Дхрити

Стойкость в садхане, способность преодолевать нерешительность, страх и переменчивость, терпение и стойкость во всяких обстоятельствах. Подразумевает, что духовно практикующий должен развивать силу, чтобы переносить неблагоприятные жизненные условия, встречающиеся трудности и притеснения на пути своего продвижения. Он никогда не должен падать духом, беспокоиться или позволять сбивать себя с толку в любой ситуации, а неуклонно продвигаться по избранному пути.

Стойкость в садхане предельно важна, нужно стремится железно выполнить то что вам дал Гуру. Тот, кто идёт путём йоги всегда будет различными силами подвергаться множествам испытаний. Ученик должен знать, что его ученичество и заключается в его постоянном преодолении всевозможных препятствий. Конечно Гуру будет помогать, но мы должны так же и сами развиваться. Чем большие испытания вы выдерживаете, тем большие сиддхи обретёте.

Терпение и стойкость во всяких обстоятельствах подразумевает, что духовно практикующий должен развивать силу, чтобы переносить неблагоприятные жизненные условия, встречающиеся трудности и притеснения на пути своего продвижения. Он никогда не должен падать духом, беспокоиться или позволять сбивать себя с толку в любой ситуации, а неуклонно продвигаться по избранному пути.

Стойкость и устремленность — это комбинация решительности и упорства, баланс терпения, настойчивости и мужества. Стойкость подразумевает также надежность, которая лежит в основе безопасности и обязательности. Без стойкости никакая попытка или намерение не имеют шансов на успех.
Стойкость — это ясное понимание необходимости ставить перед собой разумные и продуктивные цели. Это готовность отстаивать то, во что веришь.
Стойкость в садхане предельно важна, нужно стремится железно выполныть то что вам дал Гуру. Тот, кто идёт путём йоги всегда будет различными силами подвергаться множествам испытаний. Ученик должен знать, что его ученичество и заключается в его постоянном преодолении всевозможных препятствий. Конечно Гуру будет помогать, но мы должны так же и сами развиваться. Чем большие испытания вы выдерживаете, тем большие сиддхи обретёте.

Дхрити подразумевает внутреннюю твердость самоконтроля и постоянство душевного восприятия, производящего устойчивое состояние стойкости (силы духа). В том непоколебимом состоянии, душа в своей чистой природе сохраняет господство над умом, жизненной силой и чувствами, и так остается непотревоженное искушениями чувственных объектов.

Саттвический чистый интеллект или буддхи видит добро, Бога, во всем; его чистый интуитивный разум указывает йогу разницу между добром и злом – желаемым Боговосприятием и нежелательное потакание чувствам. Саттвическая дхрити затем делает йога способным, через успешную практику йоги, пребывать в решительном внутреннем постоянстве в состоянии саттвического-буддхи – божественной реализации через восприятие души.

Когда неуклонное восприятие Я достигается, говорится, что йог достиг вечного состояния стойкости, или дхрити, незатронутой чувственно-производными мирскими страхами.

Йог обладющий интеллектом саттвической дхрити, удерживает свой ум устойчиво в блаженном восприятии души и Бога, небеспокоимый вторжениями ощущений в сознательном состоянии существования как и в внутреннем экстазе медитации. Поэтому он может скитаться в мирской жизни, занимаясь должной деятельностью, видя добро и зло, без того чтобы каким-либо образом подвергаться их влиянию или запутываться в них.

Когда йог постоянно старается практиковать медитативное спокойствие, он в конце концов испытывает рождение божественного блаженства и окончание всякого страдания. Страдание тройственно: физическое, ментальное и духовное. Физическое страдание возникает от болезни и неудобства. Ментальное – в значительной мере от прорастающих кармических семян прошлых злых жействий, запечатленных в астральном мозгу. Духовное страдание приходит от неспособности контактировать с Богом.

Эти тройственные страдания исчезают, когда, посредством практики йоги, ум становится отсоединенным от производящих горе чувств и присоединенным к блаженству души, истинного Я.

Когда Аллах создал жизнь в этом мире, Его божественная мудрость установила, что жизнь будет состоять из счастливых моментов и из несчастных, радости и печали, любви и ненависти, достатка и бедности, наслаждения и боли, и это разделят все люди, будь то верующие или неверные, знать или простой народ. Жизнь любого человека, кем бы он ни был, состоит из черных и белых полос. В этом мире соседствуют плач и смех, печаль и радость. И когда один из великих халифов, который правил очень долго, пожелал сосчитать свои счастливые дни, он обнаружил, что их было всего четырнадцать.

Мусульманские ученые издавна разделяли терпение на три части:

1. Терпение в повиновении Всевышнему Аллаху, когда верующий несмотря ни на что терпеливо продолжает исполнять все наложенные на него Творцом обязательства.

2. Терпение в отказе от греха, когда верующий борется со своими страстями и желаниями, не давая им в момент их пробуждения захватить себя.

3. Терпение в трудностях, когда верующий терпеливо переносит различные жизненные невзгоды, природные катаклизмы, потери и поражения.

Терпение является одним из наилучших качеств истинного мусульманина, поэтому Всевышний Аллах уделил этой теме в Своей Книге особое внимание. В Священном Коране примерно семьдесят раз затрагивается тема терпения, из которых более десяти раз она имеет отношение к Пророку Мухаммаду (да благословит Аллах его и его род). Листая страницы истории, очень легко убедиться в том, что одной из важнейших причин или можно сказать самой важной причиной жизненного успеха и достижений выдающихся людей является терпение. Терпение, стойкость, выдержка, выносливость помогли им стойко перенести все трудности и испытания, выпавшие на их долю в жизни. Люди, которые не обладают этими качествами, очень быстро сдаются и оказываются в плену поражений, что естественно влечет за собой беды и еще большие несчастья. Поэтому смело можно сказать, что воспитание в себе терпения и выносливости должно стать одним из главных жизненных приоритетов каждого человека и всего общества. Священный Коран в одном из аятов после упоминания терпения говорит: «Воистину, это из решимости в делах». (Сура «Лукман», аят 17)

К важнейшим особенностям терпения относится то, что без него остальные достоинства и прекрасные нравственные качества не будут иметь требуемой ценности. Таким образом, терпение это гарантия и залог того, что человек сумеет воспитать в себе прекрасные качества, к обладанию которыми его призывает небесная религия. Имам Али (да будет мир с ним) сказал об этой истине следующими словами: «Будьте терпеливыми, поскольку терпение для веры – как голова для тела. И тело бесполезно без головы, и вера бесполезна без терпения». (Нахдж аль-балага)

Пророк Ислама пример подлинного терпения

Пророк Ислама пример подлинного терпения

Вся жизнь пречистых посланников Аллаха, а в особенности Пророка Ислама (да благословит Аллах его и его род), говорит нам об их безграничном терпении и стойкости перед лицом самых тяжелых происшествий и испытаний. Не нужно забывать, что истинный путь, ведущий к вечному блаженству, всегда наполнен подобными тяготами, и идущие по этому пути волей неволей сталкиваются с ними. А так как небесные посланники являются указателями этого пути и лучшими примерами его терпеливого прохождения, то Всевышний Аллах обязал их пройти этот путь со всеми его испытаниями, дабы все последующие поколения верующих вдохновлялись примером безгрешных пророков. Когда мы изучаем историю Ислама, взирая из нашего настоящего в прошлое, то в большинстве случаев не можем прочувствовать многое из того, что читаем. Для лучшего восприятия необходимо представить себя на месте героев тех событий, постараться в полной мере испытать те чувства, которые испытывали они.

В те дни, когда Ислам только начинал заявлять о себе, Посланник Аллаха вместе с горсткой первых мусульман были одни, без помощи и покровительства. Враги, в ряду которых находились даже его ближайшие родственники, старались изо всех сил удержать Пророка от его призыва. Каждый день они прибегали к новым изощрениям. Посланник Аллаха постоянно посещал арабские племена и роды, призывая их к истинной религии, но те отворачивались от него. Порой его забрасывали камнями, наносили ему кровавые раны, но он не отказывался от своей миссии. Его выгоняли из жилища, объявляли бойкот, навязывали ему тяжелейшее экономическое положение, закрывали перед ним и его последователями все пути. Многие из них мучились от болезней, страдали от голода. Его сторонников предавали тяжелейшим мучениям, их крики, стоны и жалобы скребли его сердце. Его враги обвиняли его в колдовстве, окружали его дом с обнаженными мечами и пытались лишить его жизни.

Когда Посланник Аллаха отправился в Таиф, чтобы призвать к единобожию его жителей, то они не только не ответили на его призыв, но забросали его камнями, да так, что ноги его обагрились кровью. Они осыпали его руганью и оскорблениями. Пророк покинул город, сел в тени дерева и обратился к Аллаху: «Господи, Тебе я жалуюсь на свое бессилие и на деяния людей. Ты самый милосердный из всех милосердных, Ты – Господь обездоленных и мой Господь. Кому Ты предоставишь меня? Далеким от Тебя рабам, со злыми лицами взирающим на меня? Врагам, желающим отобрать все, что есть у меня? Господи, мне достаточно того, что Ты доволен Мною». Но несмотря на все трудности он продолжал стойко и терпеливо воплощать в жизнь свою миссию. И в конце концов добился успеха, он собрал плоды своих многолетних усилий. Его учение охватило не только Аравийский полуостров, но и дошло до самых отдаленных уголков земли. Сегодня на всех континентах разносятся звуки азана, вещающие о победе Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род). Это и есть значение аята: «Терпи же, как терпели твердые духом посланники». (Сура «Пески», аят 35)

Жизнь Посланника Аллаха это наилучший пример борьбы, победы и достижения священных целей. Мусульманам необходимо вдохновляться жизненным примером своего Пророка, чтобы это облегчило им все трудности и испытания, и тогда они сумеют достичь того, к чему стремятся. Особенно это касается предводителей современных мусульман. Имам Али (да будет мир с ним) говорил: «Терпение и стойкость обязательны для предводителей, ибо Аллах повелел своему Пророку: «Терпи же, как терпели твердые духом посланники». И они обязательны для его друзей и последователей, ибо Аллах сказал им: «В Посланнике Аллаха прекрасный пример для вас». (Нур ас-сакалейн)

Терпение Пророка в речах Имама Садыка

По поводу терпения Посланника Аллаха в исламских книгах упоминается хадис от Имама Садыка (да будет мир с ним), который рассказывал одному из своих последователей: «Человек, который терпит, терпит в течение короткого времени, а затем одерживает победу. Человек, который проявляет бессилие, проявляет бессилие в течение короткого времени, а затем претерпевает поражение. Так терпи же и проявляй стойкость во всех своих делах, ибо Всевышний Аллах направил к людям Мухаммада (да благословит Аллах его и его род) и велел ему терпеть, а в случае необходимости отдалиться от них, но не таким отдалением, которое станет препятствием призыву к истине. Отвечай хорошим тем, кто проявляет к тебе плохое, и тогда ты увидишь, что твой враг и недоброжелатель станет тебе сердечным другом. А сделать это можно лишь обладая терпением и великой верой. Посланник Аллаха проявлял терпение.

А когда его обвинили и оклеветали в том, что он сумасшедший, колдун, поэт, лжец, его грудь сжалась, но Всевышний Аллах успокоил его: «Мы знаем, что грудь твоя сжалась из-за их речей, но ты восславь и восхвали твоего Господа и будь в числе совершающих земные поклоны, и эти богослужения принесут тебе покой». Снова люди обвинили и оклеветали Пророка, и снова он опечалился, но Всевышний Аллах вновь успокоил его: «Мы знаем, что их слова опечалили тебя, но знай, что не ты являешься мишенью их обвинений. Эти несправедливые обвиняют во лжи аяты Аллаха. Пророки, бывшие до тебя, также были обвинены и оклеветаны, но проявляли стойкость. Им причиняли мучения и страдания, но они терпели, пока к ним не пришла Моя помощь». Но люди в своем неверии перешли все границы и с непочтением помянули имя Всевышнего Аллаха, вменив в вину Ему ложь. Тогда Пророк воскликнул: «Господи, я терпел за себя, за свое семейство, за свою честь. Но я не могу терпеть, когда с непочтением отзываются о Тебе».

Но Всевышний Аллах вновь велел ему терпеть и стойко переносить их речи. Вняв повелениям Господа, Посланник Аллаха продолжал терпеть во всех обстоятельствах перед лицом всех трудностей. И стало это причиной того, что Всевышний Аллах установил в его семействе имамов и предводителей, и их также призвал к терпению. И тогда Пророк сказал: «Терпение по отношению к вере, подобно голове по отношению к телу». В конце концов, терпение и стойкость Пророка одолели все тяготы и невзгоды, а Аллах ниспослал повеление о борьбе с теми, кто сам лишил себя возможности быть наставленным к истине. Пророк и его последователи достигли успеха. Эта их награда в мире ближнем, а в мире загробном их ожидает еще большее воздаяние». (Аль-кафи)

Речи о терпении

1. В толковании Корана «Маджма аль-баян» приводится хадис от Имама Садыка (да будет мир с ним), который передавал слова Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род): «В тот день, когда будут розданы книги деяний и установлены весы, верующие, которые при тяготах и испытаниях проявляли терпение, освободятся от расчета на весах и по книге деяний. А затем он прочитал аят: «Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета». (Сура «Толпы», аят 10)

2. Посланник Аллаха говорил: «Знайте, что с тяготами приходит облегчение, а с терпением помощь». (Нур ас-сакалейн)

3. В хадисе от Посланника Аллаха передаются слова Всевышнего: «Если Я направлю тяготы на одного из Моих рабов, подвергну испытаниям его здоровье, имущество и детей, а он при этом проявит терпение, то в Судный день Я постесняюсь установить для него весы и открыть книгу его деяний». (Рух аль-маани)

4. В Священном Коране сказано: «Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь – Аллах», – а потом были стойки, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам». (Сура «Разъяснены», аят 30) В одном аяте Всевышний Аллах охватил все достоинства человека. Сначала в нем говорится об искренней вере в Творца и стойкости в этой вере, а затем о том, как вся жизнь человека окрашивается в цвет веры, ведь ангелы нисходят лишь к тем рабам, которые всем сердцем предались Господу. На свете много людей, языки которых утверждают о любви к Аллаху, но в их деяниях нет стойкости. Слабые и вялые, когда они сталкиваются со страстями или трудностями, то быстро забывают о вере. А когда их выгоде угрожает опасность, то в них исчезают остатки даже их неполноценной веры.

5. В одной из своих проповедей Имам Али (да будет мир с ним) затронул тему, поднятую в 30-ом аяте суры «Разъяснены». Он обратился к мусульманам: «Вы сказали: «Наш Господь – Аллах», так встаньте прямо на путь Книги Его, и на стезю повелений Его, и на дорогу праведности поклонения Ему. А после этого от нее не отходите, нововведений на ней не вводите, с нее не сходите». (Нахдж аль-балага)

6. От Имама Саджада (да будет мир с ним) передается: «Пять качеств отличают верующего от остальных людей. Он не совершает грехов, когда остается один. Он раздает милостыню, когда уменьшается его имущество. Он проявляет терпение, когда его постигают трудности. Он кроток и сдержан, когда его охватывает гнев. Он говорит правду, даже если им овладевает страх». (Аль-хисал)

Четыре реакции во время трудностей

Сталкиваясь с различными тяготами и бедами, с лишениями и поражениями, люди реагируют по-разному. По их реакции их можно разделить на четыре группы:

1. Одни ломаются и сдаются. В Коране о них сказано: «Воистину, человек создан нетерпеливым, беспокойным, когда его касается беда». (Сура «Ступени», аяты 19-20)

2. Другие не ломаются, а терпят и стойко переносят беды.

3. Третьи, помимо того, что терпят и стойко переносят беды, еще и благодарят Аллаха.

4. Четвертые терпят, благодарят и со стараниями поднимаются на борьбу с отрицательными последствиями бед. Они не успокаиваются, пока не выходят из этой борьбы победителями. О таких людях Коран говорит: «Если будет среди вас двадцать терпеливых, то они одолеют две сотни (врагов)». (Сура «Добыча», аят 65) И обещано им Аллахом воздаяние великое: «А за то, что они проявили терпение, Он воздаст им райскими садами и шелками». (Сура «Человек», аят 12)

Терпение при утрате сына

Когда умер маленький сын Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род) и Хадиджы, то Хадиджа была очень опечалена и обливалась горькими слезами.

– Не печалься и не плачь, а терпи, – сказал ей Пророк.

– Как же мне не плакать, когда я постоянно думаю о нем? – ответила Хадиджа.

– Разве ты не обрадовалась бы, если увидела своего сына в райский садах в ожидании тебя? Он возьмет тебя за руки и введет тебя в рай. Всевышний Аллах превыше того, чтобы наказывать раба, который лишился близкого его сердцу человека, но при этом проявлял терпение и не переставал благодарить Аллаха.

Бушуют в келиях, мечетях и церквах Все племя Адамово - тело одно,
Из праха единого сотворено.

Коль тела одна только ранена часть,
То телу всему в трепетание впасть.

Над горем людским ты не плакал вовек,
Так скажут ли люди, что ты человек?

Обдумывай дела и в даль заглядывай,
Обдумывай дела, но не откладывай.

Ценою грустных мыслей и печали
Ты хлеб насущный обретешь едва ли.

Бык Землю держит испокон веков,
Телец -- вверху, за толщей облаков.
Вглядись глазами разума -- увидишь
Ты сборище ослов меж двух быков.

Кто слово злое сдерживать привык,
Тому не страшен чей-то злой язык.
Тот, что выводит нас на путь сует,
Не ум, а хитрость, в этом чести нет.

Если ты лишен ума и знанья,
Украшенье для тебя - молчанье.
Посудина всегда гремит шумней,
Коль содержимого немного в ней.

Беды, что людских голов касаются,
Большей частью из-за слов случаются.
Кто ропщет на своих учителей,
Для тех в сто раз уменье тяжелей.

Бушуют в келиях, мечетях и церквах
Надежда в рай войти и перед адом страх.
Лишь у того в душе, кто понял тайну мира,
Сок этих сорных трав весь высох и зачах

Где вы, друзья, враги, где пери, дивы?
Где грусть и радость прошлого? -- Ушли вы.
Так радуйтесь тому, что нам дано,
Пройдет оно, чем мы сегодня живы.

Любовь -- роковая беда, но беда -- по воле Аллаха.
Что ж вы порицаете то, что всегда -- по воле Аллаха?
Возникла и зла и добра череда -- по воле Аллаха,
За что же нам громы и пламя Суда -- по воле Аллаха?

В мире временном, сущность которого - тлен,
Не сдавайся вещам несущественным в плен.
Сущим в мире считай только дух вездесущий,
Чуждый всяких вещественных перемен.

Жизнь -- то шербет на льду, а то -- отстой вина,
Плоть бренная в парчу, в тряпье ль облачена, --
Все это мудрецу, поверьте, безразлично,
Живи ты так, чтоб смерть была обречена.

Каждый, в ком пламенеет любовь без конца и без края,
В храме он иль в мечети, -- но если, огнем изгорая,
Записал свое имя навеки он в Книге Любви,
Тот навеки свободен от ада, свободен от рая.