахалы — антивещества, появившегося при пахтании Мирового Океана и грозившего уничтожить всё сущее.
4. Благовония (в виде курительных палочек или пучка душистых трав) зажигаются от огня светильника, постоянно (или только во время пуджи) горящего на алтаре, и предлагаются с мантрой:
ОМ НАМАХ ШИВАЙА ДХУПАМ САМАРПАЙАМИ.
(ОМ! Почитание Шиве! Предлагаю благовония!)
(Светильник, горящий на алтаре во время пуджи, зажигается заранее с мантрой:
ОМ ДИПА СТХАПАНА МУХУРТАХ СУМУХУРТО АСТУ.
(ОМ! Устанавливаемый светильник да будет хорошим стражем!))
Благовония (символ стихии воздуха) предлагаются посредством вертикальных движений по часовой стрелке (слева направо) вокруг Лингама (не менее трёх таких круговращений) и горизонтальных движений вокруг Питхи (Йони) — основания Лингама (не менее пяти круговращений), а также — как минимум одного круговращения перед местом соединения Лингама и Йони. Затем благовония вставляются в специальные держатели или подставки (это могут быть небольшие чаши с песком или солью), расположенные, как правило, слева или перед алтарём (возможно расположение – по обеим сторонам от алтаря).
5. Дипа (ритуальный светильник с масляным фитильком или камфарой) может быть с одним, пятью либо семью бхатти (углублениями для фитильков или кусочков камфары). Масло, которое используется для такой дипы, должно быть предварительно очищено при топлении, то есть используется только гхи (очищенное топлением сливочное масло). В крайнем случае, можно предлагать зажжённую свечу (но только не следует использовать одну и ту же свечу многократно).
Сначала дипа зажигается от стоящего на алтаре горящего светильника и окропляется по часовой стрелке освящённой водой. Затем, держа дипу правой рукой, пуджари предлагает её с мантрой:
ОМ НАМАХ ШИВАЙА ДИПАМ САМАРПАЙАМИ.
(ОМ! Почитание Шиве! Предлагаю светильник!) Также при этом можно петь молитву Лингаштака или другой гимн, прославляющий Лингам Владыки Шивы.
Предложив дипу — символ стихии огня и одновременно Света Истины, следует «умыться светом»: провести ладонями обеих рук над пламенем и, очистив так руки, поднести их к глазам, а затем «омыть» всё лицо и верхнюю часть головы, что способствует очищению ауры поклоняющегося. После этого дипа отставляется в сторону (но ни в коем случае не на алтарь!). Пламя дипы гасить нельзя, оно должно догореть само собой.
6. В завершение предложения пяти подношений предлагается найведья (жертвенная пища) с мантрой:
ОМ НАМАХ ШИВАЙА НАЙВЕДЙАМ САМАРПАЙАМИ.
(ОМ! Почитание Шиве! Предлагаю жертвенную пищу!) Затем предлагаемая пища ставится перед Шивалингамом.
Лучше всего предлагать Владыке свои любимые кушанья, приготовленные собственноручно. Пробовать и даже нюхать (ибо запах — пища духов) пищу заранее (даже во время её приготовления) нельзя.
Традиционно в Линга-пудже предлагаются лишь вегетарианские и молочные блюда. Но можно предлагать и другие виды пищи, включая мясные и рыбные блюда, которые поклоняющийся употребляет сам.
Длительного перерыва между поднесением найведьи и её последующим вкушением самим поклоняющимся быть не должно. Приступить к ритуальной трапезе следует сразу после окончания пуджи.
Подношение найведьи символизирует для садхаки полное предание себя Владыке. Очень хорошо, если в качестве найведьи (возможно, в числе прочих блюд) предлагается какой-либо цельный плод — символ полноты самоотдачи поклоняющегося.
Поставив найведью перед Лингамом, также нужно предложить в отдельном сосуде немного воды. Это желательно делать всегда, даже если в качестве жертвуемой пищи предлагаются жидкие продукты, такие как соки, молоко, вино и т.п. Традиционно найведью не рекомендуется предлагать без свежей, чистой воды, так как она символизирует саму Жизненную Силу.
Вода предлагается (подносится, но не возливается!) с мантрой:
ОМ НАМАХ ШИВАЙА АЧАМАНИЙАМ ДЖАЛАМ САМАРПАЙАМИ.
(ОМ! Почитание Шиве! Предлагаю воду для ополаскивания рта!)
На этом поднесение упачар завершается. Предлагая их Владыке, следует помнить, что, совершая это подношение, мы сами ритуально приобщаемся к созидательной и преобразующей деятельности Творца, сознательно участвуя таким образом в священном акте Божественной Работы над Мирозданием.
Если нет возможности поднести все пять упачар, то следует подносить те, что есть. Но возлияние воды и поднесение найведьи — являются, согласно традиции, непременным минимумом Линга-пуджи.
7. Совершив пуджу, поклоняющийся с молитвенно сложенными ладонями склоняется перед алтарём и произносит извинительную мантру-молитву:
ОМ НАМАХ ШИВАЙА ПРАСИДА.
(ОМ! Почитание Шиве! Помилуй!)
Обычно эту мантру произносят, держа цветок в ладонях, после чего цветок жертвуется Владыке. Но можно произносить её и без цветка.
Также следует просить прощения у Владыки за возможные — как осознанные, так и неосознанные — ритуальные оскорбления, допущенные во время совершения пуджи.
//9// Чтение молитв и гимнов (стотр), киртана (воспевание) или джапа (повторение мантр).
Завершив пуджу, садхака трижды пропевает священный слог ОМ (поётся как А-У-М), совершает намаскару (земной поклон) и затем начинает читать стотры — молитвенные гимны, обращённые к Владыке Шиве, Шакти-Деви и избранным Божествам. Сначала читается мантра Владыки Ганеши — Устранителя препятствий и Покровителя всех начинаний:
ОМ ГАМ ГАНАПАТАЙЕ НАМАХа.
(ОМ! ГАМ! Ганапати (Владыке ганов) — почитание!)
Затем, как правило, читается Прославление Рудры, избавляющее от всех грехов (Рудра-киртанат сарва-папа-вимуктих) — молитвенный гимн из Рудра-Хридайа-Упанишады:
ШРИ-РУДРА РУДРА РУДРЕТИ ЯСТАМ БРУЙАДВИЧАКШАНАХ
КИРТАНАТ САРВА-ДЕВАСЙА САРВА-ПАПАИХ ПРАМУЧЙАТЕ
//1//
«1. Кто воспевает постоянно: «Шри Рудра, Рудра…», прославляя так Бога всего, тот освобождается от всех грехов».
РУДРО НАРА УМА НАРИ ТАСМАЙ ТАСЙАЙ НАМО НАМАХа //2//
«2. Рудра — Мужчина, Ума — Женщина. Ему и Ей — почитание, почитание!»
РУДРО БРАХМА УМА ВАНИ ТАСМАЙ ТАСЙАЙ НАМО НАМАХа /
РУДРО ВИШНУР-УМА ЛАКШМИС-ТАСМАЙ ТАСЙАЙ НАМО НАМАХа //3//
«3. Рудра — Брахма, Ума — Речь (Сарасвати). Ему и Ей — почитание, почитание!
Рудра — Вишну, Ума — Лакшми. Ему и Ей — почитание, почитание!»
РУДРАХ СУРЙА УМА ЧХАЙА ТАСМАЙ ТАСЙАЙ НАМО НАМАХа /
РУДРАХ СОМА УМА ТАРА ТАСМАЙ ТАСЙАЙ НАМО НАМАХа //4//
«4. Рудра — Солнце, Ума — Тень. Ему и Ей — почитание, почитание! Рудра — Луна, Ума — Звезда. Ему и Ей — почитание, почитание!»
РУДРО ДИВА УМА РАТРИС-ТАСМАЙ ТАСЙАЙ НАМО НАМАХа /РУДРО ЙАДЖНЯ УМА ВЕДИС-ТАСМАЙ ТАСЙАЙ НАМО НАМАХа //5//
«5. Рудра — День, Ума — Ночь. Ему и Ей — почитание, почитание! Рудра — Жертва, Ума — Алтарь. Ему и Ей — почитание, почитание!»
РУДРО ВАХНИР УМА СВАХА ТАСМАЙ ТАСЙАЙ НАМО НАМАХа /РУДРО ВЕДА УМА ШАСТРАМ ТАСМАЙ ТАСЙАЙ НАМО НАМАХа //6//
«6. Рудра — Огонь жертвоприношения, Ума — СВАХА (жертвенный возглас). Ему и Ей — почитание, почитание! Рудра — Знание, Ума — Писание. Ему и Ей — почитание, почитание!»
РУДРО ВРИКША УМА ВАЛЛИ ТАСМАЙ ТАСЙАЙ НАМО НАМАХа /РУДРО ГАНДХА УМА ПУШПАМ ТАСМАЙ ТАСЙАЙ НАМО НАМАХа //7//
«7. Рудра — Дерево, Ума — Лиана. Ему и Ей — почитание, почитание! Рудра — Аромат, Ума — Цветок. Ему и Ей — почитание, почитание!»
РУДРО’РТХА АКШАРАХ СОМА ТАСМАЙ ТАСЙАЙ НАМО НАМАХа /РУДРО ЛИНГАМ УМА ПИТХАМ ТАСМАЙ ТАСЙАЙ НАМО НАМАХа //8//
«8. Рудра и Ума — Неделимая Единая Сущность. Ему и Ей — почитание, почитание! Рудра — Лингам, Ума — Питха. Ему и Ей — почитание, почитание!»
САРВАДЕВАТМАКАМ РУДРАМ НАМАСКУРЙАТ ПРИТХАК ПРИТХАК ЭБХИРМАНТРАПАДАИР ЭВА НАМАСЙАМИША-ПАРВАТИ //9//
«9. Рудру — Внутреннюю Сущность всех Богов — особенно почитай воспеванием этих мантр. Почитай Супруга Парвати!»
ЙАТРА-ЙАТРА БХАВЕТ САРДХАМИМАМ МАНТРАМ-УДИРАЙЕТ БРАХМАХА ДЖАЛАМАДХЙЕ ТУ САРВАПАПАИХ ПРАМУЧЙАТЕ //10//
«10. Кто бы ни воспевал громко эти мантры, тот от всех грехов — даже от убийства греха брахмана — избавится!»]
После произнесения этого гимна можно перейти к джапе (если она не совершалась до пуджи) либо к киртане (воспеванию хвалы Владыке, воспеванию Его Святых Имён).
Наварана-мантра (девятислоговая мантра) Шакти-Деви (Чамунды):
ОМ АИМ ХРИМ КЛИМ ЧАМУНДАЙАЙ ВИЧЧЕ.
Также для джапы могут быть использованы и другие известные мантры, обращённые к Шакти-Деви. Санкиртана — совместное пение бхаджанов (буквально: «прославлений» — Духовных песнопений), совершаемое при групповом поклонении, может сопровождаться танцами и различными Духовными практиками, для совершения которых необходима объединённая энергия всей чакры (круга преданных).
В завершение следует пожертвовать плод воспеваний или джапы Владыке, произнося при этом мантру:
ОМ САРВАМ САМБА-САДАШИВАРПАНАМ-АСТУ.
(ОМ! Да будет всё предложено Садашиве и Матери!) Либо:
ОМ САРВАМ БРАХМАРПАНАМ АСТУ.
(ОМ! Да будет всё предложено Брахману (Абсолюту)!)//10//
Завершающие молитвы. Садхака пять раз подряд произносит Махамритьюнджая-мантру Владыки Шивы (Рудры) — Трйамбаки (Трёхокого) — Великого Победителя Смерти из Ригведы:
ОМ ТРЙАМБАКАМ ЙАДЖАМАХЕ СУГАНДХИМ ПУШТИ-ВАРДХАНАМ УРВАРУКАМИВА БАНДХАНАН МРИТЬОР-МУКШИЙА МА’МРИТАТ.
(ОМ! Почитаю Трёхокого, Благоуханного, Несущего благо! Да избавит Он меня, связанного (узами рождений и смертей), от смерти ради Бессмертия!)
И далее — один раз:
ОМ НАМО БХАГАВАТЕ РУДРАЙА ВИШНАВЕ МРИТЬЮР-МЕ ПАХИ САДАШИВО.
(ОМ! Почитание Владыке Рудре, Вездесущему! Спаси меня от смерти, о Вечно Благой!)
Затем читается молитва во благо всему сущему:
ОМ АСАТО МА САД-ГАМАЙА / ТАМАСО МА ДЖЙОТИР-ГАМАЙА / МРИТЬОР-МА АМРИТАМ ГАМАЙА / САРВЕ ДЖАГАТ СУКХИНО БХАВАНТУ / ЛОКА САМАСТА СУКХИНО БХАВАНТУ / САРВЕ БХАВАНТУ СУКХИНА / САРВЕ САНТУ НИРАМАЙА / САРВЕ БХАДРАНИ ПАШЙАНТУ / МА КАШЧИД ДУХКХА БХАГА БХАВЕТ // ОМ ШАНТИХ ШАНТИХ ШАНТИХи.
(ОМ! Веди нас от нереальности к Реальности! Веди нас от тьмы к Свету! Веди нас от смерти к Бессмертию! Да будут счастливы все в Мире! Да будет счастлив весь Мир! Все да будут счастливы! Все да избавятся от иллюзий! Все агрессивные да станут мирными! Да не будет никто страдать, и да будет Благо! ОМ! Мир, мир, мир!)
Либо:
ОМ САХАНАВАВАТУ / САХАНАУ БХУНАКТУ / САХАВИРЙАМ КАРАВАВАХАЙ / ТЕДЖАС-ВИНАВА ДХИТАМ-АСТУ МА ВИДВИШАВАХАЙ // ОМ ШАНТИХ ШАНТИХ ШАНТИХи.
(ОМ! Да будем мы все защищены! Да будем мы решительны! Да будем мы блистать Знанием! Да не будем мы завидовать и враждовать! ОМ! Мир, мир, мир!)
В завершение садхака трижды пропевает священный слог ОМ (А-У-М) и совершает намаскару (земной поклон) по направлению к алтарю (почитаемому Образу).
//11// Висарджана.
Сложив руки в самхара-мудру (Нирвана-мудру), садхака делает «вбирающее движение» от почитавшегося во время пуджи Образа к Сердцу — к анахата-чакре (либо к аджна-чакре — Третьему Глазу, либо к сахасрара-чакре — макушке головы, — в зависимости от уровня подготовки практикующего), как бы «вдыхая» обратно в себя Силу Божественного Присутствия. Считается, что с этого момента Сила Владыки (почитаемого Божества) «переносится» в самого практикующего, а внешний Образ остаётся простым Его символом.
//12// Причащение.
«Перенеся» Божественное Присутствие обратно в себя самого и ощущая себя живым Образом Владыки, садхака сам причащается от пожертвованных во время пуджи даров (прасада: воды и найведьи). Перед этим он, взяв в руки тарелочку (или поднос) с освящённой найведьей и сосуд с водой, вращает их по часовой стрелке перед алтарём, предлагая их Высшим Существам: Богам, духам и махасиддхам — старшим собратьям на Тантрическом Пути, произнося при этом мантры:
ОМ БРАХМАРПАНАМ БРАХМАХАВИР / БРАХМАГНАУ БРАХМАНАХУТАМ / БРАХМАЙВА ТЕНА ГАНТАВЙАМ / БРАХМАКАРМА САМАДХИНА.
(ОМ! Брахман — жертва; Брахман — жертвователь; Брахман — Тот, Кому всё жертвуется, и сам процесс жертвоприношения. Брахмана постигает тот, кто, совершая действия Брахмана, достигает Самадхи.)
И далее:
ОМ АХАМ ВАЙШВАНАРО БХУТВА ПРАНИНАМ ДЕХАМ АШРИТАХ / ПРАНАПАНА САМАЙУКТАХ ПАЧХАМЙАННАМ ЧАТУРВИДХАМ.
(ОМ! Я — священный Огонь Вайшванара (буквально: «Принадлежащий всем людям» — Огонь пищеварения), питаемый пранами (жизненными силами) и защищающий тело, соединяющий прану и апану, поглощающий пищу четырёх видов.)
Затем садхака ставит поднос с прасадом перед собой и, произнося следующие пять мантр, связанные с пятью видами Жизненной Силы, проглатывает по одному кусочку прасада после каждого возгласа «СВАХА» (буквально: «на благо» или «во благо»):
1. ОМ ПРАНАЙА СВАХА. (ОМ! Пране — СВАХА!)
2. ОМ АПАНАЙА СВАХА. (ОМ! Апане — СВАХА!)
3. ОМ САМАНАЙА СВАХА. (ОМ! Самане — СВАХА!)
4. ОМ УДАНАЙА СВАХА. (ОМ! Удане — СВАХА!)
5. ОМ ВЙАНАЙА СВАХА. (ОМ! Вьяне — СВАХА!)
Прана — буквально: «жизненный воздух» (от санскр. «пран» — «дышать») — Жизненная Сила, наполняющая пранамайя-кошу (праническое или эфирное тело человека) и проявляющаяся в пяти основных видах или вайю («ветрах»), именуемых: прана-вайю, апана-вайю, самана-вайю, удана-вайю и вьяна-вайю.
Прана-вайю — «вдох жизни», ток жизненной силы, движущийся в грудной клетке, связанный с анахата-чакрой и управляющий дыханием .
Апана-вайю — «выдох смерти», ток жизненной силы, движущийся в нижней части живота, связанный с муладхара-чакрой и управляющий выделительными процессами в организме .
Самана-вайю — ток жизненной силы, способствующий пищеварению и связанный с манипура-чакрой, расположенной в области солнечного сплетения.
Удана-вайю — ток жизненной силы, управляющий работой лёгких и мышц, связанный с вишуддха-чакрой, расположенной в области горла.
Вьяна-вайю — ток жизненной силы, распространяющий энергию от пищи и дыхания на весь организм, связанный с свадхистана-чакрой (расположенной чуть ниже пупка) и аджна-чакрой.
После произнесения всех приведённых мантр, садхака может приступить к ритуальной трапезе. Причащаясь, следует концентрироваться на вкусе вкушаемой пищи, как бы став самим вкушением её, а затем некоторое время побыть в священном Безмолвии, почитая в Сердце Подателя всей пищи, через вкушение которой осуществляется единение дживы (индивидуальной души) с Самим Всевышним Владыкой Шивой.
//13// Заключительная часть.
Причастившись Шива-прасадом, садхака произносит мантру:
ОМ ПУРНАТАХАМ. (Полнота есть Я.)
Затем он читает мантру Полноты:
ОМ ПУРНАМ-АДАХ ПУРНАМ-ИДАМ ПУРНАТ ПУРНАМ-УДАЧЙАТЕ / ПУРНАСЙА ПУРНАМ-АДАЙА ПУРНАМ-ЭВА ВАШИШЙАТЕ.
(ОМ! Всё это — Полнота, и То — Полнота. Полнота этого произошла от Полноты Того и несёт в себе Полноту Той Полноты, и Та Полнота остаётся при этом Полнотой.)
Затем читается молитва Пяти Прибежищ, завершающаяся намаскарой, троекратным пропеванием священного слога ОМ (А-У-М) и коротким безмолвным созерцанием Божественного Присутствия в себе и во всём сущем.
На этом завершается полный вариант ежедневной практики поклонения Шивалингаму.

Краткий вариант Линга-пуджи.

Если отсутствует возможность совершить Линга-пуджу целиком, садхана может быть выполнена в сокращённом виде:
1. Поклоняющийся читает молитву Пяти Прибежищ, а затем вступительные мантры-молитвы.
2. Возливает воду на Шивалингам и предлагает найведью.
3. Совершает намаскару с мантрой:
ОМ НАМО БХАГАВАТЕ РУДРАЙА ВИШНАВЕ МРИТЬЮР-МЕ ПАХИ САДАШИВО.
(ОМ! Почитание Владыке Рудре, Вездесущему! Спаси меня от смерти, о Вечно Благой!)
4. Произносит извинительную мантру-молитву:
ОМ НАМАХ ШИВАЙА ПРАСИДА.
(ОМ! Почитание Шиве! Помилуй!)
5. Причащается Шива-прасадом (предложенной и освящённой пищей) и окропляет голову освящённой водой.

//15// Джайакара.
Пуджари произносит прославление, а все собравшиеся отвечают ему: ДЖАЙА! (Слава!)
Ниже приводятся некоторые из возможных прославлений:
1. ОМ ХАРА ХАРА МАХАДЕВА ШИВА МАХЕШВАРА КИ… — …ДЖАЙА!
(ОМ! Хара, Хара, Великий Боже! Шиве, Великому Владыке… — …слава!)
2. ШАКТИ ШИВА КИ… — …ДЖАЙА!
(Владыке Шиве и Его Силе (Шакти)… — …слава!)
3. ДЖАГАДАМБЕ МАТА КИ… — …ДЖАЙА!
(Матери Вселенной… — …слава!)
4. КАЛИ МАТА КИ… — …ДЖАЙА!
(Матери Кали… — …слава!)
5. МАХАКАЛА КАЛАГНИРУДРА КИ… — …ДЖАЙА! (Махакале, Калагнирудре… — …слава!)
6. БХАЙРАВА БХАЙРАВИ КИ… — …ДЖАЙА!
(Бхайраве и Бхайрави… — …слава!)
7. ШРИ ГУРУДЕВАГАНА КИ… — …ДЖАЙА! (Божественным Учителям… — …слава!)
8. ШРИ ДЕВАРИШИГАНА КИ… — …ДЖАЙА! (Божественным Риши… — …слава!)
9. ПУРУШАПИТРИГАНА КИ… — …ДЖАЙА!
(Предкам человечества… — …слава!)
10. ИШТА ДЕВАТАГАНА КИ… — …ДЖАЙА!
(Личным Божествам-покровителям… — …слава!)
11. КУЛА ДЕВАГАНА КИ… — …ДЖАЙА!
(Божествам-покровителям рода… — …слава!)
12. ГРАМА ДЕВАГАНА КИ… — …ДЖАЙА!
(Божествам-покровителям дома… — …слава!)
13. СТХАНА ДЕВАГАНА КИ… — …ДЖАЙА! (Божествам-покровителям места… — …слава!)
14. ВИШВА ДЕВАГАНА КИ… — …ДЖАЙА!
(Богам всей Вселенной… — …слава!)
15. САРВА БХУТАГАНА КИ… — …ДЖАЙА!
(Всем живым существам… — …слава!)
16. ДЖАЙА ВИШВА КИ… — …ДЖАЙА!
(Всей Вселенной… — …слава!)
17. САТЬЯ САНАТАНА ДХАРМА КИ… — …ДЖАЙА! (Истинной Вечной Дхарме… — …слава!)
18. РУШИ ТАНТРИКА САНГХА КИ… — …ДЖАЙА! (Русской Тантрической Общине… — …слава!)
19. ШРИ ГУРУ КИ… — …ДЖАЙА!
(Духовному Учителю… — …слава!)
20. ШИВА (ТАНТРА) ПАТХА ПРАЧАРАНА КИ… — …ДЖАЙА!
(Проповеди Шиваитского (Тантрического Пути)… — …слава!)
21. ПАНЬЧАКШАРА МАХАМАНТРА КИ… — …ДЖАЙА!
(Пятислоговой махамантре… — …слава!)
22. ДЖАЙА МАХАМАЙА МАХАВИДЙА КИ… — …ДЖАЙА!
(Силе Великой Иллюзии и Силе Великого Знания… — …слава!)
И т.п.
После произнесения джайакары все собравшиеся кланяются Шивалингаму, произнеся мантру:
ОМ ТВАМЕВА МАТА ЧА ПИТА ТВАМЕВА / ТВАМЕВА БАНДХУШЧА САКШАТ ТВАМЕВА / ТВАМЕВА ВИДЙА ЧА ДРАВИНАМ ТВАМЕВА / ТВАМЕВА САРВАМ МАМА ДЕВА ДЕВА.
(ОМ! Ты — мне Мать, и Отец Ты мне; Ты — мне Друг, и Близкий Ты мне; Ты — моё Знание, и Богатство Ты моё; Ты — всё для меня, о Бог Богов!)
Вечерняя молитва перед сном:
Перед сном садхака читает молитву Пяти Прибежищ, а также какую-либо известную ему мантру-кавачу (можно эту).:
КАРАЧАРА НАКР*ТАМ ВААККААЙАДЖАМ КАРМАДЖАМ ВААШРАВАНА НАЙАНАДЖАМ ВАА МААНАСАМ ВААПАРААДХАМ ВИХИТАМА ВИХИТАМ ВАА САРВАМЕТАТ КШМАСВАШИВА ШИВА КАРУНАБДХЕ ШРИ МАХАДЕВА ШАМБХО
Завершает чтение мантр — благопожеланием всему Миру:
ОМ САРВА МАНГАЛАМ. (ОМ! Благо — всем!)