Вибхути ( Бхасма) — священный пепел.

 

Вибхути (другое название Бхасма) — это священный пепел, получаемый при сжигании Панчагавы (paJNchagava [Пять даров коровы] — молоко, масло, йогурт, моча и навоз) в ритуальном огне хомы. Широко используется в ритуальной практике как Тилака во многих направлениях индуизма — Смартизме, Шактизме и Шиваизме. В Вайшнавизме пепел используется лишь некоторыми тантрическими школами в определённые даты. Широко применяется в Аюрведе — его используют как самостоятельное лекарство и часто включают в состав различных препаратов (он поглощает избыточную влагу, предотвращает простуду и головные боли), а также добавляют в пищу.

Есть две вида нанесения пепла на тело:
uddulana? — посыпание всего тела пеплом;
tripu??ra? — нанесение трех горизонтальных полос на строго определенные части тела — лоб, шея, грудь и т. д.

Чаще всего пепел наносится только на лоб в виде трёх горизонтальных линий (Трипундры) с нанесением в центре точки-бинду, которая символизирует собою Шакти. В Сканда пуране [ska.ndha purANam] описанны следующие места нанесения пепла на тело:32 места: Голова, лоб, уши, глаза, нос, рот, шея, плечи, локти, запястья, грудь, ребра по бокам, пупок, пах с двух сторон, ягодицы, мошонка, бедра, колени, лодыжки, ступни.
16 мест: Голова, лоб, уши, шея, плечи, локти, запястья, грудь, ребра по бокам, спина.
8 мест: Голова, лоб, уши, плечи, грудь, пупок.
5 мест: Лоб, плечи, грудь, пупок.

Постоянно носимый таким образом пепел служит напоминанием самому верующему о необходимости отбросить прочь эгоизм и мирские желания, напоминает пураническую легенду о сожжении Шивой Камы (божества любви), (когда последний попытался прервать медитацию Шивы) и указывает на конечность существования в мире Майи. В Тамилнаде есть даже поговорка: Лоб без пепла — голова пустая.[2] Традиция нанесения трипундры также различается в разных провинциях Индии: так можно увидеть 3 ровные тонкие полоски в центре лба или полосы шириной в палец от виска до виска или трипундру в виде цифры «8».

Существует два вида пепла:
Панчагава вибхути — пепел, получаемый из Пяти даров каровы и
Шава вибхути — пепел, собираемый на местах кремации — Шмашанах. Его предпочитают в своей ритуальной и повседневной практике представители шиваитских школ — таких как Агхора, Капалика, Каламукха.
Приминение в ритуалах и садхане

Пепел украшет тело Господа Шивы и поэтому для шиваитов является самым священным, что существут на свете. Есть специальные предписания, обязательные как для всех шиваитских школ, так и для большинства школ Смартизма и Шактизма, о том, как он должен почитаться и наноситься на тело:
Самый простой способ состоит в том, прочитав (или пропев) thirun^IRRuppadhikam[3] взять пепел и чистыми руками натести его на тело под пение aghora pa~nchAxara (Пять святых букв агхоры — shivAya namaH).
Чистыми руками под чтение sadyojAdAdi mantram и mA no mahantam mantra из Шри Рудрам нанести пепел на тело.
Выполняющий ритуал перед началом Шива-пуджи должен взять пепел и, не добавляя воду, нанести его на голову, лоб, грудь, плечи. Затем, правой рукой — указательным, средним и безымянным пальцами — берется пепел, перекладывается в левую руку, прикрывается сверху правой рукой и последовательно читаются следующии мантры: pa~nchakalA mantram, pa~nchabrahma mantram и ShDha~Nga mantram. Затем, сказав hR^idayAya namaH, добавить воды и произнеся kavachAya vauShaT, смешать пепел с водой. Далее, читаются первые четыре Панчабрахма мантры и тремя пальцами правой руки (указательным, средним и безымянным) нанести получившуюся пасту на первые четыре участка тела (см выше). Пятая часть Панчабрахма мантры — om sadyojAdAya namaH — читается при нанесении на остольные части тела.

При нанесении пепла надо быть очень внимательным, что бы он не упал на землю. Если же это все-таки случилось, необходимо очистить это место водой.

Кроме нанесения пепла на тело, его также используют в ритуале хомы, яджны и пуджи, предлагая его как найведью.
Литературные источники

Пепел является одним из самых древних символов Индуизма наряду с Рудракшей — впервые упоминание об использовании пепла в ритуале встречается в Яджур-Веде и в ведических сутрах: в Шраута-сутрах и Грихья-сутрах. Даже преданные Господа Вишну когда-то постоянно использовали в своей практике пепел, а некоторые вайшнавские школы и по сей день используют его в особо торжественные дни:

kariyamEni michai veLiya n^IRu chiRidhEyidum periya kOlath thadaN^kaNNan .

n^IRu chevvE idakkANil n^edumAladiyAr enROdum divya prabhan^dham .. (Гаруда-пурана)

О правилах изготовления и приминения пепла говорится в следующих текстах:
Упанишады: Рамарахасья-упанишада; Шандилья-упанишада; Бхасма-джабала-упанишада; Джабала-упанишада; Брихад-джабала-упанишада; Тайттирия-упанишада; Шветашватара-упанишада; Джабали-упанишада; Васудева-упанишада.
Смрити: Бхарадваджа-смрити; Шататапа-смрити; Парашара-смрити; Гаутама-смрити; Ману-смрити.
Пураны: Линга-пурана; Шива-пурана; Сканда-пурана; Гаруда-пурана; Матсья-пурана; Адитья-пурана; Брахманда-пурана.
Итихаса: Рамаяна, Махабхарата и Шиварахасья-парама-итихаса.
Вибхути-йога в Бхагавад Гите

В 10-ой главе Бхагавад Гиты, называемой Vibhuti Yoga (русское название «Божественные проявления») Кришна использует термин Вибхути для описания таких божественные атрибутов, как, Великолепие, Величие, Слава и Процветания.
Личное имя

Vibhuti (вариант Vibhute) используется как фамилия в северных частях Индии, главным образом среди членов торговой касты Аграхари (Agrahari). Также используется как личное имя.