Шива - один из богов индуистской троицы: Брахма – создатель, Вишну – хранитель и Шива – разрушитель. Шива означает благосклонный, милостивый. Разрушение космоса богом Шивой – это милостивый акт, поскольку разрушение предшествует творению. Шива – это абсолютная любовь основы «я» в человеке. Как разрушитель, Он способствует полному уничтожению человеческого эго.
Шива (Shiva) — Один из великой троицы божеств, или проявлений сил Божественного в Природе; двумя другими являются Брахма и Вишну (см.). Шива воплощает силу разрушения, освобождающую человеческое существо от тех форм, в которых оно более не нуждается, обеспечивая ему при этом то удовлетворение сознания, которое является плодом опыта. Эта функция, или форма Божественного, таким образом, является предметом особого внимания и почитания йогов, стремящихся к освобождению.
В нашей жизни перед нами предстают формы, или объекты (их появление — функция Брахмы); наш разум исполнен волей к жизни среди этих форм, их познанию и приданию им ценности (функция Вишну); наконец, мы обладаем силой извлекать пользу из этого опыта, накапливая внутреннюю энергию, благодаря чему у нас исчезает необходимость в оформленности (функция Шивы). По отношению к любому объекту у нас возникает следующая последовательность ощущений: сначала восприятие предмета, затем обладание им в то время, как разум накапливает знания о нем, и наконец, обретение чего-то внутри нас, пробуждение возможностей и способностей нашего сознания по отношению к этому объекту, после чего в самом объекте уже нет необходимости.
Большинство людей удовлетворяется обладанием предметами, но йог продвигается дальше и стремится к обретению. Сила Шивы приравнивается к Первому Логосу, Божественной Воле в Проявленном, в то время как Вишну являет собой Божественную Любовь, заботливость по отношению к дживам, а Брахма — Божественная Мысль, обеспечивающая упорядоченность законов Природы, в том числе закона кармы. Последовательное проявление этих трех сил является причиной циклов рождения, жизни и смерти в мире форм, актов, присущих всем объектам Природы и нашего опыта. Объект возникает в нашем восприятии, воспринимается и постигается, а затем исчезает. Путем мышления мы делаем нечто, путем любви мы это нечто используем, а путем воли — отстраняем и переходим к следующему предмету. В глубине сердца мы приветствуем этот процесс; в нем проявляется как наша личная, так и Божественная воля. Йог наблюдает и поощряет это познание единения человека с Божественным, имеющее место в самом человеке.